Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
41. Оценка пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры №2663/р от 25.10.2023
41. Оценка пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры
41.1. Расчетный участок
часть железнодорожной сети с одинаковыми: количеством главных путей
— однопутный, однопутно-двухпутный (однопутный с двухпутными вставками и перегонами), двухпутный, многопутный; средствами сигнализации и связи по движению поездов; видом локомотивной тяги и родом тягового электрического тока.
[пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]41.2. Пропускная способность
Максимальное число поездов (пар поездов) расчетной категории, которое может быть пропущено по участку за сутки в зависимости от его технического оснащения и установленного порядка организации движения поездов.
41.3. Наличная пропускная способность
Пропускная способность участка с учетом действующих предупреждений об ограничении скорости и соотношений размеров движения поездов различных категорий. Значения наличной пропускной способности актуализируются ежегодно в рамках формирования паспортов пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД».
[пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]
41.4. Расчетная пропускная способность
Максимально возможная пропускная способность участка при отсутствии действующих предупреждений об ограничении скорости, нормативных значениях надежности технических средств и времени работ по содержанию и плановым ремонтам устройств.
41.5. Потребная (необходимая) пропускная способность
Пропускная способность для обеспечения пропуска грузовых и пассажирских транспортных потоков при планировании перевозок, инвестиций и проектировании строительства или развития железнодорожных линий, станций и узлов.
41.6. Проектируемая (планируемая, ожидаемая) пропускная способность
Пропускная способность, достигаемая в результате мероприятий по совершенствованию технологии работы и технического оснащения, строительства или развития железнодорожных линий, станций и узлов.
41.7. Пропускная способность железнодорожного участка по перегонам
Максимальное число поездов (пар поездов) расчетной категории, которое может быть пропущено по перегонам и промежуточным раздельным пунктам участка за сутки в зависимости от его технической оснащенности и принятого способа организации движения поездов.
41.8. Пропускная способность железнодорожной станции
Наибольшее число грузовых поездов и заданное число пассажирских поездов, которые могут быть пропущены станцией за сутки по всем примыкающим направлениям при полном использовании технических средств станции.
[пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]41.9. Пропускная способность пассажирской станции
Наибольшее число пассажирских поездов, которые могут быть пропущены станцией за сутки или в часы интенсивного движения по каждому примыкающему направлению.
41.10. Перерабатывающая способность станции
Наибольшее число грузовых поездов (вагонов), которые могут быть переработаны станцией за расчетный период (сутки) при передовой технологии и наилучшем использовании путевого развития и технического оснащения.
41.11. Результирующая пропускная способность
Пропускная способность расчетного участка, определяемая по элементу железнодорожной инфраструктуры (перегоны, станции, электроснабжение, деповские и экипировочные устройства локомотивного хозяйства), имеющему наименьшую пропускную способность с учетом технически допустимого уровня ее заполнения.
41.12. Резерв пропускной способности
Неотрицательное число, характеризующее разность между пропускной способностью участка (с учетом допустимых коэффициентов заполнения) и проследовавшим или планируемым к следованию по нему поездопотоком, при заданных размерах пассажирского и грузового движения и принятой технологии организации эксплуатационной работы, выражаемое в парах поездов или в поездах по направлениям.
[пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]
41.13. Дефицит пропускной способности
Отрицательное число, характеризующее разность между пропускной способностью участка (с учетом допустимых коэффициентов заполнения) и проследовавшим или планируемым к следованию по нему поездопотоком, при заданных размерах пассажирского и грузового движения и принятой технологии организации эксплуатационной работы, выражаемое в парах поездов или в поездах по направлениям.
41.14. Съем пропускной способности
Разность между максимальным числом поездов при параллельном графике движения поездов (пропускной способности участка) и числом поездов той же скоростной категории, которые могут быть проложены при непараллельном графике движения поездов с учетом пропуска по данному участку поездов других скоростных категорий (пассажирских, пригородных, ускоренных грузовых и др.).
41.15. Коэффициент съема пропускной способности
Среднее значение съема поездов расчетной категории, возникающее при пропуске одного поезда другой скоростной категории (величина, показывающая количество пар поездов расчетной категории, снимаемых с максимального графика движения поездов в связи с пропуском одной пары поездов соответствующей категории).
41.16. Участок определения коэффициента съема пропускной способности
Один или несколько последовательно расположенных расчетных участков с одинаковым количеством главных путей – однопутный, однопутно- двухпутный (однопутный с двухпутными вставками и перегонами),
двухпутный, многопутный) – по которым поезда следуют без технических операций.
[пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]41.17. [«узкие места» инфраструктуры железнодорожного транспорта, барьерные места, лимитирующие участки]Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, для которых существующий и прогнозный потоки грузов или пассажиров достигают критического уровня заполнения пропускной способности.
Примечание. Дополнительная загрузка таких объектов невозможна без реализации определенных технических или технологических мероприятий.
[термин и его определение гармонизированы с термином «Узкие местатранспортной инфраструктуры» с соответствующим определением, установленными «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р]
41.18. Коэффициент непарности
Отношение числа грузовых поездов в направлении с меньшими размерами движения к числу поездов обратного направления.
41.19. Пакет поездов
Два или несколько попутно следующих поездов, находящихся одновременно в движении на межстанционном перегоне и разграниченных расчетным межпоездным интервалом.
41.20. Коэффициент пакетности
Отношение числа поездов, пропускаемых в пакетах, к общему числу поездов.
41.21. Максимальный перегон
Перегон с наибольшей суммой времен хода четного и нечетного поездов. [пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей
железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]
41.22. Ограничивающий перегон
Перегон, имеющий наименьшую пропускную способность из всех перегонов участка.
41.23. Период графика движения поездов
Время занятия перегона группой поездов, характерной для принятого типа графика. Период графика движения поездов на однопутном перегоне представляет собой длительность выполнения периодически повторяющегося фрагмента графика движения с заданными значениями коэффициента непарности, коэффициента пакетности и количества поездов в пакетах в четном и нечетном направлениях движения/
41.24. Станционный интервал
Минимально необходимое время для выполнения операций по приему, отправлению или пропуску поездов через раздельный пункт с путевым развитием (разъезд, обгонный пункт или станцию) или пост без путевого развития, обслуживающий примыкание.
41.25. Межпоездной интервал
Минимальное время, которым разграничивают поезда при попутном следовании по перегонам на участках, оборудованных автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией как самостоятельным средством интервального регулирования движения поездов.
41.26. Провозная способность
Максимальное количество миллионов тонн груза, которое может быть перевезено по железнодорожному участку за год в зависимости от его технического оснащения, при заданном числе пассажирских поездов и принятой системы организации движения.
[пункт 1.2 Инструкции по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» 4 марта 2022 г. № 545/р]41.27. Наличная провозная способность
Провозная способность участка с учетом действующих предупреждений об ограничении скорости и соотношений размеров движения поездов различных категорий.
41.28. Расчетная провозная способность
Максимально возможная провозная способность участка при отсутствии действующих предупреждений об ограничении скорости, нормативных значениях надежности технических средств и времени работ по содержанию и плановым ремонтам устройств.
41.29. Потребная (необходимая) провозная способность
Провозная способность для обеспечения пропуска грузовых и пассажирских транспортных потоков при планировании перевозок, инвестиций и проектировании строительства или развития железнодорожных линий, станций и узлов.
41.30. Проектируемая [планируемая, ожидаемая] провозная способность
Провозная способность, достигаемая в результате мероприятий по совершенствованию технологии работы и технического оснащения, строительства или развития железнодорожных линий, станций и узлов.