Главная > Устройство и работа установок пожаротушения 247/р

Распоряжение ОАО "РЖД" от 10.02.2021 N 247/р "Об утверждении Инструкции по обеспечению требований пожарной безопасности на локомотивах"

Приложение Б (справочное)
5 разделов распоряжение №247/р

Устройство и работа установок пожаротушения

Б.1. Установки пенного пожаротушения

Б.1.1. Принцип действия. 

Б.1.1.1. Установка пенного пожаротушения (в простейшем виде) состоит из резервуара с водным раствором пенообразователя, гидравлического и пневматического трубопроводов, рукавов и генераторов пены.

Б.1.1.2. По пневматическому трубопроводу сжатый воздух подается в резервуар и вытесняет из него водный раствор пенообразователя, который по гидравлическому трубопроводу, а затем рукаву поступает в генератор пены. В распыленном виде он попадает на сетку генератора пены и покрывает ее поверхность тонкой пленкой. Одновременно с водным раствором пенообразователя в генератор пены в значительных объемах поступает воздух. Из пленки раствора он выдувает на ячейках сетки пенные пузырьки и происходит образование воздушно-механической пены.

Б.1.1.3. Объем воздушно-механической пены во много раз превосходит объем раствора, из которого она образуется. Отношение объема получаемой пены к объему исходного раствора (раствора, из которого она получена) называется кратностью пены. Пену с кратностью:

до 20 относят к низкократной;

с кратностью от 20 до 200 — к среднекратной; с кратностью свыше 200 — к высокократной.

Способность пены сохранять в течение определенного времени свои первоначальные свойства называется устойчивостью пены.

Б.1.1.4. Для получения воздушно-механической пены обычно применяют пенообразователь ПО-1 по ГОСТ 6948-81, который имеет следующий состав в процентах:

Вместо ПО-1 могут применяться другие пенообразователи, удовлетворяющие технической характеристике установки.

Б.1.1.5. Процесс горения происходит только в среде, содержащей кислород. Такой средой является окружающий воздух. Следовательно, если горящие предметы изолировать от воздуха, процесс горения прекратится. Поэтому, чтобы потушить пожар, струю пены, образующейся в генераторе пены, направляют на горящие предметы, пена обволакивает их, прекращает доступ к ним воздуха, и горение прекращается. Пена отнимает тепло от горящих предметов и тем самым понижает возможность повторного воспламенения.

Б.1.1.6. Рабочие растворы пенообразователя безвредны, а воздушно-механическая пена для людей совершенно неопасна, не оказывает вредного воздействия на кожу и одежду человека.

Электропроводность воздушно-механической пены мала и с увеличением кратности уменьшается. Однако, учитывая, что опасность поражения электрическим током через нее не исключена, тушить электрооборудование и связанные с ним конструкции до снятия напряжения запрещается.

Б.1.1.7. Пенные установки, применяющиеся на тепловозах, относятся к установкам локального пожаротушения по площади. По способу приведения в действие они являются ручными. Наиболее распространены установки с ручным местным пуском, но некоторые тепловозы, прошедшие соответствующую модернизацию, оснащены установками, у которых пуск ручной дистанционный. Это так называемые полуавтоматические установки пенного пожаротушения. Б.1.2. Устройство установок.

Б.1.2.1. Установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском.

На рисунке Б.1 показана схема установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском и генераторами пены средней кратности ГПСл-100, обеспечивающими кратность пены у установок в пределах от 60 до 100.

Пневматический трубопровод 6 соединен с питательной магистралью тормозной системы и подводит воздух к резервуару 7 с водным раствором пенообразователя, а гидравлический трубопровод 4 соединяет резервуар с генераторами пены 1 и служит для подачи к ним водного раствора пенообразователя.

Отсоединение пневматического трубопровода от питательной магистрали и пуск воздуха для приведения установки в действие осуществляются пусковыми пробковыми кранами 5.

Пневматический и гидравлический трубопроводы соединены трубой 9, на которой установлен разобщительный пробковый кран 10. На гидравлическом трубопроводе имеется пробковый кран 12, разобщающий его с резервуаром.

Эта труба и краны нужны для того, чтобы можно было соединить пневматический трубопровод с гидравлическим и произвести продувку последнего (например, после опробования установки), не выливая водный раствор пенообразователя из резервуара. Когда установка подготовлена для работы, разобщительный кран 10 на соединительной трубе закрыт, а кран 12 на гидравлическом трубопроводе открыт.

На трубе, подводящей воздух к резервуару, имеется бонка 8 с отверстием диаметра 1 мм. В случае пропуска воздуха через пусковые краны он будет выходить через это отверстие, а не создавать в резервуаре давление и вытеснять раствор пенообразователя в гидравлический трубопровод. После опробования установки сжатый воздух, заполнивший трубопровод, постепенно выходит через это отверстие. На некоторых тепловозах вместо этого в пробке и корпусе пусковых кранов 5 сделано дополнительное отверстие диаметром 2 мм. При закрытом положении пусковых кранов часть пневматического трубопровода, заключенная между ними, через это отверстие соединена с атмосферой.

На тепловозах, где по условиям размещения вертикальный участок гидравлического трубопровода, выходящего из резервуара, мал и поэтому не предохраняет остальную часть трубопровода от попадания раствора, устанавливается предохранительная диафрагма 13, которая разрывается при давлении 0,12 0,35 МПа (1,2 — 3,5 кгс/см2). На некоторых тепловозах диафрагма стоит на пневматическом трубопроводе, предохраняя его от заполнения раствором.

При приведении установки в действие (открытии одного из пусковых кранов) воздух под давлением, равным давлению в питательной магистрали тормозной системы, заполняет пневматический трубопровод, прорывает диафрагму (если она установлена на пневматическом трубопроводе) и вытесняет из резервуара водный раствор пенообразователя в гидравлический трубопровод. Раствор прорывает диафрагму (если она установлена на гидравлическом трубопроводе) и поступает к генераторам пены (рисунок Б.2).

При открытом положении крана 1 раствор попадает во внутреннюю полость корпуса центробежного распылителя 2. Затем через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры 3. В вихревой

камере раствор закручивается и выходит из соплового отверстия диаметра 8,4 мм в виде расширяющейся распыленной струи. Через коллектор 4 и диффузор 5 раствор попадает на пакет сеток 6 и покрывает сетку тонкой пленкой, выходя из соплового отверстия с большой скоростью, струя раствора увлекает за собой из атмосферы воздух, который тоже направляется в коллектор и диффузор. При проходе пакета сеток происходит интенсивное пенообразование. Для придания формы и направления струе пены служит насадка 7.

На рисунке Б.3 показан генератор пены ГПСл-100 из полимерных материалов.

Как правило, на секции тепловоза имеется два генератора пены. Один из них размещается вблизи кабины машиниста (передний пост), а другой — в районе шахты холодильника тепловоза (задний пост).

Для лучшей маневренности генераторы пены закреплены на гибких резинотканевых рукавах длиной 8-12 м.

Рисунок Б.1. Схема установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском и генераторами пены средней кратности ГПСл-100.

1 — генератор пены ГПС-100; 2 — кран генератора; 3 — рукав; 4 — трубопровод гидравлический; 5 — кран пусковой; 6 — трубопровод пневматический; 7 — резервуар; 8 — банка с отверстием; 9 — труба соединительная; 10, 12 — краны разобщительные; 11 — кран сливной; 13 — диафрагма предохранительная.

Рисунок Б.1. Схема установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском и генераторами пены средней кратности ГПСл-100.

Генератор пены.

1 — разобщительный кран; 2 — корпус центробежного распределителя; 3 — вихревая камера; 4 — коллектор; 5 — диффузор; 6 — пакет сеток; 7 — насадка; а — внутренняя полость центробежного распределителя; б тангенциальные прорези.

Рисунок Б.2. Генератор пены.

Рисунок Б.3. Генератор пены ГПСл-100 из полимерных материалов.

1 — разобщительный кран; 2 — переходник; 3 — крышка; 4 — кронштейн с вихревой камерой; 5 — диффузор; 6 кассета (пакет сеток); 7 — насадка; 8 — крышка.

Рисунок Б.3. Генератор пены ГПСл-100 из полимерных материалов.

На разных тепловозах установки имеют конструктивные отличия: такие, как количество и объем резервуаров, наличие их прогрева, место установки предохранительной диафрагмы и другие, не меняющие принципа их работы.

Б.1.2.2. Установки пенного пожаротушения с ручным дистанционным пуском (полуавтоматические установки пенного пожаротушения).

Такие установки предназначены для тушения пожара на тепловозе в двух режимах:

Ручном — при помощи генераторов пены, включение которых и направление пены на горящий участок осуществляются непосредственно человеком (локомотивной бригадой);

Полуавтоматическом — при котором неподвижно закрепленные генераторы пены после их дистанционного включения подают пену на наиболее пожароопасные места тепловоза без непосредственного участия локомотивной бригады в этом процессе.

На рисунке Б.4 показана схема полуавтоматической установки пенного пожаротушения, которая применяется на части тепловозов 2ТЭ10Л. Эта установка, кроме дистанционного, имеет дублирующий местный пуск.

Пневматический трубопровод 20 соединен с питательной магистралью тормозной системы. От него по трубопроводу 23 воздух подводится к резервуару 25 с водным раствором пенообразователя, а по трубопроводу 21 к цилиндру 8 отключения аккумуляторной батареи.

Отсоединение пневматического трубопровода 20 от питательной магистрали и пуск воздуха для приведения установки в действие при ручном местном пуске осуществляются пробковыми кранами 17 и 27. Пневматический трубопровод 21 разъединен с питательной магистралью электропневматическим вентилем 19.

Параллельно пусковому крану 17 установлен клапан 18, через который воздух из питательной магистрали поступает в трубопровод 20 при дистанционном пуске.

Пневматический и гидравлический трубопроводы соединены трубами 32 и 33, на которых имеются разобщительные пробковые краны 6 и 4. На гидравлическом трубопроводе для разобщения его с резервуаром установлены пробковые краны 29 и 30. Эти трубы и краны нужны для того, чтобы можно было соединить гидравлический трубопровод с пневматическим и произвести его продувку, не сливая раствора пенообразователя из резервуара. Когда установка подготовлена для работы, разобщительные краны 29 и 30 открыты, а краны 4 и 6 — закрыты.

Схема полуавтоматической установки пенного пожаротушения.

1, 11, 15, 16 — генераторы пены ТПС-100; 2, 10 — краны генераторов; 3, 9, 13, 14 — рукава; 4, 6, 12, 29, 30 краны разобщительные; 5, 7 — трубопровод гидравлический; 8 — цилиндр отключения аккумуляторной батареи; 12, 27 — краны пусковые; 18 — клапан; 19 — вентиль электропневматический; 20, 21, 22, 23 трубопровод пневматический; 24 — вентиль; 25 — резервуар; 26 — кран прочный; 28 — диафрагма предохранительная; 31 — банка с отверстием; 32, 33 — трубы соединительные.

Рисунок Б.4. Схема полуавтоматической установки пенного пожаротушения.

На трубе 23, подводящей воздух к резервуару, имеется бонка 31 с отверстием диаметра 1 мм. На этой же трубе установлена диафрагма 28, предохраняющая пневматический трубопровод от попадания в него раствора пенообразователя.

Генератор пены 1 с разобщительным краном 2 и рукавом 3 полужестко закреплен над шахтой холодильника и направлен в район расположения дренажных труб и масленого насоса, как наиболее пожароопасный в дизельном помещении. Когда установка подготовлена для работы, разобщительный кран 2 открыт. Генератор пены предназначен для тушения пожара, как в полуавтоматическом, так и в ручном режиме.

Генераторы пены 15 и 16 на коротких рукавах (1,5 м) 13 и 14 жестко закреплены в аппаратных камерах. Эти генераторы пены разобщительных кранов не имеют и предназначены для тушения пожара в аппаратных камерах при полуавтоматическом режиме. Для их отсоединения от гидравлической магистрали служит разобщительный пробковый кран 12.

Генератор пены 11 с разобщительным краном 10 и рукавом 9 размещается в кабине машиниста, свободно подвешен на кронштейне и предназначен для использования только в ручном режиме.

Цилиндр 8 служит для отключения аккумуляторной батареи при дистанционном пуске установки пожаротушения. Одновременно с началом работы установки шток цилиндра перемещается и размыкает рубильник аккумуляторной батареи.

Для дистанционного управления в кабине машиниста имеется блок из двух тумблеров. Включением соответствующего тумблера осуществляется пуск установки пожаротушения 1-й или 2-й секции.

Б.1.2.3. Полуавтоматические установки пенного пожаротушения других тепловозов (М62, 2М62) имеют конструктивные отличия от описанной, не меняющие сущности их работы. Б.1.3. Подготовка установки к работе.

Б.1.3.1. Резервуар установки должен быть заполнен водным раствором пенообразователя, содержащим 6% (по объему) пенообразователя ПО-1 ГОСТ 6948-81 или другого, удовлетворяющего требованиям технической характеристики установки, и 94% холодной чистой воды. Чтобы раствор в процессе заливки не пенился, следует заливать сначала воду, а затем пенообразователь. Уровень раствора должен быть между рисками на щупе, то есть не доходить до верха резервуара на 30 — 50 мм. Это нужно для того, чтобы вода и пенообразователь быстрее перемещались при движении локомотива. Б.1.3.2. Пробка заливочной горловины должна быть плотно завинчена.

Б.1.3.3. Пробковые краны генераторов пены должны быть закрыты, что соответствует положению рукоятки крана поперек его оси.

Б.1.3.4. Пусковые краны на пневматическом трубопроводе должны быть закрыты и запломбированы. Закрытому положению соответствует вертикальное положение рукояток.

Б.1.3.5. У тех установок, где имеется соединительная труба и краны для продувки системы, кран на соединительной трубе должен быть закрыт, а кран на гидравлическом трубопроводе открыт.

Б.1.3.6. Спускной вентиль или кран, а на некоторых тепловозах спускная пробка, на резервуаре должны быть плотно закрыты до заливки резервуара.

Б.1.3.7. Рукава должны быть свернуты и повешены вместе с генераторами пены на кронштейнах или уложены в других специально предусмотренных для этого местах.

Б.1.3.8. Категорически запрещается:

  • вешать или укладывать вместе с рукавами и генераторами пены посторонние предметы;
  • связывать между собой витки свернутых рукавов.

Б.1.3.9. На генераторах пены из полимерных материалов насадок должен быть закрыт крышкой.

Б.1.3.10. При подготовке к работе полуавтоматических установок пенного пожаротушения, кроме требований, перечисленных выше, следует руководствоваться следующим:

  • у генераторов пены, свободно подвешенных на кронштейнах и предназначенных дляиспользования только в ручном режиме, пробковые краны должны быть закрыты, а у генераторов пены, полужестко закрепленных в дизельном помещении и предназначенных для работы, как в полуавтоматическом, так и ручном режимах — открыты;
  • пробковый кран, служащий для отсоединения генераторов пены, размещенных в высоковольтныхкамерах, от гидравлической магистрали, должен быть закрыт. Это нужно для того, чтобы водный раствор пенообразователя, случайно попавший в гидравлический трубопровод (например, при резком торможении или, если имеется пропуск воздуха через пусковые краны, а отверстие для его выхода — забито) не мог попасть на электрооборудование;
  • насадок должен быть закрыт крышкой только на тех генераторах пены из полимерныхматериалов, которые свободно подвешены и предназначены для работы в ручном режиме. Б.1.3.11. На остальных генераторах пены крышки должны быть сняты.

Б.1.4. Оказание посильных мер при тушении пожара.

Б.1.4.1. При оказании посильных мер при тушении пожара с помощью установки пенного пожаротушения с ручным местным пуском нужно взять в руки ближайший к очагу доступный генератор пены, расправить рукав и открыть любой из пусковых кранов, сорвав пломбу. Установка будет готова к действию. Расправить рукав до открытия пусковых кранов следует для того, чтобы при поступлении раствора не произошло самопроизвольного раскручивания свернутого рукава, что может затруднить действия по тушению пожара.

Направив насадок генератора пены на горящие предметы, надо открыть кран генератора пены до упора, и струя пены начнет выбрасываться из насадка. Для быстрой ликвидации пожара, когда он получил значительное распространение, следует пользоваться сразу двумя генераторами пены. При горении стен или предметов, расположенных по вертикальной плоскости, нужно направлять струю пены, начиная сверху, чтобы пена, стекая, продолжала свои огнетушащие действия.

После ликвидации пожара нужно закрыть пусковые краны, краны на генераторах пены, свернуть рукава и уложить их на свои места.

Б.1.4.2. При оказании посильных мер при тушении пожара с помощью полуавтоматической установки пенного пожаротушения следует иметь в виду, что запас пенообразующего раствора, а, следовательно, и пены на тепловозе ограничен.

Оказание посильных мер при тушении пожара наиболее эффективно, когда пена подается непосредственно на горящие предметы, что осуществляется при ручном режиме работы установки. Поэтому, если имеется возможность, нужно использовать ручной режим.

Оказание посильных мер при тушении пожара в полуавтоматическом режиме следует применять в том случае, когда применение ручного режима невозможно. Такая ситуация может возникнуть при отсутствии свободного члена локомотивной бригады для управления генератором пены, при невозможности проникнуть к горящему участку.

Б.1.4.3. Оказание посильных мер при тушении пожара в ручном режиме должно производиться в соответствии с указаниями, изложенными в п. Б.1.4.1 настоящего приложения.

Для оказания посильных мер при тушении пожара в ручном режиме предназначен генератор пены, свободно подвешенный в кабине машиниста (тепловозы 2ТЭ10Л) или переднем тамбуре (тепловозы М62, 2М62), а также может использоваться генератор пены, полужестко закрепленный в дизельном помещении. Нужно помнить, что кран последнего открыт, так как этот генератор пены подготовлен для работы в полуавтоматическом режиме. Поэтому при применении одного генератора пены, свободно подвешенного в кабине машиниста или переднем тамбуре, желательно перекрыть кран генератора, пены в дизельном помещении. Тогда вся пена пойдет через используемый генератор.

Б.1.4.4. Оказание посильных мер при тушении пожара в полуавтоматическом режиме с дистанционным пуском осуществляется включением тумблера того тепловоза (секции), где происходит пожар. При необходимости оказания посильных мер при тушении пожара в ВВК нужно предварительно открыть кран 12, разобщающий генераторы (генератор) пены с гидравлической магистралью.

Б.1.4.5. Оказание посильных мер при тушении пожара в полуавтоматическом режиме с местным пуском осуществляется открытием любого из пусковых кранов. Аккумуляторную батарею нужно отключить вручную, предварительно до открытия пускового крана, так как ее автоматическое отключение происходит только при дистанционном пуске установки. Отключение аккумуляторной батареи особенно нужно при оказании посильных мер при тушении пожара в ВВК.

Б.2. Установка штатного газового пожаротушения

Б.2.1. Принцип действия.

Б.2.1.1. Установки газового пожаротушения, применяемые на тепловозах, относятся к установкам объемного пожаротушения, то есть к таким, которые создают среду, не поддерживающую горение во всем защищаемом объеме. Работают установки полуавтоматически: пуск установок производится человеком, а процесс тушения пожара осуществляется автоматически. Пуск установок ручной дистанционный с дублирующим местным пуском.

Б.2.1.2. Огнетушащее вещество находится в огнетушителях и при пуске установки по распределительному трубопроводу поступает в защищаемое помещение. Основным огнетушащим веществом является хладон.

Б.2.2. Устройство установок.

Б.2.2.1. Установки газового пожаротушения на тепловозах типа ТЭ10М, М62У и 2ТЭ116.

Установки служат для тушения пожара в аппаратных камерах и шкафу выпрямительной установки (тепловоз 2ТЭ116).

Установка состоит из одного огнетушителя ОС-8МД (ОС-8М, ОС-8МФ), распределительного трубопровода и дистанционного электрического привода. Применяются на тепловозах, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией.

Б.2.2.2. Описание огнетушителя ОС-8МД (рисунок Б.5) и его основные параметры.

Описание огнетушителя ОС-8МД.

1 — стальной армированный баллон; 2 — манометр; 3 — затвор.

Рисунок Б.5. Описание огнетушителя ОС-8МД.

Таблица Б.2.1 — Основные параметры основные параметры огнетушителя ОС-8МД

Основные параметры основные параметры огнетушителя ОС-8МД

Давление в баллоне по манометру в зависимости от температуры окружающего воздуха должно быть не менее указанного в таблице Б. 2.2.

Б.2.2 — Давление в баллоне по манометру в зависимости от температуры окружающего воздуха

Распределительный трубопровод обеспечивает подвод и распыл огнетушащего вещества в защищаемые помещения. Количество последних определяется КД тепловоза. На тепловозах М62У электрооборудование размещается в одной камере (ВВК), на тепловозах типа ТЭ10М в двух аппаратных камерах (правой и левой), а на тепловозах 2ТЭ116 защищаемыми помещениями являются три аппаратные камеры (правая, левая, центральная) и шкаф выпрямительной установки.

Для дистанционного пуска установки в кабине машиниста имеется тумблер. Пуск может быть произведен и вручную поворотом вверх рычага головки затвора огнетушителя. Б.2.3. Оказание посильных мер при тушении пожара.

Б.2.3.1. Работая с установкой газового пожаротушения, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • после обследования машинного помещения, когда выявлена необходимость приведенияустановки в действие, покинуть его и плотно закрыть двери кабины машиниста, примыкающей к машинному помещению, в котором будет включена установка. В случае проникновения огнетушащего состава в кабину машиниста, что обнаруживается появлением специфического запаха, надеть самоспасатель;
  • включение резервной группы огнетушителей тумблером, расположенным в машинномпомещении, или приведение в действие установки ручным приводом, рукоятки которого также находятся в машинном помещении, следует производить в средствах защиты локомотивной бригады;

Если по каким-либо причинам локомотивная бригада была вынуждена произвести указанные включения без средств защиты локомотивной бригады, нужно немедленно покинуть машинное помещение кратчайшим путем, не попадая под струи распыливаемого состава, и закрыть за собой двери;

  • перед тушением пожара в шкафу с электроаппаратами кабины машиниста или в кабинемашиниста покинуть ее, плотно закрыв за собой двери;
  • в случае попадания огнетушащего вещества на тело или одежду как можно скорее сменитьодежду и принять горячий душ.

Б.2.3.2. При тушении пожара в машинном помещении следует по окончании истечения огнетушащего вещества (через 30 секунд после включения установки), надев средства защиты локомотивной бригады, войти в машинное помещение, произвести его осмотр и убедиться в ликвидации пожара. При наличии остатков пожара ликвидировать их с помощью огнетушителей.

Произвести проветривание машинного помещения, для чего открыть боковые двери, окна и вентиляционный люк. Перед открытием люка, если топливный насос остановлен тумблером закрытия люка (ТЗЛ), нужно выключить тумблер «Топливный насос», после чего выключить ТЗЛ.

Проветривание машинного помещения следует производить не менее 15 минут, после чего снять противогаз. Если при этом будет ощущаться необычный запах, одеть самоспасатель, выйти из машинного помещения и продолжить его проветривание до полного исчезновения этого запаха.

Б.2.3.3. При оказании посильных мер при тушении пожара в шкафу с электроаппаратами кабины машиниста или в кабине машиниста следует по окончании истечения огнетушащего вещества, то есть через 30 секунд после пуска огнетушителей или снижения давления в их баллонах до 0,1 — 0,2 МПа (1 — 2 кгс/см2), надев средства защиты, войти в кабину машиниста для ее осмотра. При наличии остатков пожара ликвидировать их с помощью огнетушителей.

После ликвидации пожара кабину машиниста тщательно проветрить до полного исчезновения необычного запаха.

Б.2.3.4. Оказание посильных мер при тушении пожара в аппаратных камерах тепловозов типа ТЭ10М, М62У и 2ТЭ116.

Б.2.3.4.1. Получив сигнал о пожаре, нужно определить, где он возник, так как автоматическая пожарная сигнализация на этих тепловозах дает информацию о пожаре на секции без указания места пожара (дизельное помещение или аппаратные камеры). При пожаре в аппаратных камерах, а на тепловозе 2ТЭ116 и при пожаре в шкафу выпрямительной установки, нужно сорвать пломбу, открыть крышку и включить тумблер на пульте управления той секции, где возник пожар. Этим будет осуществлен дистанционный пуск установки. Установку можно привести в действие вручную, сорвав пломбу с рычага затвора огнетушителя и повернув рычаг вверх до отказа.

Б.2.3.4.2. Перед пуском установки, как дистанционном, так и вручную, дизель-генератор нужно остановить.

Б.2.3.4.3. Работая с установкой газового пожаротушения, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • после дистанционного пуска плотно закрыть двери в кабину машиниста и надеть самоспасательдля покидания локомотива;
  • ручной пуск установки производить в средствах защиты, а после пуска покинуть локомотив,плотно закрыв за собой двери;
  • в случае попадания огнетушащего вещества на тело или одежду как можно скорее сменитьодежду и принять горячий душ.

Б.2.7.4. По окончании истечения огнетушащего вещества, то есть через 30 секунд после пуска огнетушителя или снижения давления в его баллоне до 0,1 — 0,2 МПа (1 — 2 кгс/см2), нужно в средствах защиты локомотивной бригады осмотреть место пожара. При наличии остатков пожара ликвидировать их с помощью ручных огнетушителей.

После ликвидации пожара открыть двери горевшей камеры, окна и наружные двери для проветривания. Проветривание производить до полного исчезновения необычного запаха.

Б.3. Установки порошкового пожаротушения

Б.3.1. Принцип действия.

Б.3.1.2. Установки порошкового пожаротушения на тепловозах относятся к автоматическим установкам объемного пожаротушения с ручным дублирующим дистанционным и местным пуском с дополнительными пожарными стволами для локального пожаротушения. Б.3.1.2. Режимы работы:

  • автоматический — пуск установки происходит при срабатывании извещателя автоматическойпожарной сигнализации. Как пуск, так и процесс пожаротушения осуществляются без участия людей. Режим предназначается для защиты дизельного помещения и аппаратных камер, когда на тепловозе нет людей, что имеет место при горячем простое. Может применяться и при поездной или маневровой работе;
  • полуавтоматический — пуск установки осуществляется человеком путем включения тумблера наблоке тумблеров (дистанционный пуск) или крана на блоке управления (местный пуск). Процесс пожаротушения происходит без участия людей. Является основным режимом для защиты дизельного помещения и аппаратных камер, когда бригада находится на тепловозе и имеется возможность проверить правильность сигнала о пожаре и установить его место;
  • ручной — включение пожарного ствола и процесс пожаротушения осуществляется человеком.

Режим предназначается для локального пожаротушения как внутри, так и снаружи тепловоза, включая другие объекты железнодорожного транспорта в пределах досягаемости струи порошка.

Б.3.1.3. Огнетушащее вещество — порошок находится в специальных резервуарах. При приведении установки в действие в резервуар подается сжатый воздух, который вытесняет порошок в трубопровод и распыляет его в защищаемом помещении. Огнетушащий эффект при применении порошка объясняется комбинированным действием следующих факторов: разбавления горючей среды, негорючими газообразными продуктами разложения порошка, создания условий огне преграждения, при которых пламя распространяется через узкие каналы в порошковом облаке, ингибирования химических реакций в пламени, приводящего к обрыву цепной реакции горения, охлаждения зоны горения в результате затрат тепла на нагрев частиц порошка, их разложение и частичное испарение, механического срыва пламени струями газопорошковой смеси.

Б.3.1.4. На тепловозах применяются многоцелевые огнетушащие порошки марок:

Пирант-А по ТУ 301-11-03-89;

Пирант-АН по ТУ6-35-0204894-09-90;

П-2АП по ТУ 113-08-597-86.

Смешивание порошков различных марок недопустимо.

Огнетушащие порошки не токсичны, не электропроводны, не замерзают при низкой температуре. При вдыхании могут вызвать раздражение дыхательных путей. Поэтому при контакте с огнетушащими порошками нужно пользоваться респиратором, а по окончании оказания посильных мер при тушении пожара хорошо проветрить помещение. Б.3.2. Устройство установок.

Б.3.2.1. Установка порошкового пожаротушения на тепловозах типа ТЭ10М (3ТЭ10М и 2ТЭ10М), оборудованных по проекту Т1425.00.00 ПКБ ЦТ.

Б.3.2.1.1. Установка, принципиальная схема которой показана на рисунке Б.6, состоит из двух самостоятельных частей, одна из которых предназначена для тушения пожара в аппаратных камерах, а другая — в дизельном помещении и вне тепловоза.

Б.3.2.1.2. В каждую из этих частей входят следующие основные составные части: резервуар; пневматический трубопровод; порошковый трубопровод, состоящий из магистрального и распределительного трубопроводов; блок управления (конструктивно выполнен как один узел для обеих частей установки);

электрическая схема дистанционного пуска, включающая в себя основной и дополнительный блоки

тумблеров.

В частях установок, предназначенных для тушения пожара в дизельном помещении, имеются пожарные рукава с пожарными стволами.

Установки имеют устройства для отключения аккумуляторных батарей, срабатывающие при пуске любой из частей установки.

Б.3.2.1.3. Установками порошкового пожаротушения оборудуется каждая секция тепловозов 3ТЭ10М и 2ТЭ10М. Установка на крайней секции отличается от установки на средней секции расположением резервуаров, блока управления и разводкой труб. Различаются основные блоки тумблеров и выполняемые ими функции.

Б.3.2.1.4. Резервуары Р1 и Р2 — стальные сварные, имеют в верхнем днище заправочную горловину. Через нее производится зарядка резервуара порошком с помощью специальных контейнеров, конструкция которых предусматривает выпуск воздуха при зарядке через это же отверстие. Горловина закрывается колпаком с резиновой прокладкой.

Рисунок Б.6. Принципиальная схема установки порошкового пожаротушения на тепловозах типа ТЭ10М.На верхнем днище имеется штуцер, в который устанавливается щуп. Этот штуцер может быть использован для выпуска воздуха в том случае, если заправка резервуара порошком производится без применения специального контейнера.В нижнюю часть каждого резервуара встроен аэратор, который нужен для насыщения (аэрации) порошка сжатым воздухом определенного давления перед его выбросом из резервуара в магистральный трубопровод. Аэратор состоит из двух труб, прикрепляемых к обечайке при помощи фланцевого соединения. На трубах имеются отверстия диаметра 2,5 мм, закрытые резиновыми кольцами.

Р1, Р2 — резервуары; МП1, МП2 — мембраны прорыва; БЗ1, БЗ2 — банки с заглушками; ЭВН1, ЭВН2 электропневматические вентили; К1, К2 — клапаны; Ц — цилиндры; КН1, КН2 — краны (КН1, КН4, КН5 —

нормально открыты; КН2, КН3 — нормально закрыты); КНБ — кран трехходовой; СП — ствол пожарный; 2-4, Б-9, 11-14, 16 — трубопровод пневматический; 10, 15, 18-20 — трубопровод, порошковый магистральный; 5, 17 — трубопровод, порошковый распределительный; 1 — рукав.

Рисунок Б.6. Принципиальная схема установки порошкового пожаротушения на тепловозах типа ТЭ10М.

На верхнем днище имеется штуцер, в который устанавливается щуп. Этот штуцер может быть использован для выпуска воздуха в том случае, если заправка резервуара порошком производится без применения специального контейнера.

В нижнюю часть каждого резервуара встроен аэратор, который нужен для насыщения (аэрации) порошка сжатым воздухом определенного давления перед его выбросом из резервуара в магистральный трубопровод. Аэратор состоит из двух труб, прикрепляемых к обечайке при помощи фланцевого соединения. На трубах имеются отверстия диаметра 2,5 мм, закрытые резиновыми кольцами.

Выброс порошка из резервуара происходит через заборную трубу с раструбом в нижней части, не доходящим до нижнего днища на 20 мм. Заборная труба своим штуцером вворачивается в бонку, приваренную к верхнему днищу.

Б.3.2.1.5. Пневматический трубопровод служит для подвода воздуха от питательной магистрали к приборам и арматуре блока управления, а от них к резервуару Р1 по трубам 11, 8, 13 и резервуару Р2 по трубам 12, 9, 14. По трубе 4 воздух подводится к электропневматическому вентилю ЭВНЗ и цилиндру Ц отключения аккумуляторной батареи.

Б.3.2.1.6. Магистральный порошковый трубопровод посредством труб 19, 18 соединяет резервуар Р1 с распределительным трубопроводом 17 в дизельном помещении, а посредством труб 10 и 15 соединяет резервуар Р2 с распределительным трубопроводом 5 в аппаратных камерах. На магистральных трубопроводах имеются мембраны МП1 и МП2, служащие для создания необходимого давления воздуха перед выбросом порошка в распределительный трубопровод. Краны КН4 и КН6 служат для разъединения магистрального и распределительного трубопроводов, которое требуется при проверке плотности установки. Трехходовой кран КН6, для отключения распределительного трубопровода 17 при работе пожарным стволом СП в ручном режиме.

Б.3.1.2.7. Распределительный порошковый трубопровод служит для транспортирования порошка и равномерного его распыления в защищаемом помещении. Распыление происходит через отверстия диаметра 6 мм.

Б.3.1.2.8. Для пуска воздуха к резервуарам Р1 и Р2 при дистанционном управлении служат клапаны К1 и К2, соединенные с питательной магистралью. Электропневматические вентили ЭВН1 и ЭВН2, также соединенные с питательной магистралью, предназначены для открывания клапанов К1 и К2, проход для воздуха у которых значительно больше, чем у вентилей. При ручном пуске соединение резервуаров с питательной магистралью происходит при открытии кранов КН2 и КН3. Кран КН1 служит для отсоединения блока управления от питательной магистрали.

Б.3.2.1.9. Конструктивно приборы и арматура для пуска воздуха к резервуару Р1 (ЭВН1, К1, КН2) и к резервуару Р2 (ЭВН2, К2, КН3) объединены в один блок управления.

Пожарный ствол СП на рукаве 1 длиной 20 м посредством трубы 20 через кран КН6 присоединен к магистральному трубопроводу 19, отходящему от резервуара Р1.

Он является средством ручного пожаротушения объектов вне тепловоза и, при необходимости, на самом тепловозе.

Б.3.2.1.10. Электрическая схема подключена к исполнительной схеме электрооборудования тепловоза, обеспечивает дистанционный пуск установок, остановку дизеля и отключение рубильника аккумуляторной батареи той секции, где произошел пуск установки, а также автоматический пуск при срабатывании автоматической пожарной сигнализации (независимо на каждой секции). Питание схемы осуществляется от автоматов освещения.

Б.3.2.1.11. На каждом основном блоке тумблеров, устанавливаемом на задней стенке кабины машиниста крайней секции, имеется шесть тумблеров.

Четыре тумблера размещены на передней панели блока под пломбируемой крышкой. Из них два служат для пуска частей установки, предназначенных для защиты аппаратных камер и дизельного помещения секции тепловоза, на которой установлен блок. Эти тумблеры обозначены надписями соответственно «Первая секция. ВВК» и «Первая секция. ДП». Тумблер, обозначенный «Вторая секция», при включении обеспечивает пуск установки средней секции, а обозначенный «Третья секция» — установки другой крайней секции. На тепловозах двухсекционных (2ТЭ10М) тумблер «Вторая секция» служит для пуска установки второй крайней секции, а тумблер «Третья секция» — свободен.

На передней панели имеется еще один опломбированный тумблер (ТАБ), который предназначен для разрыва цепи отключения аккумуляторной батареи. Выключенное положение этого тумблера обеспечивает

питание цепи управления от аккумуляторной батареи и сохраняет возможность управления ведомыми секциями.

На боковой стенке блока помещен тумблер для переключения режимов. Имеет два положения, обозначенные «Автомат» и «Полуавт».

Б.3.2.1.12. Блок тумблеров средней секции (3ТЭ10М) размещен на задней стенке тамбура и имеет три тумблера. На передней панели под пломбируемой крышкой находятся тумблеры для пуска части установки, предназначенной для защиты аппаратных камер (обозначен «ВВК»), и части для защиты дизельного помещения (обозначен «ДП») средней секции тепловоза.

На боковой стенке блока помещен тумблер для переключения режимов.

Б.3.2.1.13. Дополнительные блоки тумблеров устанавливаются на стенке холодильной камеры всех секций и имеют по два тумблера: для пуска части установки, защищающей аппаратные камеры (обозначен «ВВК»), и части, защищающей дизельное помещение (обозначен «ДП») данной секции тепловоза. Тумблеры закрыты пломбируемой крышкой.

Б.3.2.1.14. Тумблеры, обозначенные «ВВК», при включении подают питание на электропневматические вентили ЭВН1 и ЭВН3, а обозначенные «ДП» — на ЭВН2 и также на ЭВН3 той секции локомотива, на которой они находятся.

Тумблеры, обозначенные «Вторая секция» и «Третья секция», при включении подают питание одновременно на электропневматические вентили ЭВН1, ЭВН2 и ЭВН3 указанной секции.

Тумблер ТАБ разрывает цепь питания к электропневматическому вентилю ЭВН3 той секции, на которой он включен, то есть если тумблер ТАБ включен, то при включении тумблеров «ВВК» или «ДП» питание на ЭВНЗ подаваться не будет.

Б.3.2.1.15. Работа установки в полуавтоматическом режиме тушения пожара, как было показано, возможна с дистанционным пуском из кабины машиниста или из района холодильной камеры и ручным из дизельного помещения (на средней секции из тамбура) путем непосредственного воздействия человека на блок управления.

При дистанционном пуске установки пожаротушения в дизельном помещении включением тумблера ДП в кабине (в тамбуре на средней секции) или ДП в районе холодильной камеры подается питание на катушку магнитного клапана электропневматического вентиля ЭВН1, пневматическая часть которого соединена с питательной магистралью. Открывается впускной клапан, и воздух через вентиль ЭВН1 поступает в клапан К1 (смотреть рисунок Б.6). Под давлением сжатого воздуха клапан открывает непосредственный проход воздуха из питательной магистрали к резервуару Р1. Сначала сжатый воздух проходит аэратор, растягивает резиновые кольца, закрывающие отверстия в его трубе, и поступает в резервуар, насыщая огнетушащий порошок. Так как на трубопроводе на выходе из резервуара имеется мембрана МП1, давление в резервуаре повышается до давления прорыва мембраны (5 МПа). Мембрана прорывается, воздух расширяется, вспушивает порошок и через заборную трубу вытесняет его в магистральный трубопровод (трубы 19, 18). Из магистрального трубопровода порошок поступает в распределительный. Через отверстия в этом трубопроводе огнетушащий порошок распыляется в дизельное помещение и прекращает горение.

При дистанционном пуске установки пожаротушения в аппаратных камерах включением тумблера ВВК в кабине (в тамбуре на средней секции) или ВВК в районе холодильной камеры подается питание на катушку магнитного клапана электропневматического вентиля ЭВН2, пневматическая часть которого соединена с питательной магистралью. Открывается впускной клапан, и воздух через вентиль ЭВН2 поступает в клапан К2, а затем по пневматическому трубопроводу 9, 14 к резервуару Р2 (смотреть рисунок 7). Дальнейшая работа установки такая же, как и для дизельного помещения.

Одновременно с подачей питания к электропневматическим вентилям ЭВН1 и ЭВН2 подается питание на катушку магнитного клапана электропневматического вентиля ЭВН3. Открывается впускной

клапан, сжатый воздух из питательной магистрали поступает в цилиндр Ц, перемещает его поршень, шток которого связан с рубильником аккумуляторной батареи, и отключает последнюю от цепи управления.

При ручном пуске переключением крана КН2 для дизельного помещения или КН3 для аппаратных камер, которые размещены на блоке управления, осуществляется пуск сжатого воздуха из питательной магистрали к резервуару Р1 или Р2, минуя электропневматические вентили и клапаны К1 и К2. Дальнейший процесс такой же, как и при дистанционном включении.

Б.3.2.1.16. Работа установки в автоматическом режиме такая же, как и при полуавтоматическом с дистанционным пуском. Разница в том, что пуск установки, отключение аккумуляторной батареи и остановка дизеля происходят автоматически, без участия человека, когда тумблер переключения режимов находится в положении, обозначенном «Автомат», и срабатывании любого из извещателей автоматической пожарной сигнализации. В автоматическом режиме нет раздельного пожаротушения в дизельном помещении или аппаратных камерах. При срабатывании извещателя порошок распыляется как в дизельном помещении, так и в аппаратных камерах. Это связано со схемой автоматической пожарной сигнализации, которая не имеет разделения извещателей дизельного помещения и аппаратных камер.

Б.3.2.1.17. Ручной режим отличается от полуавтоматического тем, что выброс порошка происходит через пожарный ствол, которым управляет человек.

Б.3.2.2. Устройство установок порошкового пожаротушения на других тепловозах, аналогично описанному, но для каждого имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены количеством секций тепловоза, компоновкой на них агрегатов, количеством и расположением аппаратных камер и т.п. Имеются различия в устройстве отдельных узлов установки.

Так, на тепловозах, оборудованных установками порошкового пожаротушения при их постройке на ПО «Лугансктепловоз», резервуары для порошка разъемные. Аэратор представляет собой кольцо из трубы, к которой приварены точеные бонки с кольцевыми проточками, соединенными с полостью трубы. На проточки в бонках надеты резиновые кольца, закрывающие отверстия и растягивающиеся при поступлении воздуха в аэратор. К кольцу аэратора приварен патрубок из трубы с фланцем для крепления к нижней части резервуара и соединения с пневматическим трубопроводом. Штуцера со щупом на резервуарах ЛТЭ нет. Мембраны прорыва размещаются непосредственно на выходе из резервуаров.

Изучая устройство установки по настоящему Приложению, необходимо дополнительно изучить ее устройство по техническому описанию для каждой конкретной серии локомотива. Б.3.3. Подготовка установки к работе.

Б.3.3.1. Резервуары установки должны быть заполнены огнетушащим порошком одной из марок, указанных в п. Б.3.1.4. настоящего приложения.

Зарядку резервуаров следует производить через заправочную горловину в верхнем днище с помощью специальных контейнеров, конструкция которых предусматривает выпуск воздуха при зарядке через это же отверстие. При зарядке резервуара без применения специального контейнера штуцер, в который установлен щуп, должен быть открыт. Выход воздуха будет происходить через этот штуцер.

После зарядки резервуаров заправочная горловина и штуцер со щупом должны быть плотно закрыты имеющимися для этого колпачками.

Б.3.3.2. На резервуаре способом, установленным КД, указывается марка и дата засыпки порошка.

Б.3.3.3. Качество засыпаемого огнетушащего порошка должно быть предварительно проверено на соответствие его требованиям приложения Г к настоящей инструкции.

Б.3.3.4. Пробковые краны приводятся в положения, указанные ниже.

Б.3.3.5. В открытом положении должны быть:

краны, отсоединяющие пневматический трубопровод от питательной магистрали, то есть кран КН1 между питательной магистралью и блоком управления и кран КН5 между питательной магистралью и цилиндром отключения аккумуляторной батареи: кран КН4 между резервуаром Р2 с огнетушащим порошком и распределительным трубопроводом 5.

Б.3.3.6. В закрытом положении должны быть пусковые краны КН2 и КН3 на блоках управления.

Б.3.3.7. Трехходовой кран КН6 должен быть в положении, при котором резервуар Р1 соединен с распределительным трубопроводом 19.

Для каждой конкретной серии тепловоза положения пробковых кранов даны в принципиальной комбинированной схеме, а также в техническом описании и инструкции по эксплуатации (ТО).

Все пробковые краны в положении установки, подготовленной к действию, должны быть опломбированы.

Б.3.3.8. Рукав должен быть свернут и повешен вместе с пожарным стволом на кронштейне или уложен в другом специально предусмотренном для этого месте.

Категорически запрещается вешать или укладывать вместе с рукавами и пожарными стволами посторонние предметы, а также связывать между собой витки свернутых рукавов.

Б.3.3.9. Тумблеры пуска установки должны быть в выключенном положений закрыты пломбируемой крышкой.

Тумблер ТАБ разрыва цепи отключения аккумуляторной батареи должен быть включен и опломбирован.

Тумблер переключения режимов должен находиться в положении «Полуавт». Б.3.4. Оказание посильных мер при тушении пожара.

Б.3.4.1. Установка порошкового пожаротушения на тепловозах типа ТЭ10М, оборудованных по проекту Т1425.00.00 ПКБ ЦТ.

Б.3.4.1.1. Получив сигнал автоматической пожарной сигнализации, машинист или его помощник должны убедиться в том, что он не ложный.

Б.3.4.1.2. При возникновении пожара на тепловозе, если его размеры невелики, следует потушить его с помощью ручных огнетушителей или привести в действие ручной пожарный ствол СП (смотреть рисунок Б.6) установки порошкового пожаротушения.

Б.3.4.1.3. Для приведения в действие пожарного ствола нужно:

перевести трехходовой кран КН6 в положение, при котором резервуар Р1 будет соединен с рукавом;

развернуть рукав, открыть крышку блока тумблеров, сорвав при этом пломбу, и включить тумблер «ДП» или открыть кран КН4, взять в руки пожарный ствол, с помощью пускового органа открыть его и направить струю порошка на очаг пожара.

Б.3.4.1.4. Если пожар возник в дизельном помещении первой (ведущей) секции и по его размерам тушение ручными средствами не даст положительного результата, нужно включить тумблер «Первая секция — ДП» или открыть кран КН4. При значительном пожаре в аппаратных камерах необходимо включить тумблер «Первая секция — ВВК» или открыть кран КН6.

Б.3.4.1.5. При пожаре на 2-й или 3-й секции желательно привести в действие установку порошкового пожаротушения этих секций, находящимися на них приборами управления. Это даст возможность избирательного выброса огнетушащего порошка в дизельном помещении или в аппаратных камерах в зависимости от того, где возник пожар.

Если доступ к пусковым приборам ведомых секций затруднен, необходимо привести в действие их установку пожаротушения с 1-й секции. Для этого требуется включить тумблер «Вторая секция» (2ТЭ10М, 3ТЭ10М) или «Третья секция» (3ТЭ10М). Выброс порошка произойдет одновременно как в дизельном помещении, так и в аппаратных камерах на второй или на третьей секции соответственно.

Б.3.4.1.6. При поступлении сигнала о пожаре на 1-й секции, когда проверить правильность тревоги и установить место пожара в силу обстоятельств затруднительно, нужно включить сразу оба тумблера «Первая секция» («ДП» и «ВВК»).

Если место возникновения пожара известно, надо включить только соответствующий ему тумблер.

Б.3.4.1.7. Одновременно с дистанционным пуском установки происходит остановка дизеля и выключение аккумуляторной батареи той секции, на которой запущена установка пожаротушения.

Если пожар возник в условиях, при которых, согласно п. Б.5.1.2. настоящей инструкции, остановка поезда запрещена, необходимо иметь возможность управления тяговым режимом дизеля не горящей секции. Поэтому при пожаре на ведущей секции, когда нужно продолжить следование поезда за счет тяги, создаваемой ведомой секцией, прежде чем включить тумблер дистанционного пуска, следует привести в выключенное положение тумблер ТАБ, находящийся на передней панели основного блока тумблеров. Этим разрывается цепь отключения аккумуляторной батареи. Она останется при дистанционном пуске установки включенной, что сохраняет возможность управления ведомой секцией.

Б.3.4.1.8. При работе установки в автоматическом режиме (тумблер, находящийся на боковой стенке основного блока тумблеров в положении, обозначенном «Автомат») от момента срабатывания автоматической пожарной сигнализации и поступления сигнала о пожаре до срабатывания установки пожаротушения имеется интервал времени, равный 20 с. За это время нужно принять решение и, при необходимости сохранения аккумуляторной батареи во включенном состоянии, перевести тумблера ТАБ в выключенное состояние.

Если есть необходимость немедленного пуска установки пожаротушения до истечения 20 с, следует включить соответствующий тумблер дистанционного пуска.

Б.3.4.1.9. Оказание посильных мер при тушении пожара вне тепловоза производится ручным пожарным стволом, который для этого приводится в действие, как описано в п. Б.3.4.1.3 настоящего приложения.

3.4.1.10. Перед уходом с тепловоза, который ставится на горячий простой с работающими дизелями, тумблеры, находящиеся на боковой стенке блоков тумблеров, должны быть приведены в положение, обозначенное «Автомат». При срабатывании извещателя пожарной сигнализации на секции, где возникнет пожар, произойдет пуск установки. Через 20 с. начнется выброс огнетушащего порошка одновременно в дизельном помещении и аппаратных камерах.

Б.3.4.1.11. После ликвидации пожара, прежде чем войти в помещение, где был применен огнетушащий порошок, помещение нужно хорошо проветрить.

Б.3.4.1.12. Если есть необходимость войти в помещение, где применялся огнетушащий порошок, до окончания проветривания помещения, нужно обязательно надеть средства защиты. Средствами защиты следует пользоваться также при очистке дизельного помещения или ВВК от порошка после ликвидации пожара.

Б.3.4.1.13. Принцип оказания посильных мер при тушении пожара на других тепловозах аналогичен описанному, но для каждого имеет свои особенности, обусловленные устройством установки порошкового пожаротушения.

Так, на ряде тепловозов в автоматическом режиме нет интервала времени между срабатыванием извещателей и началом выброса порошка. На таких тепловозах автоматическим режимом рекомендуется пользоваться только в крайних случаях (например, при обслуживании локомотива одним машинистом) и при горячем простое.

Б.4. Комбинированные установки пожаротушения

Б.4.1. На ряде тепловозов, находящихся в эксплуатации, применяется одновременно два типа установок с различным огнетушащим веществом.

Имеет место применение таких сочетаний:

пенное пожаротушение в дизельном помещении и газовое в аппаратных камерах (тепловозы типа

ТЭ10М, 4ТЭ10С, 2ТЭ116, 2ТЭ121, ТЭП60, ТЭП70);

порошковое пожаротушение в дизельном помещении и газовое в аппаратных камерах (тепловозы

типа ТЭ10М, 4ТЭ10С, 2ТЭ116, М62у).

Б.4.2. Каждая из таких установок работает самостоятельно, независимо от другой. Принцип действия, устройство и процесс пожаротушения соответствуют описанным выше с учетом специфических особенностей КД для каждой конкретной серии тепловоза.

Б.5. Современные системы пожарной автоматики

Б.5.1. К современным системам пожарной автоматики относятся — системы пожарной сигнализации и установки пожаротушения автоматические (газового, аэрозольного и порошкового пожаротушения), соответствующие требованиям (ТР ЕАЭС 043/2017, ФЗ-123 и Р1857 ТТ N 854).

Это системы объемного тушения пожара. Они способны обнаруживать и ликвидировать пожар на ранних стадиях его развития. Позволяют исключить повторное загорание на локомотиве путем отключения технологического оборудования, тем самым устранить первоисточник возникновения пожара.

Аэрозольные системы пожаротушения — это мелкодисперсные твердые составы с размером 5 микрометров, которые обладают высокой огнетушащей способностью и превосходят другие огнетушащие составы по отсутствию озоноразрушающего эффекта.

Установки пожаротушения, разработанные на базе генераторов огнетушащего аэрозоля, компактнее, экономичнее по сравнению с газовым пожаротушением, а именно: по стоимости оборудования, монтажным, пуско-наладочным работам и техническому обслуживанию.

Оптимальным для применения в газовой системе пожаротушения является газ «Хладон 125», так как он обладает хорошей термической стабильностью, температура терморазложения его молекул составляет более 900°С. Высокая термическая стабильность Хладона 125 позволяет применять его для тушения пожаров тлеющих материалов, т.к. при температуре тления (обычно около 450°С) терморазложения практически не происходит.

В настоящее время, локомотивы оборудованы современными системами пожарной сигнализации и пожаротушения по КД следующих организаций: «СПСТ» Эл4-04 производства ООО «Пожарные системы», «УПС-ТПС», «УПС-ТПС-ПО» производства ООО ПНФ «Спецсистемы», «СОТП» производства ООО «НПО ПАС», «КТС-УАСП» производства ООО НПО «Экспресс», «ПРИЗ-О-Л» производства ООО ПКФ «Интерсити» и «Радуга-5», «Радуга-5М» и «Радуга-5МГ» производства ОАО НПО «Электромашина».

Б.5.2. Принципы действия, устройства и процессы пожаротушения современными системами пожарной автоматики, указаны в руководствах по эксплуатации на эти системы пожарной автоматики, которыми необходимо руководствоваться.

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх