Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
50.1. Отказ (железнодорожной техники)
1. Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники.
[статья 22 ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике.Основные понятия. Термины и определения]
2. Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Примечания:
1. Отказ может быть полным или частичным.
2. Полный отказ характеризуется переходом объекта в неработоспособное состояние.
3. Частичный отказ характеризуется переходом объекта в частично неработоспособное состояние.
[статья 36 ГОСТ Р 27.102-2021 Надежность в технике. Надежностьобъекта. Термины и определения]
50.2. Критерий отказа (железнодорожной техники)
1. Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.
Основные понятия. Термины и определения]
2. Критерий отказа — признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в документации.
[статья 40 ГОСТ Р 27.102-2021 Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения]50.3. Последствия отказа
Явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением отказа объекта.
Примечания:
1. В некоторых случаях при анализе может быть необходимо рассмотреть отдельные виды отказов и их последствия.
2. Последствия отказа могут быть как внутри объекта, так и вне его.
[статья 44 ГОСТ Р 27.102-2021 Надежность в технике. Надежность объекта.Термины и определения]
50.4. Повреждение (железнодорожной техники)
Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожной техники при сохранении работоспособного состояния.
Основные понятия. Термины и определения]
50.5. Дефект (железнодорожной техники)
Отдельное несоответствие железнодорожной техники требованиям, установленным в технической документации.
Основные понятия. Термины и определения]
50.6. Вид отказа (железнодорожной техники)
Категория классификации отказов железнодорожной техники по заданным признакам.
Примечание. Признаки классификации отказов:
зависимость отказов — зависимый, независимый, отказ по общей причине; возможность последующего применения железнодорожной техники — полный,
частичный;
характер изменения основного параметра железнодорожной техники — внезапный, постепенный;
наличие внешних проявлений отказа — явный, скрытый;
возможность и способ устранения отказа — устранимый, неустранимый, самоустраняющийся (сбой, перемежающийся отказ);
причина возникновения — конструктивный, производственный, эксплуатационный, вследствие изнашивания, вследствие старения;
характер возникновения — систематический, случайный;
влияние отказа на перевозочный процесс — отказы первой, второй и третьей категорий; по степени опасности — опасный, неопасный.
[статья 26 ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике.Основные понятия. Термины и определения]
50.7. Опасный отказ (железнодорожной техники)
Событие, в результате которого железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного или частично работоспособного состояния в опасное состояние.
Основные понятия. Термины и определения]
50.8. Ресурсный отказ
Отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния. [статья 46 ГОСТ Р 27.102-2021 Надежность в технике. Надежность объекта.
Термины и определения]
50.9. Конструктивный отказ
Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством конструкции или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования.
Термины и определения]
50.10. Эксплуатационный отказ
Отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.
Термины и определения]
50.11. Деградационный отказ
Отказ, обусловленный естественными процессами старения, износа, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации объекта.
Термины и определения]
50.12. Сбой (железнодорожной техники)
Событие, при котором железнодорожная техника не выполняет хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в течение времени менее допустимого, установленного в технической документации.
Основные понятия. Термины и определения]
50.13. Ошибка (в железнодорожной технике)
Несоответствие между вычисленным, наблюдаемым или измеренным значением или состоянием и истинным, заданным или теоретически правильным значением или состоянием.
Основные понятия. Термины и определения]