Распоряжение ОАО «РЖД» «Об утверждении Перечня действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на локомотивах при поездной и маневровой работе» от 12.04.2022 № 996/р
6. Порядок действий локомотивных бригад по выявлению и устранению неисправностей на тепловозах серии 2ТЭ116 (Приложение № 6 к настоящему Перечню). 996/р от 12.04.2022
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
1 | При включении тумблера «Топливный насос» вал топливоподкачивающего агрегата не вращается. Контактор КТН не включается. | Сработал или не включен автомат А2 «Топливный насос» на высоковольтной камере. | Включите автомат, при повторном срабатывании защиты, следовать одной секцией. |
Реверсивная рукоятка не установлена в одно из рабочих положений, штурвал контроллера машиниста не установлен в «0» позицию. | Установить реверсивную рукоятку в рабочее положение, штурвал контроллера на «0» позицию. | ||
Нарушен контакт тумблера топливо-подкачивающего насоса | Включением и отключением попытаться восстановить контакт тумблера. В пути следования включить соответствующий тумблер на ведомой секции. | ||
Сработал автомат А3 «Дизель» | Включите автомат, при повторном срабатывании защиты, следовать одной секцией. | ||
Перегорел предохранитель ПР-5 (125А) | Сменить предохранитель | ||
Контактор КТН включается | «Зависание» щёток электродвигателя топливо-подкачивающего насоса. | Устранить «зависание» щёток электродвигателя топливо-подкачивающего насоса. | |
2 | Стрелки манометров давления топлива вибрируют на щитке приборов в дизельном помещении | Попадание воздуха в топливную систему | При работающем топливо-подкачивающем насосе открыть вентиль на нагнетательной трубе и пробку на фильтре тонкой очистки топлива и выпустить воздух. |
3 | Топливный насос (на дизеле) и топливоподкачивающий насос не создают нормального давления | Низкая температура топлива | Проверить работу и включение топливо-подогревателя |
4 | Контактор КМН включился, но маслопрокачивающий насос не работает | Перегорел предохранитель ПР-5 в цепи электродвигателя. | Заменить предохранитель ПР-5 (125А) |
«Зависание» щёток электродвигателя масло-прокачивающего насоса. | Устранить «зависание» щёток электродвигателя масло-прокачивающего насоса. | ||
Контактор КМН не включился | Выключен или сработал автомат А1 «Управление общее» | Включить автомат А1 «Управление общее», при повторном срабатывании защиты, следовать одной секцией. | |
Реверсивная рукоятка не установлена в одно из рабочих положений, штурвал контроллера машиниста не установлен в «0» позицию. | Установить реверсивную рукоятку в рабочее положение, штурвал контроллера на «0» позицию. | ||
5 | Частота вращения вала дизеля по позициям не соответствует номинальной | Возможно нарушения контакта в фишке объединенного регулятора. Нарушение одного из замыкающих контактов контроллера в цепи управления электромагнитами МР1-МР4 Неисправность ТНВД | Проверить крепление разъема фишки объединенного регулятора. Проверить цепи питания контролера машиниста. Проверить работу ТНВД при неисправном ТНВД отключить неисправный, но не более двух. |
6 | Пуск дизеля происходит, но по истечении 10-12с. останавливается | Отключается реле РУ-9 из-за неисправности з.к. реле РУ-9 в цепи собственной катушки. | Восстановить контакт. |
Вышел из строя топливо-подкачивающий насос дизеля | Включить ТНА «Аварийный топливный насос» | ||
7 | При включении пусковых контакторов раскручивания коленвала дизеля нет. | Неисправна АБ (или потеряна ёмкость АБ, при этом напряжение АБ падает до «0»). | В случае неисправности АБ на одной из секций можно запустить дизель от стартер-генератора другой секции. Для этого: выключить рубильник «ВБ» на неисправной секции; расклинить гл.к. Д1 на обеих секциях токопроводящими предметами (например электрощётки); запускать обычным порядком; помогать выдвижению реек. В случае осуществления запуска дизеля от АБ другого тепловоза, кабеля соединить с ножами рубильника «ВБ»: правый с правым; левый с левым. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
8 | Повышенная течь топлива из сливной трубки форсунки или топливного насоса | Вышел из строя топливный насос или форсунка | Отключить неисправный ТНВД. |
9 | Снижение уровня воды в расширительном баке | Утечка воды из системы | Немедленно снять нагрузку и остановить дизель, выяснить причину утечки при возможности устранить, при невозможности, при отрицательной температуре наружного воздуха расхолодить дизель и систему охлаждения согласно местных инструкций, следовать одной секции. |
10 | Неустойчивая работа дизеля на холостом ходу | Тугой ход привода к топливным насосам, заедание рейки ТНВД. | Отключить неисправный ТНВД. |
11 | Дизель сбрасывает нагрузку при переводе контроллера с 11 на 12 позицию контроллера машиниста. | Низкое давление масла в системе дизеля или неисправен РДМ-2 | Следовать на 11 позиции контроллера машиниста. |
12 | Дизель идет в разнос | Попадание масла в воздушный ресивер. | Заглушить дизель кнопкой аварийной остановки, слить масло с ресивера. |
13 | После пуска дизеля нет заряда аккумуляторной батареи. | Перегорел предохранитель ПР-4 на 160А стартер-генератора | Заменить предохранитель |
КРН не включился (нет холостого хода) | Неисправность в цепи управления КРН: Не отключились Д1, Д2 | Отключить Д1, Д2. | |
КРН включился | Включился РЗН | Снять с защёлки РЗН | |
Неисправен РН (регулятор напряжения) | Подзарядку А.Б. можно осуществить от стартер-генератора исправной секции: расклинить гл.к. Д1 на обеих секциях токопроводящими предметами (например электрощётки). | ||
14 | Снимается нагрузка, загорается сигнальная лампа «Сброс нагрузки». Сработали термореле воды и масла. | 1.Перегрев воды охлаждения дизеля или масла. 2.Не открываются жалюзи. 3.Неисправность термореле | Проверить работу вентиляторов и жалюзи холодильника. Перейти на ручное управление открытия жалюзей. |
Сработали автоматы электродвигателей охлаждения. | Произвести включение автоматов при отключенном автомате А4 «Управление возбуждением» | ||
Неисправны электродвигатели охлаждения. | Проверить работу мотор-вентиляторов холодильника. При неисправности отключить соответствующий автомат и закрыть верхние жалюзи над мотор-вентилятором. Перейти на пониженные позиции. | ||
15 | Вышел из строя топливо-подкачивающий агрегат | Неисправен электродвигатель. Заклинил топливный нанос. Разрушение упругого элемента муфты | Отключить топливо-подкачивающий агрегат неисправной секции и следовать на аварийном питании дизеля без нагрузки дизеля. |
Топливный насос (на дизеле) и топливоподкачивающий насос не создают нормального давления | Низкая температура топлива | Проверить работу и включение топливо-подогревателя. | |
16 | При работе топливо-подкачивающего агрегата отсутствует давление топлива, стрелки манометров давления топлива вибрируют на щитке приборов в дизельном помещении. | Попадание воздуха в топливную систему. | При работающем топливо-подкачивающем насосе открыть вентиль на нагнетательной трубе и пробку на фильтре тонкой очистки топлива и выпустить воздух. |
17 | Перепад по ФГО более 1,5 кгс/см2 | Загрязнение фильтрующих элементов | Перейти на низшие позиции. При прогрессирующем перепаде работа дизеля запрещена. |
18 | Перепад по фильтрам Болл-Кирх более 2,0 кгс/см2 при наличии красного сектора на указателе. | Загрязнение фильтрующих элементов | Перейти на низшие позиции. При прогрессирующем перепаде работа дизеля запрещена. |
19 | Малая мощность дизеля | Неисправен блок УВВ кремниевых выпрямителей, вышел из строя БУВ. | При неисправности БУВ перейти на второй полукомплект, при не восстановлении мощности перейти на аварийное возбуждение переключив рубильник. |
№ | Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения неисправности |
20 | На первой позиции КМ не нагружаются обе секции. | Неисправность в ПУ ведущей секции на участке от автомата А1 «Управление общее» до пальцев реверсора «Вперёд — Назад». Если при наборе позиций дизель обороты не развивает сработал или не включен автомат А1 «Управление общее» | Включить автомат А1 «Управление общее». |
Отсутствует контакт в БУ № 367 | Проверить включение БУ № 367 | ||
Если при наборе позиций дизель обороты развивает:отсутствует контакт 1 — 2 пальцев КМ | Замыкание этих пальцев проверить нажатием на кнопку маневровой работы «КМР» | ||
Не включен тумблер УТ «Управление тепловозом» | Включить тумблер УТ «Управление тепловозом» | ||
Не включен тумблер ТД «Движение» | Включить тумблер ТД «Движение» | ||
Не включен ЭПК | Включить ЭПК (Включение ЭПК, тумблеров УТ, ТД проверить переводом реверсора в положение «Назад») | ||
21 | На первой позиции контроллера машиниста не нагружается одна из секций. | Если РВ-3 не вкл. И Х.Х. не прерывается | Осмотреть — АВУ, 1АТ, 2АТ, РУ2, РВД, контакты реверсора «Вперёд» — «Назад». |
Если РВ-3 вкл. И Х.Х. прерывается | Осмотреть — з.к. РВ-3 в цепи П1 — П6, ОМ1 — ОМ6, з.к. П1 — П6 в цепи РУ5 | ||
22 | При следовании тепловоза снизилась мощность тягового генератора, перегрев сопротивления СГП | Не включен гл.к. КВ. | Проверить гл.к. КВ. |
23 | При следовании тепловоза произошел сброс нагрузки,сработало реле заземления РЗ: При наличии ВРЗ | В силовой цепи имеется пробой на корпус. | Произвести осмотр силовой цепи для выявления неисправности, неисправный ТЭД отключить выключателем (ОМ-1… ОМ-6). При невозможности устранить нарушение изоляции или отключить неисправный участок цепи и при отсутствии серьёзных повреждений — отключить ВРЗ и продолжить движение. |
При наличии ВРЗ1, ВРЗ2 | В силовой цепи имеется пробой на корпус. | После переключения А4 «Управление возбуждением», отключить ВРЗ2. Если при наборе тяги РЗ не срабатывает, то пробой в минусовых цепях — произвести осмотр силовой цепи для выявления неисправности. При не выявлении неисправности — продолжить движение с выключенным ВРЗ2. Если при наборе тяги РЗ срабатывает — при включенных ВРЗ1, ВРЗ2 определить неисправную цепь тяговых электродвигателей (отключением ОМ1- ОМ6) и асинхронных электродвигателей охлаждения (отключением соответствующих автоматов). При невозможности устранить нарушение изоляции или отключить неисправный участок цепи и при отсутствии серьёзных повреждений — отключить ВРЗ1 и продолжить движение. | |
24 | При следовании тепловоза произошел сброс нагрузки, загорается лампочка «Сброс нагрузки», подается сигнал зуммера боксования | Проворот малой шестерни на валу ТЭД, излом зубьев шестерен зубчатой передачи. | Отключить неисправный ТЭД выключателем (ОМ-1—-ОМ-6) |
25 | Произошёл «Сброс нагрузки» на одной из секций. Если ХХ нет | Включилось РЗ, РОП, РМ2, открылись двери ВВК, ВУ. Сработал автомат А4 «Управление возбуждением», автомат А12 «БУВ», автомат А1 «Возбудитель» | Включить автомат А4 «Управление возбуждением», автомат А1 «Возбудитель», автомат А12 «БУВ», проверить блокировки закрытия дверей ВВК, снять с защелки РЗ, РОП РМ2, (переключить автомат А4 «Управление возбуждением»). |
Если ХХ есть | Сработали ТРМ, ТРВ, РДВ, автоматы АВУ, 1АТ, 2АТ | Включить автоматы АВУ, 1АТ, 2АТ, АВУ, контролировать температуру охлаждения дизеля. При повышении температуры воды, масла проверить работу вентиляторов охлаждения, перейти на низшие позиции КМ. | |
26 | При следовании тепловоза произошел сброс нагрузки, сработало реле максимального тока РМ2 | Короткое замыкание в цепях тягового генератора или выпрямительной установки | При не выявлении замыкания в тяговом генераторе или выпрямительной установке продолжить движение. При повторном срабатывании РМ2 работа под нагрузкой запрещена. |
27 | При следовании тепловоза произошел сброс нагрузки, сработало реле максимального тока РМ1 | Превышение тока в цепях тягового генератора более допустимых | Перейти на низшие позиции. |
28 | При следовании тепловоза произошел сброс нагрузки, сработало реле обрыва полюсов РОП | Обрыв или неисправность цепи возбуждения ТЭД | Отключить неисправный участок цепи возбуждения ТЭД выключателем (ОМ-1- —ОМ-6) |
29 | Х.Х. нет, КВ и ВВ не включены | Включилось РЗ, РОП, РМ2, открылись двери ВВК, ВУ. Сработал автомат А4 «Управление возбуждением», автомат А12 «БУВ». | Включить автомат А4 «Управление возбуждением», автомат А12 «БУВ», проверить блокировки закрытия дверей ВВК, снять с защелки РЗ, РОП РМ2, (переключить автомат А4 «Управление возбуждением»). |
30 | Х.Х. нет, КВ и ВВ включены. Если при этом нет возбуждения возбудителя (проверить по отсутствию дуги между гл.к. ВВ при их размыкании. Блокировки дверей ВВК при проверке должны быть замкнуты). | Сработал автомат А1 Возбудитель» | Включить автомат А1 Возбудитель» |
Не включен ПВА «Аварийный переключатель» | Включить ПВА «Аварийный переключатель» | ||
Не включен гл.к. ВВ, нарушена цепь сопротивлений САВ, СВВ | Проверить гл.к. ВВ, цепь сопротивлений САВ, СВВ | ||
31 | Х.Х. нет, КВ и ВВ включены. Если при этом нет возбуждения Г.Г. (проверяется по отсутствию дуги между гл.к. КВ при их размыкании. Блокировки дверей ВВК при проверке должны быть замкнуты). | Перегорел ПР1 (160А) | Заменить предохранитель ПР1 (160А) |
Не включен ПВА «Аварийный переключатель» | Включить ПВА «Аварийный переключатель» | ||
Неисправность в цепи БУВ | Переключить ПВА «Аварийный переключатель» на аварийное возбуждение. | ||
Неисправность возбудителя | Проверить контактные кольца возбудителя и щётки |