Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
33.1. Общие понятия
33.1.1. Тяговый (железнодорожный) подвижной состав
Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая локомотивы и моторвагонный подвижной состав.
[пункт 359 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.1.2. Электроподвижной состав
Электрический подвижной состав (ЭПС) -электровозы, электропоезда и электросекции, оборудованные тяговыми электродвигателями, получающими питание от контактной сети или собственных аккумуляторных батарей.
33.1.3. Парк тягового подвижного состава
Количество тяговых единиц локомотивов и моторных вагонов мотор- вагонного подвижного состава.
33.1.4. Тяговые ресурсы
Комплекс технических средств, предназначенных для тягового обеспечения процесса перевозок.
33.1.5. Топливно-энергетические ресурсы; ТЭР
Совокупность природных и производственных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности.
33.1.6. Маршрут машиниста
Основной документ для учета работы локомотивов и моторвагонного подвижного состава, расхода топлива и электроэнергии, рабочего времени и начисления заработной платы локомотивным бригадам.
33.1.7. Кабина машиниста
Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады,
приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом.
[статья 2.3.18 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]33.1.8. Система многих единиц (Нрк. кратная тяга)
Функция объединения нескольких единиц тягового подвижного состава в одном поезде при управлении из одной кабины машиниста.
[статья 2.3.10 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]33.1.9. Энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава
Первичный двигатель и вспомогательное оборудование, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую, для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары посредством гидравлической или механической передачи.
33.1.10. Двух- и многосистемный тяговый подвижной состав
Электрический тяговый подвижной состав, рассчитанный для питания электрической энергией двух или более систем тока.
33.1.11. Электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава
Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре.
33.1.12. Гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава
Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары.
33.1.13. Тяговый электрический двигатель железнодорожного тягового подвижного состава
Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего или тормозного моментов, передаваемых с помощью тяговой передачи на колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.
33.1.14. Тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава
Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо.
33.1.15. Механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава
Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых (тормозных) сил и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.
33.1.16. Экипаж подвижного состава
Конструктивная часть тяговой железнодорожной единицы, обеспечивающая ее движение (качение) в рельсовой колее: представляет собой повозку с колесными парами, в которой размещается необходимое энергетическое и вспомогательное оборудование.
33.1.17. Колесный центр
Деталь составного колеса с ободом, дисковой или спицевой частью и ступицей.
33.1.18. Бандаж
Деталь составного колеса, имеющая специальный профиль, обеспечивающий его контакт с рельсом и задаваемые условия контакта.
33.1.19. Электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава
Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии.
33.1.20. Аппарат управления
Устройство, предназначенное для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава, обеспечивающих его нормальное функционирование.
33.1.21. Токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава)
Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав.
33.1.22. Вибропантограф
Пневматический вибратор, предназначенный для механической очистки гололеда с контактных проводов, и устанавливающийся непосредственно на токоприемники типа ДЖ-5к, П-1, П-3, П-5, Л-13у и Л-14у электровозов постоянного и переменного тока.
33.1.23. Вспомогательные электрические машины (единицы железнодорожного тягового подвижного состава)
Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения в транспортном режиме.
33.1.24. Тяговый трансформатор
Трансформатор, предназначенный для установки и работы на железнодорожном подвижном составе, непосредственно подключенный к контактной сети и являющийся первичным источником питания его систем.
33.1.25. Расчетный режим движения железнодорожного тягового подвижного состава
Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой и заданным временем работы.
33.1.26. Пульт управления машиниста
Комплекс устройств в кабине машиниста для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.
33.1.27. Система автоведения (железнодорожного тягового подвижного состава)
Комплекс технических средств, обеспечивающих автоматическое управление движением локомотивов, электропоездов, дизель-поездов и дизель- электропоездов по участку обслуживания с заданной скоростью и заданным временем хода.
33.1.28. Система автоматического управления скоростью движения (тягового железнодорожного подвижного состава)
Комплекс устройств тягового подвижного состава, предназначенных для автоматического управления скоростью поезда путем изменения сил тяги, торможения и режимов движения.
33.1.29. Автоматически и/или дистанционно управляемый железнодорожный подвижной состав
Локомотив, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов, групп вагонов или одиночных вагонов, а
также самостоятельного передвижения, управляемый системой автоматического управления железнодорожным подвижным составом и/или дистанционно машинистом.
[пункт 9 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]33.1.30. Автоматическое управление (железнодорожным подвижным составом)
Управляющее воздействие на систему автоматического управления железнодорожным подвижным составом по алгоритму, заданному автоматизированной системой управления или руководителем работ (в автоматическом режиме).
33.1.31. [система автоматического управления железнодорожным подвижным составом, система «Автомашинист»]Комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих выполнение определенного набора операций по алгоритму, заданному автоматизированной системой управления или руководителем работ в автоматическом режиме.
[пункт 3.1 Технических требований на маневровый локомотив с функцией «автомашинист», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 апреля 2020 г. № 779/р]Примечание. Технические средства системы «Автомашинист» разделены на бортовую аппаратуру и стационарную инфраструктуру, предназначенные для установки на маневровом локомотиве и на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта соответственно.
[на основе положений Технических требований на маневровыйлокомотив с функцией «автомашинист», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 апреля 2020 г. № 779/р]
33.1.32. Дистанционное управление (железнодорожным подвижным составом)
Управляющее воздействие на систему автоматического управления железнодорожным подвижным составом от машиниста, находящегося на расстоянии от такого железнодорожного подвижного состава.
33.1.33. Ручное управление (железнодорожным подвижным составом) Управляющее воздействие на систему автоматического управления железнодорожным подвижным составом от машиниста, находящегося внутри
железнодорожного подвижного состава, через человеко-машинный интерфейс. [пункт 3.1 Технических требований на маневровый локомотив с
функцией «автомашинист», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 апреля 2020 г. № 779/р]
33.1.34. Локомотивная бригада
1. Группа работников железнодорожного транспорта, на которую возлагается обязанность обслуживания локомотива (тепловоз, электровоз, паровоз, газотурбовоз), мотор-вагонного подвижного состава и безопасное ведение поезда.
33.1.35. Непроизводительные потери рабочего времени локомотивных бригад
Часы рабочего времени локомотивных бригад, вызванные нарушениями процесса организации рабочего времени локомотивных бригад, безопасности движения поездов и отказами технических средств по вине филиалов ОАО «РЖД» и прочими факторами.
Локомотивные устройства безопасности
33.1.36. Локомотивное устройство безопасности
Бортовое локомотивное устройство, обеспечивающее контроль установленных скоростей движения, соответствие скорости сигналам автоматической локомотивной сигнализации, проверку бдительности машиниста, управление электропневматическим клапаном автостопа (ЭПК) для включения экстренного торможения поезда.
[статья 2.3.57 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]Примечание. Устанавливаемые на тяговом подвижном составе локомотивные устройства безопасности подразделяются на основные и дополнительные. Основные
устройства безопасности выполняют функцию приема кодов автоматической локомотивной сигнализации.
[пункт 1 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивныхустройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
33.1.37. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа; АЛСН
Основное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для передачи информации на локомотивные устройства импульсами числового кода переменного тока.
33.1.38. Комплексное локомотивное устройство безопасности; КЛУБ Основное локомотивное устройство безопасности, осуществляющее
комплексный контроль безопасности движения на тяговом и самоходном железнодорожном подвижном составе на основе использования информации о числе свободных впередилежащих блок-участков, передаваемой от путевых устройств систем автоматической локомотивной сигнализации.
[на основе положений пункта 1.1 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.39. Комплексное локомотивное устройство безопасности унифицированное; КЛУБ-У
Основное локомотивное устройство безопасности, имеющее расширенные функциональные возможности и улучшенные показатели по надежности и безопасности.
33.1.40. Комплексное локомотивное устройство безопасности для ССПС; КЛУБ-П
Основное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для ССПС, выполняющего передвижение или работы с обслуживающим персоналом на участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных или не оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН.
[на основе положений пункта 1.1 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
33.1.41. Система обеспечения безопасности унифицированная для ССПС; КЛУБ-УП
Основное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для применения на ССПС на участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных или не оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН.
33.1.42. Безопасный локомотивный объединенный комплекс; БЛОК Основное локомотивное устройство безопасности, объединяющее в себе
функции устройств КЛУБ-У, САУТ ЦМ/485, ТСКБМ.
[на основе положений пункта 1.1 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.43. Безопасный локомотивный объединенный комплекс масштабируемый; БЛОК-М
Основное локомотивное устройство безопасности с переменным составом функциональных блоков в зависимости от реализации конкретных функций и задач, объединяющее в себе функции устройств КЛУБ-У, САУТ ЦМ/485, ТСКБМ. Комплекс является модульным проектно-компонуемым изделием, состоящим из базовой и компонуемой частей. Состав компонуемой части определяется конкретным объектом использования и в соответствии со спецификациями потребителя.
33.1.44. Безопасный объединенный локомотивный комплекс для ССПС на комбинированном ходу; БЛОК-КХ
Основное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для обеспечения безопасности ССПС на комбинированном ходу. Является исполнением безопасного локомотивного комплекса БЛОК, в котором реализованы алгоритмы контроля условий безопасности комплекса БЛОК. Комплекс может применяться на маневровом подвижном составе.
[на основе положений пункта 1.1 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
33.1.45. Система автоматического управления торможением поездов комплексная; САУТ-К
Основное локомотивное устройство безопасности с микропроцессорным дешифратором ДКСВ-М, предназначенное для расшифровки кода АЛСН и вывода его сигнала на локомотивный светофор, контроля бдительности машиниста, управления клапаном автостопа и торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках, оборудованных трех или четырехзначной автоблокировкой, полуавтоблокировкой при скорости движения до 250 км/час.
33.1.46. Система безопасности ССПС на комбинированном ходу; СБ ССПС КХ
Основное локомотивное устройство безопасности движения ССПС и автомотрис легкого типа, предназначенное для применения на ССПС на комбинированном ходу при работе как на открытых, так и закрытых участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных путевыми устройствами АЛСН.
33.1.47. Система обеспечения безопасности для скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта; СОБ-400
Основное локомотивное устройство безопасности для применения на подвижном составе, эксплуатируемого со скоростями движения до 420 км/ч на участках железных дорог с электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных и не оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН, системами координатного регулирования движения поездов, использующими в своем составе радиоканал передачи данных.
33.1.48. Единая микропроцессорная система управления и безопасности движения нового поколения; МПСУ-БД
Комплексная система, предназначенная для реализации всех функций управления локомотивом, диагностики локомотивного оборудования в движении и на стоянке, обеспечения безопасности движения, информирования машиниста, автоматического учета исполненной работы локомотивной бригадой, коммерческого учета расхода топливно-энергетических ресурсов, обмена криптографически защищенной информацией по беспроводным каналам связи с информационными системами ОАО «РЖД», регистрации параметров движения и диагностической информации, записи и хранения видео- и аудиоинформации о путевой обстановке и действиях локомотивной бригады, сигнализации о задымлении, возгораниях и автоматического пожаротушения, управления системами и аппаратами жизнеобеспечения локомотивной бригады.
[раздел 1 Основных технических требований «Микропроцессорная система управления и безопасности движения нового поколения (информационно-управляющий бортовой комплекс)», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 13 октября 2017 г. № 2085р]33.1.49. Комплекс информационного обеспечения САУТ; КИО САУТ Дополнительное локомотивное устройство безопасности,
предназначенное для регистрации данных в составе аппаратуры САУТ-ЦМ/485 на носитель информации с возможностью оперативного снятия его с локомотива и считывания зарегистрированных данных в условиях депо с помощью персонального компьютера.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.50. Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста; ТСКБМ
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для работы совместно с АЛСН, КЛУБ (КЛУБ-У). Система обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья и по его реакции на запросы подтверждения работоспособности. Если по параметрам сопротивления кожи определяется необходимость проверить работоспособность машиниста, ТСКБМ, в случае работы с АЛСН, разрывает цепь подачи напряжения на ЭПК. В случае работы с КЛУБ (КЛУБ-У), ТСКБМ передает сигнал о необходимости произвести проверку его работоспособности на эти устройства.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
33.1.51. Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация;
МАЛС
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, обеспечивающее контроль установленных скоростей движения локомотива при производстве маневровой работы, не допускающее несанкционированный выезд с железнодорожных путей, не оборудованных маневровыми светофорами, и проезд запрещающего показания путевого светофора, а также обеспечивающее автоматическую остановку перед светофором с запрещающим показанием.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.52. Система горочной автоматической локомотивной сигнализации с передачей информации по радиоканалу; ГАЛС-Р
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для обеспечения безопасности движения при проведении маневровых и горочных работ на железнодорожных станциях и сортировочных горках.
33.1.53. Блок контроля несанкционированного отключения ЭПК ключом; КОН
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для предотвращения несанкционированного отключения машинистами электропневматического клапана автостопа (ЭПК).
33.1.54. Комплекс средств сбора и регистрации данных; КПД-3 в/и Дополнительное локомотивное устройство безопасности,
предназначенное для применения на локомотивах, МВПС, ССПС в качестве индицирующего и регистрирующего устройства взамен морально устаревшего механического скоростемера 3СЛ-2М. Обеспечивает измерение, индикацию и регистрацию скорости, ускорения, пройденного пути, времени, давления,
сигнализацию превышения контролируемых скоростей и других параметров движения.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.55. Локомотивный скоростемер; ЗСЛ-2М
Дополнительное локомотивное устройство безопасности измерительно- регистрирующее, предназначенное для выполнения следующих функций: регистрация скорости движения, пройденного пути, суточного времени движения и стоянок, направления движения, сигнальных огней локомотивного светофора, положения устройств автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН), давления воздуха в тормозной системе (режима торможения) и состояния системы автоматического управления тормозами.
33.1.56. Локомотивный светофор; ЛС
Устройство отображения оптических сигнальных показаний на основе кодов автоматической локомотивной сигнализации.
33.1.57. Устройство контроля бдительности машиниста; УКБМ Дополнительное локомотивное устройство безопасности, которое при
работе с аппаратурой АЛСН обеспечивает предварительную световую сигнализацию при периодической проверке бдительности машиниста, остановку поезда при самопроизвольном начале движения при нейтральном положении рукоятки реверсора, после не подтверждения бдительности. В схему может быть введен дополнительный тумблер день/ночь.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.58. Блок световой сигнализации; Л-143
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для включения ламп предварительной световой сигнализации в мигающем режиме при движении к светофору с запрещающим показанием.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]
33.1.59. Блок контроля самопроизвольного трогания поезда; Л-168 (Л- 168М)
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, обеспечивающее снятие питания с электропневматического клапана автостопа в случае превышения скорости минимально контролируемой скоростемером, и нахождения ручки контроллера не в тяговой позиции, а также восстановление цепи питания ЭПК в случае нажатия специальной кнопки или перевода ручки контроллера в тяговую позицию.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.60. Блок световой сигнализации; Л-159 (Л-159М)
Дополнительное локомотивное устройство безопасности, обеспечивающее совместно с АЛСН периодическую проверку бдительности машиниста по предварительной световой сигнализации до появления свистка электропневматического клапана автостопа.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.61. Блок контроля бдительности в системе АЛСН; Л-116 (Л-116У) Дополнительное локомотивное устройство безопасности, предназначенное для переноса периодических проверок бдительности на 30-40 с или 60-90 с в зависимости от показаний локомотивного светофора при
выполнении действий по управлению локомотивом.
[на основе положений пункта 1.2 раздела III Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 4 февраля 2019 г. № 183/р]33.1.62. Модернизация устройств АЛСН при обслуживании локомотивов без помощника машиниста; Р984Ин (Р1117Ин)
Дополнительное локомотивное устройство безопасности.
33.2. Локомотивы
33.2.1. Локомотив
1. Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
[абзац 21 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]Примечание. Локомотивы подразделяются: по типам — на электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы и гибридные локомотивы; по назначению использования — на грузовые, грузопассажирские, пассажирские и маневровые.
[статья 1 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
2. Железнодорожное транспортное средство, относящееся к тяговому подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Локомотивы подразделяются по назначению на: грузовые, грузопассажирские, пассажирские и маневровые; по типу: электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы.
[пункт 136 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.2. Локомотив магистральный
Локомотив, предназначенный для передвижения вагонов в составе поездов при движении по железнодорожным путям магистральных линий.
33.2.3. Локомотив маневровый
1. Локомотив, предназначенный для передвижения вагонов и других единиц железнодорожного подвижного состава в пределах станции или на подъездных путях предприятий.
2. Локомотив, предназначенный для маневровых работ на станциях, в том числе путях необщего пользования.
[пункт 138 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.4. Локомотив грузовой
Локомотив, предназначенный для передвижения грузовых поездов. [пункт 137 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией
Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
33.2.5. Пассажирский локомотив
Тяговое транспортное средство, предназначенное для перемещения по железнодорожным путям пассажирских поездов или отдельных пассажирских вагонов.
[пункт 187 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.6. Локомотив грузопассажирский
Локомотив, предназначенный для вождения как грузовых, так и пассажирских поездов.
33.2.7. Локомотив-рельсосмазыватель
Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.
33.2.8. Гибридный локомотив
Локомотив, тяговые двигатели которого могут работать от двух и более источников энергии различного типа.
33.2.9. Вспомогательный локомотив
Локомотив, назначаемый на основании требования о помощи (письменного, переданного по телефону или радиосвязи), полученного от машиниста (помощника машиниста), вынужденно остановившегося поезда, а также по требованию работников владельца инфраструктуры (хозяйства пути, электроснабжения, сигнализации и связи) на условиях договоров оказания таких услуг.
33.2.10. Подталкивающий локомотив
Локомотив в хвосте поезда, назначаемый в помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона.
Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
33.2.11. Резервный локомотив
Единица тягового подвижного состава, следующая собственной тягой без вагонов или пересылаемая с поездом без участия в тяге.
33.2.12. Диспетчерский локомотив
Локомотив, назначаемый при незначительной погрузке и выгрузке на промежуточных станциях участка, а также в дополнение к сборным поездам.
33.2.13. Секция локомотива
1. Минимальная конфигурация локомотива, обладающая полным функционалом для самостоятельной эксплуатации.
Примечание. Секция локомотива может работать как самостоятельная тяговая единица, так и в качестве бустерной секции в системе многих единиц.
[статья 2.3.7 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
2. Составная часть локомотива, выполненная в одном кузове и имеющая в своем составе вспомогательное оборудование.
[пункт 306 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.14. Бустерная секция (Нрк. бустер)
Секция локомотива, не оборудованная кабиной машиниста и предназначенная для эксплуатации в сцепе с секциями, имеющими кабины машиниста.
[статья 2.3.8 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]33.2.15. Автоматически и/или дистанционно управляемый маневровый локомотив
Маневровый локомотив, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов, групп вагонов или одиночных вагонов, а также самостоятельного передвижения, управляемый системой автоматического управления железнодорожным подвижным составом и/или дистанционно машинистом.
[пункт 3.1 Технических требований на маневровый локомотив с функцией «автомашинист», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 апреля 2020 г. № 779/р]
33.2.16. Расчетный вес локомотива
Вес локомотива с 2/3 запасов песка, смазочных материалов, топлива, с штатным комплектом инструмента, инвентаря, с учетом веса членов локомотивной бригады (из расчета массы одного человека 70 кг).
33.2.17. Сила тяги локомотива
Сила, которую развивает локомотив для передвижения поезда.
33.2.18. Тяговое плечо
Участок железной дороги, примыкающий к станции с основным локомотивным депо, ограниченный станцией с оборотным депо.
33.2.19. Участок обращения локомотивов
Часть железнодорожной сети, ограниченная пунктами оборота локомотивов. Пункт оборота локомотивов — станция, на которой все локомотивы, прибывающие с поездами (или резервом), отправляются с поездами (или резервом) только во встречном направлении (кроме пересылки локомотивов в ремонт или по регулировке с одного участка обращения локомотивов на другой).
33.2.20. Экипировка локомотива
Подготовка локомотива к очередной поездке. В экипировку локомотива входят очередной осмотр, снабжение топливом (паровоза, мотовоза, тепловоза и т.п.), охлаждающей жидкостью, смазочными маслами, песком, водой, обтирочными материалами и т. д. Экипировки локомотивов осуществляют на специально оборудованных путях или в закрытых экипировочных помещениях. [пункт 379 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией
Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
33.2.21. Тепловоз
1. Автономный локомотив, энергетической установкой которого является двигатель внутреннего сгорания.
[статья 2.3.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]2. Локомотив, основным источником энергии которого является дизельный двигатель, независимо от типа установленной передачи.
[пункт 335 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.22. Тепловоз магистральный
Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов в составе поездов при движении по железнодорожным путям магистральных линий.
33.2.23. Тепловоз маневровый
Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов и других единиц железнодорожного подвижного состава в пределах станции или на подъездных путях предприятий.
33.2.24. Тепловоз промышленный
Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов в пределах предприятия по железнодорожным путям необщего пользования.
33.2.25. Силовая установка тепловоза
Первичный двигатель и вспомогательное оборудование тепловоза, предназначенные для получения механической энергии за счет использования энергии топлива. В силовой установке тепловоза в качестве двигателя применяется дизель.
33.2.26. Газотепловоз
Автономный локомотив, энергетической установкой которого является поршневой двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо.
33.2.27. Газотурбовоз
1. Автономный локомотив, основной силовой установкой которого является газотурбинный двигатель.
Примечание. Под основной силовой установкой понимают энергетическую установку, за счет работы которой осуществляется тяга грузового поезда.
[статья 2.3.17 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
2. Локомотив, у которого основным двигателем, определяющим мощностные, тяговые и энергетические показатели, служит газотурбинный двигатель (ГТД).
[пункт 58 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.28. Паровоз
1. Автономный локомотив, энергетической установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.
2. Локомотив, источником энергии которого является пар.
[пункт 195 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.29. Электровоз
1. Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.
2. Локомотив с одним или несколькими электродвигателями, питаемыми электрическим током, подводимым по контактному проводу или контактному рельсу, или поступающим от находящихся на локомотиве аккумуляторов.
[пункт 392 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.30. Аккумуляторный электровоз
Электровоз, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от собственных тяговых аккумуляторных батарей.
[статья 2.3.20 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
33.2.31. Дизель-электровоз
Гибридный локомотив с тяговыми электродвигателями, способный работать как в автономном режиме от дизельной установки, так и при питании от контактной сети на электрифицированных участках пути.
33.2.32. Мотовоз
Тяговое железнодорожное транспортное средство, усилие которого на тяговом крюке составляет менее 110 кВт.
33.2.33. Продолжительный режим работы электровоза
Режим работы, при котором нагрузка наибольшим током электрооборудования электровоза в течение неограниченного времени при номинальном напряжении на токоприемнике и вентиляции, соответствующей этому режиму, не вызывает превышения предельно допустимых температур нагрева его электрооборудования.
33.2.34. Тяговая единица
Отдельно работающий локомотив, часть его, сцеп из нескольких локомотивов и дополнительных секций, используемые в работе под управлением одной локомотивной бригады.
Термины и определения]
33.2.35. Тяговая единица вспомогательная
Локомотив, работающий в дополнительной тяге (прицепленным к поезду вслед за идущим в голове и управляемым самостоятельной локомотивной бригадой), в подталкивании, вторым локомотивом, работающим по системе многих единиц, в одиночном следовании (резерве).
33.2.36. Конструктивная единица локомотива
Локомотив в конструктивном исполнении изготовителя, в том числе по количеству секций, указанном в техническом паспорте (формуляре) на этот локомотив.
[статья 3 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.37. Составная часть локомотива
Часть локомотива, не имеющая самостоятельного эксплуатационного назначения.
Примечание. К составной части локомотива относятся детали (неспецифицированные изделия) и сборочные единицы (специфицированные изделия, состоящие из двух и более составных частей).
[статья 4 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.38. Расшифровка параметров движения локомотивов
Процедура, проводимая с целью оценки работы локомотивных бригад, эксплуатации локомотивов и локомотивных устройств безопасности, проводимая во всех случаях расследований нарушений безопасности движений, случаев проследования поездов с отклонением от графика, сбоев и отказов технических средств.
Примечание. По бумажным и электронным носителям информации выявляются допущенные машинистами локомотивов, МВПС нарушения ведения поезда и управления автотормозами; сбои в работе приборов безопасности, тормозного оборудования на локомотиве и в составе поезда.
[на основе положений Положения об организации расшифровкипараметров движения локомотивов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 19 февраля 2019 г. № 296/р]
33.2.39. Локомотивное хозяйство
Совокупность предприятий железнодорожного транспорта, включающая тяговый подвижной состав, здания депо и мастерских с оборудованием и служебно-бытовыми помещениями, пункты технического осмотра, склады песка, топлива и смазки, экипировочные устройства, пункты смены и дома отдыха локомотивных бригад и др. Основные функции локомотивного хозяйства: обеспечение железных дорог исправными локомотивами для выполнения перевозок; организация обслуживания и ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава; создание условий для соблюдения установленного порядка труда и отдыха локомотивных бригад.
33.2.40. Локомотивный парк
Совокупность всех локомотивов.
Все локомотивы, приписанные к локомотивным депо дороги, составляют ее инвентарный парк.
Локомотивы, находящиеся в распоряжении дороги, делятся в свою очередь на:
эксплуатируемый локомотивный парк — локомотивы, находящиеся во всех видах работы, под техническими операциями, на техническом обслуживании, а также простаивающие в ожидании работы на станциях оборота, перецепки и смены локомотивных бригад;
неэксплуатируемый локомотивный парк — неисправные локомотивы, находящиеся во всех видах ремонта (под модернизацией и переоборудованием), в ожидании ремонта (модернизации и переоборудования), а также исправные локомотивы, находящиеся в резерве управления дороги, в период между плановыми ремонтами, находящиеся в процессе пересылки в холодном состоянии, используемые в качестве стационарных установок.
[пункт 144 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.2.41. [турная езда, прикрепленная езда]Эксплуатация локомотива в хозяйственном виде движения несколькими постоянно закрепленными за ним локомотивными бригадами, и осуществляющими отдых в нерабочее время в специальном пассажирском вагоне или в другом специально оборудованном месте (например, в доме отдыха локомотивных бригад, на ограничивающей перегон станции).
[раздел 3 Инструкции о порядке планирования, разработки, предоставления и использования технологических «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25 февраля 2019 г. № 348/р]
Основные состояния локомотива
33.2.42. Исправное состояние локомотива
Состояние локомотива, при котором он соответствует всем требованиям нормативной и (или) технической документации на этот локомотив.
[статья 23 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.43. Неисправное состояние локомотива
Состояние локомотива, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации на этот локомотив.
[статья 24 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.44. Работоспособное состояние локомотива [составной части локомотива]Состояние локомотива [составной части локомотива], при котором он способен выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.
[статья 25 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.45. Частично работоспособное состояние локомотива [составной части локомотива]Состояние локомотива [составной части локомотива], при котором он не способен выполнить хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в полном объеме.
[статья 26 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.46. Неработоспособное состояние локомотива [составной части локомотива]Состояние локомотива [составной части локомотива], при котором он не способен выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции.
[статья 27 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.47. Неработоспособное состояние локомотива по внутренним ресурсам
Неработоспособное состояние локомотива, при котором он не способен выполнить требуемую функцию из-за внутренней неисправности или профилактического технического обслуживания.
Примечание. Примером неработоспособного состояния локомотива по внутренним ресурсам может являться неисправность локомотива, нахождение локомотива на экипировке, техническом обслуживании, ремонте или модернизации.
[статья 28 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.48. Неработоспособное состояние локомотива по внешним ресурсам
Неработоспособное состояние локомотива, при котором он не способен выполнить требуемую функцию из-за отсутствия или нехватки внешних ресурсов.
Примечание. Примером неработоспособного состояния локомотива по внешним ресурсам может являться отсутствие локомотивной бригады ко времени отправления поезда по графику, несвоевременная техническая готовность или отсутствие поезда ко времени отправления по графику.
[статья 29 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.49. Предельное состояние локомотива
Состояние локомотива, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима и восстановление его работоспособного состояния невозможно.
Примечание. Признаками предельного состояния, устанавливаемыми изготовителем локомотива, являются:
снижение несущей способности и коэффициента запаса сопротивления усталости ниже допускаемого уровня, обеспечивающего безопасность эксплуатации локомотива после продления назначенного срока службы;
исчерпание ресурса;
появление неустранимых дефектов в конструкции (трещины, деформации, коррозия, износ и др.).
[статья 30 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
Понятия и показатели технического обслуживания и ремонта
33.2.50. Техническое обслуживание локомотива [составной части локомотива]
Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание локомотива [составной части локомотива] в работоспособном состоянии.
[статья 31 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.51. Ремонт локомотива [составной части локомотива]Совокупность технических и организационных действий, направленных на восстановление исправного и работоспособного состояния и (или) ресурса локомотива.
[статья 32 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.
Термины и определения]
33.2.52. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов
Совокупность технических средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для выполнения задач технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Термины и определения]
33.2.53. Неплановый ремонт локомотива
Ремонт локомотива, который осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.
Термины и определения]
33.2.54. Продолжительность технического обслуживания или ремонта локомотива
Календарное время проведения одного технического обслуживания или ремонта локомотива, включая логистические и технические задержки, но исключая административные задержки.
Термины и определения]
33.2.55. Средняя продолжительность технического обслуживания или ремонта локомотива
Среднее значение (математическое ожидание) продолжительности технического обслуживания или ремонта локомотива за наработку или определенный период эксплуатации.
Термины и определения]
33.2.56. Коэффициент соблюдения нормативов продолжительности технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Отношение нормативной продолжительности технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива] к фактической продолжительности технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 37 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.57. Трудоемкость технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Суммарная продолжительность технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива], выраженная в человеко-часах и состоящая из индивидуальных времен выполнения действий технического обслуживания или ремонта всем причастным персоналом.
[статья 38 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.58. Средняя трудоемкость технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Среднее значение трудоемкости технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 39 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.59. Административная задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Промежуток времени от планируемого срока начала выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива] до фактического момента начала его выполнения.
Примечание. Примером может быть преждевременная подача локомотива к месту проведения его технического обслуживания или ремонта.
[статья 40 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.60. Средняя административная задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Среднее значение (математическое ожидание) административной задержки выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 41 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.61. Логистическая задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива] вследствие необеспеченности ресурсами, необходимыми для проведения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
Примечание. Примером логистической задержки выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива] может быть ожидание необходимых запасных частей, специалистов и т.п.
[статья 42 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.62. Средняя логистическая задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Среднее значение (математическое ожидание) логистической задержки выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 43 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.63. Техническая задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива] вследствие выполнения вспомогательных технических действий, связанных с соответствующим заданием технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
Примечание. Примером технической задержки выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива] могут быть действия по обеспечению безопасности оборудования: отключение, охлаждение и т.п.
[статья 44 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.64. Средняя техническая задержка выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Математическое ожидание (среднее значение) технической задержки выполнения технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 45 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.65. Стоимость технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Финансовые затраты на проведение одного вида технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 46 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.66. Средняя стоимость технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива]Средневзвешенное значение стоимости технического обслуживания или ремонта локомотива [составной части локомотива].
[статья 47 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
Понятия и показатели наработки и срока службы
33.2.67. Наработка локомотива [составной части локомотива]
Продолжительность или объем работы локомотива [составной части локомотива] за некоторый период.
Примечание. Наработку локомотива [составной части локомотива] отсчитывают от начала его эксплуатации или другого заданного момента времени (например, от окончания технического обслуживания или ремонта определенного вида) и измеряют в километрах или часах (сутках) пробега, тонно-километрах или пассажиро-километрах перевозочной работы, числом срабатываний (например, электроаппарата), числом запусков (например, дизеля), киловатт-часах и т.п.
[статья 48 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.68. Время до восстановления локомотива [составной части локомотива]Интервал времени от момента отказа локомотива [составной части локомотива] до момента восстановления его работоспособного состояния.
Примечание. Если момент отказа не определен, то полагают, что интервал времени начинается после обнаружения отказа.
[статья 49 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.69. Срок службы локомотива [составной части локомотива]Календарная продолжительность эксплуатации локомотива [составной части локомотива] от начала его эксплуатации или возобновления его эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
[статья 50 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.70. Средний срок службы локомотива [составной части локомотива]Математическое ожидание срока службы локомотива [составной части локомотива].
[статья 51 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.
Термины и определения]
33.2.71. Остаточный срок службы локомотива [составной части локомотива]Срок службы локомотива [составной части локомотива], исчисляемый от текущего момента времени, когда проводят контроль технического состояния локомотива, до его перехода в предельное состояние.
[статья 52 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.72. Назначенный срок службы локомотива
Срок службы локомотива, установленный технической документацией. [статья 53 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.
Термины и определения]
Понятия и показатели готовности
33.2.73. Готовность локомотива
Способность локомотива выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического обслуживания и ремонта в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.
Примечания:
1. Готовность локомотива зависит от сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и способов технического обслуживания.
2. Условия могут включать климатические, технические или экономические обстоятельства.
3. Необходимые внешние ресурсы, кроме ресурсов технического обслуживания, не влияют на свойство готовности локомотива.
[статья 54 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
33.2.74. Коэффициент оперативной готовности локомотива
Отношение суммарного времени пребывания локомотива в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к суммарному времени пребывания локомотива в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием, ремонтом, логистическими и административными задержками, за тот же период.
Термины и определения]
33.2.75. Коэффициент технической готовности локомотива
Отношение суммарного времени пребывания локомотива в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к суммарному времени пребывания локомотива в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом, за тот же период.
Термины и определения]
33.2.76. Коэффициент внутренней готовности локомотива
Отношение суммарного времени пребывания локомотива в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к суммарному времени пребывания локомотива в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных неплановым ремонтом.
Термины и определения]
33.2.77. Мгновенный коэффициент готовности наличного парка локомотивов
Отношение количества локомотивов, находящихся в работоспособном состоянии в заданный момент времени, к общему их количеству наличного парка в этот же момент времени.
Термины и определения]
33.3. Моторвагонный подвижной состав
33.3.1. Моторный вагон
Вагон, содержащий тяговый привод, тяговый двигатель, электрическую или гидравлическую и/или механическую передачу.
Примечание. Моторный вагон сочетает в себе свойства обычного вагона (перевозка пассажиров или грузов) и локомотива (перемещение поезда).
[статья 3.1.15 ГОСТ 31666-2014 Дизель-поезда. Общие техническиетребования]
33.3.2. Моторный вагон, не приспособленный для перевозки пассажиров
Единица моторного подвижного состава, оборудованная для перевозки грузов. Используются для специальных и технических нужд транспорта.
33.3.3. Немоторный вагон моторвагонного подвижного состава (Нрк. Прицепной вагон)
Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых электродвигателей.
[статья 3.2.21 ГОСТ 34056-2017. Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]33.3.4. Секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава
Составная часть моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из одного моторного или нескольких совместно работающих моторных и немоторных вагонов.
33.3.5. Головная секция
Моторвагонная секция с одним или несколькими вагонами, один из которых головной.
33.3.6. Головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава
Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.
Примечание. Головной вагон может быть моторным или немоторным.
[статья 2.3.23 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]33.3.7. Дизель-поезд
Автономный тяговый подвижной состав с дизельной силовой установкой и передачей мощности (гидравлической или электрической), состоящий из не менее чем двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.
33.3.8. Дизель-электропоезд
Моторвагонный подвижной состав (комбинированный) с дизельной силовой установкой и комплектом электрооборудования, состоящий из не менее двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почты и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.
[статья 2.3.32 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
33.3.9. Электропоезд
1. Самоходный управляемый железнодорожный подвижной состав, состоящий из одной или нескольких моторвагонных секций, служащий для перевозки пассажиров и/или багажа и получающий питание от внешнего источника электроэнергии через контактную сеть.
Примечание. При формировании электропоездов по концам поезда размещают головные секции.
[статья 2.3.33 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
Разновидность моторовагонного подвижного состава, получающего энергию от внешней электрической сети или от собственной аккумуляторной батареи.
[пункт 394 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]33.3.10. Расчетная населенность электропоезда
Количество пассажиров в электропоезде из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах.
Примечание. Для пригородных электропоездов количество стоящих пассажиров в проходах и тамбурах 3 чел./м2. Для электропоездов дальнего сообщения расчетная населенность соответствует количеству мест для сидения.
[статья 2.3.34 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
33.3.11. Максимальная населенность электропоезда
Максимально возможное количество пассажиров в электропоезде из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах.
Примечание. Для пригородных электропоездов максимальное количество стоящих пассажиров в проходах и тамбурах 7 чел./м2. Для электропоездов дальнего сообщения максимальная населенность соответствует количеству мест для сидений.
[статья 2.3.35 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
33.3.12. Электромотриса
Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон.
[статья 2.3.36 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
33.3.13. Рельсовый автобус
Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров.
33.3.14. Расчетный режим движения электропоезда
Предельный по допустимому нагреву оборудования режим движения с расчетной населенностью, характеризующийся периодическим повторением разгона, поддержания скорости, выбега, торможения и остановки.