Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2631р "Об утверждении Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм" (Вместе с Инструкцией)
2. Термины, применяемые в инструкции 2631/р
Железнодорожный тяговый подвижной состав (ТПС) — совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.
Локомотивы — железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
Моторвагонный подвижной состав (МВПС) — состав сформированный из вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис или рельсовых автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров.
Формирование колесных пар — изготовление колесных пар из новых составных частей.
Ремонт колесных пар — комплекс операций по восстановлению работоспособности или исправности колесной пары и восстановлению ее ресурса. [ГОСТ 18322]
Ремонтное депо — сервисное локомотивное депо, выполняющее освидетельствование и ремонт колесных пар локомотивов или моторвагонное депо, выполняющее освидетельствование и ремонт колесных пар МВПС.
Осмотр колесных пар — комплекс контрольных операций для определения технического состояния колесной пары, который включает в себя визуальный контроль, измерение размеров обнаруженных дефектов, проверку посадки бандажа и бандажного кольца остукиванием слесарным молотком, проверку нагрева в эксплуатации подшипниковых узлов, а также, при необходимости, измерение геометрических параметров бандажа (обода цельнокатаного колеса).
Обыкновенное освидетельствование колесных пар — комплекс технологических операций для определения технического состояния колесной пары и отдельных ее составных частей, которые выполняются визуально, измерением геометрических параметров и дефектоскопией.
Полное освидетельствование колесных пар — комплекс технологических операций для определения технического состояния колесной пары и всех ее составных частей, при необходимости, с проверкой на прессе соединений с натягом и ремонтом колесной пары со сменой хотя бы одной составной части.
Визуально-оптический контроль (ВОК)- метод неразрушающего контроля, основанный на получении первичной информации об объекте при визуальном наблюдении или с помощью оптических приборов.
Ультразвуковой контроль (УЗК) — метод неразрушающего контроля, основанный на регистрации параметров упругих волн, возбуждаемых и (или) возникающих в контролируемом объекте.
Вихретоковый контроль (ВТК) — вид неразрушающего контроля, основанный на анализе взаимодействия электромагнитного поля вихретокового преобразователя с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в контролируемом объекте.
Магнитопорошковый метод (МПК) — метод неразрушающего контроля, основанный на регистрации магнитных полей рассеяния над дефектами с использованием в качестве индикатора ферромагнитного порошка или магнитной суспензии.
Волосовины — продольные тонкие расслоения металла, получившиеся вследствие раскатки газовых пузырей или неметаллических включений, имевшихся в металле.
Плена — тонкое, местное «языкообразное» отслоение металла, частично соединенное с основным металлом.
Раковина — дефект металлургического происхождения в виде неметаллических включений (песка, шлака), закатанных внутрь металла и пустот от усадки металла при неравномерном остывании, выходящих на поверхность катания колеса по мере его износа.
Выщербина — выкрашивание кусочков металла на поверхности катания бандажа (цельнокатаного колеса).
Наклонная трещина на оси — трещина, расположенная к образующей оси под углом более 30°.
Прокат — круговой износ бандажа (цельнокатаного колеса) в плоскости круга катания, определяемый как разность между исходной высотой гребня и действительной его высотой, полученной при измерении.
Навар — кольцевые наплывы со смещением металла на поверхности катания бандажа (цельнокатаного колеса).
Ползун (выбоина) — плоское место на поверхности катания.
Остроконечный накат гребня — пластическая деформация поверхностных слоев металла гребня в сторону его вершины на расстоянии 2 мм от вершины гребня и до 13 мм от круга катания.