Главная > идп прил 10 раздел 1

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

Сигналы, применяемые при маневровой работе

Приложение № 10 к ИДП.
Порядок организации маневровой работы

Раздел I — VII 

I. Общие положение

пункт 1 — 17

1. Маневровая работа должна производиться по плану, предусматривающему:

1) своевременное формирование и отправление поездов;

2) своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых операций;

3) наименьшую затрату времени на переработку вагонов;

4) рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;

5) бесперебойный прием поездов на железнодорожную станцию;

6) безопасность движения поездов, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность железнодорожного подвижного состава и перевозимого груза.

 


 

Маневровая работа (маневры) – это внепоездные передвижения подвижного состава в пределах железнодорожной станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Маневровый состав – локомотив с вагонами, одиночный локомотив, самоходный подвижной состав, осуществляющие внутристанционные передвижения (Подпункт 23 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009 «Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения»).

Виды маневров:

1) маневры расформирования (сортировочные), цель которых — расстановка по станционным путям вагонов в соответствии с их назначением
и специализацией путей;

2) маневры формирования (группировочные) — расстановка вагонов
в составе поезда в соответствии с требованиями плана формирования поездов
и Правил технической эксплуатации;

3) маневры одновременного расформирования и формирования — одновременно с расстановкой вагонов прибывшего в переработку поезда
по специализированным путям сортировочного парка производится их подборка согласно требованиям плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации;

4) маневры по прицепке и отцепке вагонов производятся: с групповыми поездами, поездами, изменяющими направление следования, имеющими перелом массы, а на промежуточных станциях — со сборными поездами;

5) маневры по подаче и уборке вагонов на пути и с путей производства грузовых и других станционных операций (погрузка, выгрузка, перевеска, ремонт и т. д.);

6) прочие маневры, к которым относятся: перестановка составов, групп
и отдельных вагонов из парка в парк, маневры по подтягиванию и осаживанию вагонов в сортировочном парке, пропуск локомотивов по станционным путям
и др.

План маневровой работы – краткое указание о последовательности маневровых передвижений при выполнении задания на маневровую работу.
В плане маневровой работы отражается следующая информация:

  • участники, которым адресуется план маневровой работы;
  • операции, которые требуется выполнить;
  • путь (маршрут), по которому будут выполняться маневровые передвижения (в направлении какого пути будут производиться маневровые полурейсы, о свободности или занятости данного пути, а также,
    при необходимости, до какого маневрового светофора с запрещающим показанием будет приготовлен маршрут следования);
  • информация о средствах или работнике, по указанию которого будут производиться маневровые передвижения;
  • должность и фамилия распорядителя маневров.

 

2. На железнодорожных станциях в зависимости от путевого развития, характера и объема маневровой работы железнодорожные пути разделяются на маневровые районы. Границы маневровых районов и порядок работы в каждом из них устанавливаются в локальном нормативном акте владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 21 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте в Российской Федерации, содержащейся в приложении N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным настоящим Приказом (далее — техническо-распорядительный акт, Инструкция соответственно), а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей необщего пользования.

При необходимости работы в отдельных районах двух и более маневровых локомотивов, порядок их работы, обеспечивающий безопасность движения поездов (маневровых составов), указывается в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Для производства маневровой работы выдаются локомотивы в исправном состоянии, оборудованные исправно действующими устройствами технологической железнодорожной электросвязи, сигналами, а также снабженные установленным владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) инвентарем.

Для передвижения вагонов на железнодорожных путях в местах производства погрузочно-разгрузочных работ разрешается использовать специальные маневровые средства (толкатели, маневровые тележки, электролебедки и средства, установленные локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), которые должны соответствовать требованиям эксплуатационной и ремонтной документации по обеспечению безопасности движения, сохранности железнодорожного подвижного состава и безопасности работников, связанных с маневровой работой и производством погрузочно-разгрузочных работ.

 


 

При разделении станции на маневровые районы учитывают:

а) путевое развитие: наличие парков, оборудование устройствами электрической централизацией, мест общего пользования, а также сортировочных горок и вытяжных путей;

б) характер маневровой работы: маневры осаживанием через вытяжные пути, толчками, роспуск на сортировочных горках, формирование поездов, подача, уборка и расстановка вагонов по фронтам погрузки-выгрузки, отцепка, прицепка вагонов к поездам;

в) объем маневровой работы, вызывающий необходимость разделения станции на районы управления при работе двух и более дежурных по станции (парку), дежурных постов централизации, операторов постов централизации.

Границами маневрового района, как правило, являются маневровые (горочные, маршрутные) светофоры, при их отсутствии – стык рамного рельса стрелки или предельный столбик.

Меры обеспечения безопасности при работе в одном маневровом районе двух и более локомотивов включают:

план и организация маневровой работы должны быть согласованы между составительскими бригадами всех работающих в данном районе локомотивов;

руководитель маневрового района обязан по регистрируемым видам связи предупредить руководителя маневров, локомотивные бригады, участвующие в маневровой работе о соблюдении мер безопасности;

наличие двух и более путей, которые могут быть использованы в качестве вытяжек (параллельных ходов);производить маневровую работу при условии нормальной работы устройств СЦБ, обеспечивающих возможность полной взаимной изоляции маневровых маршрутов, путем установки стрелок в охранное положение и использования параллельных маневровых маршрутов. Запрещается работа двух и более локомотивов при запрещающих показаниях светофоров и при не полностью приготовленных маршрутах;

в случае производства маневровой работы с использованием маршрута, продолжение которого имеет выход на пути другого маневрового района (на стыке маневровых районов), данные передвижения согласовываются с распорядителем данного района.

К инвентарю, используемому на маневровом локомотиве относятся: носимая радиостанция, тормозные башмаки, сигнальные принадлежности, инструмент, необходимый для технического обслуживания локомотива, и прочий инвентарь, используемый на конкретной серии, типе локомотива, утвержденный организационно-распорядительным документом по структурному подразделению.

Для передвижения вагонов на железнодорожных путях в местах производства погрузочно-разгрузочных работ разрешается использовать специальные маневровые средства (рисунок 4.83 – 4.85).

Рисунок 4.83 – вагонотолкатель

Рисунок 4.83 – вагонотолкатель

– маневровая тележка

Рисунок 4.84 – маневровая тележка

электролебедка

 

3. Приготовление маневровых маршрутов и перевод стрелок при маневрах осуществляется:

1) на железнодорожных станциях диспетчерского управления — диспетчером поездным с центрального аппарата с передачей соответствующим работникам указаний о готовности маршрута для маневровых передвижений по устройствам технологической железнодорожной электросвязи или диспетчерской связи по телефонам, устанавливаемым в горловинах железнодорожных станций;

2) на железнодорожных станциях диспетчерского управления при передаче железнодорожной станции на резервное управление — уполномоченным работником владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), на которого возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов;

3) на железнодорожных станциях диспетчерского управления при передаче отдельных стрелок на местное управление <1>, при котором перевод стрелок осуществляется составителем поездов или работником железнодорожной станции;

———————————

<1> Подпункт 164 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения», введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 27 ноября 2009 г. N 523-ст (М., «Стандартинформ», 2010), с изменением ГОСТ Р 53431-2009 «Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 13 сентября 2011 г. N 294-ст. (М., «Стандартинформ», 2012) (далее — ГОСТ Р 53431-2009).

4) на железнодорожных станциях диспетчерского управления при передвижениях по станционным железнодорожным путям общего и необщего пользования, железнодорожным путям необщего пользования одиночных локомотивов, специального самоходного подвижного состава перевод стрелок, переданных на местное управление, разрешается производить одним из работников локомотивной бригады (бригады, обслуживающей специальный самоходный подвижной состав);

5) на железнодорожных станциях с электрической централизацией стрелок их перевод осуществляется дежурным по железнодорожной станции, дежурным поста централизации (оператором поста централизации);

6) на железнодорожных станциях с нецентрализованными стрелками их перевод при маневровых передвижениях производится дежурными стрелочных постов по распоряжению лица, руководящего маневрами, либо лицом, уполномоченным владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования);

7) на железнодорожных станциях с электрической централизацией стрелок, при передаче стрелок на местное управление, а также при производстве маневров на нецентрализованных стрелках, не обслуживаемых дежурным стрелочного поста, допускается перевод стрелок работниками составительских или локомотивных бригад, кондукторами, дежурными по паркам, дежурным по железнодорожной станции, начальником железнодорожной станции, приемосдатчиками груза и багажа, работниками локомотивного, вагонного депо или лицами, уполномоченным владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования). Перечень железнодорожных станций с указанием номеров таких стрелок, а также работников, которым разрешается их перевод при производстве маневров, и порядок перевода стрелок устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

Маршрут (железнодорожный транспорт): часть рельсового пути от железнодорожного светофора, по разрешающему показанию которого можно проследовать до следующего попутного светофора или ограничивающего путевого устройства (Подпункт 133 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Местное управление стрелками – режим управления централизованными стрелками с маневровых колонок при маневрах или пультов района местного управления (Подпункт 164 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Перечень железнодорожных станций с указанием номеров стрелок, а также работников, которым разрешается их перевод при производстве маневров, и порядок перевода стрелок (при передаче стрелок с центрального на местное управление, а также при производстве маневров на нецентрализованных стрелках, не обслуживаемых дежурными стрелочного поста) (по согласованию с дирекцией инфраструктуры, с дирекцией тяги) утверждается начальником региональной дирекции управления движением ОАО «РЖД» в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 1 июля 2011 г. №1200р.

 

4. Перед переводом централизованной стрелки обслуживающий ее работник должен убедиться (лично или по докладу работника, уполномоченного владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) в том, что она не занята железнодорожным подвижным составом (фактическое ее свободное состояние) и железнодорожный подвижной состав не находится за пределами смежных железнодорожных путей. При электрической централизации отсутствие железнодорожного подвижного состава на стрелочном переводе устанавливается по индикации на аппаратах управления.

Порядок проверки свободности стрелочного перевода от железнодорожного подвижного состава при неисправности или временном выключении этих аппаратов управления или переводе стрелок с маневровых колонок (пультов местного управления) устанавливается техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей необщего пользования.

 


 

При наличии электрической централизации (ЭЦ) перед переводом стрелки необходимо убедиться в свободности ее от подвижного состава по индикации на аппаратах управления.

При отсутствии контроля на аппарате управления натурная проверка фактической свободности стрелки от подвижного состава (чтобы избежать перевода стрелки в момент нахождения на ней подвижного состава), а также соблюдение габарита по смежным путям, то есть нахождение подвижного состава в пределах полезной длины путей, на которые ведет данная стрелка (поскольку находящийся за пределами полезной длины пути подвижной состав может оказаться в габарите подвижного состава по смежному пути, что
не контролируется на аппарате управления при ложной занятости изолированного участка) проводятся работником, указанным в ТРА станции. Перед началом проверки в целях личной безопасности проверяющий убеждается в отсутствии подвижных единиц, движущихся в направлении стрелки.

 

5. Запрещается переводить стрелку с пульта местного управления или ключом местного управления до освобождения стрелочного изолированного участка, а там, где не включена в зависимость изоляция стрелки до освобождения стрелки от железнодорожного подвижного состава.

 


 

Для исключения перевода стрелок, занятых подвижным составом, в случае кратковременной потери шунта и появления ложной свободности стрелочных секций запрещается переводить рукоятки индивидуального перевода стрелок
до полного фактического освобождения стрелочных секций и смежных негабаритных изолированных участков.

Там, где не включена в зависимость изоляция стрелки, ее перевод допускается только после фактического убеждения ответственного работника
в свободности стрелки от подвижного состава.

Изолирующий стык рельсовой цепи – изолирующее стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения железнодорожного пути
на рельсовые цепи (Подпункт 97 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Негабаритный стык рельсовой цепи – изолирующий стык рельсовой цепи между смежными рельсовыми цепями, расположенный в зоне возможного нарушения габарита железнодорожного подвижного состава при занятой одной секции маршрута и движении по другой (Подпункт 98 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

 

6. Работник, переводящий стрелки, после каждого перевода стрелки должен убедиться в правильности положения остряков по индикации на пульте местного управления или по положению остряков стрелки.

Нецентрализованные стрелки, кроме расположенных на сортировочных железнодорожных путях, железнодорожных путях, где маневровая работа постоянно осуществляется толчками, и стрелок, оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями, должны при маневрах запираться на закладки.

 


 

После перевода стрелки работник должен убедиться в том, что остряки стрелки установлены в требуемое положение, стрелка имеет контроль положения по индикации на аппарате управления.

При переводе нецентрализованной стрелки работник должен визуально убедиться в правильности положения остряков стрелки, плотном прилегании остряка к рамному рельсу, запереть стрелку на закладку (за исключением стрелок, расположенных на сортировочных путях, железнодорожных путях,
где маневровая работа постоянно осуществляется толчками, и стрелок, оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями).

Шарнирно-коленчатые замыкатели (рисунок 4.86) могут устанавливаться вместо откидных закладок на стрелках приемоотправочных и прочих станционных путей. Ими также оборудуются стрелки, включенные в механическую централизацию.

Шарнирно-коленчатый замыкатель

Рисунок 4.86 – Шарнирно-коленчатый замыкатель

1 – корпус; 2, 7 – распорные штанги; 3 – фундаментный угольник, 4 – крепежные болты; 5 – ось переводного рычага; 6 – короткий угольник; 8 – вертикальные серьговые болты; 9 – аппаратная тяга; 10 – кулачки; 11 – ось кулачков, переводного рычага и аппаратной тяги; 12 – кожух.

 

7. По окончании маневров стрелочные и маневровые рукоятки, а также ключ местного управления устанавливаются в нормальное положение, руководитель маневров докладывает об окончании работы диспетчеру поездному (дежурному по железнодорожной станции, дежурному поста централизации).

 


 

На местное управление стрелки может передать диспетчер с пульта диспетчерской централизации и дежурный по железнодорожной станции
с пульта управления. При этом в маневровой колонке в той или иной горловине загорается белая контрольная лампочка «Разрешение маневров». Стрелки переводятся с путевых коробок, установленных рядом со стрелочными приводами, ключом, изъятие которого из маневровой колонки контролируется на пульте поездного диспетчера.

В путевой коробке вмонтированы замок и звонок. Вставленный в замок ключ при повороте замыкает соответствующую контактную систему, и стрелка переводится. Во время перевода звенит звонок «взреза».

Работник, производящий маневры, может разрешить движение по стрелке после убеждения по положению остряков или по контрольным приборам
на пульте местного управления в окончании перевода стрелки.

По окончании маневров ключ вставляется в замок маневровой колонки
и поворачивается слева направо; управление стрелками передается на пульт поездного диспетчера.

На местное управление диспетчер может передать одну или обе горловины станции, а также отдельные маневровые районы.

 

8. Дежурный по железнодорожной станции или работник, осуществляющий управление стрелками и светофорами, должен подготавливать маневровые маршруты на весь путь следования маневрового состава. При невозможности приготовления такого маршрута дежурный по железнодорожной станции или работник, осуществляющий управление стрелками и светофорами, обязан предупредить машиниста (руководителя маневров), на какой железнодорожный путь или до какого светофора будет приготовлена часть маршрута.

Проследование маневрового светофора с запрещающим показанием или погасшим огнем при готовом маршруте разрешается по указанию дежурного по железнодорожной станции или работника, осуществляющего управление стрелками и светофорами, дежурного стрелочного поста, передаваемому ими машинисту маневрового локомотива лично, по устройствам технологической железнодорожной электросвязи или через руководителя маневров.

 


 

Маневровый маршрут – маршрут с проверкой набора условий безопасности для движения маневровых составов (Подпункт 135 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

При невозможности приготовления маневрового маршрута на весь путь следования маневрового состава необходимо предупредить машиниста и руководителя маневров о том, на какой железнодорожный путь или до какого светофора приготовлена часть маршрута, а также убедиться в правильности восприятия данной информации машинистом и руководителем маневров.

Рисунок 4.87 – Пример к пункту 8 Приведем пример (рисунок 4.87). Маневровый состав (1) требуется пропустить на 3-й путь, предварительно освободив его. Для этого маневровый состав (2) необходимо убрать с 3-его пути и переставить на 4-й путь. Дежурный по железнодорожной станции должен сначала выпустить состав (2) с 3-его пути и, только после этого, открыть светофоры М4, М6, М8 и М10 для пропуска состава (1) на 3-й путь. Если по какой-либо причине, например, из-за того, что состав (2) кратковременно остановился на стрелках, маршрут составу (1) полностью на 3-й путь приготовить невозможно, дежурный по железнодорожной станции может подтянуть его до светофора М8 следующим порядком: а) предупредить машиниста маневрового состава (1) о том, что маршрут ему будет приготовлен только до светофора М8, перед которым он должен остановиться; б) получив подтверждение машиниста состава (1) о правильном восприятии указания, дежурный по железнодорожной станции может открыть светофоры М4 и М6. Смысл требования данного пункта заключается в том, что открывать первый по ходу движения маневрового состава светофор М4 запрещается до передачи машинисту предупреждения (указания) о том, что маршрут будет приготовлен до светофора М8 с запрещающим показанием с убеждением, что машинист это понял правильно. Маневры должны производиться по разрешающим показаниям маневровых светофоров. В случае невозможности исключения производства маневров при запрещающих показаниях светофора, работник, осуществляющий управление стрелками и светофорами, обязан обеспечить соблюдение требований безопасности движения при приготовлении маневровых маршрутов: - склонение рукояток стрелок и сбрасывающих устройств (в т. ч. охранных) на аппарате управления в положение по маршруту следования с последующим навешиванием красных колпачков на рукоятки и стрелочные кнопки; - замыкание маршрута попутными светофорами или нажатием кнопки «замыкание стрелок»; - закрытие переездов кнопкой «закрытие переезда» или другим способом, предусмотренным местными инструкциями; - проверку правильности положения стрелок в маршруте нажатием кнопки «подсветка стрелок».

Рисунок 4.87 – Пример к пункту 8

Приведем пример (рисунок 4.87).

Маневровый состав (1) требуется пропустить на 3-й путь, предварительно освободив его. Для этого маневровый состав (2) необходимо убрать с 3-его пути и переставить на 4-й путь.

Дежурный по железнодорожной станции должен сначала выпустить состав (2) с 3-его пути и, только после этого, открыть светофоры М4, М6, М8
и М10 для пропуска состава (1) на 3-й путь. Если по какой-либо причине, например, из-за того, что состав (2) кратковременно остановился на стрелках, маршрут составу (1) полностью на 3-й путь приготовить невозможно, дежурный по железнодорожной станции может подтянуть его до светофора М8 следующим порядком:

а) предупредить машиниста маневрового состава (1) о том, что маршрут ему будет приготовлен только до светофора М8, перед которым он должен остановиться;

б) получив подтверждение машиниста состава (1) о правильном восприятии указания, дежурный по железнодорожной станции может открыть светофоры М4 и М6.

Смысл требования данного пункта заключается в том, что открывать первый по ходу движения маневрового состава светофор М4 запрещается до передачи машинисту предупреждения (указания) о том, что маршрут будет приготовлен до светофора М8 с запрещающим показанием с убеждением, что машинист это понял правильно.

Маневры должны производиться по разрешающим показаниям маневровых светофоров.

В случае невозможности исключения производства маневров при запрещающих показаниях светофора, работник, осуществляющий управление стрелками и светофорами, обязан обеспечить соблюдение требований безопасности движения при приготовлении маневровых маршрутов:

  • склонение рукояток стрелок и сбрасывающих устройств (в т. ч. охранных) на аппарате управления в положение по маршруту следования с последующим навешиванием красных колпачков на рукоятки и стрелочные кнопки;
  • замыкание маршрута попутными светофорами или нажатием кнопки «замыкание стрелок»;
  • закрытие переездов кнопкой «закрытие переезда» или другим способом, предусмотренным местными инструкциями;
  • проверку правильности положения стрелок в маршруте нажатием кнопки «подсветка стрелок».

 

9. Основным средством передачи указаний при маневровой работе должна быть радиосвязь.

Разрешается подача сигналов при маневровой работе ручными сигнальными приборами, а также двухсторонней парковой связью.

Перед началом маневровой работы, а также в период ее проведения работники, участвующие в маневровых передвижениях, обязаны контролировать постоянное включенное состояние радиостанций и соответствие выбранного радиоканала маневровому району.

Передача указаний и сообщений по технологической железнодорожной электросвязи производится в соответствии с приложением N 22 к Инструкции.

Порядок пользования устройствами технологической железнодорожной электросвязи в каждом маневровом районе с указанием работников, которым предоставлено право пользоваться этими устройствами, определяется в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Порядок передачи управляющих команд на железнодорожный подвижной состав, управляемый автоматически и (или) дистанционно, и порядок организации маневровой работы с обеспечением безопасности движения при использовании железнодорожного подвижного состава, управляемого автоматически и (или) дистанционно, устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

Передача указаний и сообщений по технологической железнодорожной электросвязи производится в соответствии с приложением № 20 к ИДП.

Задание на маневровую работу – краткое наименование производимой маневровой работы (например, «формирование поезда на пути № 5»).

Команда (указание) – обязательное к исполнению руководство к действию по организации маневровой работы (переданное устно или ручными сигналами).

План маневровой работы – последовательность передвижений
при выполнении задания на маневровую работу.

Для руководства маневровыми передвижениями используется маневровая, а не поездная радиосвязь ввиду того, что при использовании поездной радиосвязи требуется время на вызов абонента, что может привести к несвоевременной остановке состава. К тому же, носимые радиостанции руководителей маневров работают на маневровых каналах радиосвязи.

При производстве маневров локомотивами, не оборудованными маневровой радиосвязью, и отсутствии возможности выдачи машинисту носимой радиостанции, руководитель маневров должен подавать команды машинисту ручными сигналами.

Устройства радиосвязи и парковой связи громкоговорящего оповещения, используемые в маневровых районах станции приведены в ТРА станции.

Применение ручных сигналов при маневровой работе (при отсутствии радиосвязи руководителя маневров с машинистом) предъявляет дополнительное требование к местонахождению составителя: машинисту или его помощнику должны быть видны подаваемые им сигналы. Это достигается
либо ограничением количества вагонов в маневровом составе,
либо привлечением других работников станции (второго составителя поездов, помощника составителя, сигналиста, дежурного стрелочного поста и других работников станции в соответствии с ТРА станции) для дублирования локомотивной бригаде ручных сигналов руководителя маневров.

Перед началом движения маневрового состава вагонами вперед исправность радиосвязи проверяется путем повторения машинистом команды руководителя маневров на движение.

При движении вагонами вперед руководитель маневров сообщает машинисту о свободности маршрута следования маневрового состава, показаниях маневровых светофоров, положении стрелок по маршруту следования, своем местонахождении, а машинист повторяет сообщение
по радиосвязи.

При заезде на путь назначения руководитель маневров сообщает машинисту расстояние до стоящих вагонов, машинист подтверждает восприятие сообщения.

При нарушении устойчивой работы радиосвязи между машинистом
и руководителем маневров либо при неполучении одним из участников маневровой работы сообщения, подтверждающего наличие связи, должна предусматриваться немедленная остановка маневрового состава.

До замены радиостанции, исходя из местных условий маневрового района железнодорожной станции, возможен переход на ручные или звуковые сигналы.

На маневровые локомотивы, оборудованные маневровой автоматической локомотивной сигнализацией, имеющей режим телеуправления, команды на движение поступают в качестве автоматической реализации задания, полученного по радиоканалу передачи данных от станционных устройств системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации (далее – СУ МАЛС). Порядок производства маневровой работы с использованием автоматически и (или) дистанционно управляемого железнодорожного подвижного состава указан в Инструкции по управлению подвижным составом в автоматическом и (или) дистанционном режимах, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 1957р от 28 июля 2022 г., а также устанавливается в соответствии с местными инструкциями, разрабатываемыми на каждой железнодорожной станции, где применяется автоматически или дистанционно управляемый железнодорожный подвижной состав.

 

10. Маневры на станционных железнодорожных путях, расположенных на уклонах, где создается опасность самопроизвольного движения железнодорожного подвижного состава на перегон и маршруты следования поездов, производятся с постановкой локомотива со стороны спуска с включением и опробованием автотормозов вагонов. При невозможности постановки локомотива со стороны спуска маневры на таких железнодорожных путях должны производиться путем осаживания, а автотормоза вагонов должны быть включены и опробованы.

При производстве маневров на железнодорожных путях, расположенных на уклонах, должны соблюдаться меры предосторожности, исключающие возможность столкновений с железнодорожным подвижным составом, а также самопроизвольного движения вагонов за пределы полезной длины железнодорожного пути.

Перечень маневровых районов и железнодорожных путей, расположенных на уклонах, где при маневрах создается опасность самопроизвольного движения железнодорожного подвижного состава, а также дополнительные меры по обеспечению безопасности движения поездов, которые должны соблюдаться в этих районах при маневрах, указываются в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

 


 

Порядок включения и опробования тормозов при маневровой работе устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями для работников структурных подразделений ОАО «РЖД», определяющих требования к порядку включения и опробования тормозов при маневровой работе распоряжением ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 28 октября 2015 г. № 2555р (рисунок 4.88).

Рисунок 4.88 – Перечень случаев, в которых требуется включение тормозов на всех вагонах и их опробование при выполнении маневровой работы Меры предосторожности, исключающие возможность столкновений с железнодорожным подвижным составом, а также самопроизвольного движения вагонов за пределы полезной длины железнодорожного пути, включают: постановка стрелок в изолирующее положение, укладка тормозных башмаков под отдельные группы вагонов и другие.

Рисунок 4.88 – Перечень случаев, в которых требуется включение тормозов на всех вагонах и их опробование при выполнении маневровой работы

Меры предосторожности, исключающие возможность столкновений с железнодорожным подвижным составом, а также самопроизвольного движения вагонов за пределы полезной длины железнодорожного пути, включают: постановка стрелок в изолирующее положение, укладка тормозных башмаков под отдельные группы вагонов и другие.

 

11. Порядок и условия обеспечения безопасности при перестановке составов из парка в парк по соединительным железнодорожным путям или через вытяжные железнодорожные пути устанавливаются в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

В отдельных случаях в зависимости от местных условий (при последовательном расположении парков, оборудовании маневровых локомотивов устройствами для отцепки их от вагона из кабины машиниста) перестановку составов из парка в парк локомотивом вперед разрешается производить без сопровождения составителем поездов.

 


 

Порядок перестановки маневровых составов из парка в парк приводится
в ТРА станции с указанием необходимости включения автотормозов
при перестановке (зависит от расчета тормозных средств маневрового состава), максимальная величина переставляемого состава. Расчет тормозных средств маневрового состава выполняет работник эксплуатационного локомотивного депо в соответствии с «Нормами минимального количества тормозных осей маневрового состава», которые в последующем применяются при составлении ТРА станции (Методические рекомендации для работников структурных подразделений ОАО «РЖД», определяющих требования к порядку включения и опробования тормозов при маневровой работе, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 28 октября 2015 г. № 2555р).

 

12. Маневры вагонов с грузами отдельных категорий, в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту — участников Содружества Независимых Государств от 5 апреля 1996 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://sovetgt.org/, 5 апреля 1996 г.) (далее — Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам) <2> осуществляются с постановкой вагонов прикрытия из вагонов с неопасными грузами или порожних вагонов.

———————————

<2> Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом заседания Совета глав правительств — участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств, https://cis.minsk.by, 20 марта 1992 г.), Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993), Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1798).

Нормы прикрытия в поездах и при маневрах указываются в перевозочных документах нанесением специального штемпеля, где цифрами обозначается минимальное число физических вагонов прикрытия:

первая цифра — от ведущего локомотива,

вторая цифра — от подталкивающего локомотива,

третья цифра — от вагонов с людьми, знак «0» — прикрытия не требуется.

Вагоны с людьми, а также вагоны с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны, вагоны с живностью разрешается ставить в поезд впереди и (или) сзади вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатые материалы) (далее — опасные грузы класса 1 (ВМ) <3>, но всегда впереди вагонов, загруженных опасными грузами, в перевозочных документах на которые имеются штемпели: «Ядовито» и «Прикрытие …» (одновременно оба штемпеля).

———————————

<3> Абзац девятый пункта 3.6.3 раздела 3.6 Правил перевозки опасных грузов.

Вагоны с легковоспламеняющимися жидкостями на железнодорожной станции формирования должны ставиться в поезд за вагонами с опасными грузами класса 1 (ВМ) (считая от головы поезда).

 


 

После предъявления груза отдельной категории, в соответствии
Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, к перевозке грузоотправителем в перевозочных документах проставляется соответствующий штемпель с указанием норм прикрытия. В процессе перевозки с данным вагоном производится маневровая работа по постановке его в поезда. При этом для формирования поездов необходимо соблюдать указанные в перевозочном документе нормы прикрытия.

Вагоны с ВМ при наличии в перевозочных документах штемпеля «Прикрытие» при постановке в поезда должны иметь прикрытие в количестве
не менее минимальных норм, сформированное из вагонов с неопасными грузами или порожних.

Порожние или груженые платформы, а также транспортеры могут использоваться в качестве прикрытия с постановкой не ближе второго вагона
от вагонов с ВМ.

 

13. Маневровые передвижения на ремонтных железнодорожных путях вагонных и локомотивных депо должны производиться под наблюдением ответственного работника соответствующего подразделения железнодорожного транспорта, осуществляющего ремонтные работы на указанных железнодорожных путях.

 


 

Маневровая работа на железнодорожных путях депо и пунктов технического обслуживания локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава и вагонов должна производиться по указанию (заданию) дежурного по депо (работника, ответственного за безопасное производство маневровой работы, назначенного в соответствии с местной инструкцией о порядке организации маневровой работы на путях, переданных в ведение соответствующего подразделения железнодорожного транспорта ), который осуществляет контроль за установкой и снятием сигналов ограждения
и передвижениями подвижного состава. Необходимо учитывать,
что при ограждении состава (вагонов) работники пунктов технического обслуживания (депо) могут находиться внутри колеи.

Скорость передвижения железнодорожного подвижного состава
при въезде (выезде) в ремонтный цех (на ремонтную позицию) или на открытую позицию технического обслуживания не должна превышать 3 км/ч. Передвижение железнодорожного подвижного состава толчками, сцепление
и расцепление подвижных единиц при движении состава запрещается
(Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России
от 29 декабря 2018 г. № 860н).

 

14. На железнодорожных путях, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.

При неблагоприятных условиях погоды (сильный ветер <4>, туман, метель), а также в темное время суток на неосвещаемых железнодорожных путях маневровая работа должна производиться с особой бдительностью.

———————————

<4> Подпункт 61 пункта 2 ГОСТ Р 22.0.03-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 641-ст (М., «Стандартинформ», 2020), с изменениями ГОСТ Р 22.0.03-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта 29 октября 2021 г. N 1404-ст («ИУС «Национальные стандарты», 2022, N 1).

 


 

Маневры толчками – способ выполнения маневров, который заключается в том, что после отцепки группы вагонов (отцепа) и готовности маршрута на путь постановки этой группы локомотив разгоняется и резко тормозит, а отцеп следует далее по инерции. После каждого толчка маневровый состав возвращается за разделительную стрелку. Так выполняются манёвры одиночными толчками. При серийных толчках выполняется ряд последовательных толчков по числу отцепов во взятом маневровом составе
без возвратного движения. Маневры серийными толчками выполняются в основном на профилированных вытяжных путях.

Запрет на маневры толчками на путях, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, установлен в целях предотвращения травматизма работников, осуществляющих указанные операции.

 

15. Работа хозяйственных поездов и специального самоходного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях железнодорожной станции производится под руководством ответственного работника соответствующего подразделения железнодорожного транспорта. Их передвижения с одного железнодорожного пути на другой или в другой район железнодорожной станции производятся с разрешения лица, распоряжающегося маневрами, или дежурного по железнодорожной станции.

Для руководства передвижениями таких поездов и специального самоходного железнодорожного подвижного состава по указанию начальника железнодорожной станции разрешается назначение соответствующих работников железнодорожной станции.

 


 

Лица, имеющие право руководить маневрами, указаны в ТРА станции. Руководить работой хозяйственных поездов и специального самоходного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях железнодорожной станции может только один работник – представитель соответствующего подразделения железнодорожного транспорта или работник железнодорожной станции.


 

16. Разъединение и соединение тормозных рукавов и межвагонных электрических соединений на железнодорожных станциях производится работниками пунктов технического обслуживания вагонов или работниками, установленными в зависимости от местных условий в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

При производстве маневров разъединение или соединение тормозных рукавов производится составителями поездов, помощниками составителей поездов или кондукторами.

Разъединение и соединение тормозных рукавов при отцепке от состава и прицепке к составу поездного локомотива производит локомотивная бригада, а при обслуживании локомотива машинистом без помощника машиниста выполнение этих операций производится осмотрщиком вагонов.

 


 

Соединительные (тормозные) рукава предназначены для объединения воздухопроводов единиц подвижного состава в общую тормозную сеть.

Перед разъединением тормозных рукавов необходимо перекрыть концевые краны обеих подвижных единиц (первым перекрывается концевой кран со стороны локомотива).

Разъединение и соединение межвагонных электрических соединений осуществляется поездным электромехаником.

 

17. Передвигать отдельные вагоны вручную на главных, приемоотправочных и сортировочных железнодорожных путях железнодорожной станции не допускается.

Передвигать отдельные вагоны вручную допускается на прочих железнодорожных путях при отсутствии уклона, под руководством ответственного лица, выделенного владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования), и в количестве не более одного груженого или двух порожних вагонов.

При передвижениях вагонов вручную не допускается:

1) передвигать их со скоростью более 3 км/ч (вагоны должны быть сцеплены);

2) перемещать их за предельный столбик в направлении главных и приемоотправочных железнодорожных путей;

3) начинать передвижение, не имея тормозных башмаков;

4) подкладывать для торможения под колеса предметы, не предусмотренные в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования;

5) передвигать вручную вагоны, занятые людьми и опасными грузами.

Порядок передвижения вагонов специальными маневровыми средствами в зависимости от местных условий указывается в техническо-распорядительном акте, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в локальном нормативном акте владельца железнодорожных путей необщего пользования.

 


 

Чаще всего передвижение отдельных вагонов вручную применяют
для перестановки вагонов вдоль фронта погрузки и выгрузки. При этом приспособления, мешающие передвижению вагонов, должны быть сняты.

Перед началом передвижения вагонов вручную следует проверить:

наличие свободного места вне рельсовой колеи для прохода людей, передвигающих вагоны;

отсутствие посторонних предметов, мешающих свободному проходу (о которые можно споткнуться).

Работники, передвигающие вагоны, должны находиться вне рельсовой колеи сзади или по сторонам вагона, но не впереди передвигаемых вагонов (накатывать вагоны на себя запрещено).

Порядок передвижения вагонов механическими средствами устанавливается местными инструкциями.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх