Распоряжение ОАО «РЖД» «Об утверждении Перечня действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на локомотивах при поездной и маневровой работе» от 12.04.2022 № 996/р
23. Порядок действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на тепловозах серии ТЭМ2 (Приложение № 23 к настоящему Перечню). 996/р от 12.04.2022
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
1 | Топливоподкачивающий насос не создает нормального давления 0,18-0,3 МПа» (1,8-3,0 кгс/см2 ) | Попадание воздуха в топливную систему Выход из строя топливо подкачивающего насоса. | Открыть кран на нагнетательной трубке и выпустить воздух. Если устранить неисправность невозможно, разрешается работа и следование с поездом при питании секции топливных насосов за счет разряжения, создаваемого секциями топливного насоса дизеля с помощью аварийной системы. Для этого выключить автомат «Топливный насос», снять пломбу с крана 4(26), открыть кран и запустить дизель. Остановку дизеля производить выключением тумблера «Пуск- остановка дизеля» |
2 | При включенных автомате и тумблере «Топливный насос» вал топливоподкачивающего насоса не вращается или вращается с перебоями | Перегорел предохранитель цепи питания от аккумуляторной батареи. | Сменить предохранитель на 80 А в аппаратной камере. |
3 | При включении тумблера В-27 «Пуск и остановка дизеля» и автомата АВ-3 «Управление общее» не включается контактор КТН | Переключатель числа тепловозов — ПЧТ не установлен в положение «Одного тепловоза». | Поставить переключатель ПЧТ в положение «Одного тепловоза» то есть горизонтальное. |
4 | При включении тумблера «Пуск-остановка дизеля» и автомата «Управление общее» коленчатый вал не проворачивается | Штурвал контроллера машиниста не установлен в нулевое положение. | Установить контроллер машиниста в нулевое положение. |
Не сработало реле времени РВЗ и не замкнулись его контакты в цепи катушки реле РУ5. | Проверить срабатывание реле РВЗ | ||
Наличие воздуха в топливной системе или его подсос. | Удалить воздух из системы. | ||
Нарушена последовательность пусковых операций. | Отключить и снова включить тумблер «Пуск-остановка дизеля». | ||
5 | При пуске коленчатый вал вращается нормально, рейки топливного насоса передвигаются в сторону подачи топлива, но дизель- генератор не запускается. | Выключены секции топливного насоса | Включить секции топливных насосов |
Попадание воздуха в топливную систему | Удалить воздух из топливной системы. | ||
Недостаточное количество масла в ванне | Заполнить ванну регулятора маслом до середины масломерного стекла | ||
Чрезмерная вязкость масла, залитого в ванну регулятора (в зимнее время) | Наполнить ванну регулятора подогретым маслом, взятым из картера дизеля | ||
Сработал регулятор предельной частоты вращения коленчатого вала | Восстановить регулятор предельной частоты вращения вала дизеля | ||
6 | Дизель-генератор запускается с трудом или после пуска останавливается | Тугой ход реек топливного насоса | Проверить свободность хода реек, неисправный насос отключить |
Дизель не прогрет | Прогреть дизель до необходимой температуры | ||
7 | Дизель не запускается при исправной работе электрической аппаратуры | Не включен предельный регулятор частоты вращения коленчатого вала дизеля. | Включить предельный регулятор, для чего установить рукоятку ручного выключения дизеля в первоначальное положение. |
Недостаточное количество топлива в топливном баке. | Проверить наличие топлива в баке. | ||
Недостаточное количество масла в ванне регулятора. | Недостаточное количество масла в ванне регулятора. | ||
Нет контакта у замыкающего контакта реле РВ3 с выдержкой времени 30 секунд. | Нет контакта у замыкающего контакта реле РВ3 с выдержкой времени 30 секунд. | ||
8 | Дизель не идет на запуск, схема собирается, нет проворота коленчатого вала | Неисправность может быть в контакторах Д1 и Д2 из-за подгара контактов. | Обратить внимание на стрелку амперметра аккумуляторной батареи, если она отклоняется влево, а лампы освещения гаснут, это говорит о слабой батарее или выходе из строя отдельной банки. |
9 | Дизель останавливается при постановке реверсивной рукоятки в нулевое положение | После запуска дизель останавливается при переводе реверсивной рукоятки в нулевое положение, по причине отсутствия контакта в блокировке РУ17 между проводами 855 и 857. | Дать постороннее питание на клемму 4/4 под пультом управления. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
10 | Отсутствует зарядка аккумуляторной батареи | Перегорел предохранитель на 80 А вспомогательного генератора или батареи. | Заменить предохранитель 80А в аппаратной камере. |
Проскальзывают ремни привода двухмашинного агрегата. | Натянуть ремни привода двухмашинного агрегата при остановленном дизеле. | ||
Не включилось РУ17. | Восстановить контакт между проводами 111-112 в блокировочном контакте Д2. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
11 | Тепловоз не трогается с места после установки штурвала контроллера машиниста в рабочее положение. | Выключен тумблер «Управление машинами» | Включить тумблер «Управление машинами» |
Выключен отключатель моторов | Поставить отключатель моторов в положение I-II для езды на двух тележках | ||
Не замкнулись контакты выключателя блокировки двери в аппаратной камере | Проверить закрытие двери аппаратной камеры | ||
Выключен ЭПК | Включить ЭПК | ||
Обрыв провода в цепи резисторов СВВ или сгорел один из резисторов. | Найти неисправность и устранить, или запасным хомутом соединить концы оборванной проволоки резистора СВВ. | ||
12 | Тепловоз не трогается с места, срабатывает реле боксования. | На валу одного из тяговых электродвигателей повернулись шестерни | Выключить неисправную тележку, установить отключатель моторов в положение I или II. |
Обрыв в цепи реле боксования. | Выключить тележку с неисправным реле боксования. | ||
Остался включенным контактор Ш1 или Ш3. | Вручную разомкнуть контактор с соблюдением техники безопасности. | ||
13 | Не включаются контакторы ВВ, П-1, П-2, КВ ,реле РВ-4, РВ-1 | Не включен тумблер В-2 «Управление машинами». | Включить тумблер В-2 «Управление машинами». |
Выключен автомат АВ-З «Управление общее». | Включить автомат АВ-3 «Управление общее». | ||
14 | Не разворачивается вал реверсора в положение «Вперед» и «Назад». | Нет контакта у размыкающихся блок-контактов контакторов П1 и П2. | Осмотреть, не остались ли во включенном положении контакторы П1 и П2. Привести их в выключенное положение. Если нет контакта у размыкающих блок-контактов, то восстановить. |
Заедание привода реверсора. | Повернуть вал реверсора вручную в нужное положение. | ||
Оборван минусовой провод 259. | Поставить перемычку от минусового ножа рубильника АБ на минусовые выводы катушек вентилей реверсора или на минус катушки контактора П2. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
15 | Не происходит включения ослабленного возбуждения тяговых электродвигателей | Не включен тумблер «Управление переходами». | Включить тумблер «Управление переходами». |
Неисправность реле РП1 и РП2. | Осмотреть реле РП1 и РП2, если повреждение значительное, перейти на ручное управление контакторами шунтировки. Например: для включения контакторов шунтировки Ш1 и Ш3 поставить перемычку от клеммы 1/8 на клемму 3/1, а для включения контакторов Ш2 и Ш4 поставить перемычку от клеммы 3/6 на клемму 3/2. Тумблер В3 «Управление переходами» выключить. Включение и выключение контакторов шунтировки регулируют Осмотреть реле РП1 и РП2, если повреждение значительное, перейти на ручное управление контакторами шунтировки. Например: для включения контакторов шунтировки Ш1 и Ш3 поставить перемычку от клеммы 1/8 на клемму 3/1, а для включения контакторов Ш2 и Ш4 поставить перемычку от клеммы 3/6 на клемму 3/2. Тумблер В3 «Управление переходами» выключить. Включение и выключение контакторов шунтировки регулируют Осмотреть реле РП1 и РП2, если повреждение значительное, перейти на ручное управление контакторами шунтировки. Например: для включения контакторов шунтировки Ш1 и Ш3 поставить перемычку от клеммы 1/8 на клемму 3/1, а для включения контакторов Ш2 и Ш4 поставить перемычку от клеммы 3/6 на клемму 3/2. Тумблер В3 «Управление переходами» выключить. Включение и выключение контакторов шунтировки регулируют Осмотреть реле РП1 и РП2, если повреждение значительное, перейти на ручное управление контакторами шунтировки. Например: для включения контакторов шунтировки Ш1 и Ш3 поставить перемычку от клеммы 1/8 на клемму 3/1, а для включения контакторов Ш2 и Ш4 поставить перемычку от клеммы 3/6 на клемму 3/2. Тумблер В3 «Управление переходами» выключить. Включение и выключение контакторов шунтировки регулируют Осмотреть реле РП1 и РП2, если повреждение значительное, перейти на ручное управление контакторами шунтировки. Например: для включения контакторов шунтировки Ш1 и Ш3 поставить перемычку от клеммы 1/8 на клемму 3/1, а для включения контакторов Ш2 и Ш4 поставить перемычку от клеммы 3/6 на клемму 3/2. Тумблер В3 «Управление переходами» выключить. Включение и выключение контакторов шунтировки регулируют за счет включения тумблеров В15 «Подрамное освещение» и В22 «Освещение аккумуляторной батареи». | ||
16 | Неисправность тягового электродвигателя | Междувитковое замыкание, пробой изоляции якоря или катушек и др.и | Дальнейшее следование может быть допущено с отключением тележки с неисправным электродвигателем. Движение на одной тележке осуществлять при токе ГГ до 605 А. |
17 | Стрелка электроизмерительного прибора стоит в начале шкалы | Выключен автомат «Сигнально — контрольные при боры» | Включить автомат «Сигнально — контрольные приборы». |
Тумблер «Питание приборов» не включен. | Включить тумблер «Питание приборов». | ||
18 | Дизель не развивает полной мощности | Обрыв нагнетательной трубки форсунки. Резкое нарушение ритма работы дизеля. Произошло заедание плунжера секции топливного насоса или иглы распылителя форсунки одного из цилиндров дизеля. | Выключить секцию насоса и следовать на пяти цилиндрах. |
Не работает один или несколько цилиндров. | Выключить секцию топливного насоса неисправного цилиндра и следовать на пяти цилиндрах. | ||
19 | Дизель не развивает полной мощности, наблюдается большая дымность | Отсоединилась рейка одной из секций топливного насоса от вала наполнения (появление резких стуков в цилиндре и дымного выпуска). | Выключить секцию топливного насоса и рейку соединить с валом наполнения. |
Неисправна одна или несколько форсунок | Поочередным выключением секций топливного насоса определить цилиндр, в котором неисправна форсунка. Выключить секцию топливного насоса неисправного цилиндра и следовать на пяти цилиндрах. | ||
20 | Дизель работает с дымным выпуском | Дизель перегружен или нагружен сразу же после пуска без предварительного прогрева. | Уменьшите нагрузку или прогрейте дизель после пуска. |
Зависает игла или засорены отверстия распылителя форсунки. | Поочередным выключением секций топливного насоса определите цилиндр, в котором неисправна форсунка. Выключить секцию топливного насоса неисправного цилиндра и следовать на пяти цилиндрах. | ||
Недостаточная компрессия в цилиндрах дизеля вследствие износа или пригорания поршневых колец, негерметичности или поломки пружин клапанов цилиндровых крышек. | Поочередным выключением секций топливного насоса определить неисправный цилиндр. Выключить секцию топливного насоса неисправного цилиндра. | ||
21 | Дизель стучит | Зависание иглы, недостаточная затяжка пружины у форсунки, заклинивание плунжерной пары топливного насоса. | Поочередным выключением секций топливного насоса определить неисправный цилиндр. Выключить секцию топливного насоса неисправного цилиндра и следовать на пяти цилиндрах. |
22 | Дизель работает неустойчиво | Воздух в топливной системе. | Удалить воздух. |
Наличие воздуха в масляной ванне регулятора после замены масла. | При прогретом масле в регуляторе отвернуть регулировочную иглу на два-три оборота и дать двигателю проработать неустойчиво 5-8 мин при минимальной частоте холостого хода, затем постепенно завернуть иглу, после этого дизель начнет работать устойчиво. Регулирование открытия иглы производите при хорошо прогретом дизеле. | ||
Недостаточный или слишком большой уровень масла в масляной ванне РЧО. | Установить установленный по масломерному стеклу уровень масла. | ||
23 | На третьей позиции штурвала нет увеличения оборотов коленчатого вала | На третьей позиции штурвала контроллера не происходит увеличения числа оборотов коленчатого вала дизеля из-за не включения ВТ-1 пневмопривода РЧО | Осмотреть ВТ-1, пневмопривод РЧО, проверить наличие напряжения на подводящих к нему проводах в противном случае включить принудительно. |