Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
Основные положения
14.1. [безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность движения]
Состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
[абзац 13 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
14.2. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
Система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
14.3. Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта
Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
[статья 2.2.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]14.4. Безопасность движения поездов
Состояние процесса движения железнодорожного подвижного состава, а также технических средств, участвующих в этом процессе, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
14.5. Условия безопасности движения железнодорожных поездов
Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.
14.6. Безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта
Состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
14.7. Безопасность железнодорожного подвижного состава
Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
14.8. Функциональная безопасность
Свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.
14.9. (Российская) система управления и обеспечения безопасности движения поездов; РСУДП
Сложная техническая система (комплекс) программно-аппаратных и технических средств подсистем железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающих управление безопасным движением поездов по установленной технологии с требуемыми (установленными) параметрами движения подвижного состава, обращающегося на железнодорожном участке.
14.10. Факторный анализ рисков в области безопасности движения
Анализ и оценка уровня влияния факторов на риск возникновения нарушений безопасности движения в производственных подразделениях ОАО «РЖД».
14.11. Событие <безопасность движения>
Возникновение или изменение определенных обстоятельств.
[пункт 3.31 ГОСТ 33433-2015 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте]14.12. Транспортное происшествие <безопасность движения>
Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
[абзац 15 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
Примечание. К транспортным происшествиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, относятся такие события (нарушения безопасности движения), как «крушение», «авария» и «происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов» (приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
[на основании положений пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]14.13. Транспортное происшествие <непроизводственный травматизм>
Событие, связанное с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования в результате наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверьми подвижного состава при посадке (высадке) пассажиров в вагон (из вагона), зажатия между подвижным составом и искусственным сооружением и в иных случаях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате движения железнодорожного подвижного состава.
[пункт 2 Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. № 97]14.14. Нарушение безопасности движения
1. Отклонение от нормальной работы транспортной системы, выход ее параметров за установленные пределы, в результате которых создается потенциальная или реальная угроза для жизни и здоровья пассажиров и персонала, сохранности железнодорожного транспорта, грузов, экологии окружающей среды или происходит сбой в работе, выразившийся в невыполнении установленного ритма (графика) движения сверх установленного норматива.
2. Транспортное происшествие и иное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]14.15. Технологическое нарушение
Действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах. [пункт 1.7 Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденного распоряжением
ОАО «РЖД» от 6 сентября 2021 г. № 1915/р]
14.16. Техническое заключение
Письменный документ, содержащий информацию об обстоятельствах, причинах, причинно-следственных связях и последствиях нарушения безопасности движения, а также его классификацию и меры незамедлительного характера, принятые в ходе расследования.
14.17. Скрытый случай нарушения безопасности движения
Нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела III «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р в результате действий (бездействия) должностных лиц подразделений ОАО «РЖД».
14.18. Тяжкий вред здоровью человека
Вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности.
[пункт 3.6 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]14.19. Нарушение условий жизнедеятельности
Ситуация, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
14.20. Комиссионный осмотр <безопасность движения>
Совокупность последовательных действий уполномоченных должностных лиц региональных дирекций, центров, филиалов ДО и их структурных подразделений, направленных на контроль соответствия объектов инфраструктуры и подвижного состава требованиям действующих нормативных документов.
[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]14.21. Контроль <безопасность движения>
Деятельность, включающая проведение проверок и оценки соответствия объектов железнодорожного транспорта и технологических процессов требованиям действующих нормативных документов.
[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]14.22. Проверка <безопасность движения>
Систематическая, объективная процедура оценки соответствия системы управления безопасностью движения, технических средств, технологических
процессов, непосредственно связанных с движением поездов, требованиям норм и правил.
[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]14.23. Предупредительные меры <безопасность движения>
Меры, позволившие заранее уведомить руководителя о риске возникновения нарушений безопасности движения.
[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]14.24. Профилактические меры <безопасность движения>
Совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и повышение состояния и уровня безопасности движения.
[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]14.25. Запретная мера
Действие, направленное на ограничение использования, применения, осуществления потенциально опасной деятельности на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Классификация нарушений безопасности движения
14.26. Столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или транспортным средством
Нарушение безопасности движения, характеризуемое соударением движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом или транспортным средством, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава в объеме текущего ремонта, за исключением безотцепочного ремонта грузовых вагонов, или более сложного ремонта.
[на основе положений пункта 4.4 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожноготранспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
14.27. Сход железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, при котором хотя бы одно колесо движущегося железнодорожного подвижного состава сошло с головки рельса.
14.28. Крушение
Нарушение безопасности движения, вызванное столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или с транспортным средством, сходом железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которого:
1) погиб один и более человек;
2) причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек;
3) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек;
4) поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;
5) нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек. За исключением:
случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;
несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.
[на основе положений пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]14.29. Авария <безопасность движения>
Нарушение безопасности движения, вызванное столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или с транспортным средством, сходом железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которого:
1) причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек;
2) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек;
3) нарушены условия жизнедеятельности менее 100 чел.;
4) поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
За исключением:
случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;
несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.
[на основе положений пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]14.30. Происшествие при перевозке [транспортировке] опасных грузов
1. Нарушение безопасности движения, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального, федерального, локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года
№ 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст.2640; 2011, № 21, ст.2971);
[на основе положений пунктов 3, 4 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]2. Нарушение безопасности движения, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны.
[на основе положений пункта 4.3 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]14.31. Возгорание груза в вагоне или контейнере
Нарушение безопасности движения, характеризуемое процессом начала горения груза из-за его несанкционированного выхода за пределы объекта удержания (за упаковку груза или габарит погрузки) или продуктов физико- химической реакции груза в границах этого объекта, вызванный непосредственным воздействием на груз или объект удержания, неисправностью или нарушением целостности конструкции объекта удержания.
14.32. Затопление, вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризуемое образованием свободной поверхности воды на участке инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД» в периоды половодья и паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических
сооружений, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
[на основе положений пункта 4.7 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]14.33. Пожар, вызвавший полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризуемое неконтролируемым горением железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, причиняющим материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
14.34. Нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризуемое повреждением, разрушением составных частей и элементов составных частей сооружений инфраструктуры, в том числе устройств электроснабжения, в результате воздействия внешних и внутренних факторов, при которых происходит потеря их эксплуатационной пригодности и несущей способности.
14.35. Происшествие, связанное с несанкционированным движением транспортного средства по железнодорожным путям и по территории, прилегающей к полосе отвода
Нарушение безопасности движения, характеризуемое нарушением габарита подвижного состава, вне установленного железнодорожного переезда, приведшее к соударению железнодорожного подвижного состава с транспортным средством.
[на основе положений пункта 4.10 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]14.36. Прием поезда по неготовому маршруту
Нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) открытый входной светофор или пригласительный сигнал, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250, именуемыми далее — ПТЭ, разрешение на следование на станцию при неправильно приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на железнодорожный путь, не занятый железнодорожным подвижным составом, а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на железнодорожный путь с другим родом тока или на железнодорожный путь со снятым напряжением в контактном проводе.
14.37. Отправление поезда по неготовому маршруту
Нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся (следующий без остановки) поезд или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с предусмотренным ПТЭ порядком, и получении им в необходимых случаях дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора — предельный столбик) хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок- участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на
неэлектрифицированный путь, на путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока.
[пункт 4.12 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]14.38. Перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом
Нарушение безопасности движения, при котором допущен перевод стрелки при нахождении железнодорожного подвижного состава на участке рельсовой цепи, в границах которой она расположена.
14.39. Отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования
Нарушение безопасности движения, вызванное наличием неисправности вагона пассажирского или пригородного поезда, препятствующей его дальнейшему движению на всех раздельных пунктах, кроме железнодорожной станции отправления и железнодорожной станции назначения.
14.40. Отмена отправления пассажирского поезда (дальнего следования или пригородного) с железнодорожной станции отправления, а также высадка пассажиров из пассажирского поезда на железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, возникшее в результате некачественного ремонта или технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, неправильных действий локомотивных бригад, в том числе из-за повреждения железнодорожного подвижного состава вследствие наезда на людей и животных.
14.41. Повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда (дальнего следования или пригородного) на перегоне или железнодорожной станции
Нарушение безопасности движения, возникшее в результате некачественного ремонта или технического обслуживания тягового подвижного состава, неправильных действий локомотивных бригад, повреждения тягового подвижного состава вследствие наезда на людей и животных, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива.
14.42. Отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами
Нарушение безопасности движения, характеризуемое отправлением поезда на перегон с перекрытым концевым краном или перекрытыми концевыми кранами между единицами железнодорожного подвижного состава, за исключением соединенных грузовых поездов с автономными тормозными магистралями.
14.43. Излом рельса под железнодорожным подвижным составом
Нарушение безопасности движения, характеризуемое разрушением целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения.
14.44. Саморасцеп автосцепок в поездах
Нарушение безопасности движения, характеризуемое самопроизвольным нарушением сцепления единиц железнодорожного подвижного состава.
14.45. Отцепка вагона с опасным грузом в пути следования на перегонах или железнодорожных станциях
Нарушение безопасности движения, возникшее из-за технической неисправности вагона.
14.46. Отцепка вагона от поезда на железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа
Нарушение безопасности движения, характеризующееся наличием возможности падения груза или его части на путь, а также выхода его за пределы габарита погрузки, кроме железнодорожных станций, где имеются пункты коммерческого осмотра поездов, посты коммерческой безопасности или посты коммерческой диагностики.
.
[на основе положений пункта 4.21 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожноготранспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
14.47. Обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, характеризуемое обрывом элементов автосцепного устройства железнодорожного подвижного состава (корпуса автосцепки, тягового хомута, клина тягового хомута).
14.48. Падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава (внутрь рельсовой колеи или на обочину пути) во время движения железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, приводящее к отсутствию возможности дальнейшего движения железнодорожного подвижного состава, либо к созданию упавшей деталью (деталями) препятствия для движения данного или иного железнодорожного подвижного состава.
14.49. Наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты)
Нарушение безопасности движения, характеризуемое соударением движущегося железнодорожного подвижного состава со стационарными объектами, а также с находящимися в габарите железнодорожного подвижного состава механизмами, оборудованием и посторонними предметами (объектами), в результате которого допущены повреждения железнодорожного подвижного состава или причинен ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД».
транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
14.50. Несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон
Нарушение безопасности движения, характеризуемое самопроизвольным движением железнодорожного подвижного состава с путей железнодорожных раздельных пунктов или с примыкающих к раздельному пункту железнодорожных путей необщего пользования с выходом на приготовленный маршрут приема, следования, отправления поезда или на прилегающий перегон.
14.51. Проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика
[пункт 4.26 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]
14.52. Прием поезда на занятый железнодорожный путь
Нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на железнодорожный путь, занятый поездом или железнодорожным подвижным составом, за исключением случаев, предусмотренных ПТЭ.
14.53. Отправление поезда на занятый перегон
Нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся поезд при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления, отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора — предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (путь перегона, блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или железнодорожным подвижным составом.
14.54. Падение груза (контейнера) или его части на путь
Нарушение безопасности движения, вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более, либо повлекшее его столкновение с железнодорожным подвижным составом.
14.55. Излом (обрыв) деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки)
Нарушение безопасности движения, связанное с разрушением целостности деталей железнодорожного подвижного состава, из-за несоблюдения технологии их изготовления, эксплуатации или ремонта.
14.56. Ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью
Нарушение безопасности движения, вызванное неисправностью светофора, некачественным ремонтом либо техническим обслуживанием объектов инфраструктуры или неправильными действиями персонала.
Система менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД»
14.57. Система менеджмента безопасности движения; СМБД
Часть общей системы менеджмента организации холдинга «РЖД» применительно к безопасности движения.
[пункт 1.2.10 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]14.58. Принципы СМБД
Руководящие положения, определяющие основы и правила функционирования СМБД.
№ 983р]
14.59. Анализ СМБД
Систематическое использование информации для выявления отклонений от сформулированных политики и целей в области безопасности движения и всесторонней оценки достигнутых результатов в этой области.
14.60. Политика в области безопасности движения
Общие намерения и направления деятельности для достижения оптимальных результатов в области обеспечения безопасности движения.
14.61. Цели в области безопасности движения
То, чего добиваются, или к чему стремятся в области безопасности движения.
14.62. Целевой показатель безопасности движения
Устанавливаемый на один год стратегический параметр в области обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса, критерий функциональной безопасности, характеризирующий уровень защищенности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды от событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
14.63. Контрольный квартальный показатель безопасности движения Устанавливаемый на один квартал операционный параметр в области обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса, характеризирующий тенденцию выполнения целевого показателя безопасности
движения.
[пункт 2.1.3 Положения об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2018 г. № 2803/р]14.64. Культура безопасности
Осознание важности, ответственности и способность работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность, как главную ценность для ОАО «РЖД» и каждого работника.
14.65. Мониторинг в области безопасности движения, мониторинг
<СМБД>
Система регулярных наблюдений и контроля за развитием процессов и явлений в железнодорожной транспортной системе, связанных с безопасностью движения, и за факторами, обуславливающими соблюдение и (или) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проводимых по определенной программе.
[пункт 1.2.5 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]