Главная > идп прил 20 раздел 5

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

рп

Приложение № 20 к ИДП.
Типовые требования к ведению регламента служебных переговоров

Раздел I — V

V. Ведение регламента служебных переговоров между машинистом и помощником машиниста

пункт 23 — 39

Перед отправлением поезда с начальной железнодорожной станции при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора или полученном разрешении в соответствии с положениями Инструкции, машинист и помощник машиниста обязаны выполнить переговоры, в которых помощник машиниста контролирует и объявляет машинисту (далее — регламент «Минута готовности»): 



1) о наличии поездных документов и бланка ДУ-61
, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 27 к Инструкции;

Минута готовности



2)
о включении приборов безопасности и радиостанции
;

Минута готовности



3)
об отпуске стояночного тормоза
(при приемке на станционных железнодорожных путях);

Минута готовности



4)
о наличии справки
об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии (кроме моторвагонного подвижного состава);

Минута готовности



5)
о соответствии номера хвостового вагона в справке (ВУ-45)
об обеспечении поезда тормозами и их исправном действии и натурном листе поезда (кроме моторвагонного подвижного состава);

Минута готовности



6)
о проведении опробования тормозов
(для грузовых поездов дополнительно — о плотности тормозной магистрали поезда);

Минута готовности



7)
о давлении в тормозной и напорной магистралях;

Минута готовности



8)
о показании локомотивного светофора
или устройств индикации локомотива (далее — локомотивный светофор);

Минута готовности



9)
о проверке целостности тормозной магистрали
пассажирского или грузового поезда путем кратковременной постановки ручки крана машиниста в первое положение;

Минута готовности



10)
о показании выходного
(маршрутного) светофора с железнодорожного пути отправления;

Минута готовности



11)
об установленной скорости следования по маршруту отправления в км/ч;

Минута готовности



12)
об отсутствии сигналов остановки с железнодорожного пути и поезда и о том, что время стоянки пассажирского поезда согласно расписанию закончилось.

Минута готовности


Переговоры между машинистом и помощником машиниста осуществляются с использованием устной речи без применения технических средств связи. Помощник машиниста поэтапно контролирует параметры согласно п.23 Приложения №20 к ИДП и озвучивает их машинисту. Машинист, услышав поэлементный доклад помощника машиниста обязан осуществить контроль соответствующего параметра на предмет соответствия информации, полученной от помощника машиниста. В случае полного точного соответствия полученной от помощника машиниста информации с показаниями соответствующего параметра, машинист обязан повторить доклад помощника машиниста.

 

24. Машинист перед отправлением поезда должен убедиться:

1) в наличии разрешающего показания выходного (маршрутного) светофора с железнодорожного пути отправления и соответствующем ему показании локомотивного светофора или в соответствии разрешения, полученного в соответствии с Инструкцией;

2) в отсутствии сигналов остановки, подаваемых с железнодорожного пути;

3) в отсутствии поезда по маршруту отправления.

В случае выполнения указанных условий машинист приводит поезд в движение.

 


 

Проверка выполнения указанных условий проводится машинистом визуально с обязательным повторением результатов проверки.

 

25. После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна, или с помощью зеркал заднего вида (камер видеонаблюдения) проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, а также о состоянии поезда.

 


 

Проверка и доклад друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, о состоянии поезда проводится строго поочередно для обеспечения безопасности движения поездов. Первым проверку наличия и доклад об отсутствии (наличии) сигналов остановки, о состоянии поезда проводит помощник машиниста, затем машинист поезда. В процессе проверки, работник, не занятый в настоящий момент проверкой отсутствия (наличия) сигналов остановки и состоянии поезда, должен безотрывно следить за показанием средств сигнализации, наличии посторонних предметов на пути следования поезда, показаниями аппаратуры локомотива.

 

26. Перед отправлением поезда с промежуточной железнодорожной станции или после остановки на перегоне при разрешающем показании путевого светофора или разрешения, полученного в соответствии с Инструкцией, машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент «Минута готовности», при котором помощник машиниста контролирует и объявляет машинисту:

1) о включенном состоянии устройств безопасности и радиостанции;

2) о времени стоянки от последнего опробования тормозов — для пассажирских поездов или о плотности тормозной магистрали поезда — для грузовых поездов;

3) о проверке целостности тормозной магистрали пассажирского или грузового поезда путем кратковременной (не более 0,5 с) постановки ручки крана машиниста в первое положение;

4) о давлении в тормозной магистрали;

5) о показании путевого светофора (при его наличии);

6) о показании локомотивного светофора;

7) об установленной скорости следования в км/ч.

Помощник машиниста моторвагонного подвижного состава объявляет машинисту информацию в соответствии с подпунктами 5 — 7 настоящего пункта и показание сигнализации закрытия дверей для посадки (высадки) пассажиров.


 

Переговоры между машинистом и помощником машиниста осуществляются с использованием устной речи без применения технических средств связи. Помощник машиниста поэтапно контролирует параметры согласно п.23 Приложения № 20 к ИДП и озвучивает их машинисту. Машинист, услышав поэлементный доклад помощника машиниста обязан осуществить контроль соответствующего параметра на предмет соответствия информации, полученной от помощника машиниста. В случае полного точного соответствия полученной от помощника машиниста информации с показаниями соответствующего параметра, машинист обязан повторить доклад помощника машиниста.

 

27. Помощник машиниста обязан доложить машинисту о правильном приготовлении маршрута следования поезда по некодированным железнодорожным путям железнодорожной станции в пределах видимости: «Маршрут приготовлен правильно с … пути на … путь». Машинист, убедившись в правильном приготовлении маршрута, обязан повторить: «Вижу, маршрут приготовлен правильно». Помощник машиниста обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (на расстоянии от 10 до 15 м до выходного (маршрутного) светофора): «Маршрутный (выходной) светофор с … пути (называет показание светофора)». Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан ответить: «Вижу выходной (маршрутный) с … пути (называет показание светофора)».

 


 

28. После проследования поездом железнодорожной станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, перегонному времени хода, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан в точности повторить его. Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

29. В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о показаниях светофоров (кроме проходных светофоров при автоматической блокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с железнодорожного пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

 


 

30. Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:

1) к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;

2) к железнодорожным переездам;

3) к местам действия предупреждения об ограничении скорости (на расстоянии от 1,5 до 2,0 км).

Места ограничения скорости движения, огражденные знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места», помощник машиниста обязан проследовать, стоя на своем рабочем месте.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан убедиться в правильности полученной информации и в точности повторить доклад. Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

31. При следовании поезда по кривым участкам железнодорожного пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и железнодорожным станциям машинист и помощник машиниста обязаны поочередно через боковые окна или с помощью зеркал заднего вида (камер видеонаблюдения) осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

 


 

Проверка и доклад друг другу о состоянии поезда проводится строго поочередно для обеспечения безопасности движения поездов. Первым проверку состоянии поезда проводит помощник машиниста, затем машинист поезда. В процессе проверки, работник, не занятый в настоящий момент проверкой состояния поезда, должен безотрывно следить за показанием средств сигнализации, наличии посторонних предметов на пути следования поезда, показаниями аппаратуры локомотива.

 

32. На двухпутных и многопутных участках железнодорожного пути помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан убедиться в правильности полученной информации и в точности повторить доклад. Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

33. При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на железнодорожных станциях и многопутных участках — также принадлежность по номеру железнодорожного пути. Там, где на светофорах имеются маршрутные указатели, их показания также повторяются друг другу.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан убедиться в правильности полученной информации и в точности повторить доклад. Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

 

34. При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем или двумя желтыми (немигающими) огнями помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан убедиться в правильности полученной информации и в точности повторить доклад Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

35. При приближении локомотива к входному светофору железнодорожной станции помощник машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по железнодорожной станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан убедиться в правильности полученной информации и в точности повторить доклад. Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

36. При проследовании железнодорожной станции машинист и помощник машиниста обязаны следить за правильностью приготовленного маршрута, свободностью железнодорожного пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, обмениваться между собой информацией о маршруте следования поезда и скорости движения следующего содержания: «Выходной (маршрутный) светофор с … пути — (называет показание светофора), скорость … км/ч». Помощник машиниста при проследовании поездом железнодорожной станции обязан наблюдать за показаниями светофоров и свободностью железнодорожного пути, стоя на своем рабочем месте.

 


 

Работник локомотивной бригады, обнаруживший препятствие для движения поезда, должен незамедлительно сообщить о нем второму работнику и предпринять меры по остановке поезда.

 

37. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить машинисту о положении контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях, напомнить машинисту о необходимости снижения скорости. После этого помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью железнодорожного пути. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала либо при наличии на локомотиве устройства системы автоматического управления тормозами через интервал от 30 до 40 с обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и остановить поезд перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом указанного порядка действий при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд.

Помощнику машиниста в целях исключения случаев невыполнения указанного порядка действий запрещается покидать кабину управления железнодорожным подвижным составом в следующих случаях:

1) при проследовании железнодорожной станции;

2) при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;

3) при следовании по местам уменьшения скорости, огражденным знаками «Начало опасного места», «Конец опасного места» и указанным в бланках ДУ-61, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 27 к Инструкции;

4) при горящем белом огне на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движения поездов);

5) при следовании по некодированным железнодорожным путям;

6) в пределах искусственных сооружений;

7) при выключенных устройствах автоматической локомотивной сигнализации.

 


 

38. По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное (дизельное) отделение локомотива, вагоны мотор-вагонного подвижного состава. При осмотре помощник машиниста обязан, в зависимости от вида тяги, проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин <1>, состояние дизель-генераторной установки, вспомогательных агрегатов и холодильных устройств, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности. По возвращении в кабину управления помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного (дизельного) отделения и вагонов моторвагонного подвижного состава.

———————————

<1> Подпункт 2.3.52 пункта 2.3 ГОСТ 34530-2019 «Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (М., «Стандартинформ», 2019), с изменениями ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2020, N 3), ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2021, N 8).

 


 

Помощнику машиниста запрещено покидать кабину (даже с разрешения машиниста) в случаях, указанных в п.37 Приложения № 20 к ИДП.

 

39. В случае приема поезда на железнодорожную Останцию или отправления с железнодорожной станции при запрещающем показании светофора, погасших основных огнях светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией, а также при наличии белого огня на локомотивном светофоре помощник машиниста обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

 


 

Машинист, получив доклад от помощника машиниста обязан убедиться в правильности полученной информации и в точности повторить доклад. Помощник машиниста по повтору доклада машинистом убеждается в правильности восприятия информации машинистом.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх