Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
79.1. Объект
Что-либо воспринимаемое (как материальное, например, лицо, продукт, так и нематериальное, например, процесс, система) или воображаемое (например, будущее состояние организации).
[пункт 3.22 Концепции управления качеством в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]
79.2. Качество
Степень соответствия совокупности собственных (внутренне присущих — существующих/имеющихся в объекте) характеристик объекта требованиям. Термин «качество» может применяться с прилагательными, такими, как низкое, хорошее или превосходное.
79.3. Градация
Категория или класс, соответствующие различным требованиям к объекту, имеющему одинаковое функциональное применение.
Примечание. При определении требования к качеству градация обычно устанавливается.
[пункт 3.6.3 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества.Основные положения и словарь]
79.4. Требование <управление качеством>
Потребность или ожидание, которое установлено (например, заявлено в документированной информации), обычно предполагается (является обычной или общепринятой практикой, что рассматриваемые потребности и ожидания подразумеваются) или является обязательным. Для обозначения специфического вида требований могут применяться определяющие слова, например, требование к продукции, требование к управлению качеством, требование потребителя, требование к качеству. Требования могут быть высказаны различными заинтересованными сторонами или самой организацией.
[пункт 3.48 Концепции управления качеством в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]79.5. Законодательное требование
Обязательное требование, установленное нормативно-правовыми актами Российской Федерации и/или применимыми международными нормативными актами.
79.6. Нормативное правовое требование
Обязательное требование, установленное органом, уполномоченным законодательным органом.
[пункт 3.6.7 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества.Основные положения и словарь]
79.7. Нормативное требование
Требования внутренних нормативных документов ОАО «РЖД» и/или применимых стандартов, содержащие критерии, которые должны быть соблюдены. Нормативное требование может быть обязательным (включая требования внутренних нормативных документов ОАО «РЖД», стандартов, применение которых обязательно в соответствии с законодательными требованиями) или альтернативным (относится к требованиям в отношении которых имеется альтернативный вариант применения или которое должно быть выполнено только в случае его применимости и в противном случае его можно не учитывать).
79.8. Требование к качеству
Требование, относящееся к качеству.
Основные положения и словарь]
79.9. Информация о конфигурации продукции
Требование или другая информация по проектированию, производству, верификации, функционированию и обслуживанию продукции.
79.10. Несоответствие
Невыполнение требования.
Основные положения и словарь]
79.11. Дефект
Несоответствие, связанное с предназначенным или установленным использованием.
Примечания:
1. Различие между понятиями «дефект» и «несоответствие» является важным, так как имеет подтекст юридического характера, особенно связанный с вопросами ответственности за продукцию и услуги.
2. Использование, предполагаемое потребителем, может зависеть от характера информации, такой, как инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию, предоставляемые поставщиком.
[пункт 3.6.10 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества.Основные положения и словарь]
79.12. Соответствие
Выполнение требования.
Основные положения и словарь]
79.13. Возможности
Способность организации, системы или процесса производить продукцию (услугу), соответствующую требованиям к этой продукции (услуге), а также потенциал улучшения качества этой продукции (услуги).
79.14. Прослеживаемость <управление качеством>
Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта. Применительно к продукции или услуге может относиться к происхождению материалов и комплектующих, истории создания, распределению и местонахождению продукции или услуги после поставки.
[пункт 3.70 Положения о системе управления качеством ОАО «РЖД», утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол заседания от 23 сентября 2020 г. № 22); пункт 3.34 Концепции управления качеством в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 21 марта 2022 г. № 672/р]79.15. Надежность <управление качеством> Способность функционировать, как и когда необходимо.
[пункт 3.6.14 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества.Основные положения и словарь]
79.16. Инновация <управление качеством>
Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, создающий или перераспределяющий ценность.
Примечания:
1. Деятельность, результатом которой является инновация, как правило, управляема.
2. Инновация, как правило, значима своим эффектом.
[на основе положений СТО РЖД 07.030-2020 «Система управления инновационной деятельностью в ОАО «РЖД». Основные положения» и пункта
3.6.15 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»]
79.17. Критерии
Обусловленные показатели.