Главная > Электробезопасности для работников ОАО «РЖД» № 699/р > Организация безопасного выполнения работ ОАО «РЖД» № 699/р

ПРАВИЛА
электробезопасности для работников ОАО «РЖД» от «19» апреля 2016 г. № 699/р

II.Организация безопасного выполнения работ
13 пункт распоряжение №699/р

2.1. Работы вблизи неотключенных и незаземленных контактной сети и воздушных линий должны быть организованы так, чтобы исключалось приближение работающих, имеющихся у них предметов, приспособлений и инструмента на расстояние менее 2 м к проводам этих линий.

В отключенных проводах контактной сети переменного тока и ВЛ возникает опасное для жизни наведенное напряжение.

Во избежание попадания работающих в опасную зону токоведущих частей контактной сети и ВЛ, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься:

а) на верхние площадки и крыши подвижного состава;

б) на фермы и стрелы путевых машин и дрезин, мотовозов, автомотрис, стрелы и крыши кабин кранов, экскаваторов, других машин и на грузы, установленные на открытом подвижном составе;

в) на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами;

г) на другие объекты, с которых возможно приближение к токоведущим частям ближе 2 м.

Опасная зона для работ на мостах электрифицированных железнодорожных путей (2 м от токоведущих частей контактной сети) должна быть обозначена красной полосой на элементах пролетных строений или конструкций подвески ВЛ. Обозначение наносится работниками дистанции пути.

2.2. Запрещается подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и ВЛ всем работникам ОАО «РЖД», не имеющим на то разрешения. К работе с опор и специальных конструкций контактной сети, на которых расположены сигналы автоблокировки и другие устройства, допускаются только специально обученные работники дистанций СЦБ, работники дирекций связи и их структурных подразделений, имеющие группу по электробезопасности не ниже Ш.

2.3. Запрещается прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Работники подразделений ОАО «РЖД», обнаружившие обрыв проводов контактной сети или ВЛ, а также свисающие с них посторонние предметы, обязаны немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру или диспетчеру поездному. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и ВЛ выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить как место препятствия сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение № 7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286).

2.4. Напряжение с контактной сети и ВЛ должно быть снято и контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства заземлены на весь период работы в следующих случаях:

а) при возможности приближения персонала по условиям производства работ (строительные, путевые работы, осмотр, ремонт или покраска искусственных сооружений, коммерческий осмотр крыш вагонов, верха перевозимых контейнеров, тушение пожаров на подвижном составе, проведение восстановительных работ, проверка габарита приближения строений (без применения и с применением габаритной рамы) к находящимся под напряжением и не огражденным частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м;

б) при одновременном разрыве обеих рельсовых нитей пути (сплошная смена рельсов, капитальный ремонт пути и другие работы), когда временная продольная перемычка не установлена и нарушается цепь протекания по рельсам обратного тягового тока;

в) при необходимости отключения от рельсов заземлений опор контактной сети и других устройств (релейных шкафов, светофоров и т.п.) на длине фронта работ более 200 м при подъемке пути, очистке балластного слоя, срезке обочины и других подобных работ, выполняемых путевыми машинами.

В указанных случаях руководитель работ (путевых, на мостах, на волоконно-оптических кабелях, в устройствах СЦБ и т.п.) обязан дать письменную заявку в адрес начальника дистанции электроснабжения, начальников соответствующих районов контактной сети и районов электроснабжения о необходимости обеспечения безопасности производства работ вблизи устройств контактной сети или ВЛ с указанием точного места (км, пикет, № пути железнодорожной станции, № опор контактной сети фронта работы), даты и времени начала, продолжительности и характера работ. Для выполнения плановых работ такая заявка подается не менее чем за одни сутки. В необходимых случаях, в том числе для коммерческого осмотра верха вагонов на электрифицированном железнодорожном пути, сроки заявки на снятие напряжения и заземление контактной сети устанавливаются Правилами 103. Начальник района контактной сети или района электроснабжения по схемам питания и секционирования, исполненным планам контактной сети и ВЛ с учетом перечней опасных мест обязан определить границы зоны снятия напряжения, производство необходимых отключений или включений секционных разъединителей контактной сети и ВЛ, установку заземляющих штанг и дать заявку энергодиспетчеру на производство работ.

При работах со сплошной сменой рельсов в зоне изолирующих сопряжений (стык контактной сети железнодорожной станции и перегона, место установки поста секционирования, отсасывающего трансформатора, железнодорожной станции стыкования) или нейтральной вставки (стык железнодорожной станции с тяговой подстанцией переменного тока и перегона) должны быть включены секционные разъединители, шунтирующие изолирующее сопряжение или нейтральную вставку.

При работах со сплошной сменой рельсов на стыке железнодорожной станции и перегона должно быть предусмотрено снятие напряжения с того станционного пути, контактная подвеска которого анкеруется на опоре ремонтируемого пути.

Снятие напряжения с контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств при восстановительных работах, тушении пожара осуществляется в порядке, предусмотренном разделами XIV и XVI Правил.

2.5. Начальник района контактной сети (района электроснабжения) на основании заявки руководителя путевых работ назначает ответственного за электробезопасность в части контактной сети и ВЛ (далее — представитель дистанции электроснабжения), фамилию которого заблаговременно сообщает энергодиспетчеру и руководителю работ. Обеспечение места работ, выполнение организационно-технических мероприятий во время работ и после их окончания производятся в соответствии с Правилами 103. Подготовка рабочего места для выполнения путевых работ производится по наряду, выданному на представителя дистанции электроснабжения, являющегося работником района контактной сети, не ниже IV группы по электробезопасности. Вторым лицом в наряде для установки или снятия

 

заземляющих штанг может быть представитель дистанции пути или представитель путевой машинной станции (не ниже III группы по электробезопасности в электроустановках до и выше 1 000 В).

Представитель дистанции электроснабжения осуществляет наблюдение за выполнением работающими требований электробезопасности (исключая надзор за электроустановками путевых машин и механизмов). Его указания по вопросам электробезопасности являются обязательными для руководителя работ.

В работах, связанных с устройствами СЦБ, должен принимать участие электромеханик СЦБ, указания которого в части этих устройств обязательны для руководителя работ.

При работах в «окно» работникам дистанции электроснабжения в телеграмме должно быть предоставлено необходимое время для оперативных переключений, для выполнения мероприятий по обеспечению электробезопасности при допуске персонала к производству путевых или других работ, а также для выполнения мероприятий по окончании работ работниками дистанции пути, путевой машинной станции по подключению заземлений опор контактной сети. Кроме того, работникам дистанции электроснабжения в случае необходимости должно быть предоставлено время на регулировку контактной подвески.

2.6. Представитель дистанции электроснабжения по прибытии на место работ связывается с энергодиспетчером, получает от него приказ, разрешающий производство работ и заземление контактной сети (ВЛ), в соответствии с настоящими Правилами, а также Правилами 103.

Не допускается производить работы при отсутствии или перерыве связи между местом работы и энергодиспетчером, диспетчером поездным,

2.7. после установки заземления представитель дистанции электроснабжения дает руководителю работ письменное разрешение (приложение № З) приступить к работе с указанием номера приказа энергодиспетчера, даты и времени начала и окончания работ. Копию разрешения с подписью руководителя работ представитель дистанции электроснабжения оставляет у себя.

2.8. Приступать к работам разрешается только по указанию руководителя работ после получения им письменного разрешения от представителя дистанции электроснабжения.

2.9. По окончании работ руководитель работ обязан лично или по докладам подчиненных ему работников убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние более 2 м, рельсовый путь исправен и обеспечена целостность рельсовой цепи для пропуска тягового тока, заземления опор контактной сети восстановлены, дроссель-трансформаторы подключены, путевые машины приведены в транспортное положение, механизмы сняты, после чего он должен отметить время окончания работ на письменном уведомлении (приложение № 3), находящемся у представителя дистанции электроснабжения.

При этом по окончании работ представитель дистанции электроснабжения, убедившись у руководителя работ и получив письменное уведомление от него о том, что люди находятся на безопасном расстоянии, снимает заземляющие штанги и дает уведомление энергодиспетчеру об окончании работ. После снятия заземляющих штанг контактная сеть (ВЛ) считается находящейся под напряжением и приближаться к ней ближе 2 м запрещается.

2.10. Запрещаются работы по замене проводов, кабелей, пересекающих контактную сеть, без снятия напряжения с контактной сети и ее заземления, кроме случаев применения в электроустановках напряжением 220 кВ и выше технологий ремонта, исключающих приближение заменяемого провода (троса) к проводам пересекаемых ВЛ (контактной сети), находящимся под напряжением на расстояние менее допустимых (п. 38.42 ПОТЭУ).

2.11. Работы на опорах, крышах, подвижном составе и других устройствах и сооружениях, расположенных на расстоянии от 2 до 4 м от частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением, могут производиться электротехническим персоналом с группой по электробезопасности не ниже П без снятия напряжения и заземления контактной сети и ВЛ.

Работы, выполняемые неэлектротехническим персоналом на расстоянии от 2 до 4 м, должны производиться под непрерывным надзором специально выделенного и проинструктированного руководителем работ лица. К таким работам относятся монтажные, малярные, штукатурные, каменные, кровельные и другие строительные работы. При этом у работающих должна быть группа по электробезопасности, у наблюдающего — не ниже Ш.

2.12. Работники подразделений ОАО «РЖД» неэлектротехнических профессий, работающие на грузоподъемной технике в охранной зоне контактной сети и ВЛ, должны иметь группу по электробезопасности не ниже П (водители автокранов, кранов на гусеничном ходу, машинисты кранов на рельсовом ходу и их помощники, краноператоры, машинисты путевых машин и их помощники, машинисты путеукладочных кранов, бурильщики, помощники водителей дрезин, помощники машинистов мотовозов, автомотрис).

Водители дрезин, машинисты мотовозов, автомотрис должны иметь группу по электробезопасности Ш.

2.13. Разъединители контактной сети электродепо, экипировочных устройств, путей осмотра крышевого оборудования ЭПС переключает персонал служб локомотивного хозяйства без приказа энергодиспетчера в установленном заместителем начальника железной дороги по региону порядке. Проверка знаний по электробезопасности и предоставление права оперативных переключений проводится в комиссии локомотивного депо.

Дежурным по железнодорожной станции право переключения дистанционно управляемых разъединителей контактной сети, ВЛ выше 1 000 В основного и резервного питания сигналов автоблокировки по приказу энергодиспетчера может быть предоставлено комиссией соответствующего подразделения дирекции управления движением после обучения порядку и мерам безопасности при переключении разъединителей. Обучение и дублирование проводит руководитель подразделения (старший электромеханик) района контактной сети, района электроснабжения, ремонтноревизионного участка дистанции электроснабжения, в обслуживании которых находится привод разъединителя. Этот же руководитель подразделения (старший электромеханик) должен быть и в составе комиссии по проверке знаний по электробезопасности. Члены комиссии по проверке знаний должны быть аттестованы и иметь соответствующую группу по электробезопасности в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от З декабря 2015 г. № З 182р.

Состав комиссии по проверке знаний по электробезопасности у дежурных по железнодорожной станции:

а) руководитель подразделения (центра организации работы железнодорожных станций, железнодорожной станции) дирекции управления движением, где работает работник (председатель);

б) специалист по охране труда структурного подразделения дирекции управления движением;

в) уполномоченный по охране труда или профгруппорг подразделения дирекции управления движением, где работает дежурный по железнодорожной станции;

г) руководитель (старший электромеханик) линейного подразделения дистанции электроснабжения (района контактной сети, района электроснабжения, ремонтно-ревизионного участка), в обслуживании которых находятся приводы разъединителей.

Проверка знаний в объеме дистанционного переключения разъединителей и присвоение группы по электробезопасности оформляются ежегодно записью в журнале формы ЭУ-З9, который ведет специалист по охране труда подразделения дирекции управления движением, персонал которого будет выполнять переключения. Дежурные по железнодорожной станции, которым предоставляется право переключения дистанционно управляемых разъединителей, должны иметь 3 группу по электробезопасности.

Список работников, имеющих право переключения разъединителей, составляется ответственным за электрохозяйство подразделения дирекции управления движением в двух экземплярах и направляется ежегодно в январе на утверждение ответственному за электрохозяйство дирекции инфраструктуры. После проверки знаний вновь назначенных дежурных по железнодорожной станции или при увольнении указанного персонала, дирекция управления движением должна вносить изменения и дополнения в список в установленном порядке. После утверждения списка дежурных по железнодорожной станции, имеющих право переключения разъединителей, дирекция инфраструктуры направляет списки в службу электрификации и электроснабжения и в дирекцию управления движением. Списки должны находиться у энергодиспетчера, в районе контактной сети и в каждом подразделении дирекции управления движением, персонал которого получил право на производство переключений.

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх