Главная > Тормозные системы и процессы торможения №2663/р от 25.10.2023

Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»

36. Тормозные системы и процессы торможения
№2663/р от 25.10.2023

36.1.   Тормозная система поезда

Совокупность частей пневматической системы подвижного состава, обеспечивающих функционирование тормозных приборов и устройств, установленных на тяговом и нетяговом подвижном составе поезда.

[статья 2.5.1 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

36.2.   Тормоза (единицы железнодорожного подвижного состава)
Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления ее движению в целях поддержания или снижения скорости движения, остановки и/или удержания в неподвижном состоянии.

[статья 2.5.2 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

36.3.   Тормозной путь
Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки.

 

[статья 3.2.68 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.4.   Тормозное нажатие на каждые 100 т веса поезда
Сумма расчетных сил нажатий на оси единицы подвижного состава или поезда, состоящего из единиц подвижного состава, приходящаяся на каждые 100 т веса единицы подвижного состава или поезда, состоящего из единиц подвижного состава.

Примечание. Аналог — безразмерный расчетный тормозной коэффициент.

[статья 24 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.5.   Торможение
Создание искусственного сопротивления движению поезда или отдельных единиц подвижного состава в целях их остановки, уменьшения скорости движения или удержания на месте.

[пункт 3.20 ГОСТ 32880-2014 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия]

36.6.   Служебное торможение
Торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте, различаемое на служебное и полное служебное торможение.

[статья 3.2.69 ГОСТ 34056-2017. Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.7.   Полное служебное торможение
Служебное торможение, достигаемое снижением давления в тормозной магистрали темпом служебной разрядки тормозной магистрали или подачей электрического сигнала для получения полного давления в тормозных цилиндрах (исполнительных органах тормоза) подвижного состава с целью значительного снижения скорости поезда или его остановки на более коротком расстоянии, чем при служебном торможении.

[статья 77 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.8.   Экстренное торможение
1.        Торможение, используемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем применения максимальной тормозной силы.

[абзац 55 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

2.    Торможение автоматическим пневматическим тормозом с экстренной разрядкой тормозной магистрали ее прямым сообщением с атмосферой,

 

применяемое в случаях, требующих немедленной остановки подвижного состава или поезда путем применения максимальной тормозной силы.

[статья 82 ГОСТ 34703-2020. Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.9.   Петля [электрическая цепь] безопасности
Совокупность электронных или электрических устройств и замкнутый электрический контур, при разрыве которого или снятии напряжения срабатывает автоматический тормоз и происходит экстренное торможение.

[статья 2.5.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

36.10.    Автоматический тормоз
Устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана).

[абзац 3 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

36.11.    Фрикционный тормоз
Устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов — тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям — колесам или специальным тормозным дискам.

[статья 3.2.79 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.12.    Дисковый тормоз
Фрикционный тормоз, осуществляющий торможение подвижного состава путем прижатия специальных тормозных накладок к рабочей поверхности тормозных дисков, размещенных на оси колесной пары или на колесах.

[статья 37 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.13.    Рельсовый тормоз
Устройство, которое вызывает замедление движения железнодорожного подвижного состава независимо от контакта между колесом и рельсом, путем электромагнитного взаимодействия рельса и башмака, расположенного на тележке.

Примечание. Различают два вида рельсового тормоза: вихретоковый и магниторельсовый.

[статья 2.5.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные

понятия. Термины и определения]

 

36.14.    Электрический тормоз
Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим

[абзац 57 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

36.15.    Электропневматический тормоз
Устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.

[абзац 59 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

36.16.    Пневматический тормоз
Тормоз, в котором в качестве рабочего тела для создания тормозной силы использован сжатый воздух.

[пункт 43 ГОСТ 34703-2020. Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.17.    Электродинамический тормоз (Нрк. электрический тормоз)

Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим.

Примечание. Различают два вида электродинамического тормоза, рекуперативный и реостатный.

При рекуперативном   тормозе   электрическая   энергия   передается   в

контактную сеть. При реостатном тормозе электрическая энергия может переводиться в тепловую в тормозных резисторах, установленных на железнодорожном подвижном составе, а также может направляться для питания вспомогательных силовых цепей, либо в бортовые накопители энергии для возможного повторного ее использования.

[статья 3.2.73 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.18.    Стояночный тормоз
Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

 

[абзац 44 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

36.19.    Ручной стояночный тормоз
Тип стояночного тормоза с ручным приводом, предназначенный для затормаживания (растормаживания) вручную железнодорожного подвижного состава обслуживающим персоналом на неопределенный срок.

[пункт 3.15 ГОСТ 32880-2014. Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия]

36.20.    Автоматический стояночный тормоз
Тип стояночного тормоза с автоматическим приводом, предназначенный для дистанционного затормаживания железнодорожного подвижного состава и фиксации основной тормозной системы в заторможенном состоянии на неопределенный срок.

[пункт 3.1 ГОСТ 32880-2014 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия]

36.21.    [компрессорный агрегат с электрическим приводом, компрессорный агрегат]Изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава сжатым воздухом и включающее в себя компрессор с электрическим приводом.

Примечание. В состав компрессорного агрегата могут дополнительно входить рама, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы системы регулирования производительности компрессора и другие узлы.

[пункт 3.3 ГОСТ 10393-2014 Компрессоры, агрегаты компрессорные с

электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия]

36.22.    Реостатное торможение подвижного состава
Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

[статья 3.2.74 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.23.    Рекуперативное торможение подвижного состава
Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава,   осуществляемое   электродинамическим   тормозом,   при   котором

 

высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.

[статья 3.2.75 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.24.    Опробование тормозов
Последовательность выполняемых на стоянке подвижного состава (поезда) операций при проверке действия автоматических пневматических и электропневматических тормозов.

[статья 67 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

Примечание. Опробование тормозов направлено на определение правильности действия тормозов на торможение и отпуск, а также способности торможения не менее определенного времени.

[на основе положений пункта 133 Правил технического обслуживания

тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Протокол от 6-7 мая 2014 г. № 60. Приложение № 18]

Примечание. Установлено три вида опробования тормозов: полное и сокращенное опробования в поездах, технологическое опробование в грузовых поездах.

[пункт 133 Правил технического обслуживания тормозного оборудования

и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества. Протокол от 6-7 мая 2014 г. № 60. Приложение № 18]

36.25.    Проверка действия тормозов в пути следования
Совокупность операций, выполняемых для проверки работоспособности и исправности тормозов у вагонов в составе в пути следования.

[на основе положений Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]

36.26.    Тормозной башмак
Приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также для закрепления подвижного состава от внезапного движения (ухода) на станционных и подъездных путях.

Примечание. Тормозные башмаки используются в качестве тормозных средств на сортировочных путях сортировочных горок, для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях.

 

[статья 2.5.19 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

36.27.    Ограждающие тормозные башмаки
Тормозные башмаки, устанавливаемые на станционных железнодорожных путях для исключения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на другие железнодорожные пути и/или маршруты приема, следования и отправления поездов, за пределы полезной длины железнодорожных путей и наезда железнодорожного подвижного состава на тупиковые упоры.

[пункт 6 Правил учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 19 декабря 2011 г. № 2737р]

36.28.    Охранные тормозные башмаки
Тормозные башмаки, которыми должен быть огражден сортировочный (сортировочно-отправочный) железнодорожный путь, после постановки на него вагонов со взрывчатыми материалами, цистерн со сжиженными газами и порожних цистерн из-под сжиженных газов.

[подраздел VI раздела 5 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]

36.29.    Юз
Режим работы колеса (колесной пары), когда оно не вращается, а проскальзывает, либо его вращение происходит против направления движения.

[статья 3.2.91 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.30.    Противоюзная система
Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колеса с рельсами меньше тормозной силы.

[статья 3.2.92 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]

36.31.    Самопроизвольный уход
Начало самопроизвольного движения подвижного состава относительно железнодорожного пути, вызванное воздействием скатывающих сил.

[пункт 3.16 ГОСТ 32880-2014. Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия]

 

36.32.    Зарядка тормоза
Наполнение воздушной сети автоматического пневматического тормоза подвижного состава (поезда) сжатым воздухом до установленной величины зарядного давления.

[статья 65 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.33.    Отпуск тормоза
Управляемое прекращение или ослабление торможения (действия тормозной силы).

[статья 68 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.34.    Истощимость тормоза
Уменьшение полной реализуемой тормозной силы поезда после длительного торможения или после частых, следующих одно за другим торможений и отпуска.

[статья 66 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.35.    Приборы управления тормозами
Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами единицы железнодорожного подвижного состава или поезда в целом.

[статья 2.5.4 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

36.36.    Кран машиниста
Устройство (комплекс устройств), предназначенное(ый) для управления автоматическими пневматическими тормозами изменением давления в тормозной магистрали и/или для подачи команд для управления электропневматическими тормозами подвижного состава либо отдельного самоходного подвижного состава.

[статья 118 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.37.    Кран вспомогательного тормоза
Устройство (или комплекс устройств) для прямого или дистанционного управления пневматическим прямодействующим вспомогательным тормозом тягового подвижного состава.

[статья 115 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

 

36.38.    Кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран)

Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.

[абзац 19 пункта 4 статьи 2 ТР ТС 001/2011 Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]

36.39.    Воздухораспределитель
Устройство (или комплекс устройств), предназначенное(ый) для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) или специальном (тормозном) резервуаре единицы подвижного состава в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза.

[статья 135 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.40.    Тормозной цилиндр
Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки).

[статья 170 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.41.    Тормозная рычажная передача
Механизм, служащий для передачи силы от тормозного цилиндра (исполнительного органа тормоза) к тормозным колодкам (накладкам) и распределения силы между тормозными колодками (накладками).

[статья 166 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.42.    Автоматический регулятор тормозных рычажных передач (авторегулятор)
Устройство, предназначенное для поддержания тормозной рычажной передачей в отпущенном состоянии тормоза постоянного зазора между тормозными колодками и колесами независимо от их износа.

[статья 174 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.43.    Главный резервуар
Резервуар на тяговом подвижном составе для запаса сжатого воздуха, необходимого для работы тормозного и вспомогательного пневматического оборудования.

[статья 94 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

 

36.44.    Воздушный запасный резервуар
Резервуар, расположенный на подвижном составе, заряжаемый сжатым воздухом из тормозной магистрали через воздухораспределитель, используемый для наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров или подачи управляющего пневматического сигнала на повторители (преобразователи) давления во время торможения.

[статья 167 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.45.    Устройство автоматического регулирования давления сжатого воздуха от загрузки подвижного состава; авторежим
Устройство или комплекс устройств, предназначенных для автоматического изменения давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) при торможении в зависимости от загрузки подвижного состава.

[статья 184 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.46.    Тормозная колодка
Элемент фрикционной пары колодочного тормоза, предназначенный для создания тормозной силы за счет трения прижатой к поверхности катания колеса колодки.

[статья 1е1 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.47.    Тормозной диск
Элемент фрикционной пары дискового тормоза, устанавливаемый на оси или на колесе колесной пары и предназначенный для преобразования кинетической энергии подвижного состава в тепловую при торможении за счет трения по диску прижимаемых к нему накладок.

[статья 160 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.48.    Тормозная накладка
Плоский фрикционный элемент системы дискового тормоза, взаимодействующий при торможении с тормозным диском.

[статья 165 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]

36.49.    Электропневматический клапан автостопа; ЭПК Электропневматический клапан в системе автостопа, непосредственно

разряжающий тормозную магистраль при воздействии приборов безопасности.

 

[статья 113 ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения]
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх