Распоряжение ОАО «РЖД» «Об утверждении Перечня действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на локомотивах при поездной и маневровой работе» от 12.04.2022 № 996/р
16. Порядок действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на электровозах серии ВЛ11М (Приложение № 16 к настоящему Перечню). 996/р от 12.04.2022
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
1 | При поднятии токоприемника снимается напряжение в контактной сети, возможно с появлением вспышек, дыма, искр характерных для короткого замыкания в местах расположения крышевого оборудования. | Возможные места возникновения короткого замыкания крышевого оборудования: — пробой опорных изоляторов токоприемника и помехоподавляющего дросселя; — повреждение ограничителя перенапряжений; — излом токоприемника с касанием его элементов заземленных частей крыши электровоза; | Опустить токоприемник и отключить кнопку «БВ» QS1. На аварийной секции в шкафу № 4 установить тумблер SA1 «Токоприемник» в положении «выключено» и перекрыть кран на магистрали к клапану токоприемника, КЭП1. В случае излома токоприемника выполнить все мероприятия согласно действующим инструкциям ОАО «РЖД» по приведению токоприемника в нерабочее положение. Дальнейшее следование осуществлять на исправных токоприемниках. |
Повреждение следующих элементов крышевого оборудования: — пробой опорного изолятора неподвижного ножевого контакта заземлителя; — пробой опорных изоляторов крышевых токоведущих шин одной из секции; -главного ввода в секцию локомотива | Заказать вспомогательный локомотив. | ||
При обрыве высоковольтного, межсекционного шунта. | При обрыве высоковольтного, межсекционного шунта. | ||
2 | Повреждение элементов токоприемника без существенных последствий. | Повреждение полоза, рамы и тяг токоприемника без нарушения геометрии. | Опустить токоприемник. На аварийной секции в шкафу № 4 отключить тумблер SA1 «Токоприемник» в положении «выключено», перекрыть кран на магистрали к клапану токоприемника. Дальнейшее следование осуществлять на исправном токоприемнике. |
3 | При включении БВ происходит его отключение в одной из секций. | Короткое замыкание в БВ или цепи от БВ до РДФ-1 или РДФ-2. | В шкафу № 4, отключить БВ неисправной секции тумблером SA2 (БВ). В кабине управления отключить двигатели неисправной секции переключателями SA28- SA31. Следовать на исправных секциях. |
4 | При включении БВ происходит его отключение в одной из секций, со срабатыванием дифференциаль- ного реле КА1. | Пробой изоляции кабеля 009, запирающих диодов VD1-VD3, VD4-VD6, повреждение элементов подвижного контакта реостатных контакторов К1, К9. | В шкафу № 4 отключить БВ неисправной секции тумблером SA2 «БВ». В кабине управления отключить двигатели неисправной секции переключателями SA28- SA31.Следовать на исправных секциях. |
5 | При включении БВ происходит его отключение в одной из секций, со срабатыванием дифференциального реле КА2. | Пробой изоляции кабеля 100 от РДФ-2 до контактора КМ1, КМ3, КМ5, КМ7, КМ8. | В шкафу № 4 отключить БВ неисправной секции выключателем SA2 «БВ». В кабине управления отключить двигатели неисправной секции переключателями SA28- SA31 .Следовать на исправных секциях. |
6 | При следовании в режиме тяги происходит отключение БВ на головной секции со срабатыванием дифференциального реле КА1с появлением дыма, вспышки в зоне расположения реостатных и линейных контакторов на первом и втором блоках аппаратов. | Наличие короткого замыкания в следующем оборудовании электровоза: — элементы пусковых сопротивлений R3 или R4; — реостатные контакторы; | Для определения участка или места короткого замыкания необходимо тумблер ориентации секций SA32 поставить в положение «прицепная» и собрать схему первой позиции. Если БВ не отключит, то короткое замыкание в следующем оборудовании головной секции: — элементы пусковых сопротивлений R3 или R4; — реостатные контактора; Выход из положения: при взятии поезда с места и последующего разгона необходимо тумблер ориентации секций оставить в положение «прицепная». Для определения участка или места короткого замыкания необходимо тумблер ориентации секций SA32 поставить в положение «прицепная» и собрать схему первой позиции. Если БВ не отключит, то короткое замыкание в следующем оборудовании головной секции: — элементы пусковых сопротивлений R3 или R4; — реостатные контактора; Выход из положения: при взятии поезда с места и последующего разгона необходимо тумблер ориентации секций оставить в положение «прицепная».Для определения участка или места короткого замыкания необходимо тумблер ориентации секций SA32 поставить в положение «прицепная» и собрать схему первой позиции. Если БВ не отключит, то короткое замыкание в следующем оборудовании головной секции: — элементы пусковых сопротивлений R3 или R4; — реостатные контактора; Выход из положения: при взятии поезда с места и последующего разгона необходимо тумблер ориентации секций оставить в положение «прицепная».Следование электровоза осуществляется на двух или трех (в зависимости от секционности электровоза) секциях, только на «С»- соединении ТЭД. При необходимости перехода на более высшее соединение ТЭД «СП» или «П» необходимо перед сбором первой позиции выключить переключателем SA28 двигатели головной секции электровоза и продолжить движение на одной или двух секциях (в зависимости от секционности электровоза) с использованием»СП» или «П» соединений ТЭД. Если после перевода тумблера ориентации секций SA32 в положение «прицепная» и постановке 1 позиции отключит БВ прицепной секции, то короткое замыкание в следующем оборудовании головной секции: — тяговые двигатели М1, М2, М3, М4; Следование электровоза осуществляется на двух или трех (в зависимости от секционности электровоза) секциях, только на «С»- соединении ТЭД. При необходимости перехода на более высшее соединение ТЭД «СП» или «П» необходимо перед сбором первой позиции выключить переключателем SA28 двигатели головной секции электровоза и продолжить движение на одной или двух секциях (в зависимости от секционности электровоза) с использованием»СП» или «П» соединений ТЭД. Если после перевода тумблера ориентации секций SA32 в положение «прицепная» и постановке 1 позиции отключит БВ прицепной секции, то короткое замыкание в следующем оборудовании головной секции: — тяговые двигатели М1, М2, М3, М4;- линейные контактора; — быстродействующие контакторы К43, К44; — межсекционные соединения. Выход из положения: в кабине управления переключателями SA28 определить неисправную пару (после отключения, которой не будет срабатывания защиты). Дальнейшее следование: С соединение-6 или 10 двигателей; (в зависимости от секционности электровоза) СП соединение- 4 или 8 двигателей (в зависимости от секционности электровоза) П соединение-6 или10 двигателей. (в зависимости от секционности электровоза) Если после отключения секции переключателем SA28 отключения ТЭД отключает БВ прицепной секции, то короткое замыкание в межсекционных высоковольтных розетках головной секции, заказать вспомогательный локомотив |
Для уменьшения последствий и сохранности оборудования электровоза запрещается включать быстродействующий выключатель, при наличии короткого замыкания до проверки силовой цепи, более двух раз, после чего нужно выявить и устранить неисправность.
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
7 | В режиме тяги или торможения отключает БВ со срабатыванием дифференциального реле КА1 на одной из секций с появлением дыма, вспышек в зоне расположения линейных контакторов на блоках — аппаратов 1 или 2. | Наличие короткого замыкания в следующем оборудовании электровоза: -силовые диоды VD1- VD3 и VD4- VD6; — реостатные контакторы — тяговые двигатели М1, М2, М3, М4; — линейные контактора; — быстродействующие контакторы К43, К44; — силовые переходные диоды VD7- VD15 и VD16- VD24. | Переключателем ориентации секций SA32, отключить пусковые сопротивления секции, где произошло отключение. Осмотреть состояние контакторов и шин на блоках аппаратов 1 и 2. Если следов повреждения нет, то в кабине управления переключателем SA28 отключить двигатели 1 и 2, собрать первую позицию, проконтролировав из машинного отделения работу аппаратов на блоках 1 и 2. Если защита сработает, короткое замыкание в цепи 3 и 4 двигателей. Выход из положения: отключить переключателем SA28 двигатели 3 и 4. Дальнейшее следование: «С» — соединение-6 или 10 двигателей (в зависимости от Переключателем ориентации секций SA32, отключить пусковые сопротивления секции, где произошло отключение. Осмотреть состояние контакторов и шин на блоках аппаратов 1 и 2. Если следов повреждения нет, то в кабине управления переключателем SA28 отключить двигатели 1 и 2, собрать первую позицию, проконтролировав из машинного отделения работу аппаратов на блоках 1 и 2. Если защита сработает, короткое замыкание в цепи 3 и 4 двигателей. Выход из положения: отключить переключателем SA28 двигатели 3 и 4. Дальнейшее следование: «С» — соединение-6 или 10 двигателей (в зависимости отПереключателем ориентации секций SA32, отключить пусковые сопротивления секции, где произошло отключение. Осмотреть состояние контакторов и шин на блоках аппаратов 1 и 2. Если следов повреждения нет, то в кабине управления переключателем SA28 отключить двигатели 1 и 2, собрать первую позицию, проконтролировав из машинного отделения работу аппаратов на блоках 1 и 2. Если защита сработает, короткое замыкание в цепи 3 и 4 двигателей. Выход из положения: отключить переключателем SA28 двигатели 3 и 4. Дальнейшее следование: «С» — соединение-6 или 10 двигателей (в зависимости отсекционности электровоза); «СП» — соединение двигатели исправных секций (в зависимости от секционности электровоза); П соединение-6 или 10 двигателей(в зависимости от секционности электровоза). Если при отключении двигателей 1 и 2 защита не сработает, то короткое замыкании в цепи 1 и 2 двигателей. Выход из положения: двигатели 1 и 2 не включать, продолжить движение с использованием всех соединениях ТЭД. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
8 | В процессе движения при сборе первой позиции большое значение тока якоря, а при трогании с места или малой скорости движения срабатывание БВ по току уставки. | — сбой в программном обеспечении; -залипание реостатных контакторов; -пробой силовых диодов VD1- VD3 и VD4- VD6. | Проверить порядок включения контакторов на секции, где происходят недопустимые броски тока. Если нарушений нет перевести переключатель ориентации секций SA32 в положение включения пусковых сопротивлений на секции где наблюдаются броски ток и собрать схему первой позиции. Если наблюдается недопустимый бросок тока на первой позиции- неисправны диоды VD1- VD3 и VD4- VD6. Выход из положения: Переключателем ориентации секций SA32 перевести неисправную секцию в «прицепную», отключить переключателем SA28 двигатели неисправной секции и следовать исправными секциями на «СП»- соединении ТЭД. |
9 | Недопустимые броски тока при переходе с одного соединения двигателей на другое, с отключением защиты через дифференциальное реле КА1. | Пробой силовых диодов VD7 — VD15 и VD16 — VD24. | На секции, где наблюдаются броски тока отключить переключателем SA28 ТЭД. Далее следовать на исправных секциях. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
10 | При поднятом токоприемнике отсутствует индикация на мониторе МСУЛ и БИ МСУЛ величины напряжения в контактной сети. При поднятии второго токоприемника индикация на мониторе величины напряжения контактной сети отображается. | Обрыв в цепи от токоприемника до шины 003. Отсутствие контакта у крышевого разъединителя QS1. | В машинном отделении по рычагам привода проконтролировать включенное положение разъединителя. На аварийной секции в шкафу № 4 отключить тумблер SA1 «Токоприемник» дальнейшее следование на токоприемнике, с которого поступает индикация на монитор. |
11 | При наличии напряжения в контактной сети, включенном БВ и вспомогательных машинах, не работают двигатели вспомогательных машин. | — обрыв: в катушке дифференциального реле КА2; — обрыв: сопротивления R21 или R23, не включение контакторов КМ1, КМ3; -обрыв в кабелях 100, 101, 107. | По монитору в кабине управления проверить наличие выдачи команды на включение КМ1 и КМ3, в ВВК на блоке аппаратов № 3 проверить замыкание контакторов КМ1 и КМ3. Если обрыв не обнаружен в шкафу №;4 переключателем «МВ» и «МК» отключить МВ и МК неисправной секции, отключить переключателем SA28 ТЭД. Дальнейшее следование на исправных секциях. |
12 | При наличии напряжения в контактной сети, включенных БВ, работающих вспомогательных машинах отсутствует ток в силовой цепи на 1 позиции, по монитору МСУЛ и БИ МСУЛ проходит набор позиций. | Обрыв в цепи R3 или R4 и ТЭД | Проконтролировать в кабине управления включение линейных и реостатных контакторов согласно развертке, тумблер ориентации секций SA32 поставить в положение «прицепная». Собрать схему первой позиции. Если ток якоря появился, то обрыв в ПТР секции или реостатных контакторах. Следовать на «С»- соединении ТЭД. При необходимости перехода на «СП»- соединение ТЭД, переключателем SA28 отключить ТЭД неисправной секции. Если после переключения ориентации секций и набора позиций ток якоря не появился: 1) переключателем SA28 отключить двигатели 1,2 и дать первую позицию, при появлении тока обрыв в линейных контакторах К27 или К29. 2) переключателем SA28 отключить двигатели 3,4 и дать первую позицию, при появлении тока обрыв в линейных контакторах К29 или К34. Дальнейшее следование на исправных секциях. |
включение АЗВ МСУЛ SF13 и SF14 производится в выключенном положении ключа ВУ
Примечание: при включении приводов аппаратов по монитору в кабине управления проверить прохождение сигналов на включение приводов аппаратов. Если сигналы не проходят необходимо произвести перезагрузку МСУЛ, если неисправность не устранилась, заказать вспомогательный локомотив.
Примечание: перед проверкой цепи управления компрессором проверить выключенное положение автомата «Обогрев картера
компрессора»
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
13 | Токоприемники не поднимаются | — не замкнулась блокировка ВУП1 (давление воздуха в цепях управления ниже 0,35МПа) — нарушена цепь блокировок ВВК и крышевого люка; — разъединитель Q1 для ввода под низким напряжением находится в положении НН. — тумблер SA1 «Токоприемник» выключен; | Проверить давление воздуха в магистрали цепей управления (показания на манометре в кабине управления). Закрытое положение ограждений ВВК и крышевого люка по монитору в кабине управления. На секции где не замкнута блокировка, горит сигнальная ячейка ВВК В обеих секциях на блоке аппаратов № 3 проверить положение разъединителя Q1 ввода под низким напряжением. Поставить тумблер SA1 «Токоприемник» в положение «включен». |
14 | БВ не включается | — не сработали на включение реле дифференциальной защиты; — после срабатывания защиты не включились БК. — не поступает кратковременное питание на контактор КМ19. | — в кабине управления проверить наличие напряжения в контактной сети и включение БК и РДФ; — если не включается БК или КМ19 следовать на исправных секциях. |
15 | Срабатывает БВ при переходе с одного соединения ТЭД на другое. | При переходах не включается реле РП3 | Следование на последовательном соединении на 8 ТЭД, для перехода на СП и П перед набором позиций отключить БВ неисправной секции выключателем SA2 «БВ» и следовать на исправных секциях. |
16 | Не запускаются вентиляторы охлаждения ТЭД | — нет сигнала с пульта управления в МСУЛ на запуск МВ; — БУК не создает цепь для включения контакторов МВ. | — перезагрузить МСУЛ — включить МВ принудительно на ЩПР шкафа № 4. |
17 | Не запускаются компрессора | — нет сигнала с пульта управления в МСУЛ на запуск МК; — БУК не создает цепь для включения контакторов МК. | — перезагрузить МСУЛ — включить МК принудительно на ЩПР шкафа № 4. — перейти на ручное управление работой МК. |
18 | После постановки джойстика SA45 в положение «+1» нет набора позиций | — не развернуты реверсора в положение направления движения; | — по монитору в кабине управления проверить соответствие положения реверсоров (разворачиваются вручную нажатием на грибок электропневматического вентиля привода); |
— не развернуты режимные переключатели в положение «тяга»; | — по монитору в кабине управления проверить соответствие положения режимных переключателей (разворачиваются вручную нажатием на грибок электропневматического вентиля привода); | ||
— наличие сигнала в систему МСУЛ по цепи «выбег» | — по монитору в кабине управления проверить сигнал «разрешение тяги» (включенное положение ключа ЭПК, отсутствие сработавшего датчика обрыва контроля ТМ через РП5, давления в ТМ (ВУП6), разрешение тяги по САУТ). | ||
— напряжение в контактной сети менее 2200В или более 4000В | — сбор схемы тягового режима при напряжении контактной сети в пределах 2200 — 4000В | ||
19 | После постановки джойстика SA45 в положение «+1» набор позиций происходит, но через 2-5 секунды происходит разбор тяги | — не включился контактор К25; | — если не включился контактор К25 необходимо по монитору проверить состояние линий связи и БУК, для работы схемы переключателем SA28 вывести любую пару двигателей головной секции. |
ууууу- не включился контактор К45;уууууууууу | -если не включился контактор К45 необходимо по монитору проверить состояние линий связи и БУК, отключить тяговые двигатели неисправной секции, дальнейшее следование на исправных секциях. | ||
20 | При переходе с С на СП через 2-5 секунд происходит разбор тяги | Задержка по времени включения или не включение контактора К39 на .какой-либо секции | По мониторам в обеих кабинах проверить состояние линий связи и БУК, проверить включение контактора К39 на обеих секциях. Если контактор на включается следование на последовательном соединении всеми двигателями, при необходимости перехода на высшее соединение ТЭД переключателем SA28 отключить двигатели неисправной секции. |
21 | При переходе с СП на П через 2-5 секунд происходит разбор тяги | Задержка по времени включения или не включение контактора К36 | По мониторам в обеих кабинах проверить состояние линий связи и БУК, проверить включение контактора К36 на обеих секциях. Если контактор не включается дальнейшее следование на С и СП соединениях ТЭД. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
22 | После включения отключается автомат «АБ» или происходит значительная просадка напряжения цепей управления и отключатся монитор и БИ МСУЛ. | Короткое замыкание в элементах АБ | Автомат «АБ» не включать, запустить электровоз, используя АБ исправной секции. |
23 | Срабатывание автомата SF16 «Приборы безопасности» | Короткое замыкание в цепи источника питания G1 «системы безопасности». | Автомат не восстанавливать, питание приборов безопасности по резервному каналу через МКС. |
24 | Срабатывание автомата SF17 «ИП МСУЛ-1к» | Короткое замыкание в цепи источника питания G2 | Автомат не восстанавливать, питание систем МСУЛ по I каналу в кабине управления работает монитор, БИ МСУЛ и система ПБЗ не работают. |
25 | Срабатывание автомата SF15 «ИП МСУЛ-2к» | Короткое замыкание в цепи источника питания G3 | Автомат не восстанавливать, питание системы МСУЛ по II каналу, в кабине управления работает БИ МСУЛ, монитор и электрическое торможение не работает. |
26 | Срабатывание автомата SF1 «Управление» | Короткое замыкание в цепи включения реверсоров, режимных переключателей и включения линейных контакторов, провод 320. | Автомат не восстанавливать, переключателем SA28 отключить двигатели секции, тумблер SA32 в положение «прицепная». Дальнейшее следование на исправных секциях. |