Главная > идп прил 10 раздел 6

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

Сигналы, применяемые при маневровой работе

Приложение № 10 к ИДП.
Порядок организации маневровой работы

Раздел I — VII 

VI. Маневры на сортировочных горках и вытяжных железнодорожных путях

пункт 47 — 58

47. На железнодорожных станциях, имеющих горочные устройства для сортировки вагонов, маневры должны производиться в соответствии с инструкциями, утвержденными владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).

В инструкциях по работе сортировочных горок с учетом местных особенностей железнодорожных станций должны предусматриваться меры, исключающие возможность самопроизвольного движения вагонов с сортировочных железнодорожных путей в противоположную от сортировочной горки горловину (использование заграждающих устройств, укладка ограждающих тормозных башмаков, торможение отцепов в глубине парка, согласованность между работниками сортировочной горки и сортировочного парка и меры, установленные локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

Сортировочная горка – специально профилированное возвышение
на железнодорожной станции, состоящее из надвижной части, горба и спускной части сортировочной горки, обеспечивающее под действием силы тяжести скатывание вагонов распускаемого железнодорожного подвижного состава
до расчетной точки (Подпункт 15 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Механизированная сортировочная горка – сортировочная горка, оснащенная вагонными замедлителями, которые располагаются на одной
или более тормозных позициях (Подпункт 16 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Автоматизированная сортировочная горка – механизированная сортировочная горка, оснащенная средствами автоматизации технологических операций дистанционного управления расформированием железнодорожных подвижных составов (Подпункт 17 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Станционный вытяжной путь – железнодорожный путь, предназначенный для вытягивания расформировываемого железнодорожного подвижного состава с последующим его делением на отцепы при обратных движениях, а также
для осаживания составов на пути железнодорожной станции при
их формировании (Подпункт 72 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Отцеп – один или несколько железнодорожных вагонов одного назначения, отцепляемых от расформировываемого железнодорожного состава и направляемых на соответствующий железнодорожный путь (Подпункт 216 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Вагонный замедлитель – устройство, предназначенное для регулирования скорости скатывания отцепов на сортировочной горке, размещаемое в пределах тормозных позиций (Подпункт 76 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Инструкции по работе сортировочных горок должны разрабатываться в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденными распоряжением .ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р, в которых должны отражаться рекомендуемые типовые меры безопасности, исключающие выход подвижного состава за пределы полезной длины сортировочных путей с противоположной стороны парка при роспуске с сортировочных горок.

 

48. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки дежурный по горке обязан:

1) проверить степень свободности железнодорожных путей со стороны горки и наличие проходов на них;

2) ознакомиться с планом предстоящего роспуска, последовательностью расположения отцепов, числом вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов, наличием вагонов, требующих особой осторожности при роспуске, длиннобазных (имеющих расстояние между центрами осей внутренних колесных пар более 11,3 м) и данными, необходимыми для обеспечения безопасного роспуска вагонов;

3) обеспечить ознакомление с характером предстоящего роспуска работников, участвующих в сортировке вагонов (операторов распорядительного и исполнительного постов, составителя поездов, регулировщиков скорости движения вагонов);

4) включить устройства автоматизации сортировочной работы.

 


 

Рекомендуемые типовые меры обеспечения безопасности при подготовке к роспуску на всех сортировочных горках приведены в Методических рекомендациях по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р.

Устройства горочной механизации и автоматизации – устройства сортировочной горки, реализующие функции управления и контроля приема, надвига и роспуска составов железнодорожных вагонов, свободного скатывания и накопления вагонов в сортировочном парке, формирования и отправления железнодорожных поездов с железнодорожной станции, мониторинга и диагностики технических средств (Подпункт 77 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

 

49. Дежурный по горке, операторы распорядительного и исполнительных постов, составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов в процессе роспуска должны регулировать скорость надвига и степень торможения вагонов в зависимости от заполнения сортировочных железнодорожных путей, условий прохода отцепов в стрелочной зоне и на подгорочных железнодорожных путях, величины отцепов, чередования назначения отцепов по железнодорожным путям сортировочного парка.

В процессе роспуска дежурный по горке, операторы распорядительного и исполнительных постов должны следить за направлением движения отцепов и их скоростью, проверять правильность их следования по железнодорожным путям сортировочного парка, контролировать работу устройств автоматизации сортировочной работы.

 


 

Оперативно принятое решение оператором сортировочной горки о направлении того или иного отцепа на путь не в соответствии с планом роспуска (с целью исключения нагона отцепов, столкновения подвижного состава и т.п.) не является изменением плана роспуска.

В случае несовпадения фактических номеров вагонов данным сортировочного листка (размеченного натурного листа) составитель поездов должен незамедлительно проинформировать об этом оператором сортировочной горки по радиосвязи (или другим способом извещения).

Содержание рельсов в местах установки тормозных башмаков, используемых как для торможения вагонов, так и для ограждения путей, должно обеспечивать устойчивое положение тормозного башмака на рельсе и исключать его заклинивание при наезде колеса.

Типовые меры безопасности при выполнении роспуска приведены в Методических рекомендациях по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р.

 

50. При нахождении на сортировочных (сортировочно-отправочных) железнодорожных путях вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и цистерн со сжиженными газами, маневровые диспетчеры и дежурные по сортировочным горкам обязаны вести учет железнодорожных путей, на которых такие вагоны находятся.

Вагоны с взрывчатыми материалами при наличии в перевозочных документах штемпеля «Не спускать с горки» цистерны со сжиженными газами и порожние цистерны из-под сжиженных газов после постановки на сортировочные (сортировочно-отправочные) железнодорожные пути должны немедленно ограждаться со стороны горки, полугорки или вытяжного железнодорожного пути двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 м друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м.

Последующие отцепы, направляемые на эти железнодорожные пути, должны быть остановлены перед местом расположения охранных тормозных башмаков до накопления группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Роспуск вагонов или их направления при маневрах толчками на такие железнодорожные пути восстанавливается после соединения этой группы с ограждаемыми вагонами.

Если расстояние от ограждаемых вагонов, при наличии в перевозочных документах штемпеля «Не спускать с горки», до конца парковой тормозной позиции со стороны горки или вытяжки составляет менее 50 м, то последующие отцепы на эти железнодорожные пути должны направляться посредством осаживания.

Меры обеспечения безопасности при нахождении вышеуказанных вагонов на путях сортировочных парков автоматизированных горок устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

В процессе роспуска дежурный по горке, оператор распорядительного поста или горочный составитель с помощью двусторонней парковой или других, установленных локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) видов связи, информирует операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, требующих особой осторожности.

Все работники, участвующие в роспуске, при спуске с горок таких отцепов, а также при роспуске любых отцепов на железнодорожные пути, где имеются вагоны с грузами, требующими осторожности, должны внимательно обеспечивать безопасность роспуска и сохранность железнодорожного подвижного состава. Скорость надвига, а также силу торможения на вагонных замедлителях <11> регулировать с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безусловного соблюдения установленных скоростей при соударении вагонов.

———————————

<11> Подпункт 76 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.

Порядок информирования работников о наличии в распускаемом составе и на железнодорожных путях сортировочного парка вагонов с грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом, предусмотренных частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» <12> (далее — правила перевозок грузов железнодорожным транспортом), и Правилах перевозок опасных грузов, требующими особой осторожности, устанавливается в локальных нормативных актах, утверждаемых владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).

———————————

<12> Часть первая статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2015, N 1, ст. 56).

 


 

При постановке на сортировочные (сортировочно-отправочные) пути вагоны с ВМ, цистерны со сжиженными газами или порожние
из-под сжиженных газов ограждаются со стороны горки (вытяжного пути при выполнении маневров толчками) двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 м друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м (рисунок 4.96).

Охранные тормозные башмаки – тормозные башмаки, которыми должен быть огражден сортировочный (сортировочно-отправочный) железнодорожный путь, после постановки на него вагонов с ВМ, цистерн со сжиженными газами
и порожних цистерн из-под сжиженных газов.

Рисунок 4.96 – Схема укладки охранных тормозных башмаков

Рисунок 4.96 – Схема укладки охранных тормозных башмаков

Нормальный режим роспуска отцепов (или их направления при маневрах толчками) на пути расположения вагонов с ВМ, цистерн со сжиженными газами или порожних из-под сжиженных газов может быть восстановлен только после соединения указанных вагонов (посредством осаживания) с группой не менее чем из 10 вагонов.

Для обеспечения безопасности движения вагоны, запрещенные к роспуску, рекомендуется расставлять маневровым локомотивом в соответствии
со специализацией путей со стороны района формирования.

Скорость соединения (сцепления) вагонов с ВМ и цистерн для перевозки сжиженных газов (в груженом и порожнем состоянии) с другими вагонами
или с локомотивом не должна превышать 3 км/ч.

Типовые меры безопасности при нахождении вагонов, указанных в настоящем пункте на путях сортировочных парков автоматизированных сортировочных горок установлены в Методических рекомендациях по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р).

Порядок информирования работников о наличии в распускаемом составе и на железнодорожных путях сортировочного парка вагонов с грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом и Правилах перевозок опасных грузов, требующими особой осторожности, устанавливается местной инструкцией по работе сортировочной горки.

 

51. Не допускается производить маневры толчками и распускать с горки:

1) вагоны, занятые людьми, кроме вагонов с проводниками (командами), сопровождающими грузы;

2) вагоны с грузами отдельных категорий, указанных в Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте и Правилах перевозок опасных грузов;

3) платформы и полувагоны, загруженные грузами боковой и нижней негабаритности 4-й, 5-й, 6-й степеней и грузами с верхней негабаритностью 3-й степени и сверхнегабаритными, груженые транспортеры;

4) локомотивы в недействующем состоянии, мотор-вагонный подвижной состав, составы рефрижераторных поездов <13>, пассажирские вагоны, краны на железнодорожном ходу;

———————————

<13> Подпункт 2.12.32 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019.

5) вагоны и специальный железнодорожный подвижной состав, имеющий трафарет или отметку в перевозочных документах «С горки не спускать»;

6) сцепы из двух и более платформ, загруженных рельсами или длинномерными грузами.

Железнодорожный подвижной состав, указанный в подпунктах 1 — 6 настоящего пункта, разрешается пропускать через сортировочную горку только с локомотивом.

Не допускается пропускать через сортировочные горки:

1) груженые и порожние транспортеры, имеющие 12 и более осей;

2) груженые транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 т при наличии в сцепе одной или двух промежуточных платформ;

3) железнодорожный подвижной состав, имеющий трафарет «Через горку не пропускать».

 


 

В целях предотвращения возникновения аварийный и опасных ситуаций, повреждения подвижного состава, травмирования людей, повреждения грузов
не допускается производить маневры толчками и распускать с сортировочной горки указанный железнодорожный подвижной состав.

Существует отдельный железнодорожный подвижной состав, который запрещено пропускать через механизированную сортировочную горку.

 

52. Маневры толчками и роспуск с сортировочных горок вагонов с грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом, рефрижераторных вагонов и секций должны производиться с осторожностью.

Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках при различных показаниях горочных светофоров, а также условия, обеспечивающие сохранность железнодорожного подвижного состава, устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) в зависимости от технического оснащения горок и местных условий.

При наличии в перевозочных документах штемпеля «Не спускать с горки» или нанесенном трафарете «С горки не спускать», маневры производятся осаживанием или «съемом» локомотивом со стороны подгорочного парка, с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Пропуск их через сортировочную горку должен производиться только с локомотивом.

Роспуск с сортировочных горок рефрижераторных секций, а также автономных вагонов с машинным охлаждением осуществляется под желтый огонь горочного светофора.

Перед роспуском с горки вагонов с проводниками (командами), сопровождающими груз или живность, а также перед началом производства маневров толчками с такими вагонами проводники и команды должны быть предупреждены составителями поездов о предстоящих маневрах.

 


 

Горочными светофорами подаются сигналы (пункт 89 ИСИ):

1) один зеленый огонь – разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью;

2) один желтый огонь – разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью;

3) один желтый и один зеленый огни – разрешается роспуск вагонов
со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной;

4) один лунно-белый огонь – разрешается горочному (маневровому) локомотиву проследовать через горб горки в подгорочный парк и производить маневры на железнодорожном пути сортировочного парка;

5) один красный огонь –Запрещается роспуск;

6) буква «Н» белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем, или при погашенном красном огне – осадить вагоны с горки назад.

Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках по одному зеленому огню, одному желтому и одному зеленому огням и одному желтому огню горочных светофоров устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора
не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры сигнализируют теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных горочных светофорах, расположенных в середине железнодорожных путей парка приема, вместо красного огня в порядке, установленном Руководящими указаниями по применению светофорной сигнализации в ОАО «РЖД» РУ-56-2018, применяется синий.

Для разрешения подачи составов до горочного светофора
на железнодорожных путях парка приема, а также для сигнализации
на подгорочных железнодорожных путях в порядке, установленном Руководящими указаниями по применению светофорной сигнализации в ОАО «РЖД» РУ-56-2018, применяются маневровые светофоры.

Скорость соединения вагонов, имеющих в документах отметку «спускать с горки осторожно» с другими вагонами и с локомотивом на путях сортировочного (сортировочно-отправочного) парка должна быть не более 3 км/ч.

При роспуске с сортировочных горок (выполнении маневров толчками) рефрижераторных секций, а также автономных вагонов с машинным охлаждением соударение их с вагонами, стоящими на железнодорожных путях, а также последующих отцепов с ними не допускается. Роспуск указанных вагонов производится под желтый огонь горочного светофора.

 

53. Каждый регулировщик скорости движения вагонов в процессе роспуска обязан следить за наличием вагонов на сортировочном железнодорожном пути и при его заполнении заранее сообщать об этом старшему регулировщику, дежурному по горке или составителю на сортировочной горке.

Для обеспечения безаварийной работы, регулировщики скорости движения вагонов обязаны:

1) находиться на обслуживаемых ими железнодорожных путях к началу роспуска состава;

2) следить за сообщениями и командами, подаваемыми дежурным по горке, за сигналами, подаваемыми составителем поездов или машинистом локомотива;

3) расчетливо тормозить вагоны, при этом обеспечивает полное использование вместимости железнодорожных путей и безопасный подход отцепов к вагонам, стоящим на железнодорожных путях подгорочного парка. При роспуске с горки больших отцепов дополнительные тормозные башмаки подкладываются под колесные пары посредством специальной вилки;

4) по указанию составителя или дежурного по горке извлекать из-под вагонов тормозные башмаки при заезде на железнодорожный путь локомотива для соединения вагонов;

5) помогать регулировщикам скоростей движения вагонов, обслуживающим соседние железнодорожные пути, при интенсивном следовании отцепов в районы их работы.

 


 

См. комментарий к п. 49 Приложения №10 к ИДП.

 

54. При торможении вагонов на железнодорожных путях запрещается устанавливать тормозные башмаки:

1) перед рельсовым стыком (не более 1 м) и на рельсовом стыке (если он не сварен);

2) перед крестовиной стрелочного перевода;

3) на рамный рельс стрелочного перевода, к которому прилегает остряк;

4) на наружный рельс кривой.

При торможении запрещается пользоваться неисправными тормозными башмаками.

Перечень неисправностей тормозных башмаков, при которых запрещается ими пользоваться, а также требования к тормозным башмакам приведены в приложении N 12 к Инструкции.

 


 

При невыполнении указанных требований безопасности при торможении вагонов возникает риск заклинивания тормозного башмака с последующим перекатыванием колесной пары через его головку, что приводит к сходу вагона.

Ввиду того, что при движении вагона в кривой, гребень колеса набегает на внутреннюю грань наружного рельса – тормозной башмак, установленный на наружный рельс кривой, может быть «выбит» из-под колеса вагона.

Рисунок 4.97 – Примеры неправильной установки тормозных башмаков при торможении и закреплении вагонов: а) перед рельсовым стыком (ближе 1 м до стыка) и на рельсовом стыке (если он не сварен); б) перед крестовиной стрелочного перевода; в) на рамный рельс стрелочного перевода, к которому прилегает остряк; г) на наружный рельс кривой

Рисунок 4.97 – Примеры неправильной установки тормозных башмаков при торможении и закреплении вагонов: а) перед рельсовым стыком (ближе 1 м до стыка) и на рельсовом стыке (если он не сварен); б) перед крестовиной стрелочного перевода; в) на рамный рельс стрелочного перевода, к которому прилегает остряк; г) на наружный рельс кривой

Рисунок 4.98 – Примеры правильной установки тормозных башмаков при торможении и закреплении вагонов: а) после рельсового стыка; б) на внутренний рельс кривой

Рисунок 4.98 – Примеры правильной установки тормозных башмаков при торможении и закреплении вагонов: а) после рельсового стыка; б) на внутренний рельс кривой

 

55. Запрещается осаживание и соединение вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или с противоположной стороны железнодорожных путей сортировочного парка) без предварительного согласования между дежурным по горке (составителем) и составителем или работником противоположного конца сортировочного парка в порядке, установленном в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Перед осаживанием составитель обязан убедиться в:

1) отсутствии тормозных башмаков под вагонами;

2) рабочем положении расцепных рычагов автосцепки вагонов;

3) отсутствии препятствий для движения.

 


 

Типовые меры безопасности
по производству маневров в сортировочном парке  для всех типов сортировочных горок приведены в Методических рекомендациях по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденных распоряжением .ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р.

 

56. Маневры на вытяжных железнодорожных путях производятся осаживанием, серийными или одиночными толчками.

При производстве маневров толчками для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы, в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования, должны быть указаны: порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств и условия, обеспечивающие безопасность при производстве маневров.

 


 

В ОАО «РЖД» указанные требования приводятся в приложении к ТРА станции – Инструкции о порядке производства маневров толчками, разрабатываемой в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р.

 

57. Регулировать разгон состава для толчка составитель обязан с учетом ходовых качеств и веса отцепа, свободности сортировочных железнодорожных путей и атмосферных условий так, чтобы дежурные постов централизации, операторы постов централизации, дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов имели время для перевода стрелок и укладки тормозных башмаков и чтобы скорости соударения вагонов не превышали установленные.

 


 

См. комментарии к п.п. 14, 37, 48, 49.

 

58. При выявлении в процессе роспуска ситуации, угрожающей безопасности движения поездов, жизни и здоровью людей, операторы горочных постов, дежурные стрелочных постов, регулировщики скорости движения вагонов и работники, участвующие в маневрах, должны немедленно поставить в известность дежурного по сортировочной горке, горочного составителя, подать команду (сигнал) остановки и принять меры к задержанию очередного движущегося отцепа.

 


 

Дежурный по сортировочной горке должен перекрыть сигнал горочного светофора и остановить роспуск в следующих случаях:

нагон отцепа вслед идущим отцепом;

сход вагона на спускной части горки или пути сортировочного (сортировочно-отправочного) парка;

отсутствие должного эффекта торможения вагонными замедлителями
(при переводе замедлителя в рабочее положение не происходит требуемое снижение скорости движения отцепа);

понижение давления в воздушной магистрали вагонных замедлителей ниже допустимой нормы;

во всех случаях, когда создается угроза безопасности движения, жизни и здоровью людей.

(Методические рекомендации по составлению инструкции по работе сортировочной горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2018 г. № ЦД-248/р).

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх