Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
64.1. Изнашивание
Процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
[статья 2 ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения]64.2. Интенсивность изнашивания
Отношение значения износа к обусловленному пути, на котором происходило изнашивание, или объему выполненной работы.
Примечания:
1. Единицу объема выполненной работы выбирают в каждом отдельном случае.
2. Различают мгновенную и среднюю интенсивности изнашивания.
[статья 39 ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения]64.3. Скорость изнашивания
Отношение значения износа к интервалу времени, в течение которого он возник.
Примечание. Различают мгновенную (в определенный момент времени) и среднюю скорость изнашивания (за определенный интервал времени)
[статья 38 ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины иопределения]
64.4. Износ
Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах.
Примечание. Значение износа может выражаться в единицах длины, объема, массы и
др.
определения]
64.5. Допустимый износ
Значение износа, при котором изделие сохраняет работоспособность.
Примечание. Допустимый износ меньше предельного.
[статья 35 ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения]64.6. Предельный износ
Износ, соответствующий предельному состоянию изнашиваемого изделия или его составной части.
64.7. Износостойкость
Свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания
64.8. [смазочный материал, лубрикант]Материал, вводимый на поверхность трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания
[статья 5 ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения]64.9. Смазка
Действие смазочного материала, в результате которого между двумя поверхностями уменьшаются износ, повреждения поверхности и (или) сила трения
64.10. [смазывание, лубрикация]Подведение смазочного материала к поверхности трения
[статья 7 ГОСТ 27674-88 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения]64.11. Лубрикация рельсов и гребней колес
Процесс нанесения на боковую грань головки рельса и (или) гребень колеса смазочных материалов различных типов.
64.12. Бортовой гребнесмазыватель
Техническое средство, установленное на локомотив и наносящее смазочные материалы на боковую поверхность гребня бандажа (цельнокатаного колеса) с последующим переносом смазки на боковую грань рельса при движении (локомотива)
64.13. Мобильные рельсосмазыватели
Рельсосмазыватели на базе дрезин, автомобилей на комбинированном
ходу.
[Концепция развития технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» в ОАО «Российские железные дороги», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 16 января 2015 г. № 60р]
64.14. Передвижной рельсосмазыватель
Подвижной состав железных дорог (локомотивы-рельсосмазыватели, вагоны-рельсосмазыватели), оборудованный устройством для нанесения смазочного материала на боковую грань головки рельса.
64.15. Локомотив-рельсосмазыватель; ЛРС
Локомотив, оборудованный комплексом технических средств, предназначенным для нанесения смазочного материала (лубрикации) на боковую грань головки рельса.
[пункт 1.4 Регламента взаимодействия между подразделениями Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД», сервисных компаний по обслуживанию локомотивов и Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства по обеспечению выполнения плановых показателей содержания колесных пар локомотивов в эксплуатации, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 9 января 2023 г. № 8/р]
64.16. Стационарный путевой рельсосмазыватель
Устройство, устанавливаемое в круговых кривых пути и (или) перед стрелочными переводами и предназначенное для нанесения смазочного материала на боковую грань головки рельса.
64.17. Ресурс бандажа колесной пары
Суммарная наработка колесной пары за период от момента последнего формирования/полного освидетельствования и до момента ее браковки по причине достижения хотя бы одним бандажом (цельным колесом) наименьшей толщины обода, запрещающим дальнейшую эксплуатацию.
64.18. Износ бандажа
Изменения профиля бандажа колесной пары под воздействием сил, возникающим между колесом и рельсом во время движения.
64.19. Термическое упрочнение бандажей колесных пар локомотивов
Технология повышения твердости поверхностного слоя металла гребня бандажа (цельнокатаного колеса) за счет его поверхностной закалки с охлаждением на тело бандажа (цельнокатаного колеса).
[пункт 1.4 Регламента взаимодействия между подразделениями Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД», сервисных компаний по обслуживанию локомотивов и Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства по обеспечению выполнения плановых показателей содержания колесных пар локомотивов в эксплуатации, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 9 января 2023 г. № 8/р]
64.20. Разворот локомотивов
Технология, предназначенная для снижения одностороннего износа гребней бандажей (цельнокатаных колес) колесных пар локомотивов.
64.21. Развеска
Операция, выполняемая в процессе ремонта локомотивов, призванная обеспечить распределение статических нагрузок от колесных пар единицы подвижного состава на рельсы с заданной конструкторской документацией.