Главная > Действия локомотивной бригады при пожаре N 247/р

Распоряжение ОАО "РЖД" от 10.02.2021 N 247/р "Об утверждении Инструкции по обеспечению требований пожарной безопасности на локомотивах"

5. Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара
17 пунктов распоряжение №247/р

5.1. Действия локомотивной бригады при пожаре на локомотиве или в составе поезда.
3 пункта

5.1.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегонумашинист должен остановить поезд на участке, по возможности, горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог и переездов).

5.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от родагруза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами и воздушными стрелками.

5.1.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист должен подать звуковойсигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала) и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ближайшей станции для вызова пожарных подразделений, а также начальнику пассажирского поезда.

5.1.4. До получения приказа ЭЧЦ о снятии напряжения в контактной сети и ее заземленияработниками ЭЧ локомотивной бригаде запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить воздушно-эмульсионными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

Использование воды, пенных или воздушно-пенных огнетушителей, имеющихся на железнодорожных станциях, разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается производить штатными и другими первичными средствами пожаротушения без предварительного снятия напряжения с контактной сети, при этом следует принять необходимые меры безопасности по недопущению приближения струи огнетушащего вещества на расстояние менее 2 м до контактной сети.

5.1.5. Организация работ в части принятия посильных мер по тушению пожаров в поезде доприбытия пожарных подразделений осуществляется:

на железнодорожной станции начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие ДСП;

на перегоне — локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой пассажирского поезда; во всех остальных случаях локомотивной бригадой.

5.1.6. После остановки поезда локомотивная бригада обязана: принять меры к его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;

вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом

стоящих вагонах, а при наличии опасного груза — его количество, номер аварийной карточки.

5.1.7. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:

вагонов с горючими грузами — одновременно с вызовом пожарного подразделения закрепить отставляемые вагоны тормозными башмаками и расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние не менее 200 м и в радиусе не менее 200 м нет пожароопасных объектов;

цистерн с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями — горящие цистерны отвести от поезда

на расстояние, где в радиусе не менее 200 м отсутствуют пожароопасные объекты;

вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах — отцепить и отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно приступить к принятию посильных мер по тушению пожара имеющимися в ее распоряжении средствами пожаротушения;

цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновение опасности его взрыва, горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и организовать ее охрану (принятие посильных мер по тушению пожара такой цистерны огнетушителями запрещается);

вагонов с взрывчатыми материалами — немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийных карточках 204, 206, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийных карточках 204, 206 на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих груз лиц.

В вагонах пассажирского поезда принятие посильных мер по тушению пожара осуществляется поездной бригадой, а локомотивная бригада в принятии посильных мер по тушению пожара не участвует.

Во всех случаях расцепления вагонов их закрепление производится согласно установленным нормам.

5.1.8. При возникновении пожара в локомотиве локомотивная бригада обязана:

перевести в нулевое положение контроллер пульта машиниста, остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины, отключить главный выключатель (на локомотивах переменного тока) или быстродействующий выключатель (на локомотивах постоянного тока), опустить токоприемник и остановить поезд;

подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ

или ДСП, ограничивающих перегон;

принять меры к закреплению поезда на месте, отключить приборы управления и рубильник

аккумуляторной батареи локомотива;

на электровозах убедиться, что токоприемник опущен и контактный провод не касается крыши или

имеющегося на ней оборудования и очаг расположен не ближе 2 м к контактному проводу;

в качестве посильных мер по спасению людей, имущества и тушению пожара на начальной стадии рекомендуется применять имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители, генераторы

огнетушащего аэрозоля оперативного применения и песок) только в случае отсутствия угрозы для их здоровья и жизни;

в случае серьезного развития пожара применять штатные установки пожаротушения и современные системы пожарной автоматики (в зависимости от конструктивных особенностей локомотива) согласно требованиям инструкций и руководств по эксплуатации на данные установки пожаротушения и современные системы пожарной автоматики;

если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить локомотив и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние, предварительно закрепив горящую секцию тормозными башмаками;

для безопасного покидания локомотива одеть самоспасатели фильтрующие3 в соответствии с

требованиями ГОСТ 34394-2018 и покинуть локомотив на безопасное расстояние.

В ходе принятия посильных мер по тушению пожара локомотивная бригада должна соблюдать следующие меры безопасности:

привести    в    действие    имеющуюся    на    локомотиве    установку пожарной             сигнализации и

пожаротушения; при загорании электрооборудования для его тушения воспользоваться штатными огнетушителями;

при пользовании углекислотным огнетушителем (дополнительное средство пожаротушения) необходимо использовать хлопчатобумажные рукавицы (перчатки). Запрещается браться за раструб углекислотного огнетушителя во избежание обморожения рук.

5.1.9. При возникновении пожара на газотепловозе (газотурбовозе) локомотивная бригада должна: произвести остановку двигателя (силового блока);

обеспечить отсечку потока газа из криогенной емкости с помощью системы автоматического

управления; привести в действие современную систему пожарной автоматики.

Запрещается находиться в машинном отделении газотурбовоза при приведении в действие современной системы пожарной автоматики.

Для безопасного покидания газотурбовоза локомотивная бригада должна использовать самоспасатели, фильтрующие3 в соответствии с требованиями ГОСТ 34394-2018. Эвакуация локомотивной бригады в данном случае должна осуществляться на расстояние не менее 800 м. Приближаться к горящей криогенной емкости запрещается.

———————————

3 Предназначены только для эвакуации.

5.1.10. При возникновении очага загорания на паровозе локомотивная бригада должна перекрыть кран на питательном кувшине, не допустить в нефтяной бак приток воздуха, плотно закрыв люки, после чего принять меры к остановке поезда.

5.1.11. Принятие посильных мер при устранении пожара (загорания) на паровозе (тендере паровоза) допускается при отсутствии риска для жизни и здоровья работников, используя имеющиеся на паровозе первичные средства пожаротушения.

5.1.12. В случае утечки и воспламенения нефтетоплива под паровозом или тендером пламя следует немедленно сбить песком, а паровоз по возможности передвинуть на другое место.

5.1.13. После ликвидации пожара подача напряжения на локомотив (запуск дизеля), где имело место повреждение электроаппаратов и проводов, запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприемниками (перекрытой подачей топлива) и отключенными цепями управления.

5.1.14. При пользовании огнетушителями струю огнетушащего вещества нельзя направлять на людей.

5.1.15. При тушении горящих твердых материалов струю огнетушащего вещества следует направлять в точку наибольшего горения, сбивая пламя снизу.

При попадании огнетушащего вещества на незащищенные участки тела необходимо стереть его платком или другим материалом и обильно промыть слабой струей проточной воды.

5.1.16. При тушении очага загорания песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз, во избежание попадания в них песка.

5.1.17. Если на человеке загорелась одежда, нужно как можно скорее погасить огонь. При этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.

Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой, а зимой присыпая снегом. Можно сбить пламя, катаясь в горящей одежде по полу, земле. На человека в горящей одежде можно также накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх