Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
8.1. Продукция железнодорожного транспорта приведенная
Обобщающий показатель, который измеряется в приведенных тонно- километрах и определяется на железнодорожном транспорте как сумма тарифных тонно-километров и пассажиро-километров. При расчете приведенной продукции на железнодорожном транспорте 1 пассажиро-км приравнивается 1 т-км. При расчете производительности труда приведенная
продукция рассчитывается путем сложения тарифного грузооборота и удвоенных пассажиро-километров.
[пункт 251 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.2. Статистика железнодорожного транспорта
Раздел статистической науки, в котором исследуются технические, технологические, экономические и другие процессы на железнодорожном транспорте, а также область практической деятельности по сбору, обработке и анализу статистической информации о работе железнодорожного транспорта
8.3. Статистическая отчетность
Документ установленной формы, содержащий статистические данные или показатели, характеризующие общие результаты и отдельные стороны деятельности предприятий и отрасли в целом, обязательный для представления вышестоящим и статистическим организациям в установленные сроки.
8.4. Официальный статистический учет
Деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.
«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»]
Основные показатели грузовых железнодорожных перевозок
8.5. Грузооборот (железнодорожного транспорта)
1. Объем выполненной работы при перевозке грузов с учетом расстояния их перевозки. Определяется по моменту прибытия груза, как сумма произведений массы каждой отправки в тоннах на расстояние перевозки, измеряется в тонно-километрах.
[пункт 2.1 Методологических положений по статистике транспорта, утвержденных приказом Росстата от 29 декабря 2017 г. № 887]
2. Основной показатель работы железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам, определяемый как произведение массы перевезенного груза на расстояние перевозки и измеряемый в тонно-километрах.
[Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]8.6. Грузооборот брутто
Расчетный показатель, который наиболее полно характеризует объем перевозочной работы локомотивов и определяется как сумма произведений массы поезда брутто в тоннах (без массы локомотива) на пройденное расстояние. Измеряется в тонно-километрах брутто.
8.7. Грузооборот нетто эксплуатационный
Показатель, характеризующий объем перевозочной работы с учетом фактического расстояния перемещения грузов. Определяется как сумма произведений массы поезда нетто в тоннах на длину поездо-участка.
8.8. Грузооборот тарифный
Расчетный показатель продукции железнодорожного транспорта, выраженный в тарифных тонно-километрах. Показатель определяется как сумма произведений массы отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние их перевозки, за которое взимается плата. Измеряется в тонно- километрах нетто (ткм).
8.9. Пробег вагонов
Расстояние, пройденное гружеными и порожными вагонами рабочего парка, пассажирскими вагонами, измеряемое в вагоно-километрах.
8.10. Ввоз груза (для железной дороги)
Показатель перевозок железной дороги, характеризующий массу груза (в тоннах), поступающего на станции назначения дороги со станций других дорог.
8.11. Ввоз
Вагоны, поступившие с других подразделений под выгрузку на рассматриваемое подразделение.
8.12. Вывоз груза (для железной дороги)
Показатель перевозок железной дороги, характеризующий массу груза (в тоннах), отправляемого со станций данной дороги на станции других дорог.
8.13. Вывоз
Вагоны, погруженные на подразделении назначением на другие подразделения.
8.14. Транзит (железной дороги)
Перевозки по железной дороге грузов и порожних грузовых вагонов, станция отправления и станция назначения которых расположены за пределами этой дороги, то есть грузов, следующих без выполнения грузовых операций на станциях данной дороги.
8.15. Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования
1. Масса грузов в тоннах, принятых к перевозке по инфраструктуре владельца. Величина показателя исчисляется как сумма массы груза всех отправок, принятых в отчетном периоде к перевозке по территории Российской Федерации непосредственно от грузоотправителей, с других видов транспорта и от иностранных железных дорог для продолжения перевозки.
2. Отправление грузов — масса отправленных грузов, погруженных на станциях железной дороги (в тоннах).
[на основе информации из источника: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]8.16. Прибытие грузов
Масса прибывших на станции железной дороги грузов (в тоннах).
[на основе информации из источника: Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]8.17. Прием грузов от других дорог
Сумма транзита и ввоза грузов по железной дороге.
8.18. Сдача грузов на другие дороги
Сумма транзита и вывоза грузов по железной дороге.
8.19. Объем перевозок грузов
1. Сумма ввоза грузов (прибытия под выгрузку), вывоза грузов (отправления грузов собственной погрузки), транзита и перевозок внутри железной дороги.
2. Количество тонн грузов, перевозка которых завершена в отчетном периоде.
[пункт 175 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.20. [густота грузовых перевозок, грузонапряженность (железнодорожного транспорта)]1. Параметр, характеризующий интенсивность использования железнодорожной линии, измеряемый количеством перевезенных тонн (брутто/нетто), приходящейся на 1 км эксплуатационной длины линии (главного пути) за определенный период времени (год).
[статья 2.12.7 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]2. Показатель интенсивности работы железнодорожных участков и линий, определяемый делением выполненного грузооборота в тарифных тонно- километрах на эксплуатационную длину пути расчетного участка или линии.
[Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]3. Интенсивность грузового потока на отдельных железных дорогах и участках сети железных дорог. Определяется делением выполненных тонно- км на перегоне или железной дороге на их эксплуатационную длину в км
и выражается в тоннах. Эксплуатационная густота характеризует интенсивность фактического грузопотока, а густота перевозок брутто – нагрузку на путь.
[пункт 66 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.21. Дальность перевозки
Расстояние, на которое перевезен груз или пассажиры.
8.22. Средняя дальность перевозки груза(ов)
1. Средневзвешенное расстояние перемещения грузов от мест погрузки до мест выгрузки, определяемое делением суммарного грузооборота (в тонно- километрах) на общую массу перевозимых грузов (в тоннах).
2. Расстояние, на которое в среднем перевозится по железным дорогам одна тонна груза. Определяется делением тарифного грузооборота (тарифных тонно-километров) на количество перевезенных тонн.
[пункт 319 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.23. Выгрузка груза
Освобождение вагона от находящегося в нем груза, производимое средствами железной дороги или получателей в зависимости от места выгрузки и рода груза. Выгрузка груза должна производиться в кратчайший срок. За задержку вагона под выгрузкой сверх установленного срока с получателя взыскивается штраф. Выгрузка груза производится вручную или посредством механизмов, ускоряющих процесс выгрузки (транспортеры, краны и др.). Наблюдение за выгрузкой груза лежит на обязанности весовщика, который проверяет выгружаемый груз по вагонному листу.
8.24. Погрузка грузов
Объем грузовой работы в вагонах (тоннах), погруженных всеми станциями железных дорог за определенный период времени.
8.25. Экспорт товара
Вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
[пункт 28 части 1 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г.№ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»]
8.26. Импорт товара
Ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе.
№ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»]
8.27. Коэффициент перевозимости (продукции)
Отношение объема перевозок i-го груза к объему его производства в целом.
– 262 с.]
8.28. Коэффициент транспортоемкости (продукции)
Отношение грузооборота i-го груза к объему его производства в целом. [Терешина Н.П., Подсорин В.А., Данилина М.Г. Экономика
железнодорожного транспорта: Учебное пособие – М.: МГУПС (МИИТ), 2017.
– 262 с.]
8.29. Коэффициент неравномерности
Показатель, характеризующий неравномерность грузовых перевозок по времени и рассчитываемый как отношение: среднесуточной погрузки в месяц максимальных объемов к среднесуточной погрузке в целом за год.
– 262 с.]
8.30. Рабочий парк вагонов
Исправные груженые и порожние грузовые вагоны всех форм собственности, которые используются для перевозки грузов и находятся на железнодорожных путях общего и необщего пользования, за исключением вагонов, находящихся за границей в «третьих странах», в СНГ и Балтии, на новостройках, на инфраструктурах других владельцев, в запасе ОАО «РЖД», приватных и арендованных вагонов, находящихся на путях необщего пользования и не имеющих права выхода на пути необщего пользования.
[пункт 16 Инструкции по учету наличия, состояния и использования грузовых вагонов на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2011 г. № 2681р]
8.31. Вагонопоток
1. Показатель, характеризующий среднесуточное число вагонов, прошедших на определенном направлении между железнодорожными станциями.
2. Поток вагонов, следующих по линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени, обычно за сутки.
Примечание. Настоящий термин обычно связывают с числом вагонов, включаемых в назначение плана формирования поездов. Среднесуточное число вагонов, отправляемых со станции или участка назначением на другую станцию или участок, принято называть струей вагонопотока. Число вагонов в каждой струе вагонопотока зависит от рода перевозимого груза, грузоподъемности вагонов и ее использования.
[статья 2.12.67 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
8.32. Вагоно-километр
Единица измерения, соответствующая передвижению по путям общего пользования на расстояние в один километр: а) одного груженного или порожнего грузового вагона; б) одного пассажирского вагона.
8.33. Осе-километр
Единица измерения работы вагона (пробега вагона), получаемая умножением числа его осей на пройденное расстояние в километрах.
8.34. Среднесуточный пробег вагона грузового парка, км
Расстояние, которое в среднем в сутки проходит грузовой вагон рабочего парка за отчетный период.
8.35. Порожний пробег вагонов
Расстояние пройденное, грузовыми вагонами рабочего парка без груза и измеряется в вагоно-километрах.
[пункт 228 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.36. Пробег груженых вагонов
Расстояние, пройденное грузовыми вагонами рабочего парка с грузами.
Единица измерения – вагоно-километры.
[пункт 241 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.37. Общий пробег вагонов
По каждому виду движения вычисляется как сумма вагоно-километров пробега груженых, порожних вагонов и вагонов нерабочего парка по всем родам вагонов.
8.38. Процент порожнего пробега к общему
Доля пробега вагонов без груза в общем пробеге вагонов. Рассчитывается как отношение суммарного пробега порожних вагонов грузового парка к суммарному пробегу груженых и порожних вагонов грузового парка в грузовом движении, включая передаточные, вывозные поезда и одиночно следующие локомотивы с вагонами, выраженное в процентах.
8.39. Процент порожнего пробега к груженому
Долевое соотношение пробега вагонов без груза и пробега груженых вагонов. Рассчитывается как отношение суммарного пробега порожних вагонов грузового парка к суммарному пробегу груженых вагонов грузового парка в грузовом движении, включая передаточные, вывозные поезда и одиночно следующие локомотивы с вагонами, выраженное в процентах.
8.40. Рейс вагона
Расстояние в километрах, которое вагон проходит от одной погрузки до следующей погрузки.
[пункт 292 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.41. Груженый рейс вагона, км
Расстояние, которое в среднем проходит вагон в груженом состоянии за время оборота; груженый рейс является частью полного рейса вагона.
8.42. Полный рейс вагона, км
Расстояние, которое в среднем проходит вагон рабочего парка за один полный перевозочный цикл, т.е. за время оборота вагона (как в груженом, так и в порожнем состоянии).
8.43. Простой вагонов
Время задержки транспортных средств грузоотправителем или грузополучателем под погрузкой, выгрузкой или иными операциями сверх установленного времени.
8.44. Тонно-километр на железнодорожном транспорте
Единица измерения перевозки одной тонны груза на расстояние 1 км. [пункт 343 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией
Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
8.45. Тонно-километр брутто-брутто (с учетом веса локомотива)
Единица перевозки одной тонны массы поезда или другого транспортного средства, включая вес локомотива, на расстояние 1 км.
8.46. Тонно-километр брутто
1. Единица перевозки одной тонны массы поезда или другого транспортного средства, исключая вес локомотива, на расстояние 1 км.
[пункт 345 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
2. Тонно-километры брутто — показатель, определяемый как произведение веса поезда брутто (без веса действующего локомотива) на пройденное расстояние.
[пункт 10 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]8.47. Тонно-километры брутто в грузовых поездах
Показатель за отчетные сутки и за месяц рассчитывается аналогично показателю «тонно-километры нетто в грузовых поездах», с учетом веса грузового поезда брутто.
8.48. Тонно-километр нетто
Единица измерения грузовых перевозок, соответствующая железнодорожной перевозке одной тонны грузов на расстояние в один километр. Под расстоянием понимается фактически пройденное расстояние в рассматриваемой сети.
8.49. Тонно-километры нетто в грузовых поездах
Показатель за отчетные сутки и за месяц рассчитывается как сумма произведений веса нетто грузового поезда на пробег головного локомотива на участках между станциями соответственно за отчетные сутки и за месяц.
8.50. Среднесуточная производительность вагона, тонно-километров
нетто
Показывает объем работы, который приходится в среднем на один
грузовой вагон рабочего парка.
[пункт 2.9 Инструктивных указаний о порядке автоматизированного формирования формы внутренней статистической отчетности ДО-8 ВЦ «Отчет
о показателях работы вагонов грузового парка», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 11 ноября 2010 г. № 2311р]
8.51. Статическая нагрузка грузового вагона
Показатель, характеризующий уровень загрузки вагона. Определяется делением количества погруженных тонн на количество загруженных вагонов
8.52. Средняя динамическая нагрузка на вагон рабочего парка, тонн
Масса груза, приходящаяся в среднем на один грузовой вагон рабочего парка на всем пути его следования.
8.53. Средняя динамическая нагрузка на груженый вагон, тонн
Масса груза, приходящаяся в среднем на один груженый вагон рабочего парка на всем пути его следования.
8.54. Средний вес тары на вагон в грузовом движении, тонн
Характеризует средний вес тары вагона, участвующего в грузовом движении за отчетный период.
8.55. Вагоно-час
Показатель, применяемый для определения затрат времени на различные операции использования вагонов.
8.56. Рабочий парк среднечасовой, вагонов в среднем в сутки (расчетная величина)
Характеризует среднее почасовое наличие вагонов рабочего парка за рассматриваемый период и определяется на основе данных вагонной модели АСОУП (Автоматизированная система оперативного управления перевозками). Расчет среднечасовой величины рабочего парка необходим для нахождения времени оборота вагона через бюджет времени вагона рабочего парка, т.е. фактические затраты времени вагона рабочего парка в элементах перевозочного цикла.
[пункт 2.18 Инструктивных указаний о порядке автоматизированного формирования формы внутренней статистической отчетности ДО-8 ВЦ «Отчет о показателях работы вагонов грузового парка», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 11 ноября 2010 г. № 2311р]8.57. Оборот вагона
1. Показатель использования вагонного парка по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки.
2. Один из основных показателей, характеризующих использование вагонного парка и технических средств железнодорожного транспорта, отражающий время, затрачиваемое вагоном на выполнение одного цикла работы, включающего все операции, связанные с перевозочным процессом (например, от окончания одной погрузки до окончания следующей погрузки).
[пункт 1 Методических указаний по расчету показателя оборота грузового вагона и оценке влияющих на него внешних факторов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2019 г. № 2155р]8.58. Среднее время оборота вагона, суток
Время, затрачиваемое вагонами рабочего парка в среднем на один перевозочный цикл.
8.59. Время нахождения вагона в движении, часов
Показатель рассчитывается аналогично среднему времени оборота вагона, но в вагоно-часах учитываются затраты времени только на чистое движение.
о показателях работы вагонов грузового парка», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 11 ноября 2010 г. № 2311р]
8.60. Время нахождения вагона на промежуточных станциях, часов
Показатель рассчитывается аналогично среднему времени оборота вагона, но в вагоно-часах учитывается только время нахождения вагонов на промежуточных станциях.
8.61. Время нахождения вагона на технических станциях, часов
Показатель рассчитывается аналогично среднему времени оборота вагона, но в вагоно-часах учитывается только время нахождения вагонов на технических станциях.
8.62. Время нахождения вагона в местном простое, часов
Показатель рассчитывается аналогично среднему времени оборота вагона, но в вагоно-часах учитывается только время нахождения вагонов на станциях в местном простое.
Основные показатели пассажирских железнодорожных перевозок
8.63. Отправление пассажиров железнодорожным транспортом
Объем выполненной работы по перевозкам пассажиров. Определяется по числу проездных документов, проданных и выданных бесплатно (лицам, пользующимся правом бесплатного проезда) в данном отчетном периоде с учетом приходящихся на этот период пассажиропоездок, совершенных по групповым билетам, абонементным и другим документам.
[пункт 2.1 Методологических положений по статистике транспорта, утвержденных приказом Росстата от 29 декабря 2017 г. № 887]8.64. Пассажирооборот <железнодорожный транспорт>
Показатель работы железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам. Пассажирооборот рассчитывается как произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро- километрах.
[пункт 184 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.65. Пассажиро-километр
Единица измерения пассажирских перевозок – произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах.
8.66. Местооборот
Произведение числа мест в вагонах, предназначенных для перевозки пассажиров, на протяженность маршрута их следования в заданных территориальных границах.
8.67. Использование вместимости
Отношение выполненного пассажирооборота к выполненному местообороту, выраженное в процентах.
8.68. Пассажиропоток <железнодорожный транспорт>
Показатель, характеризующий интенсивность перевозочной работы железнодорожной сети в целом, или в отдельных районах или отдельных участках, и отражает число пассажиров, проследовавших в единицу времени.
[пункт 185 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.69. [густота пассажирских перевозок, пассажиронапряженность]Показатель интенсивности, характеризующийся количеством пассажиров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины определенного участка. Его получают делением пассажирооборота на соответствующую эксплуатационную длину.
[пункт 73 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
8.70. Средняя дальность поездки пассажира
Среднее расстояние перевозки пассажира от станции отправления до станции прибытия, определяемое делением пассажиро-километров на число перевезенных пассажиров.
8.71. Подвижность населения
Показатель, оценивающий частоту поездок населения на транспорте и характеризуемый коэффициентами подвижности, которые определяются либо как отношение числа перевезенных в течение года пассажиров к численности всего населения страны (среднее число поездок, приходящихся на одного жителя в год), либо делением пассажирооборота на численность населения страны (показатель подвижности в пассажиро-километрах, который учитывает и расстояние поездки).
8.72. Время в пути
Математическая величина, измеряемая в часах и отражающая среднее количество времени, необходимое пассажиру, чтобы совершить поездку из пункта отправления в пункт прибытия.
8.73. Суточная неравномерность пассажирских перевозок
Изменение интенсивности пассажирских потоков в течение суток; определяется как отношение величины максимального потока за час пик к среднечасовому потоку в течение суток.
8.74. Сезонная (месячная) неравномерность пассажирских перевозок
Изменение интенсивности пассажирских потоков в течение года; определяется как отношение объема перевозок пассажиров или пассажирооборота в месяц максимальных перевозок к среднемесячной их величине.
для бакалавров по направлению «Экономика» – М.: РУТ (МИИТ), 2018. – 34 с.; Якимов М.Р. Транспортное планирование: терминологический словарь. – М: Агентство РАДАР, 2022. – 86 с.]
8.75. Населенность пассажирского вагона средняя
1. Расчетный показатель, характеризующий использование пассажирских вагонов. Он показывает количество пассажиров, приходящихся в среднем на каждый вагон, используемый для пассажирских перевозок, на всем пути его следования.
2. Определяется делением пассажирооборота на пробег пассажирских вагонов.
[Космин В.В., Тимошин А.А. Железнодорожный словарь: термины и аббревиатуры (русские, английские, немецкие и французские) / под ред. проф. А.А. Тимошина. – М.: Издательский дом «Автограф»; Изд-во «Маршрут», 2017]8.76. Пробег вагонов
Произведение числа вагонов пассажирского поезда на протяженность маршрута их следования в заданных территориальных границах. Протяженность маршрута следования определяется отдельно по каждой группе вагонов поезда: ядра поезда, прицепных, отцепных, беспересадочных.
8.77. [поездооборот, пробег поездов]Произведение числа выполненных рейсов пассажирского поезда отчетного периода на протяженность маршрута их следования в заданных территориальных границах
[Указания о порядке формирования внутренней формы статистической отчетности ЦО-22 дальнее «Отчет о перевозках пассажиров и работе поездов дальнего следования», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 28 апреля 2012 г. № 846р]8.78. Оборот пассажирского поезда
Полное время от момента отправления пассажирского поезда со станции (станции технической подготовки пассажирских поездов или вагонного депо) до отправления его с этой же станции (станции технической подготовки пассажирских поездов или вагонного депо) в следующий рейс.
[пункт 174 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
8.79. Средняя составность поезда
Отношение пробега пассажирских вагонов всех типов к выполненному поездообороту.
Основные показатели работы и использования локомотивов
8.80. Эксплуатация локомотива
1. Стадия жизненного цикла локомотива, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
Примечание. Эксплуатация включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
[статья 6 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
2. Эксплуатация локомотивов — мероприятия, связанные с использованием и обслуживанием локомотивов на линии для подготовки их к поездке.
[пункт 387 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.81. Система эксплуатации локомотивов
Совокупность локомотивов, средств их эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации локомотивов.
Термины и определения]
8.82. Стоимость системы эксплуатации локомотива
Стоимость в денежном выражении совокупности локомотивов, средств эксплуатации, выполнения работ исполнителями, осуществляющими выполнение задач эксплуатации локомотивов.
Термины и определения]
8.83. Использование локомотива
Стадия эксплуатации локомотива, на которой реализуется использование локомотива по назначению.
[статья 9 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.84. Показатель использования локомотива
Количественная характеристика использования локомотива при конкретных условиях.
Примечание. Конкретные условия использования локомотивов могут включать климатические, технические или экономические условия.
[статья 10 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.85. Расчетный показатель использования локомотива
Показатель использования локомотива, значение которого определяется расчетным методом.
Термины и определения]
8.86. Парк локомотивов
Совокупность локомотивов, обладающих общими признаками.
Примечание. К числу общих признаков могут относиться серия, тип, принадлежность, полигон эксплуатации и т.п.
[статья 5 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.87. Наличный парк локомотивов
Парк локомотивов, используемый в перевозочном процессе на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Примечание. Наличный парк локомотивов организации состоит из локомотивов ее инвентарного парка, а также из локомотивов иных владельцев, используемых такими владельцами в перевозочном процессе на железнодорожных путях инфраструктуры этой организации.
[статья 12 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.88. Инвентарный парк локомотивов
Часть наличного парка локомотивов, состоящая из локомотивов собственности этой организации и локомотивов иных владельцев, взятых организацией в аренду.
Термины и определения]
8.89. Эксплуатируемый парк локомотивов
1. Часть наличного парка локомотивов, задействованных в перевозочном процессе, с учетом необходимых технологических операций по перемещению, ожиданию работы и экипировке.
Примечания:
1. Эксплуатируемый парк локомотивов организации состоит из локомотивов собственности этой организации, а также из локомотивов иных владельцев, используемых в перевозочном процессе на железнодорожных путях ее инфраструктуры и подразделяется на рабочий и нерабочий парки.
2. В эксплуатируемый парк входят также локомотивы, находящиеся на техническом обслуживании в объеме ТО-2.
[статья 14 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
2. Эксплуатируемый парк локомотивов, к которому относятся локомотивы, занятые на всех видах работ, под техническими операциями по набору топлива, песка, воды, на техническом обслуживании (в пределах установленной нормы времени) и в ожидании работы, как в основном и оборотном депо, так и на станционных путях.
[пункт 386 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.90. Рабочий парк локомотивов
Часть эксплуатируемого парка локомотивов организации, выполняющих работу (поездную, маневровую и прочую) с локомотивными бригадами, на железнодорожных путях инфраструктуры этой организации, инфраструктуры других железнодорожных администраций и иных организаций (при заездах), а также ожидающих работу на станционных путях с локомотивными бригадами.
Термины и определения]
8.91. Нерабочий парк локомотивов
Часть эксплуатируемого парка локомотивов, ожидающих и/или совершающих технологические операции (включая экипировку и техническое обслуживание в объеме ТО-2) с локомотивными бригадами или без локомотивных бригад, не являющиеся частью работы (поездной, маневровой и прочей) с локомотивными бригадами.
8.92. Неэксплуатируемый парк локомотивов
Часть наличного парка локомотивов, не задействованных в перевозочном процессе, за исключением переданных в аренду и находящихся в запасе.
Примечание. Неэксплуатируемый парк состоит из локомотивов, ожидающих пересылку и пересылаемых на техническое обслуживание (кроме ТО-2), ремонт, при передаче и исключении, а также находящихся на техническом обслуживании, в ремонте, в технологическом резерве и используемых в качестве стационарных установок и тренажеров.
[на основе положений статьи 17 ГОСТ Р 56046-2014 Показателииспользования локомотивов. Термины и определения]
8.93. Полный оборот локомотива
Время, затрачиваемое локомотивом на перемещение одной пары поездов на участке обращения, включая простои локомотива в пунктах его оборота (на станциях, в основном и оборотном депо) и время его следования между этими пунктами в обоих направлениях, включая простои на промежуточных станциях и станциях оборота.
Термины и определения]
8.94. Участковый оборот локомотива
Время, затрачиваемое локомотивом на перемещение одной пары поездов на участке работы локомотива, включающее простои локомотива в пунктах смены локомотивных бригад на станциях и время его следования между этими станциями в обоих направлениях, включая простои на промежуточных станциях.
Термины и определения]
8.95. Рабочий оборот локомотива
Время, затрачиваемое локомотивом на перемещение одной пары поездов на участке обращения, включая простои локомотива в пунктах его оборота за исключением простоев в основном депо, и время его следования между этими пунктами в обоих направлениях, включая простои на промежуточных станциях и станциях оборота.
Примечание. Простой локомотива в основном депо — время от момента проследования локомотивом контрольного поста при заезде на территорию депо до момента проследования им контрольного поста при следовании к поезду.
[статья 20 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.96. Коэффициент потребности локомотивов эксплуатируемого парка на пару поездов
Отношение времени полного оборота локомотива в часах к 24 часам. [статья 21 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.
Термины и определения]
8.97. Работа локомотивов распределенной тягой
Работа двух или более локомотивов в составе одного поезда, распределенных по его длине с целью максимальной реализации силы тяги.
Термины и определения]
8.98. Условная единица локомотива
Учетная единица, используемая для оценки задействованных мощностей локомотивного парка при выполнении объемов перевозочной работы. Для учета локомотивов на электрической тяге принимается электровоз серии ВЛ10 мощностью 4500 кВт·ч, локомотива на дизельной тяге – тепловоз серии М62 мощностью 1470 кВт·ч.
№ 2906р]
8.99. Локомотиво-километр
Единица измерения пробега локомотива по железнодорожной линии (с вагонами или без вагонов) на расстояние в один километр.
8.100. Поездо-километр
Единица измерения, соответствующая передвижению поезда на расстояние в один километр.
Примечание. Под расстоянием подразумевается фактически пройденное расстояние.
[пункт A.IV-07 Глоссария по статистике транспорта ООН (5-е издание)]8.101. Пробег локомотива в поездной работе
Показатель работы локомотивов. Линейный пробег — суммарное расстояние, фактически пройденное поездными локомотивами по перегонам. Определяется на основе эксплуатационной длины перегонов и участков и измеряется в локомотиво-км. Линейный пробег делится на основной и вспомогательный. К основному пробегу относится пробег во главе поездов. Вспомогательный пробег в свою очередь делится на пробег локомотива:
в двойной тяге; в одиночном следовании; в подталкивании; работающих по системе многих едини (пробег вторых локомотивов).
[пункт 244 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.102. Линейный пробег локомотива (локомотиво-километры)
1. Расстояние, равное эксплуатационной длине фактически пройденной локомотивом части поездо-участка.
2. Линейный пробег локомотива — суммарный пробег локомотива в голове поездов, в кратной тяге, в одиночном следовании, в подталкивании, а также вторыми и третьими локомотивами, работающими по системе многих единиц.
[статья 67 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.103. Линейный пробег локомотивов в голове поездов
Поездной пробег (поездо-километры), который начисляется только одному локомотиву, следующему в голове поезда, независимо от наличия других локомотивов.
В зависимости от характера выполняемой работы линейный пробег локомотивов подразделяется:
в голове поездов;
в кратной (двойной) тяге; в подталкивании;
в одиночном следовании;
вторых, третьих и т.д. локомотивов по системе многих единиц (СМЕ).
В случае пропуска по поездо-участкам соединенного поезда, состоящего из двух, трех и более поездов, поездной пробег начисляется только головному (первому) локомотиву этого поезда. При этом тонно-километры, локомотиво- километры и поездо-часы локомотивов второго, третьего и более поездов, включенных в соединенный поезд, учитываются аналогично вторым, третьим и т.д. локомотивам, работающим по системе многих единиц.
[пункт 12 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]8.104. Вспомогательный линейный пробег
Пробег локомотивов в одиночном следовании, вторых (третьих и т.д.) локомотивов в кратной (двойной) тяге и в подталкивании.
[пункт 13 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]
8.105. Пробег локомотива в маневровой работе
Показатель, характеризующий работу специально выделенных локомотивов на станционных путях, работу поездных локомотивов на станционных путях, работу локомотивов на деповских путях, измеряемый в локомотиво-километрах. Работа локомотивов, занятых на маневрах учитывается в показателе — условный пробег локомотива.
8.106. Условный пробег локомотива
Пробег локомотива, определяемый переводом в километры времени нахождения локомотива в эксплуатации (за исключением времени нахождения на перегоне).
8.107. Общий пробег локомотива
Определяется как сумма линейного и условного пробегов.
8.108. Суточный пробег локомотива
Величина линейного пробега, выполненного за сутки локомотивом рабочего парка, без учета занятых на непоездной работе и в подталкивании.
Термины и определения]
8.109. Среднесуточный пробег локомотива
1. Показывает число километров линейного пробега, приходящееся в среднем в сутки за отчетный период на 1 локомотив эксплуатируемого/рабочего парка. Определяется как отношение линейного пробега локомотивов (без подталкивающих локомотивов) к произведению рабочего парка локомотивов, занятого в грузовом движении (без подталкивающих локомотивов) на число суток в отчетном периоде.
2. Число километров линейного пробега, приходящееся в среднем в сутки за отчетный период на один локомотив рабочего парка, без учета локомотивов, используемых в подталкивании.
[статья 80 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.110. Месячный пробег локомотива
Величина линейного пробега локомотива рабочего парка, выполненного за месяц.
Термины и определения]
8.111. Среднемесячный пробег локомотива
Величина месячного пробега локомотивов рабочего парка, приходящегося на один локомотив этого парка.
Термины и определения]
8.112. Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов эксплуатируемого парка
Отношение вспомогательного линейного пробега локомотивов эксплуатируемого парка за некоторый период эксплуатации к общему линейному пробегу локомотивов эксплуатируемого парка за тот же период.
Примечание. Аналогичные определения имеют коэффициенты пробега локомотивов при кратной тяге, в одиночном следовании, а также коэффициенты пробега вторых и третьих локомотивов, работающих по системе многих единиц.
[статья 68 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.113. Пробег поезда
Расстояние, фактически пройденное поездом, которое измеряется в поездо-км и учитывается по видам сообщений и тяги.
8.114. Техническая скорость локомотива
Расстояние, проходимое локомотивом рабочего парка в голове поезда за один час по участку пути без учета времени стоянок на промежуточных станциях, но с учетом времени на разгоны и замедления при остановках.
Термины и определения]
8.115. Техническая скорость
1. Средняя скорость движения поезда по участку без учета времени стоянок поезда на промежуточных раздельных пунктах.
[пункт 337 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]2. Средняя техническая скорость движения поезда — показатель средневзвешенного расстояния в километрах, проходимого поездом за 1 час по перегону без учета стоянок на промежуточных станциях. Определяется как отношение линейного пробега локомотивов в голове поездов к произведению рабочего парка локомотивов на участках в голове поездов на перегонах на число суток в отчетном периоде и на 24.
[пункт 28 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]3. Средняя техническая скорость локомотива — средневзвешенное значение технической скорости локомотива.
Примечание. Данный показатель может рассчитываться для каждого локомотива и для локомотивов рабочего парка по участкам пути и полигонам обращения локомотивов.
[статья 71 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.116. Участковая скорость локомотива
Расстояние, проходимое локомотивом рабочего парка в голове поезда за один час по участку пути с учетом времени на разгоны и замедления, а также стоянок на промежуточных станциях.
Термины и определения]
8.117. Участковая скорость
1. Средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени стоянок поезда на промежуточных раздельных пунктах.
2. Средняя скорость движения грузового поезда по участку с учетом времени на его разгоны, замедления, и стоянок на промежуточных станциях и перед запрещающими сигналами (км/ч).
[раздел 2 Методических указаний о порядке формирования внутреннего статистического отчета формы ДО-10ВЦ «Отчет о выполнении участковой скорости с учетом многопарковых и технических станций» на основании данных автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП-2), утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2012 г.№ 1728р]
3. Средняя участковая скорость движения поезда — показатель средневзвешенного расстояния в километрах, проходимого поездом за 1 час по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях. Определяется как отношение линейного пробега локомотивов в голове поездов к произведению рабочего парка локомотивов на участках в голове поездов на число суток в отчетном периоде и на 24.
[пункт 27 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]4. Средняя участковая скорость локомотива — средневзвешенное значение участковой скорости локомотива.
Примечание. Данный показатель может рассчитываться для каждого локомотива и для локомотивов рабочего парка по участкам пути и полигонам обращения локомотивов.
[статья 73 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.118. Коэффициент участковой скорости локомотива
Отношение средней участковой скорости локомотива к средней технической скорости локомотива.
Термины и определения]
8.119. Коэффициент участковой скорости поезда
Отношение средней участковой скорости движения поезда к средней технической скорости движения поезда.
8.120. Конструкционная скорость локомотива
Максимальная скорость движения локомотива, установленная заводом- изготовителем и указанная в эксплуатационной документации.
Термины и определения]
8.121. Допускаемая скорость локомотива
Наибольшая скорость локомотива, устанавливаемая по результатам динамических испытаний и испытаний по воздействию на путь владельцем инфраструктуры.
Термины и определения]
8.122. Скорость локомотива по условиям обращения
Наибольшая скорость движения локомотива по конкретным участкам железных дорог, устанавливаемая с учетом результатов динамических испытаний и испытаний по воздействию на путь, а также фактического технического состояния объектов инфраструктуры на участке (полигоне) обращения локомотива.
Примечание. Скорость локомотива по условиям обращения устанавливается владельцем инфраструктуры.
[статья 77 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.123. Расчетная скорость следования локомотива с поездом
Скорость, с которой локомотив может равномерно вести поезд установленной массы по расчетному подъему неограниченной протяженности.
Термины и определения]
8.124. Вес поезда
Показатель, отражающий массу грузового или пассажирского поезда.
В статистике железнодорожного транспорта определяется масса поезда:
брутто, которая складывается из массы вагонов брутто, включенных в поезд;
нетто, которая складывается из массы груза брутто, погруженного в вагоны — показатель определяется только для грузовых поездов.
[пункт 45 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]8.125. Вес поезда общий (брутто-брутто)
Масса поезда, включая массу тяговой единицы.
8.126. Расчетный вес поезда
Масса поезда, служащая для определения времени хода поезда по перегонам, его ходовой скорости, необходимого расхода топлива, смазки, воды, песка.
8.127. Масса поезда брутто в грузовом движении
Количество тонн брутто груза в поезде грузового движения без учета массы действующего локомотива (с учетом массы тары вагонов).
Термины и определения]
8.128. Масса поезда нетто в грузовом движении
Количество тонн нетто груза в поезде грузового движения без учета массы действующего локомотива (с учетом массы тары вагонов).
Термины и определения]
8.129. Средняя масса поезда брутто в грузовом движении
1. Средняя масса поезда брутто — показатель средневзвешенного количества тонн груза в поезде на всем пути следования с учетом тары подвижного состава, определяемый как отношение тонно-километров брутто в грузовом движении, включая вывозные и передаточные поезда (без одиночного следования) к пробегу локомотива во главе поездов в поездо-км.
2. Среднее количество тонн груза в поезде на всем пути следования с учетом тары подвижного состава без учета массы действующего локомотива.
[статья 85 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.130. Средняя масса поезда нетто в грузовом движении
1. Показатель средневзвешенного количества тонн груза в поезде на всем пути следования, определяемый как отношение тонно-километров нетто в грузовом движении, включая вывозные и передаточные поезда (без одиночного следования) к пробегу локомотива во главе поездов в поездо-км.
2. Среднее количество тонн груза в поезде на всем пути следования. [статья 86 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.
Термины и определения]
8.131. Расчетная масса состава
Масса состава, которую локомотив может перемещать на полной мощности с равновесной скоростью на расчетном подъеме.
Термины и определения]
8.132. Средний состав поезда
Оценивает степень использования силы тяги локомотива с учетом легковесных и порожних поездов (без одиночного следования) и показывает
средневзвешенное количество вагонов в составе поезда. Определяется как отношение общего пробега вагонов к пробегу локомотива в голове поездов.
[пункт 25 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]8.133. Коэффициент использования силы тяги локомотива
Отношение фактической средней массы поезда брутто в грузовом движении с использованием локомотива к расчетной массе поезда брутто в грузовом движении с использованием локомотива той же серии на заданном участке пути.
Термины и определения]
8.134. Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в грузовом движении
1. Показатель эффективности его использования как количество тонно- километров брутто, приходящееся в среднем в сутки за отчетный период на 1 локомотиво-сутки рабочего парка локомотивов. Определяется как отношение тонно-километров брутто в грузовом движении, включая вывозные и передаточные поезда, и тонно-километров брутто, выполненных одиночно следующими локомотивами грузового движения к произведению рабочего парка локомотивов, занятых в грузовом движении на число суток в отчетном периоде.
2. Объем перевозочной работы, выполненной за сутки локомотивами в грузовом движении, приходящийся на один локомотив рабочего парка.
[статья 88 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.135. Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка в грузовом движении
1. Показатель эффективности его использования как количество тонно- километров брутто, приходящееся в среднем в сутки за отчетный период на 1 локомотиво-сутки эксплуатируемого парка локомотивов. Определяется как отношение тонно-километров брутто в грузовом движении, включая вывозные и передаточные поезда, и тонно-километров брутто, выполненных одиночно следующими локомотивами грузового движения к произведению
эксплуатируемого парка локомотивов, занятых в грузовом движении на число суток в отчетном периоде.
[пункт 22 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]2. Объем перевозочной работы, выполненной за сутки локомотивами в грузовом движении, приходящийся на один локомотив эксплуатируемого парка.
[статья 89 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.136. Бюджет времени локомотива
Суммарное время нахождения локомотива во всех состояниях учета за некоторый период эксплуатации.
Термины и определения]
8.137. Время работы локомотива в движении
Время нахождения локомотива рабочего парка в движении на участках его работы за некоторый период эксплуатации, без учета стоянок на промежуточных станциях и станциях оборота.
Термины и определения]
8.138. Среднее время работы локомотива в движении
Суммарное время нахождения локомотивов рабочего парка в движении за некоторый период эксплуатации, приходящееся на один локомотив рабочего парка за тот же период.
Термины и определения]
8.139. Простой локомотива в нерабочем состоянии
Время простоя локомотивов во всех видах ремонта (переоборудованием и модернизацией) и ожидании его, в ожидании исключения из инвентаря, в резерве.
8.140. Простой локомотива в рабочем состоянии
Время простоя локомотивов в ожидании работы (поездная, маневровая, прочая), под техническими операциями (приемка, сдача, экипировка), на контрольно-техническом осмотре.
[пункт 254 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
8.141. Коэффициент коммерческой (экономической) эффективности
Показатель, характеризующий эффективность использования приписанного парка локомотивов ОАО «РЖД» за отчетный период.
8.142. Коэффициент коммерческой эффективности использования локомотивов наличного парка
Отношение бюджета времени локомотивов, находящихся в рабочем парке в грузовом и пассажирском видах движения (включая оплаченный порожний пробег подвижного состава, отнесенный к этим видам движения), за некоторый период эксплуатации к бюджету времени локомотивов наличного парка за тот же период за вычетом парка иных владельцев, эксплуатируемого на путях общего пользования.
Термины и определения]
8.143. Коэффициент эффективности использования локомотивов эксплуатируемого парка
1. Показатель, характеризующий долю нахождения локомотива в рабочем парке за отчетный период.
2.Отношение бюджета времени локомотивов, находящихся в рабочем парке, за некоторый период эксплуатации к бюджету времени локомотивов эксплуатируемого парка за тот же период.
[статья 61 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.144. Коэффициент эффективности использования локомотивов рабочего парка
1. Показатель, характеризующий долю загруженности локомотива при его нахождении в рабочем парке.
2. Отношение бюджета времени локомотивов рабочего парка за вычетом времени стоянок на промежуточных станциях и станциях оборота за некоторый период эксплуатации к бюджету времени локомотивов рабочего парка за тот же период.
[статья 62 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.145. Коэффициент эффективности загрузки локомотивов рабочего парка в грузовом движении
Отношение фактической средней массы поезда брутто за некоторый период эксплуатации к расчетной массе поезда брутто за тот же период.
Термины и определения]
8.146. Коэффициент эффективности технического обслуживания и ремонта локомотива
Отношение времени нахождения локомотива на всех видах технического обслуживания (кроме ТО-2) и ремонта, включая неплановые ремонты (за исключением локомотивов, переданных в аренду), за некоторый период эксплуатации к времени нахождения локомотива в эксплуатируемом парке за тот же период.
Термины и определения]
8.147. Коэффициент оперативной готовности
Показатель, характеризующий долю нахождения локомотива в работоспособном состоянии с учетом всех потерь времени за отчетный период
8.148. Коэффициент технической готовности
Показатель, характеризующий долю нахождения локомотива в работоспособном состоянии без учета потерь времени на логистические и административные задержки за отчетный период.
8.149. Коэффициент внутренней готовности
Показатель, характеризующий общее количество неплановых ремонтов, качество производства их ремонта и техническое состояние локомотивного парка.
[пункт 36 Методических указаний по формированию показателей наличия, состояния и использования локомотивов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2013 г. № 2906р]8.150. Коэффициент соблюдения нормативов продолжительности ТР (текущий ремонт) и ТО (техническое обслуживание)
Показатель, характеризующий выполнение нормативов продолжительности планово-предупредительных ремонтов, работ по продлению срока службы и технических обслуживаний раздельно для электровозов и тепловозов.
8.151. Коэффициент обеспеченности перевозочного процесса локомотивами наличного парка
Отношение суммы количества локомотивов эксплуатируемого парка и технологического резерва за некоторый период эксплуатации к количеству локомотивов наличного парка за тот же период.
Термины и определения]
8.152. Коэффициент обеспеченности перевозочного процесса локомотивами эксплуатируемого парка
Отношение расчетного (планового) количества локомотивов эксплуатируемого парка за некоторый период эксплуатации к фактическому количеству локомотивов эксплуатируемого парка за тот же период.
Термины и определения]
8.153. Коэффициент использования локомотивов в подталкивании
Отношение количества локомотивов рабочего парка, используемых в подталкивании, за некоторый период времени к общему количеству локомотивов рабочего парка за тот же период.
Термины и определения]
8.154. Полезная работа локомотива
Работа локомотива по перемещению состава за вычетом работы тормозных сил.
Примечание. Перемещение порожних вагонов является работой по перемещению груза на своих осях.
[статья 91 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.Термины и определения]
8.155. Коэффициент полезного действия локомотива
Отношение количества энергии, отданной локомотивом для выполнения перевозочной работы за некоторый период эксплуатации, к количеству энергии, полученной при сгорании топлива или из контактной сети (на электрифицированных участках пути), израсходованной локомотивом за тот же период.
Термины и определения]
8.156. Объем работы локомотивов
Характеризуется количеством выполненных тонно-километров брутто и локомотиво-километров.
8.157. Объем выполненной перевозочной работы брутто локомотивом
Сумма произведений массы каждого поезда брутто на расстояние его следования с локомотивом за некоторый период эксплуатации.
Термины и определения]
8.158. Объем выполненной перевозочной работы нетто локомотивом
Сумма произведений массы каждого поезда нетто на расстояние его следования с локомотивом за некоторый период эксплуатации.
Термины и определения]
8.159. Удельная энергоемкость тяги поездов локомотивом
Количество израсходованной электрической энергии или топлива локомотивом, отнесенное на единицу выполненной перевозочной работы.
Термины и определения]
8.160. Удельная энергетическая эффективность тяги поездов локомотивом
Объем выполненной перевозочной работы, отнесенный на единицу количества израсходованной электрической энергии или топлива локомотивом.
[статья 98 ГОСТ Р 56046-2014 Показатели использования локомотивов.
Термины и определения]