Главная > идп прил 8 раздел 1

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

Приложение № 8 к ИДП.
Порядок организации движения поездов при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на перегоне

Раздел I — III

I. Отправление восстановительных, пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов с железнодорожной станции на перегон

пункт 1 — 14

1. Восстановительные и пожарные поезда, специальный самоходный подвижной состав и вспомогательные локомотивы назначаются на основании требования о помощи (письменного, переданного по устройствам технологической железнодорожной электросвязи), полученного от машиниста (помощника машиниста) остановившегося в пути на перегоне поезда, а также по требованию работников подразделений железнодорожного пути, электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, связи.

Отправление и следование восстановительных и пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов к месту назначения осуществляются в соответствии с локальным актом (далее — приказ) диспетчера поездного.

 


 
 

Диспетчер поездной, получив сообщение о вынужденной остановке поезда на перегоне или станции:

1) исключает отправление поездов на путь перегона, на котором остановился поезд, в необходимых случаях исключает отправление поездов на соседние пути двухпутных или многопутных перегонов (пропуск поездов по соседним путям станции, а также маневровых составов, локомотивов, ССПС).

В случае, если такие поезда были ранее отправлены на перегон, сообщает машинистам отправленных поездов, через дежурных по станциям, ограничивающих перегон, или лично при диспетчерской централизации, об остановке поезда на перегоне (станции). В случае принадлежности одной из станций, ограничивающих перегон, соседнему диспетчерскому участку — предупреждает диспетчера поездного соседнего участка.

Движение поездов (маневровых составов, локомотивов, ССПС) по соседним путям восстанавливается после получения уведомления о том, что препятствие для движения отсутствует. Уведомление записывается в журнал диспетчерских распоряжений;

2) при вынужденной остановке поезда на станции направляет для его осмотра работника железнодорожного транспорта.

3) делает соответствующую отметку на графике исполненного движения поездов (в автоматизированной информационной системе управления при ее наличии);

4) сообщает о вынужденной остановке поезда диспетчеру по управлению перевозками района управления, дежурному персоналу подразделений причастных хозяйств (локомотивного, пассажирского, мотор-вагонного, вагонного, пути и т.д.);

С момента передачи сообщения о вынужденной остановке поезда запрещается в течение 10 минут отвлекать локомотивную бригаду поезда вызовами по радиосвязи;

5) получив сообщение о результатах осмотра поезда, совместно с диспетчером по району управления принимает решение о порядке пропуска поездов и о проведении аварийно-восстановительных мероприятий;

6) делает соответствующие отметки на графике исполненного движения поездов (в автоматизированной системе управления при ее наличии).

Порядок действий в случае вынужденной остановке на перегоне или станции

Рисунок 5.74 – Порядок действий в случае вынужденной остановке на перегоне или станции

Перечень действий в нестандартных ситуациях утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2016 г №ЦД-261/р «Методические указания «Регламент оперативных действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов и маневровой работой, в аварийных и нестандартных ситуациях».

 

2. Машинист восстановительного поезда, пожарного поезда, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов при вынужденной остановке с железнодорожной станции на перегон обязан:

1) остановить поезд, по возможности, на площадке и прямом участке железнодорожного пути, если не требуется экстренной остановки;

2) привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива, на специальном самоходном подвижном составе — автотормоза, а при наличии приборов управления и вспомогательный тормоз;

3) немедленно объявить по радиосвязи об остановке машинистам поездов, следующих по перегону, и дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, которые должны немедленно доложить об этом диспетчеру поездному. Машинист пассажирского поезда обязан сообщить о причине остановки начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда по радиосвязи или устройствам технологической железнодорожной электросвязи, а машинист специального самоходного подвижного состава — руководителю работ в хозяйственном поезде;

4) выяснить причины остановки и возможность дальнейшего следования, если остановка поезда не связана с задержкой у светофора с запрещающим показанием;

5) привести в действие стояночный тормоз локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе стояночных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде), если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 минут и более и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах. В поездах, где такие работники отсутствуют, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве (мотор-вагонном подвижном составе) тормозные башмаки, а при недостатке их, дополнительно привести в действие стояночные тормоза вагонов в соответствии с порядком, установленным локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования);

6) сообщить по поездной радиосвязи или устройствам технологической железнодорожной электросвязи дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному о причинах остановки и необходимых мерах по ликвидации возникших препятствий для движения. При неисправности поездной радиосвязи или устройствам технологической железнодорожной электросвязи сообщение дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному передать с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь (через помощника машиниста, кондуктора, проводника пассажирского вагона, руководителя работ в хозяйственном поезде);

7) совместно со всеми работниками, обслуживающими поезд, принять меры к устранению возникшего препятствия для движения, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного железнодорожного пути.

При затребовании помощи машинист (помощник машиниста) остановившегося на перегоне поезда обязан сообщить дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному, на каком километре и пикете <1> находится голова поезда, в связи с чем требуется помощь и время ее затребования. При использовании локомотива для доставки письменного требования (при отсутствии технологической железнодорожной электросвязи с дежурным по железнодорожной станции или диспетчером поездным) разрешается отцепить локомотив от состава лишь после закрепления вагонов от самопроизвольного движения укладкой под колеса вагонов тормозных башмаков и приведения в действие стояночных тормозов. Перед отцепкой локомотива от состава приводятся в действие автотормоза оставляемых вагонов (полным открытием концевого крана). Не разрешается использование локомотива пассажирского поезда для доставки требования на железнодорожную станцию.

———————————

<1> Подпункт 2.7.17 пункта 2.7 ГОСТ 34530-2019 «Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст (М., «Стандартинформ», 2019), с изменениями ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2020, N 3), ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2021, N 8).

Если по условиям профиля железнодорожного пути, на котором расположен состав остановившегося поезда, имеющихся средств для закрепления вагонов недостаточно, отцеплять локомотив от состава запрещается. При необходимости на двухпутных перегонах для доставки дежурному по железнодорожной станции письменного требования о помощи разрешается использовать локомотивную бригаду встречного поезда.

Если затребован восстановительный или пожарный поезд, а также вспомогательный локомотив, то остановившемуся поезду не разрешается начинать движение, пока не прибудет затребованная помощь или не будет получено разрешение на движение.

Поезд, остановившийся на перегоне, должен быть огражден в случаях:

затребования восстановительного, пожарного поезда или вспомогательного локомотива для оказания помощи пассажирскому поезду (немедленно после затребования);

остановки поезда при отправлении поезда при перерыве действия всех систем интервального регулирования движения поездов и связи (немедленно после остановки).

Ограждение поезда, а также препятствий для движения поездов производится в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным настоящим Приказом.

 


 

«При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист обязан.»

Действия, предусмотренные позициями 1-7, выполняет локомотивная бригада поезда, вынужденно остановившегося на перегоне.

Закрепление подвижного с помощью автотормозов, тормозных башмаков, ручных тормозов обусловлено необходимостью предотвращения ситуации по несанкционированному движению подвижного состава и рисков столкновения поездов.

Сообщение по поездной радиосвязи о вынужденной остановке на перегоне машинист должен оперативно передать дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон для обозначения места своего нахождения и наличии опасности для движения поездов.

Машинист поезда встречного направления, следующего по соседнему пути, услышав информацию о вынужденной остановке поезда, при отсутствии сведений о наличии габарита:

— снижает скорость поезда служебным торможением и следует вдоль остановившегося поезда со скоростью не более 20 км/час, с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения;

— докладывает машинисту остановившегося поезда и дежурному по станции, ограничивающей перегон о наличии габарита и выявленных замечаниях.

В случае нахождения на расстоянии, не обеспечивающем своевременное снижение скорости (не более 20 км/час) до локомотива остановившегося поезда, услышав информацию о вынужденной остановке поезда при отсутствии сведений о наличии габарита машинист встречного поезда:

— применяет полное служебное или экстренное торможение и останавливается, не проезжая локомотив остановившегося поезда;

— подает звуковой оповестительный сигнал и кратковременным включением и выключением прожектора подтверждает, что им приняты меры для остановки поезда;

— выясняет у машиниста остановившегося поезда причину остановки, необходимость оказания помощи;

— продолжает движение вдоль состава со скоростью не более 20 км/час с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Схема ограждения при вынужденной остановке на перегоне

Рисунок 5.75 – Схема ограждения при вынужденной остановке на перегоне

 

3. Получив требование о высылке восстановительного и (или) пожарного поезда, специального самоходного подвижного состава или вспомогательного локомотива, дежурный по железнодорожной станции немедленно докладывает об этом диспетчеру поездному. Требование, полученное по средствам технологической железнодорожной электросвязи, записывается в журнал диспетчерских распоряжений с последующей отметкой в журнале движения поездов (напротив номера поезда, в графе «Примечание» указывается время и место остановки поезда).

 


 

4. Диспетчер поездной, получив требование об оказании помощи, немедленно докладывает об этом уполномоченному работнику владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

Уполномоченный работник владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) и диспетчер поездной совместно определяют, с какой из ограничивающих перегон железнодорожных станций должна быть оказана помощь и на какую железнодорожную станцию при необходимости будут выводиться вагоны.

При исправности устройств технологической железнодорожной электросвязи, порядок оказания помощи диспетчер поездной (лично или через дежурного по железнодорожной станции) должен сообщить машинисту остановившегося поезда и дежурному по одной из железнодорожных станций, ограничивающих перегон.

Диспетчер поездной обязан обеспечить приоритетное продвижение восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов и при наличии соответствующих сведений информировать начальников восстановительных (пожарных) поездов о положении на месте происшествия для подготовки поездов к работе.

 


 

Требование об оказании помощи (высылке восстановительного и (или) пожарного поезда, специального самоходного подвижного состава или вспомогательного локомотива), полученные от дежурного по железнодорожной станции диспетчером поездным записываются в журнал ДУ-58 и являются основанием для отправления вышеперечисленных поездов и закрытия перегона.

Форма доклада машиниста дежурному по станции или поездному диспетчеру:

Если вынужденная остановка поезда на перегоне допущена вследствие неисправности локомотива (мотор-вагонного поезда, специального самоходного подвижного состава — далее МВПС, ССПС) или любом другом случае, когда самостоятельное следование поезда невозможно, машинист (помощник машиниста) обязан затребовать вспомогательный локомотив и передать сообщение поездному диспетчеру и дежурному по станции: «Я машинист (фамилия) поезда №…., на….км пикете перегона… требую вспомогательный локомотив по причине неисправности тепловоза (электровоза, МВПС, ССПС) секции…., серии…., №…., из-за (указывается причина неисправности). Время… ч….мин».

Дежурный по железнодорожной станции немедленно передаёт данное уведомление диспетчеру поездному.

Пример заполнения журнала ДУ-3 с отметкой в примечании о месте и времени остановки поезда

Рисунок 5.76 – Пример заполнения журнала ДУ-3 с отметкой в примечании о месте и времени остановки поезда

журнал ДУ-58

Рисунок 5.77 – журнал ДУ-58

Под уполномоченным работником владельца инфраструктуры в данном пункте подразумевается диспетчер по району управления, который при необходимости задействования восстановительных и пожарных поездов, передает приказ о подготовке их к отправлению («подъеме»).

Пример доклада поездного диспетчера или дежурного по станции машинисту поезда об оказании помощи:

«Машинист поезда № … помощь Вам будет оказана с головы (хвоста) поезда вспомогательным локомотивом № … (данные по локомотиву и ТЧМ), отправляемым со станции …. с выводом поезда на станцию… . ДНЦ…»

Передача сообщений поездного диспетчера для машиниста или дежурного по станции осуществляется по средствам устройств технологической железнодорожной электросвязи к ним относится поездная связь.

Порядок действий работников при отправлении восстановительного поезда на перегон

Рисунок 5.78 – Порядок действий работников при отправлении восстановительного поезда на перегон

 

5. Восстановительные и пожарные поезда, специальный самоходный подвижной состав и вспомогательные локомотивы во всех случаях отправляются на перегон, закрываемый для движения всех поездов, в соответствии с порядком, установленным в приложении N 19 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным настоящим Приказом (далее — Инструкция).

Машинисту локомотива выдается разрешение на бланке ДУ-64, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 28 к Инструкции, а при диспетчерской централизации отправление поезда производится по приказу диспетчера поездного. На основании требования и в зависимости от того, с какой стороны (с головы или хвоста поезда) оказывается помощь, в бланке ДУ-64 или приказе диспетчера поездного указывается место (километр и пикет), до которого должен следовать восстановительный, пожарный поезд или вспомогательный локомотив.

Получив требование о высылке восстановительного поезда (специального самоходного подвижного состава), пожарного поезда или вспомогательного локомотива, когда его необходимо отправить по неправильному железнодорожному пути, дежурный по железнодорожной станции обязан убедиться в свободности этого железнодорожного пути от поездов (от железнодорожной станции до места, куда необходимо высылать помощь).

Если помощь оказывается со стороны хвоста поезда, километр и пикет, указанный в требовании о помощи, изменяется с учетом длины поезда.

Разрешение на бланке ДУ-64 выдается машинисту и в тех случаях, когда у места препятствия для движения поездов на перегоне открывается временный пост. При этом движение восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов производится по предварительному согласованию дежурных по железнодорожным станциям, ограничивающих перегон, с дежурным по указанному временному посту.

 


 

6. На участки, оборудованные диспетчерской централизацией, допускается отправление не более одного поезда на перегон (пожарного, восстановительного, вспомогательного локомотива) до вступления на дежурство работников железнодорожной станции, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, по приказу диспетчера поездного, передаваемому машинисту поезда:

«Машинисту поезда N … разрешаю отправиться с … пути станции … на перегон … по … пути до … км для оказания помощи поезду N … с прибытием (возвращением) на станцию …. ДНЦ …».

«Машинисту пожарного поезда N … разрешаю отправиться с … пути станции … на перегон … по … пути до … км пк … для тушения пожара с прибытием (возвращением) на станцию …. ДНЦ …».

 


 

7. Машинист восстановительного, пожарного поезда, специального самоходного подвижного состава за 2 км от места, указанного в разрешении на бланке ДУ-64, обязан принять меры к снижению скорости и следовать далее с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться перед препятствием.

Не доезжая до поезда, с которого затребована помощь, или до места, указанного в бланке ДУ-64, где необходимо выполнить работы по восстановлению движения, машинист должен остановить поезд и действовать в дальнейшем по указанию лица, руководящего восстановлением движения.

Машинист вспомогательного локомотива должен следовать на перегон:

1) при движении по неправильному железнодорожному пути для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду с головы состава со скоростью не более 60 км/ч, а после остановки на расстоянии не менее 2 км до места, указанного в разрешении на бланке ДУ-64 — со скоростью не более 20 км/ч;

2) при движении по правильному железнодорожному пути для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду с хвоста состава по сигналам автоматической блокировкой, а после остановки у проходного светофора с запрещающим показанием — со скоростью не более 20 км/ч;

3) при движении по правильному железнодорожному пути для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду с хвоста состава при полуавтоматической блокировке, со скоростью не более 60 км/ч, а после остановки на расстоянии не менее 2 км до места, указанного в разрешении на бланке ДУ-64 — со скоростью не более 20 км/ч.

Не доезжая до поезда, с которого затребована помощь, машинист вспомогательного локомотива должен остановиться в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 7 настоящего Порядка и согласовать свои действия с машинистом, затребовавшим помощь.

 


 

Движение с отбой бдительностью за 2 км от места указанного в бланке ДУ-64 необходимо для уточнения места работ поскольку с момента затребования помощи ситуация могла измениться (расширение зоны возгорания, утечки груза, изменение положения подвижного состава) и избежания ухудшения аварийной ситуации. При приближении к месту работ и остановке машинист обязан выполнять все указания руководителя работ для оперативного восстановления движения поездов.

ДУ-64 – разрешение на отправление поезда на закрытый перегон.

 - ДУ-64 Разрешение, выдаваемое при отправлении поезда на закрытый перегон для оказания помощи Разрешения формы ДУ-64 выдаются дежурным по станции машинисту после получения приказа поездного диспетчера о закрытии перегона (пути перегона). Ограждение производит проводник последнего пассажирского вагона по указанию машиниста в случаях: 1) затребования восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива, если помощь оказывается с хвоста;

Рисунок 5.79 — ДУ-64 Разрешение, выдаваемое при отправлении поезда на закрытый перегон для оказания помощи

Разрешения формы ДУ-64 выдаются дежурным по станции машинисту после получения приказа поездного диспетчера о закрытии перегона (пути перегона).

Ограждение производит проводник последнего пассажирского вагона по указанию машиниста в случаях:

1)       затребования восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива, если помощь оказывается с хвоста;

Ограждение на перегоне пассажирского поезда при вынужденной остановке

Рисунок 5.80 – Ограждение на перегоне пассажирского поезда при вынужденной остановке

2) на двухпутном или многопутном перегоне вследствие схода с рельсов, столкновения.

Машинист должен подавать сигнал общей тревоги (▬ ● ● ● ▬ ● ● ● ▬ ● ● ● ).

Ограждение поезда на двухпутном перегоне вследствие схода с рельсов или столкновения При этом в случае остановки пассажирского поезда ограждение производится со стороны головы поезда помощником машиниста, а с хвоста - проводником последнего пассажирского вагона укладкой петард на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда.

Рисунок 5.81– Ограждение поезда на двухпутном перегоне вследствие схода с рельсов или столкновения

При этом в случае остановки пассажирского поезда ограждение производится со стороны головы поезда помощником машиниста, а с хвоста — проводником последнего пассажирского вагона укладкой петард на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда.

Схема оказания помощи с хвоста поезда

Рисунок 5.82 – Схема оказания помощи с хвоста поезда

 Схема движения восстановительного локомотива при приближении к поезду требующему помощи по неправильному железнодорожному пути

Рисунок 5.83 – Схема движения восстановительного локомотива при приближении к поезду требующему помощи по неправильному железнодорожному пути

Схема движения восстановительного локомотива по правильному пути для оказания помощи

Рисунок 5.84 – Схема движения восстановительного локомотива по правильному пути для оказания помощи

При остановке остальных поездов ограждение производится помощником машиниста укладкой петард на смежном железнодорожном пути со стороны ожидаемого по этому железнодорожному пути поезда на расстоянии 1000 м от места препятствия.

Если голова поезда находится от места препятствия на расстоянии более 1000 м, петарды на смежном железнодорожном пути укладываются напротив локомотива. Если машинистом поезда будет получено сообщение о том, что по смежному железнодорожному пути отправлен поезд в неправильном направлении, он должен по радиосвязи или свистком локомотива вызвать помощника машиниста для укладки петард на таком же расстоянии от места препятствия с противоположной стороны, а на железнодорожных путях необщего пользования для ограждения препятствия с противоположной стороны.

После укладки петард помощник машиниста и проводник вагона должны отойти от места уложенных петард обратно к поезду на 20 м и показывать красный сигнал в сторону возможного приближения поезда.

Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне

Рисунок 5.85 – Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне

В случае вывода поезда (части поезда) на раздельный пункт для закрепления подвижного состава эти операции выполняет работник, указанный в ТРА станции.

 

8. Время отправления восстановительного, пожарного поезда, вспомогательного локомотива, специального самоходного подвижного состава на перегон, а также время возвращения с перегона дежурный по железнодорожной станции обязан отметить в журнале движения поездов и немедленно сообщить дежурному по смежной железнодорожной станции, ограничивающей перегон, и диспетчеру поездному.

 


 

Сообщение, передаваемое дежурным по железнодорожной станции диспетчеру поездному и дежурному по соседней станции, ограничивающей перегон несёт в себе задачу контроля за ситуацией на перегоне и выдачу устных предупреждений машинистам поездов встречного и попутного направления, движущихся по соседним путям, а также анализа проведения аварийно-восстановительных работ и непроизводительных потерь времени при восстановлении движения.

Образец заполнения журнала движения поездов ДУ-2

Рисунок 5.86 – Образец заполнения журнала движения поездов ДУ-2

Для определения нумерации поездов необходимо использовать распоряжение ОАО «РЖД» от 5 апреля 2014 г. № 859р «О нумерации поездов для графика движения».

 

9. Перегон или соответствующий железнодорожный путь открывается для движения поездов приказом диспетчера поездного на основании уведомления (письменного или переданного по устройствам технологической железнодорожной электросвязи) работника подразделения железнодорожного пути, руководившего работами по ликвидации возникших препятствий, о возможности возобновления движения поездов по перегону.

Уведомление об устранении повреждений контактной сети передается энергодиспетчером на основании сообщения работника подразделения электроснабжения, руководившего восстановительными работами.

На перегонах, оборудованных автоматической блокировкой, если ее устройства были повреждены, диспетчер поездной для открытия движения поездов по автоматической блокировке должен получить соответствующее уведомление от работника подразделения железнодорожной автоматики и телемеханики.

Если схода железнодорожного подвижного состава с рельсов и повреждений каких-либо устройств на перегоне не было, движение открывается после доклада машиниста вспомогательного локомотива или работника, руководившего оказанием помощи, о выводе железнодорожного подвижного состава и свободности перегона.

На двухпутных перегонах, оборудованных автоматической блокировкой, соответствующий железнодорожный путь перегона разрешается открыть после сообщения машиниста вспомогательного локомотива по устройствам технологической железнодорожной электросвязи о начале вывода состава остановившегося поезда по правильному железнодорожному пути.

 


 

Уведомление, служащее основанием для открытия перегона (пути перегона), диспетчер поездной записывает в журнал диспетчерских распоряжений. Движение по перегону возобновляется после приказа диспетчера поездного.

На двухпутных участках возможно открытие движение по перегону по автоматической блокировке, автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования, после получения от машиниста вспомогательного локомотива уведомления о начале вывода поезда с перегона в правильном направлении.

Форма приказ ДНЦ об открытии перегона: «На основании уведомления от … диспетчерский приказ № … от … числа отменяется. Движение поездов по … пути перегона … с … ч … минут восстанавливается по … (указывается система интервального регулирования движения поездов)».

Уведомление о выводе подвижного состава и свободности перегона «Поезд № … прибыл в … часов … минут на … путь станции… в полном составе, перегон от поездов свободен. Машинист поезда № … ».

Уведомление о начале вывода остановившегося поезда по правильному железнодорожному пути (на двухпутных перегонах оборудованных АБ): «Поезд № .. к отправлению готов, опробование тормозов произведено, … тормозных башмаков … из-под … вагонов изъято. Начинаю вывод поезда с … пути перегона … . Машинист поезда № …».

 

10. При разъединении (разрыве) поезда на перегоне машинист обязан:

1) немедленно сообщить о случившемся по устройствам технологической железнодорожной электросвязи машинистам поездов, следующих по перегону, и дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, которые немедленно докладывают об этом диспетчеру поездному;

2) через помощника машиниста проверить состояние состава и сцепных приборов у разъединившихся вагонов и при их исправности сцепить состав поезда. Осаживать разъединившиеся части состава для сцепления следует с особой бдительностью, чтобы при соударении вагонов скорость не превышала 3 км/ч;

3) поврежденные тормозные рукава заменить запасными или снятыми с хвостового вагона и у переднего бруса локомотива.

Во всех случаях, когда операции по соединению разъединившихся частей состава поезда не могут быть выполнены в течение 20 минут, машинист обязан закрепить, оставшуюся без локомотива часть поезда тормозными башмаками и стояночными тормозами.

После сцепления разъединившихся частей помощник машиниста по номеру хвостового вагона и наличию на нем поездного сигнала должен убедиться в целостности состава. Перед возобновлением движения должны быть отпущены стояночные тормоза, произведено сокращенное опробование автотормозов, изъяты тормозные башмаки из-под вагонов.

Порядок действия локомотивных бригад при разрыве поезда установлен Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденными Протоколом шестидесятого Совета по железнодорожному транспорту — участников Содружества Независимых Государств от 7 мая 2014 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://sovetgt.org/, 7 мая 2014 г.) <2>.

———————————

<2> Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом заседания Совета глав правительств — участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств, https://cis.minsk.by, 20 марта 1992 г.), Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993), Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. (Ведомости Верховного Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1798).

 


 

11. Не допускается соединять части поезда на перегоне:

1) в условиях недостаточной и ограниченной видимости, когда сигналы трудно различимы;

2) если отцепившаяся часть находится на участке железнодорожного пути, имеющем спуск с уклоном круче 0,0025 в сторону, совпадающую с направлением соединения.

Использование сзади идущего локомотива для соединения с отцепившейся частью состава осуществляется в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.

 


 

Сообщение по поездной радиосвязи о вынужденной остановке на перегоне машинист должен оперативно передать дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон для обозначения места своего нахождения и наличии опасности для движения поездов.

Для дежурного по позади расположенной станции информация требуется для принятия мер в случае движения отцепившейся части в сторону станции.

Для машинистов поездов встречного направления данное сообщение является сигналом для проследования этого участка с особой бдительностью и готовностью остановиться.

В случае исправного состояния сцепных приборов помощник машиниста может сцепить вагоны со скоростью соударения не более 3 км/ч, такая скорость обусловлена необходимостью обеспечения безопасности сцепления вагонов. Для восстановления целостности тормозной магистрали необходимо использовать запасные тормозные рукава или тормозные рукава с хвостового вагона и переднего буфера локомотива. Закрепление подвижного состава при невозможности ликвидации разрыва в течение 20 минут обусловлено, конструкционной системой тормозного оборудования вагонов и недопущением самопроизвольного движения подвижного состава. После сцепления разъединившийся группы вагонов помощник машиниста обязан убедиться в отсутствии подвижного состава на перегоне без локомотива, провести сокращённое опробование автотормозов, отпустить стояночные тормоза и изъять тормозные башмаки.

Для закрепления подвижного состава машинист локомотива должен определить уклон продольного профиля пути исходя из режимных карт. Для закрепления необходимо использовать тормозные башмаки, а количество их и места установки определяются в соответствии с приложением 12 к ИДП. Тормозные башмаки должны быть уложены со стороны спуска.

Порядок действий при выявлении разъединения (разрыва) поезда. Если при осмотре поезда выявлен саморасцеп или обрыв автосцепок, помощник машиниста обязан:

— принять меры к закреплению отцепившейся части поезда путем укладки тормозных башмаков со стороны уклона и приведя в действие имеющиеся ручные тормоза грузовых вагонов, согласно нормам закрепления;

— в пассажирском поезде через проводников вагонов привести в действие ручные тормоза каждого вагона отцепившейся части;

— убедится, что номер последнего вагона отцепившейся группы соответствует номеру, указанному в справке формы ВУ-45;

— доложить машинисту о закреплении отцепившихся вагонов, расстоянии между ними, состоянии их автосцепок и тормозных рукавов.

После получения информации от помощника машиниста машинист согласовывает дальнейшие действия с ДНЦ.

В пассажирском составе сообщить о саморасцепе начальнику поезда. Совместно с ним и поездным электромехаником после отключения высоковольтного кабеля отопления поезда произвести осмотр автосцепных устройств. При сохранении подвижности замков обеих автосцепок и отсутствии в них видимых неисправностей, помощник машиниста в присутствии начальника поезда должен произвести сцепление вагонов со скоростью осаживания головной части поезда не более 3 км/ч. Во время соединения начальник поезда находится в тамбуре вагона у исправного стоп-крана, осуществляет контроль за подъездом и сцеплением частей поезда.

В случае неисправности механизма одной из автосцепок разъединившихся вагонов после соединения состава поезда произвести замену внутреннего механизма автосцепки, снятого из автосцепки последнего вагона или локомотива.

При невозможности замены механизма, неисправности автосцепки, затребовать вспомогательный локомотив.

— в грузовом поезде проверить исправность механизма автосцепок и соединительных рукавов разъединившихся вагонов. После получения информации от помощника машиниста о выходе из межвагонного пространства, произвести соединение поезда, при этом осаживание головной части поезда следует производить с особой осторожностью, чтобы при сцеплении вагонов скорость не превышала 3 км/ч

— поврежденные тормозные рукава заменить запасными, а в случае их отсутствия, снять с хвостового вагона или переднего бруса локомотива;

После соединения на перегоне частей поезда произвести зарядку тормозов, сокращённое опробование тормозов по двум хвостовым вагонам, извлечь тормозные башмаки из-под вагонов, отпустить ручные тормоза и вывести оставшуюся часть поезда с перегона.

Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от «6-7» мая 2014 г. № 60) утверждены «Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава»

Данное ограничение действует во избежание ухудшения ситуации от действий по соединению частей поезда: несанкционированное движение отцепившейся части состава в сторону станции, столкновение подвижного состава.

 

12. Если соединить поезд невозможно, машинист должен затребовать вспомогательный локомотив или восстановительный поезд в соответствии с настоящего Порядка, указав дополнительно в заявке ориентировочное расстояние между разъединившимися частями поезда.

При использовании поездных локомотивов с вагонами и без для доставки на железнодорожную станцию письменного требования о помощи, хвост такого локомотива обозначается в соответствии с пунктом 98 Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным настоящим Приказом.

Не допускается оставлять на перегоне без охраны составы, в которых имеются вагоны с людьми и опасными грузами <3> класса 1 (взрывчатые материалы) <4> (далее — опасные грузы класса 1 (ВМ).

———————————

<3> Подпункт 1.2.1 пункта 1.2 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту — участников Содружества Независимых Государств от 5 апреля 1996 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://sovetgt.org/, 5 апреля 1996 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом заседания Совета глав правительств — участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств, https://cis.minsk.by, 20 марта 1992 г.), Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров, 1993), Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1798) (далее — Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам).

<4> Подпункт 3.1.1 пункта 3.1 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.

 


 

В исключительных случаях, при отсутствии телефонной и радиосвязи с дежурным по станции или поездным диспетчером для доставки сообщения на железнодорожную станцию письменного требования может быть использован поездной локомотив (с вагонами или без них). Отцеплять локомотив от состава разрешается лишь после закрепления вагонов от самопроизвольного движения укладкой под колеса вагонов тормозных башмаков и приведения в действие ручных тормозов. Перед отцепкой локомотива от состава должны быть приведены в действие также и автотормоза оставляемых вагонов (полным открытием концевых кранов). Хвост такого локомотива должен быть обозначен днем – развернутым желтым флагом у буферного бурса с правой стороны, ночью – желтым огнем фонаря. Использовать локомотив пассажирского поезда запрещено.

В последнем абзаце пункта говориться о вагонах с опасными грузами 1 класса и о специализированных вагонах для перевозки заключенных. Такого рода вагоны сопровождаются военизированной охраной. В случаях разрыва поезда или иных ситуаций военизированная охрана не должна прекращать сопровождение таких вагонов.

 

13. Машинист поезда, следующий на железнодорожную станцию с требованием о помощи, обязан:

1) на перегонах, оборудованных автоматической блокировкой, руководствоваться показаниями путевых светофоров;

2) на перегонах с полуавтоматической блокировкой, имеющих путевые посты (блок-посты), на первом по пути следования блок-посту остановиться и сообщить о случившемся диспетчеру поездному. Дежурный путевого поста отправляет такой локомотив по разрешающему показанию проходного сигнала, но блокировочного сигнала проследования не подает. Дежурные остальных путевых постов на перегоне действуют в соответствии с приложением N 3 к Инструкции.

На перегонах, оборудованных электрожезловой системой, жезл перегона, где оставлен состав поезда, машинист, прибывший на железнодорожную станцию с требованием о помощи, передает дежурному по железнодорожной станции. До освобождения перегона и восстановления нормального движения дежурный по железнодорожной станции должен хранить жезл, не вкладывая в аппарат.

 


 

14. Закрытие перегона и отправление локомотива или поезда для оказания помощи поезду, остановившемуся на перегоне, производятся в соответствии с пунктом 5 приложения N 8 к Инструкции. При оказании помощи с хвоста поезда, если место нахождения хвостовой части неизвестно, машинисту вспомогательного локомотива (восстановительного поезда), кроме разрешения на бланке ДУ-64, выдается предупреждение:

«Место нахождения разъединившихся на перегоне вагонов неизвестно».

При наличии такого предупреждения машинист поезда, оказывающего помощь, должен следовать по перегону с особой бдительностью и с такой скоростью, которая обеспечивала бы своевременную остановку перед препятствием.

 


 

На участках, оборудованных электрожезловой системой, жезл перегона, не вложенный в аппарат управления, означает занятость перегона подвижным составом.

В аварийных и нестандартных ситуациях машинист ССПС должен руководствоваться требованием распоряжения от 12.07.2016 №1384р.

Как и во всех случаях отправления поездов, машинистам восстановительных и пожарных поездов, специального самоходного подвижного состава и вспомогательных локомотивов должны быть выданы предупреждения, действующие на данном пути.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх