Распоряжение ОАО «РЖД» «Об утверждении Перечня действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на локомотивах при поездной и маневровой работе» от 12.04.2022 № 996/р
20. Порядок действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на электровозах серии ВЛ80С (Приложение № 20 к настоящему Перечню). 996/р от 12.04.2022
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
1 | Снятие напряжения с контактной сети из-за срабатывания подстанционной защиты. | Пробой опорных изоляторов токоприемника. Перекрытие изолированных воздушных шлангов токоприемника. Поломка токоприемника. | Пробой опорных изоляторов токоприемника. Перекрытие изолированных воздушных шлангов токоприемника. Поломка токоприемника. отключите на средней секции разъединителем РВ-2, а на соседней секции со стороны токоприёмника разъединителем РВ-6. Продолжите дальнейшее движение на исправных токоприемниках передней и задней секциях. |
Пробой проходного изолятора силовой цепи. Перекрытие поворотного (или проходного) изолятора ГВ. Перекрытие опорного изолятора разъединителей ВР-2, 6. К.з. на корпус электровоза шин, соединяющих токоприемники обеих секций. | Опустите токоприемник. Остановитесь. Произведите осмотр силовых цепей крышевого оборудования с «поля». Выявив: 1. Перекрытие поворотного (или проходного) изолятора ГВ — отключите неисправную секцию разъединителем РВ-6 и перекройте разобщительный кран КН-34 к вентилю токоприемника 245. Неисправную секцию отключите переключателем режимов. Поднимите токоприёмник на исправной секции. При эксплуатации электровоза по системе многих единиц из трех секций (для данной системы используются электровозы с номера 698) на средней секции дополнительно выключите разъединитель РВ-2. 2. При перекрытии опорных изоляторов соединительных шин соединяющие секции выполните: 1. на электровозах до № 698 выключите разъединитель РВ-6 (который установлен только на секции № 2), неисправную секцию отключите переключателем режимов, поднимите токоприёмник на секции № 2 и следуйте дальше на одной секции; 2. на электровозах с № 698 выключите разъединители РВ-6 на обеих секциях, поднимите токоприёмники и следуйте дальше используя обе секции. При эксплуатации электровоза по системе многих единиц из трех секций (для данной системы используются электровозы с номера 698) при перекрытии опорных изоляторов соединительных шин соединяющие прицепную и среднею секции — произведите выключение РВ-6 на прицепной секции и РВ-2 на средней секции. Поднимите токоприемники передней и последней секции. Дальнейшее следование возможно с использованием всех трех секций. | ||
Токоприемник выходит за пределы габарита электровоза. | Поломка токоприемника | Остановите поезд, сообщите энергодиспетчеру. Действуйте по инструкции взаимодействия с энергодиспетчеру. Отключите неисправный токоприёмник высоковольтным разъединителем РВ- 2. | |
2 | При включении кнопок «Токоприемники», «Токоприемник задний» токоприемник не поднимается. | Отключен выключатель ВА-1 «Токоприемники». Неисправны блокировки дверей ВВК. | Включите выключатель ВА-1 «Токоприемники». Проверьте плотность закрытия дверей ВВК и надежность их блокирования |
Недостаточное давление воздуха в цепи управления. | Проверьте давление воздуха в цепи управления. При необходимости дополните запас воздуха. При поездной ситуации давление в ГР на момент опускания токоприемника будет составлять 7.5 — 9.0 кгс/см2 , а по манометру ЦУ на одной секции давление менее 3.0 кгс/см2 , воспользоваться ключами безопасности блокировки штор ВВК, включить 235 блокировку, включить ГВ и поднять токоприемник на исправной секции, а неисправную отключите переключателем режимов. Дальнейшее следование на одной секции. | ||
Неисправна кнопка «Токоприемник задний». | Включите кнопку «Токоприемник передний» и поднимите передний токоприёмник.уууууууууу | ||
Неисправна кнопка «Токоприемники». | Выполните двух или трех кратные переключения кнопки «Токоприемники». При восстановлении контакта выполните поднятие токоприемника. | ||
Потеря контакта блокировки реле 232 в цепи клапана токоприемника. | При неисправности блокировки 232 воспользуйтесь ключами безопасности блокировки штор ВВК, включите 235 блокировку. | ||
Обрыв цепи питания вентиля 104, клапана 245. | На секции с неисправным 104 вентилем воспользуйтесь ключами безопасности блокировки штор ВВК,включить 235 блокировку, поднимите токоприемник на исправной секции. При неисправности клапана 245 подъем токоприемника произвести на исправной секции. | ||
3 | При включении кнопки «Токоприемник Задний» отключается выключатель ВА- 1 «Токоприемники». | КЗ в цепи провода Э17. | Выключите кнопку «Токоприемник задний», включите кнопку «Токоприемник передний» и продолжайте движение с поднятым передним токоприемником. Если при включении кнопки токоприемник передний происходит повторное отключение выключателя ВА-1 «Токоприемники», короткое замыкание в электрической цепи реле 248 после диодов 383, 384. Кнопки токоприемник передний/задний на ПУ не включать. Поставить обводной провод с провода НО34 «Освещение ВВК» блока № 216 на + клапана № 245 (вентиль токоприемника), провод Н125 отсоединить. Подъем токоприемника осуществлять включением автомата освещение ВВК. Для включения ГВ необходимо на каждой секции заклинить во включенном состоянии реле 248. Включение и отключение ГВ осуществлять установленным порядком. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
4 | Отключился ГВ на обеих секциях и при включенной кнопке «Выключение ГВ» и нажатии на кнопку «Включение ГВ и возврат реле» на обеих секциях не включается. | Напряжение цепи управление ниже 35В. На пульте машиниста может гореть лампа ЗБ. | Соберите аварийную схему питания цепей управления от распределительного щита исправной секции переводом рубильника 3Р установкой в нижнее положение. |
5 | втПосле отключения ГВ при поездной ситуации обратно ГВ не включаются.рая | Неисправна кнопка «Включение ГВ и возврат реле». | Выполните двух или трех кратные включения кнопки «Включение ГВ и возврат реле» |
6 | При включенной кнопке «Выключение ГВ» и нажатии на кнопку «Включение ГВ и возврат реле» на одной из секций не включается ГВ. | Отсутствует контакт переключателя режимов ПР в цепи включающей катушки ГВ. | Убедитесь внешним осмотром, что контакты ПР замкнуты. |
Обрыв цепи питания включающей катушки ГВ. | Осмотрите блокировку на реле 207 в проводах Н86-Н87. Проверьте контакт, при необходимости восстановите контакт. | ||
Излом поворотного изолятора ГВ. | Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции. | ||
7 | При следовании с поездом происходит отключение ГВ в обеих секциях. | Напряжение в цепи управления ниже 35В. На пульте машиниста может гореть лампа ЗБ. | Собрать аварийную схему питания цепей управления от распределительного щита исправной секции переводом рубильника 3Р установкой в нижнее положение. |
8 | При следовании с поездом происходит отключение ГВ на одной из секции. | Медленный переход ГП с позиции на позицию (свыше 2-3с). На расширительном табло соответствующей секции горит лампа ГП. | На неисправной секции из-за малого напряжения в ЦУ — собрать аварийную схему питания ЦУ от РЩ исправной секции переводом рубильника 3Р установкой в нижнее положение. При загустении зимой смазки в редукторе включите обогрев ГП. |
Срабатывает токовая защита РМТ в цепи удерживающей катушки ГВ. | Данную секцию повторно включать запрещено. Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции. | ||
Сработало реле перегрузки РП1- РП4 в цепи реле 264 при не превышении тока более 1200А. На расширительном табло соответствующей секции горит лампа РП. | По выпавшему бленкеру на РП определить неисправный ТЭД и отключите его рубильником ОД. | ||
При размыкании ГВ под током произошел излом поворотного изолятора ГВ. | Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции | ||
9 | При включенной кнопке «Выключение ГВ» и кратковременном нажатии кнопки «Включение ГВ и возврат реле» ГВ на одной из секций кратковременно включается и самопроизвольно отключается. | Отсутствует контакт в контактах переключателя режимов ПР в цепи удерживающей катушки ГВ. Обрыв цепи удерживающей катушки ГВ. Отсутствует контакт в контактах реле 248, 204, 88, 113, РТВ1, РМТ в цепи удерживающей катушки ГВ. | Отключите переключатель режимов неисправной секции и включите обратно. Осмотрите блокировку реле 204 в проводах Н73-Н74. Проверьте контакт, при необходимости восстановите контакт. Если работа секции не возобновилась — неисправную секцию отключить переключателем режимов. |
10 | При включенной кнопке «Выключение ГВ» и нажатии на кнопку «Включение ГВ и возврат реле» происходит При включенной кнопке «Выключение ГВ» и нажатии на кнопку «Включение ГВ и возврат реле» происходит | Нарушение четкой работы контактов ГВ в цепи включающей катушки ГВ. Контакт размыкается раньше, чем полностью включится ГВ, и ГВ выключается. | Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции. |
11 | втПри следовании с поездом отключается ГВ и загораются красные лампы РЗ и РП.рая | Неисправен ТЭД | Произведите осмотр машинного отделения на признак возгорания, задымления и запаха изоляции. При отсутствии перечисленных признаков, восстановите защиту и ведите поезд на низших позициях. При повторном отключении ГВ и загорании сигнальных ламп РЗ и РП отключите неисправный ТЭД разъединителем ОД1-4. Продолжайте движение на исправных двигателях. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
12 | Сработало диффиринциальное реле БРД, отключается ГВ и загорелась одна из сигнальных ламп ВУ-1, ВУ-2. | КЗ в плече выпрямительной установки. | Отключите неисправную выпрямительную установку разъединителем 81 или 82 и продолжите движение. |
13 | Срабатывает реле перегрузки какого-либо ТЭД, загорелась сигнальная лампа РП соответствующей секции. | Неисправен ТЭД, неисправно реле перегрузки ТЭД (заедает подвижная система реле, ослабла затяжка пружины). | Отключите поврежденный двигатель разъединителем ОД1-4 и продолжите движение на исправных двигателях. |
14 | втПробой на «землю» во вторичных цепях тягового трансформатора. Сработало реле заземления 88, загорелась сигнальная лампа РЗ соответствующей секции.рая | Нарушена изоляция токоведущих частей. | Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции. |
15 | Отключился ГВ на одной из секций из-за КЗ в силовой цепи. | КЗ в первичной или вторичной обмотке трансформатора. | Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции. |
16 | Отключение линейных контактов в режиме электрического торможения из- за срабатывания реле РПТ-1 — РПТ-4. | КЗ в цепи тяговых двигателей. | Разберите схему электрического торможения переводом в режим тяги и не применяйте ее до устранения неисправностей. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
17 | При включенной кнопке «Цепи управления» и положении главного вала контроллера на позиции АВ контакторы 51 — 54 не включается на обоих секциях, лампа ТД не гаснет. | Отключен выключатель ВА-2 «Цепи управления». | Включите в кабине управления выключатель ВА-2 «Цепи управления». |
18 | На одной из секций линейные контакторы 51 — 54 не включаются, горит лампа ТД. | Не включены контакторы 129, 130, 133. Обрыв цепи питания линейных контакторов. | Произведите повторное включение вспомогательных машин. При повторном не подключении линейных контакторов — продолжите движение на исправной секции. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
19 | При переводе главной рукоятки контроллера машиниста из нулевого положения в одно из рабочих положений, не включаются контакторы тяговых двигателей, лампа ТД не гаснет | Нарушен контакт ключа ЭПК. | Выключите и обратно включите ключ ЭПК. |
Нарушен контакт реле 267, 272, 271 в цепи проводов Н2 — Н305. | Проверьте контакты, при необходимости восстановите контакт. | ||
Не перешел в конечное положение один из реверсоров, тормозных переключателей, переключателей потока воздуха; блокировочный переключатель ГП не перешел в нулевое положение. | Несколько раз переключите аппараты из одного положения в другое, действуя при этом реверсивной и главной рукоятками. Проверьте по указателю позиций, на какой позиции находится ГП. Если ГП не дошел до нулевой позиции, то произвести набор и сброс позиций ГП. | ||
Нарушен контакт в цепи контактора мотор — вентиляторов МВ3, МВ4, контактора 133. | Выключите и произведите повторное включение вспомогательных машин,если линейные контакторы не включились — продолжить движение на оставшихся тяговых двигателях. | ||
20 | ГП при наборе позиций не вращается на одной секции. | Поврежден контактор 208. Неисправен контактор 206. | Тщательно осмотрите контакторы 208, 206. В случае невозможности устранения неисправности отключите секцию переключателем режимов. При включенном контакторе 208 проверить исправность плавкого предохранителя Пр12. |
21 | Контакторы 208, 206 включены, ГП не вращается, не слышен шум воздуха, проходящего через контакторы А, Б, В, Г, так как не возбуждены клапана 221, 222. | Сгорел предохранитель Пр12 в цепи провода Н49 (в цепи серводвигателя). | Сгоревший предохранитель замените. |
22 | Изменился накал ламп, упало напряжение в цепях управления. | Неисправен ТРПШ, перегорел предохранитель в первичной обмотке или вторичной обмотке ТРПШ. | Выключателем ВА-36 «Включение РЩ» отключите распределительный щит, рубильник 3Р установите в нижнее положение, цепи управления обеих секций получают питание от ТРПШ исправной секции. |
23 | Батарея не дает напряжения. | Сгорел предохранитель Пр1 или Пр2. Обрыв или перегорание перемычек между отдельными банками. Обрыв одного из проводов, идущих от батареи к зажимам предохранителей батареи. | Замените сгоревший предохранитель на типовой. В случае отсутствия предохранителя или неисправности аккумуляторной батареи — собрате аварийную схему питания цепей управления от распределительного щита исправной секции переводом рубильника 3Р в нижнее положение. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
24 | Прекратилась работа вспомогательных машин одной из секций | Неисправен фазорасщепитель или цепи его управления. | Отключите вспомогательные машины и проверьте тепловые реле защиты фазорасщепителя неисправной секции, а также неисправность цепи катушек контактора 125. Если после этого фазорасщепитель не запустится, то перейдите на работу по схеме резервирования фазорасщепителей. |
25 | Сработало токовое реле 113 или реле заземления вспомогательных машин. | Неисправна одна из вспомогательных машин или где-то произошло замыкание на «землю». | Отключите все вспомогательные машины, запустите фазорасщепитель, а затем поочередно включайте все вспомогательные машины и нагрузки. Цель, при включении которой сработает реле, неисправна. Отключить неисправною вспомогательную машину соответствующей кнопкой на кнопочных выключателях 226-227. |
Неисправен мотор — компрессор, загорелась лампа МК. | Работу продолжайте при работающем компрессоре исправной секции. | ||
Поврежден мотор — вентилятор системы охлаждения выпрямительных установок и тормозных сопротивлений. | Отключите соответствующую выпрямительную установку разъединителями 81-82 и продолжайте работу секции на одной установке. | ||
Неисправен мотор-вентилятор системы охлаждения ТЭД. | Отключите соответствующие ТЭД разъединителями ОД1-4 и продолжите движение. | ||
Неисправен мотор — насос МН системы охлаждения трансформатора. | Работа секции возможна со сниженной нагрузкой и при тщательном соблюдении режима нагрева масла по термометру на трансформаторе. Наибольшая допустимая температура масла +95оС. | ||
26 | Загорелась одна из сигнальных ламп МК, МВ1 — МВ4, МН, отключилась одна из вспомогательных машин. | Неисправно реле ТРТ. | При срабатывании ТРТ из-за неисправности самого реле При срабатывании ТРТ из-за неисправности самого реле |
Неисправная силовая или низковольтная часть или нарушен контакт в контактах реле ТРТ. | Отключите неисправною вспомогательную машину соответствующей кнопкой на кнопочных выключателях 226-227. | ||
Межвитковое замыкание в обмотке статора вспомогательной машины или между двумя катушками одной или соседних фаз. Длительная работа электродвигателя при сильно пониженном напряжении в контактной сети (менее 18 кВ). работа электродвигателя при перезагрузке. Чрезмерный износ или разрушение подшипников, ротор просел и при вращении цепляет за статор. | При срабатывании ТРТ из-за неисправности двигателя вспомогательной машины можно допустить только однократно повторное включение электродвигателя. Отключите этот двигатель соответствующей кнопкой на кнопочных выключателях 226-227, установленных в кузове электровоза, и перейдите на аварийный режим работы, а после этого продолжайте движение. | ||
27 | Отключился ГВ, загорелась сигнальная лампа ГВ. | Сработало реле 113 (при КЗ и перегрузках в цепи вспомогательных машин) | Реле 113 часто срабатывает при отсутствии к.з. в цепи вспомогательных машин, в случае проследования воздушных стрелок контактной сети, приема на боковой путь (происходит кратковременный обрыв цепи токоприемника), следование по перегону с наибольшей скоростью при сильных ветрах и гололеде, т.е. когда происходит отрыв токоприемника, сопровождаемый горением дуги. О срабатывании реле 113 указывает сигнализатор реле. После выключения ГВ отключите все вспомогательные машины и снова включите ГВ. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
28 | Серводвигатель вращается, а вал ГП стоит на месте. | Неисправность группового переключателя. | Отключите неисправную секцию переключателем режимов. Дальше следуйте на одной секции. |