Главная > идп прил 5 раздел 1

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

Приложение № 5 к ИДП.
Порядок организации движения поездов при использовании телефонных средств связи

Раздел I — IV

I. Общие положение

пункт 1 — 9

1. Перед переходом на телефонные средства связи дежурные по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, должны привести аппараты управления стрелками и светофорами в положение, соответствующее запрещающему показанию выходных светофоров, ограждающих выход на перегон.

 


 

Телефонные средства связи являются одним из старейших способов организации движения поездов. При переходе на телефонные средства связи (ТСС) многократно возрастает ответственность дежурных по железнодорожным станциям. Необходимо строго контролировать движение поездов по прилегающему перегону, поскольку данные от основных средств сигнализации и связи отсутствуют, либо имеются сомнения в их достоверности. Переход на ТСС, а также на основные средства связи обратно, осуществляется только по приказу поездного диспетчера.

Переход на телефонные средства связи с основных средств сигнализации осуществляется в ситуациях:

  • неисправности основных средств сигнализации и связи;
  • при необходимости произведения действия, которое основными средствами сигнализации и связи не предусмотрены (в случаях производства ремонтных работ, переустройству, переносу, ремонту средств сигнализации и связи).

Перед осуществлением данного перехода необходимо предотвратить отправление всех поездов, а также исключить несанкционированное движение в данном направлении. Это первичное требование для обеспечения безопасности движения. Все дальнейшие поезда будут отправляться в установленном порядке, описанном в данном приложении далее.

 

2. При использовании телефонных средств связи разрешением на занятие поездом перегона служит бланк ДУ-50, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 22 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, содержащейся в приложении N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным настоящим Приказом (далее — Инструкция), передаваемый машинисту поезда.

Перед передачей бланка ДУ-50 дежурный по железнодорожной станции должен:

1) получить от дежурного смежной железнодорожной станции поездную телефонограмму о согласии на прием поезда — на однопутных перегонах;

2) поездную телефонограмму о прибытии на смежную железнодорожную станцию ранее отправленного поезда — на двухпутных перегонах.

 

 

Бланк формы ДУ-50 приведен на рисунке 5.52.

Бланк путевой записки (бланк ДУ-50)

Рисунок 5.52 – Бланк путевой записки (бланк ДУ-50)

 

В данной записке для машиниста указывается основная необходимая ему информация: номер поезда, которому разрешено отправиться, с какого пути отправиться и по какому пути следовать, до какого момента двигаться (до входного сигнала станции, либо до определенного километра на перегоне), а также с возвращением обратно или нет (например, для толкача поезда).

Отдельно отмечается работоспособность системы интервального регулирования, однако необходимо заметить, что при ТСС на каждом пути перегона может находиться только один поезд. Именно это условие ставит перед дежурным по станции задачу убедиться в свободности пути перегона перед отправлением попутного или встречного поезда. Помимо этого, для обеспечения безопасности, убедившись в свободности перегона (прибытием поезда на станцию, либо получением телефонограммы о прибытии поезда на соседнюю станцию), дежурный по станции на двухпутном перегоне может отправить попутный поезд, а при однопутном перегоне – необходимо ещё получить телефонограмму о согласии на прием данного поезда.

 

3. Поездными телефонограммами между смежными железнодорожными станциями обмениваются лично дежурные этих железнодорожных станций или по их указаниям операторы при дежурных по железнодорожным станциям.

 


 

Как отмечалось ранее, роль дежурного по станции, его решения, внимательность, концентрация и полный контроль над поездной ситуацией являются ключевыми факторами для обеспечения безопасности движения. Поездные телефонограммы при ТСС являются основной формой обмена информации между дежурными станций, ограничивающих перегон. Все без исключения телефонограммы фиксируются в специальном журнале поездных телефонограмм (ДУ-47). Его форма приведена на рисунке 5.53.

 Журнал поездных телефонограмм

Рисунок 5.53 – Журнал поездных телефонограмм

 

Поездные телефонограммы заполняются для каждого перегона в отдельности, чтобы избежать путаницы в определении поездного положения. Важность правильного обмена поездными телефонограммами невозможно переоценить в контексте обеспечения безопасности движения. Он обеспечивается путем личного обмена ими между дежурными по станциям. Допускается обмен поездными телефонограммами операторами при дежурных по станциям, но при условии беспрекословного доведения полученных телефонограмм до дежурного, об этом также ставится отметка в журнале ДУ-47 (графа 6 на рисунке 5.53), где дежурный обязан прочитать её и расписаться в её прочтении.

В любой момент времени из данного журнала должно быть видно занят или свободен тот или иной перегон.

 

4. Обмен поездными телефонограммами о движении поездов должен вестись по поездной диспетчерской связи или межстанционной связи.

При неисправности межстанционной связи и поездной диспетчерской связи переговоры о движении поездов осуществляются по имеющимся в распоряжении дежурного по железнодорожной станции видам связи с дежурным смежной железнодорожной станции. Порядок использования имеющихся в распоряжении дежурного по железнодорожной станции видов связи устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

На всех участках железнодорожного пути должна быть обеспечена поездная диспетчерская и поездная межстанционная технологическая электросвязь.

В соответствии Правилами пользования оперативно-технологической связью ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 24 августа 2011 г. № 1860р диспетчерские виды связи организуются с использованием группового канала. Характеристики данных видов связи приведены на рисунке 5.54. Межстанционная связь организуется между дежурными по станции соседних станций.

 Способы применения диспетчерской связи

Рисунок 5.54 – Способы применения диспетчерской связи

Допускается составлять как одну, так и несколько местных инструкций о порядке пользования на различные виды устройств оперативно-технологической связи (ОТС). В местные инструкции о порядке пользования устройствами ОТС должны в обязательном порядке включаться:

  • назначение ОТС на данном участке (объекте);
  • перечень должностей работников, имеющих право пользования ОТС;
  • перечень всех абонентских устройств ОТС, места их расположения и порядок пользования ими;
  • перечень и порядок вызова всех, доступных для вызова абонентов;
  • порядок действий пользователя при возникновении неисправностей устройств ОТС;
  • запрещенные действия с устройствами ОТС;
  • способ осуществления резервирования устройств ОТС (при наличии технической возможности);
  • ответственные за сохранность устройств ОТС;
  • контактные телефоны и способы передачи информации дежурному персоналу подразделений, обеспечивающих функционирование устройств ОТС.

 

5. Бланки ДУ-50 заполняются дежурным по железнодорожной станции или оператором при дежурном по железнодорожной станции.

Бланк ДУ-50 дежурный по железнодорожной станции или оператор при дежурном по железнодорожной станции заполняют при наличии поездных телефонограмм от дежурного смежной железнодорожной станции с фиксированием их в журнале, предназначенном для поездных телефонограмм (далее — журнал поездных телефонограмм), при наличии:

1) поездной телефонограммы о согласии смежной железнодорожной станции на прием поезда — на однопутных перегонах;

2) поездной телефонограммы о прибытии на смежную железнодорожную станцию ранее отправленного поезда — на двухпутных перегонах.

На бланке ДУ-50 указывается время его заполнения.

Бланк ДУ-50, заполненный оператором при дежурном по железнодорожной станции, дежурный по железнодорожной станции обязан проверить по записям в журнале поездных телефонограмм и заверить штемпелем железнодорожной станции и своей подписью.

Для железнодорожных станций, где железнодорожные пути отправления удалены от дежурного по железнодорожной станции, а служебные переговоры фиксируются системой документированной регистрации переговоров <1>, право подписи и передачи бланка ДУ-50 машинисту поезда предоставляется дежурному по парку, работнику, указанному в локальном нормативном акте владельца инфраструктуры (владельца железнодорожного пути необщего пользования), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 21 к Инструкции, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — в соответствии с локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей необщего пользования на основании локального акта (далее — приказ) дежурного по железнодорожной станции, регистрируемого в журналах у дежурного по железнодорожной станции и дежурного по парку.

———————————

<1> Пункт 6.1.14 ГОСТ 34014-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Электросвязь железнодорожная. Сеть оперативно-технологической связи. Технические требования и методы контроля», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июня 2017 г. N 538-ст (М., «Стандартинформ», 2019).

 


 

Основа и условия, при которых может быть заполнена путевая записка, рассмотрены в комментариях к п.2 и п.3 данного приложения. На станциях, где железнодорожные пути отправления удалены от дежурного по железнодорожной станции, работник, ответственный за заполнение и передачу путевой записки, определяется ТРА станции.

 

6. Не допускается:

1) делать запрос об отправлении поезда в то время, когда перегон еще занят поездом;

2) заполнять бланк ДУ-50 до получения со смежной железнодорожной станции поездной телефонограммы о согласии на прием поезда (на однопутных перегонах) или о прибытии ранее отправленного поезда (на двухпутных перегонах);

3) передавать исходящие телефонограммы ранее записи их в журнал поездных телефонограмм и без подписи дежурного по железнодорожной станции.

 


 

Данные ограничения направлены на обеспечение безопасности движения.

  1. При осуществлении запроса об отправлении поезда в момент, когда перегон занят может возникнуть недопонимание между дежурными по станциям (например, после подачи запроса и получения положительного ответа дежурного по станции упустить контроль за свободностью перегона, т.к. в журнале будет запись о готовности приема поезда, и отправить поезд навстречу другому поезду, что может привести к их столкновению).
  2. Аналогично п.1, заполненная путевая записка может привести к недопониманию и досрочному отправлению поезда со станции, либо отправлению не того поезда. Поездная телефонограмма о согласии на прием поезда или о прибытии ранее отправленного поезда – необходимое условие для начала заполнения путевой записки. Если начать заполнение путевой записки раньше получения телефонограммы, то банально может измениться поездная обстановка и отправиться должен будет другой поезд, а заполненная записка может опять же создать путаницу.
  3. Подобно последнему примеру также запрещается обмен телефонограммами операторами по станции без разрешения и согласования с дежурным по станции. Подтверждением служит его подпись в журнале ДУ-47. Роль поездных телефонограмм, а также правильность ведения журнала и обмена ими описана в комментариях к п.3.

 

7. Бланк ДУ-50 дает машинисту право следовать с поездом до входного сигнала смежной железнодорожной станции, а при отправлении поезда по неправильному железнодорожному пути и отсутствии входного светофора — до сигнального знака «Граница станции».

При безостановочном следовании поездов бланки ДУ-50 подаются машинисту поезда вложенными в ручной подаватель.

 


 

Подробно вопрос границ железнодорожных станций рассмотрен в комментариях к п.9 Общих требований к ИДП.

Поскольку бланк ДУ-50 дает право машинисту следовать строго до границы смежной станции и не позволяет даже при безостановочном пропуске следовать далее, то для экономии времени на ходу разрешается передать машинисту с помощью ручного подавателя, представленного на рисунке 5.55

Ручной подаватель

Рисунок 5.55 – Ручной подаватель

 

8. При отправлении поезда с железнодорожного пути, оборудованного выходным светофором, выдавать письменное разрешение на проезд запрещающего показания выходного светофора при наличии бланка белого цвета формы ДУ-50 не требуется.

Отправление поездов в этом случае производится в порядке, предусмотренном в приложении N 9 к Инструкции.

 


 

Путевая записка формы ДУ-50 служит основанием для отправления поезда со станции при запрещающем показании выходного светофора. Для исключения дублирования документов, а также принимая во внимание то, что в путевой записке содержится больше необходимой локомотивной бригаде информации, в подобной ситуации письменное разрешение на проезд запрещающего показания не выдается.

 

9. При следовании поезда с использованием двойной тяги или с подталкивающим локомотивом на протяжении всего перегона бланк ДУ-50 передается машинисту ведущего локомотива.

При следовании поезда с подталкивающим локомотивом на часть перегона бланк ДУ-50 передается также и машинисту подталкивающего локомотива.

 


 

После переходе на ТСС машинисту ведущего локомотива выдается путевая записка формы ДУ-50 для занятия поездом перегона и следования по перегону с установленной скоростью. В случае следовании на перегон поезда с подталкивающим локомотивом, то бланк ДУ-50 выдается не только машинисту ведущего локомотива, но машинисту подталкивающего локомотива, это выдается для того, чтобы машинист подталкивающего поезда понимал, что перегон от поездов свободен и можно следовать по перегону с установленной в путевой записке скоростью.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх