Главная > Основные положения №2663/р от 25.10.2023

Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»

25.Основные положения
№2663/р от 25.10.2023

25.1.   Подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта

Составные части инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожные устройства электроснабжения, железнодорожные системы автоматики и телемеханики, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства.

[на основе положений абзаца 2 пункта 1 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

25.2.   Составные части подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта
Сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.

[абзац 37 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

25.3.   Элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта
Изделие или конструкция, применяемые при строительстве и монтаже составной части подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта.

[абзац 48 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

25.4.   Объект инфраструктуры железнодорожного транспорта

 

Составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей этих подсистем.

[абзац 27 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

25.5.   Железнодорожная [магистральная] линия
1.      Технологичный комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, ограниченных техническими станциями, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий один или несколько поездо- участков и функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи.

[статья 2.6.3 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

2.   Совокупность технических устройств и сооружений, обеспечивающих движение поездов между двумя пунктами.

Железнодорожные линии вместе со станциями образуют сеть железных дорог.

Железнодорожные линии различают:

по количеству путей;

по ширине рельсовой колеи; по роду тяги;

по характеру движения

[пункт 91 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]

25.6.   Электрифицированная линия
Линия с одним или несколькими электрифицированными главными путями. Участки линий, прилегающие к станциям и электрифицированные только для осуществления маневровых операцией и не электрифицированных на всем их протяжении до следующей станции, учитываются в качестве не электрифицированных линий.

[пункт 389 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]

25.7.   Малоинтенсивные линии (участки)
Железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, критерии отнесения к которым утверждаются Правительством Российской Федерации.

[часть 29 статьи 2 Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»]

 

Примечание. Критерии отнесения железнодорожных путей общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы к малоинтенсивным линиям (участкам):

приведенная грузонапряженность — 5 млн. тонно-километров брутто/км в год и менее; суммарное фактическое движение грузовых и пассажирских поездов — 8 пар поездов в

сутки и менее.

[Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. № 330]

25.8.   Линии однопутные
Железнодорожные линии, имеющие один главный путь.

[пункт 135 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]

25.9.   Железнодорожная линия скоростная
Железнодорожная линия, обеспечивающая движение скоростных пассажирских поездов со скоростями движения от 141 до 200 км/ч включительно.

[на основе положений статьи 2.6.5 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.10.    Особо грузонапряженная железнодорожная линия
Железнодорожная линия с приведенной грузонапряженностью более 150 млн. ткм брутто/км в год.

[статья 2.6.6 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.11.    Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением
Железнодорожная линия, размеры грузового движения на которой составляют более 60 процентов в среднегодовом исчислении от общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов.

[статья 2.6.7 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.12.    Железнодорожная линия с преимущественно пассажирским движением
Железнодорожная линия, суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по которой составляют более 60 процентов в среднегодовом исчислении от общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов.

 

[статья 2.6.8 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.13.    Выделенные пассажирские железнодорожные линии
Линии, предназначенные только для движения пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч с осевой нагрузкой не более 22,5 тс.

[раздел 2 Технических требований к инфраструктуре выделенных железнодорожных линий для организации внутригородских и межрегиональных пассажирских перевозок, утвержденных ОАО «РЖД» от 17 августа 2022 г. № 1456]

25.14.    Категория железнодорожной линии
Показатель функционирования железнодорожной линии, определяемый ее техническими и эксплуатационными параметрами и предназначенный для установления требований к ее устройству при строительстве и содержанию при эксплуатации.

[пункт 3.2   СП   119.13330.2017   Железные   дороги   колеи   1520   мм.

Актуализированная редакция СНиП 32-01-95]

25.15.    Железнодорожное направление
Железнодорожная линия или совокупность железнодорожных линий, обеспечивающих транспортные связи между крупными промышленными и административными центрами, портами, погранпереходами.

[статья 2.6.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.16.    Основные железнодорожные направления
Двухпутные электрифицированные, оборудованные автоблокировкой железнодорожные линии, характеризующиеся единой технологией перевозочного процесса в части унифицированных норм и серий локомотивов на полигонах, обеспечивающие приведенную грузонапряженность более 50 млн. ткм брутто/км в год, а также железнодорожные линии стратегического значения.

[статья 2.6.12 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.17.    [железнодорожный перегон, перегон]1.              Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.

[абзац 29 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

 

2.        Часть железнодорожной линии между смежными раздельными пунктами, состоящая из блок-участков, ограниченных светофорами. На однопутных участках границы перегона обозначают входные светофоры станций, а на двухпутных участках — указатели границ станции и входной светофор смежной станции.

[пункт 208 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]

25.18.    Межпостовой железнодорожный перегон
Железнодорожный перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.

[статья 2.7.50 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.19.    Межстанционный перегон
Перегон, ограниченный железнодорожными станциями, разъездами и обгонными пунктами.

[пункт 147 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]

25.20.    Железнодорожный участок
Часть железнодорожной линии с прилегающей к ней территорией, характеризующейся протяженностью, числом главных путей (однопутные, двухпутные и т.д.), пропускной, провозной способностью, видом тяги поездов.

[пункт 106 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]

25.21.    Поездо-участок
Часть железнодорожной линии между техническими станциями либо между тупиковой и технической станцией с едиными весовыми нормами грузовых поездов, стабильными размерами движения и единым видом тяги.

[статья 2.6.10 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

25.22.    Железнодорожный узел
1.          Пункт на пересечении нескольких железнодорожных линий, представляющий собой комплекс технических сооружений и устройств сортировочных, грузовых и пассажирских станций, соединительные пути между станциями, обходные пути, станционные сооружения для пассажиров, депо, технические станции для ремонта и экипировки железнодорожных составов.

 

[статья 2.6.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

2.    Комплекс технологически связанных между собой железнодорожных станций, находящийся в пункте пересечения или примыкания не менее трех железнодорожных линий и предназначенный для обеспечения перевозок грузов и пассажиров, оказания других транспортных услуг.

[пункт 105 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]

25.23.    Габарит приближения строений
Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого, помимо железнодорожного подвижного состава, не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве связано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновение с другими частями железнодорожного подвижного состав.

[абзац 8 пункта 4 ТР ТС 003/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

25.24.    Особо опасные технически сложные объекты инфраструктуры
Тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

[часть 1_1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]

25.25.    Плавность хода
Динамический показатель отклонений подвижного состава от первоначального положения в состоянии покоя, который характеризуется ускорениями подвижного состава в вертикальной, горизонтальной и продольно-поперечной плоскостях, измеряемый в его различных элементах подрессоренной и неподрессоренной частях (в кузове на уровне пола экипажа)

 

с оценкой по отклонениям от нормируемых значений и ранжированием по степени зафиксированных ускорений.

[раздел 2 Инструкции оценки состояния скоростных и высокоскоростных участков пути по критериям плавности хода, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 22 января 2019 г. № 93/р]

25.26.    Контроль устойчивости хода; КУХ
Система контроля устойчивости хода высокоскоростных поездов Сапсан показывает влияние множество воздействий, обусловленных поведением при контакте и геометрией соприкосновения колеса и рельса, а также различным компонентам тележки.

[п. 2.2.1.7.2 Руководства по эксплуатации Velaro RUS № A6Z00007385065 от 23 июля 2014 г.]
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх