Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
Общие понятия
34.1. Нетяговый железнодорожный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами.
[статья 2.4.1 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]34.2. [железнодорожный вагон, вагон]1. Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда.
[статья 3.3.3 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]2. Транспортное средство, курсирующее на своих осях по железнодорожным путям без собственной тяги и предназначенное для перевозки пассажиров или груза.
[пункт 11 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.3. Вагонный парк
Совокупность всех вагонов, используемых для перевозок грузов и пассажиров по железной дороге, а также для выполнения отдельных
специфических функций, связанных с этими перевозками и эксплуатационной работой железнодорожного транспорта.
[пункт 37 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.4. Вагон арендованный
Вагон, который временно (на установленный срок) на основании договора, находится во владении и пользовании арендатора.
34.5. Грузоподъемность железнодорожного вагона
Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией.
34.6. Тара железнодорожного вагона
1. Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии. [статья 3.3.5 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав
подвижной. Термины и определения]
2. Масса тары вагона — масса порожнего вагона с учетом несъемного оборудования.
[пункт 154 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.7. Вагон сочлененного типа
Вагон, сцепление которого с соседним вагоном осуществляется посредством общих узлов сочленения и установки на общую тележку.
Примечание. Сочлененные вагоны объединяются в секции, которые эксплуатируются как единое целое.
[статья 2.4.35 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
34.8. База вагона сочлененного типа
Расстояние в продольном направлении между центрами пятников или пятниковых мест, взаимодействующих с крайними тележками концевых секций вагона.
34.9. Механическая часть нетягового железнодорожного подвижного состава
Часть нетягового железнодорожного подвижного состава, предназначенная для передачи тормозных усилий и сил тяги с тягового подвижного состава на поезд, и размещения тормозного оборудования.
34.10. Энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава
Дизельный двигатель с генератором переменного или постоянного тока, или электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.
34.11. Пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава
Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение, выключение и контроль функционирования электрического оборудования нетягового подвижного состава.
34.12. Регуляторы [стабилизаторы] напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава
Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих стабильный уровень напряжения для потребителей электроэнергии на нетяговом подвижном составе.
34.13. Кузов вагона
Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования.
34.14. Рама вагона
Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, опорные устройства (пятники или скользуны) и часть тормозного оборудования.
[статья 2.4.41 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]34.15. Колесная пара с неподвижными колесами, установленными на
оси
Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух
колес, дисковых тормозов (при наличии), буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.
[пункт 3.7 ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов.Технические условия]
34.16. Колесная пара с подвижными колесами, установленными на
оси
Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении
двух колес, дисковых тормозов (при наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.
[пункт 3.8 ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов.Технические условия]
34.17. Буксовый узел
Конструктивный узел колесной пары, служащий для соединения оси колесной пары с рамой тележки, передачи постоянных и переменных нагрузок.
Примечание. Как правило, буксовый узел состоит из корпуса буксы (или адаптера), подшипника или подшипников, элементов торцевого крепления, и уплотнений.
[статья 2.4.49 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]34.18. [адаптер, полубукса]Деталь, входящая в конструкцию тележки и предназначенная для свободного размещения на наружном кольце подшипника кассетного типа и передачи нагрузок от тележки на колесную пару.
[пункт 14 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]Адаптер: деталь — опорный переходник незамкнутой формы, свободно устанавливаемый на наружное кольцо подшипника, установленного на
колесной паре, и предназначенный для передачи на подшипник нагрузок от боковой рамы.
[пункт 3.1 ГОСТ 34385-2018 Буксы и адаптеры для колесных пар тележек грузовых вагонов. Общие технические условия]34.19. Колесный блок
Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.
34.20. Колесный узел
Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, буксовых узлов (наружного и внутреннего) и других деталей, закрепленных на колесном узле.
Технические условия]
Пассажирские вагоны
34.21. Пассажирские вагоны
Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.
[статья 3.3.6 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]34.22. Вагон с местами для сидения
Вагон пассажирский, оборудованный местами для сидения пассажиров. [пункт 24 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией
Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
34.23. Вагон плацкартный
Вагон пассажирский спальный не купейный.
34.24. Вагон СВ
Вагон спальный с двухместными купе и мягкими спальными местами. [пункт 33 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией
Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
34.25. Вагон купейный
Вагон пассажирский спальный с трех- или четырехместными купе.
34.26. Вагон пассажирский двухэтажный
Пассажирский вагон, в котором помещения для пассажиров и/или служебные и бытовые помещения выполнены в двух уровнях один над другим.
34.27. Вагон-лаборатория
Специально оборудованный вагон для проведения различных исследований и испытаний объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в путевых условиях.
Примечание. К вагонам-лабораториям относятся: вагоны-лаборатории тормозоиспытательные, вагоны-лаборатории контактной сети, вагоны-лаборатории тягово- энергетические, вагоны-лаборатории неразрушающего контроля, вагоны-лаборатории испытаний устройств автоматики и телемеханики, вагоны-лаборатории метрологические, вагоны-лаборатории электротехнические, вагоны-лаборатории радиосвязи.
[пункт 2.4.25 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
34.28. Вагон-дефектоскоп (Нрк. путеизмеритель)
Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.
[статья 3.3.26 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]34.29. Путеизмерительный вагон
Вагон, предназначенный для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.
34.30. Вагон-рельсосмазыватель
Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.
34.31. Специальные вагоны (пассажирского типа)
Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам и обслуживаемому персоналу: штабной, вагон с кафе- буфетом, ресторан, багажный, почтовый, багажно-почтовый, служебный, санитарный, испытательные и измерительные лаборатории, электростанция, повышенной комфортности, салон, туристический, с трансформируемыми купе, гараж, для организации обслуживания населения (магазин, клуб, поликлиника, храм и др.), а также для перевозки спецконтингента.
Общие технические требования]
34.32. Вагон – ресторан
Вагон, имеющий необходимое оборудование для обеспечения питанием пассажиров в пути следования.
34.33. Вагон багажный
Вагон в составе пассажирского поезда, предназначенный для перевозки багажа, товаробагажа и т. д.
34.34. Вагон почтовый
Вагон, оборудованный для перевозки, обработки почтовых отправлений и обмена ими в пути следования.
34.35. Расчетная населенность вагона
Количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах.
34.36. Вместимость пассажирского транспортного средства
1. Пассажирская вместимость: сидячие и спальные места. Число сидячих и спальных мест, имеющихся в пассажирском транспортном средстве. Из этой категории исключаются места в вагонах-ресторанах и купе-буфетах.
Пассажирская вместимость: стоячие места, число разрешенных стоячих мест, имеющихся в пассажирском транспортном средстве.
2. Показатель, характеризующий количество мест, занятых в поезде под перевозку пассажиров. При оценке степени использования вместимости
пассажирских поездов уровень их населенности по отношению к общему числу мест, выделенных для перевозки пассажиров, выражается в процентах или долях единицы (коэффициент использования вместимости).
[пункт 52 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.37. Максимальная населенность вагона
Максимально возможное количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах.
34.38. Тамбур пассажирского вагона
Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.
34.39. Салон пассажирского вагона
Отделенная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системой жизнеобеспечения.
Грузовые вагоны
34.40. Грузовые вагоны
1. Вагоны, предназначенные для перевозки грузов.
[абзац 10 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]2. Вагон грузовой — транспортное средство, курсирующее на своих осях по железнодорожным путям без собственной тяги и предназначенное для перевозки груза или обеспечения следования вагонов в составе поезда.
[пункт 15 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.41. Вагон совместного пользования (грузовой)
Вагон, владельцем которого является железнодорожная компания и который используется железнодорожными компаниями на особых условиях, предусмотренных Правилами пользования грузовыми вагонами.
[пункт 16 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
34.42. Крытый вагон
1. Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно- штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.
2. Вагон крытый — вагон, имеющий жесткие боковые, торцевые стенки, жесткую крышу и пол. Данный термин включает в себя вагоны с раздвижной крышей и раздвижными стенками, которые закрыты во время перевозки.
[пункт 21 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.43. Полувагон
1. Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
2. Грузовой вагон, вагон без крыши с не откидными бортами высотой более 60 см, используемый для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
[пункт 226 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.44. Вагон универсальный
Вагон, предназначенный для перевозки грузов широкой номенклатуры: крытый грузовой вагон, полувагон, вагонплатформа универсальный.
34.45. Универсальный полувагон
Полувагон с разгрузочными люками в полу или глухим полом, предназначенный для перевозки грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков, как насыпных, непылевидных, так и перевозимых навалом (за исключением горячих температурой более 100°C), штабельных, штучных грузов и колесной техники.
34.46. Универсальный крытый вагон
Крытый вагон, предназначенный для перевозки широкой номенклатуры штучных, тарно-штучных, пакетированных и навалочных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.
[статья 2.4.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]34.47. Специализированный грузовой вагон
1. Вагон, предназначенный для перевозки одной или нескольких групп грузов, для которых установлены специальные требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.
2. Вагон специализированный — грузовой вагон для перевозки определенного груза или группы близких по свойствам грузов (цистерны, зерновозы, минераловозы, изотермические, платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, окатышевозы, хоппер-дозаторы, вагоны- самосвалы (думпкары) и др.).
[пункт 17 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.48. Длиннобазный вагон
Грузовой вагон с номинальной базой 17 м и более.
Общие технические условия»]
34.49. Вагон-транспортер
1. Грузовой вагон, предназначенный для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, длинномерных, штучных и других грузов в открытом виде.
2. Вагон транспортер (транспортер) — вагон грузовой, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые по своим размерам и (или) массе не могут быть перевезены в других вагонах.
[пункт 35 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.50. Изотермический вагон
Крытый вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки.
34.51. Рефрижераторный вагон
1. Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.
2. Вагон рефрижераторный — вагон изотермический, имеющий индивидуальную или общую для нескольких транспортных единиц холодильную установку.
[пункт 30 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.52. Вагон-цистерна
1. Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов.
2. Вагон с одним или несколькими котлами, которые стационарно установлены на раме вагона, и предназначенными для транспортировки газов, жидкостей, порошкообразных или гранулированных веществ.
[пункт 36 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.53. Вагон-платформа
1. Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы и, в зависимости от имеющегося оборудования, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.
2. Вагон грузовой с бортами высотой не более 0,6 м или без бортов. [пункт 22 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией
Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
34.54. Фитинговая платформа
Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров и оборудованный фитингами.
[статья 2.4.17 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
34.55. Контрейлерная платформа
Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
34.56. Платформа для комбинированных перевозок
Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
34.57. Вагон-самосвал (Нрк. думпкар)
1. Грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов.
[статья 3.3.28 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]2. Вагон самосвал (думпкар) — вагон грузовой для перевозки и механизированной выгрузки навалочных и насыпных грузов.
[пункт 32 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]34.58. Вагон бункерный
Вагон для перевозки навалом сыпучих грузов, например, цемента, муки, гипса и т. д.
34.59. Вагон-хоппер открытого типа
Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
34.60. Вагон-хоппер закрытого типа
Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
Примечание. Вагоны-хопперы закрытого типа применяются для перевозки нетоксичных, неядовитых, не слеживающихся сыпучих и гранулированных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.
[статья 2.4.22 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
34.61. Хоппер-дозатор
Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути.
34.62. Специальный вагон грузового типа
Вагон (агрегат), созданный исключительно для перевозки специальных грузов (вооружения, изделий ракетно-космической техники и грузов, используемых в области атомной энергетики).
34.63. Вагон для перевозки интермодальной транспортной единицы
Вагон, который специально построен или оборудован для перевозки интермодальных транспортных единиц (ИТЕ) и автомобильных транспортных средств (АТЕ).
34.64. Вагон прочий
Учетная категория вагонов грузового парка, к которой не относятся крытые, платформы, полувагоны, цистерны, рефрижераторные вагоны.
34.65. Условный вагон
Вагон, длина которого составляет 13,92 метра.
34.66. Пятник вагона
Деталь конструкции грузового вагона, выполняющая функцию центральной опоры между кузовом грузового вагона и тележкой, передающая
нагрузку от рамы кузова вагона на надрессорную, шкворневую или соединительную балку, а также от соединительной балки на надрессорную балку для четырехосной тележки, и обеспечивающая возможность поворота тележки грузового вагона при прохождении кривых участков пути.
[статья 2.4.42 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]34.67. Пятниковое место
Неотъемная часть несущей конструкции кузова грузового вагона или соединительной балки, выполняющая функцию пятника.
Примечание. Как правило, пятниковое место ограничено его опорной и упорной поверхностями.
[статья 2.4.43 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]34.68. База вагона
Расстояние в продольном направлении между центрами пятников кузова. [статья 2.4.44 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные
понятия. Термины и определения]
34.69. База секции вагона
Расстояние в продольном направлении между центрами пятников и (или) пятниковых мест одной секции вагона.
34.70. Букса
Составная часть колесной пары — опорный переходник замкнутой формы с установленными подшипниками, предназначенный для передачи на шейку оси колесной пары нагрузок от боковой рамы.
Примечание. к составным частям буксы относят корпус буксы, подшипники (подшипник), крепительную крышку, лабиринтное уплотнение и смазку.
[пункт 3.4 ГОСТ 34385-2018. Буксы и адаптеры для колесных партележек грузовых вагонов. Общие технические условия]
34.71. Упор для фитинга контейнера [фитинговый упор]Деталь или сборочная единица, закрепленная на раме вагона-платформы, содержащая опорную площадку и ограничитель (ограничители) смещения, предназначенная для размещения и крепления фитинга контейнера (фитингов контейнеров).
Примечание. Упор для фитинга контейнера может быть стационарным, откидывающимся или съемным (входит в состав съемного оборудования вагона-платформы, масса которого включена в массу тары вагона-платформы).
[пункт 3.4 ГОСТ 26686-2022 Вагоны-платформы. Общие технические условия»]