Главная > идп прил 10 раздел 5

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

Сигналы, применяемые при маневровой работе

Приложение № 10 к ИДП.
Порядок организации маневровой работы

Раздел I — VII 

V. Маневры на главных и приемоотправочных железнодорожных путях

пункт 42 — 46

42. Маневры на главных железнодорожных путях или с пересечением их, а также с выходом за входные стрелки производится с разрешения дежурного по железнодорожной станции при закрытых соответствующих входных светофорах, ограждающих вход на железнодорожные пути и стрелки, на которых производятся маневры.

В приемоотправочных парках железнодорожной станции маневры разрешается на железнодорожных путях (стрелках), которые будут указаны дежурным по железнодорожной станции при даче задания составителю (главному кондуктору) на маневровую работу.

На железнодорожных станциях диспетчерского управления маневры на главных железнодорожных путях или с пересечением их должны допускаться с разрешения диспетчера поездного при обеспечении выполнения указанных требований.

 


 

Главный путь (железнодорожный транспорт) – путь железнодорожного перегона и железнодорожный путь станции, являющийся продолжением пути прилегающего перегона (Подпункт 70 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Приемоотправочный железнодорожный путь – станционный путь,
на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом
и отправлением поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов на однопутных линиях и ожиданием обгона приоритетными поездами.

Для обеспечения своевременного и беспрепятственного пропуска поездов выполнение маневров на главных железнодорожных путях или с пересечением их должно производиться только после получения разрешения диспетчера поездного с целью исключения снижения скорости поездов или задержек поездов у входных сигналов.

 

43. Не допускаются маневры с выходом состава за границу железнодорожной станции на перегон на однопутных и по неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках без согласия диспетчера поездного и дежурного по железнодорожной станции смежной станции и без установленного разрешения, выдаваемого машинисту. Маневры с выходом состава за границу железнодорожной станции по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках допускаются с согласия диспетчера поездного по устному разрешению дежурного по железнодорожной станции.

На железнодорожных станциях, где на мачте входного светофора в сторону оси железнодорожной станции установлен специальный маневровый светофор, выход маневрирующего состава за границу железнодорожной станции производится по его сигналу.

Разрешением на выезд маневрирующего состава за границу железнодорожной станции на однопутном перегоне является:

1) ключ-жезл, выдаваемый машинисту маневрового локомотива перед открытием соответствующего выходного светофора, при автоматической блокировке или автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движения поездов. После первого выезда маневрового состава за границу железнодорожной станции по открытому выходному светофору и ключу-жезлу, повторные выезды на перегон при наличии у машиниста ключа-жезла осуществляются без открытия выходного светофора. На участках, оборудованных автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движения поездов, где на железнодорожных станциях имеются специальные маневровые светофоры, связанные с путевыми светофорами, выезд маневрирующего состава за границу железнодорожной станции производится при разрешающем показании этого маневрового светофора. При отсутствии ключа-жезла или специального маневрового светофора для маневров с выездом за границу железнодорожной станции машинисту маневрового локомотива выдается разрешение на бланке ДУ-50, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 22 к Инструкции;

2) ключ-жезл данного перегона, а при его отсутствии — разрешение на бланке ДУ-50 при полуавтоматической блокировке;

3) жезл или ключ-жезл данного перегона при электрожезловой системе;

4) разрешение на бланке ДУ-50 при телефонных средствах связи.

 


 

Границами железнодорожной станции являются:

на однопутных участках – входные светофоры (рисунок 4.89);

на двухпутных участках по каждому в отдельности главному железнодорожному пути с одной стороны – входной светофор, а с другой – сигнальный знак «Граница станции» (рисунок 4.90).

На двухпутных участках, где установлены входные светофоры для приема поездов с неправильного железнодорожного пути перегона, границей железнодорожной станции по каждому в отдельности главному железнодорожному пути являются входные светофоры (рисунок 4.91).

Рисунок 4.89 – Границы железнодорожной станции на однопутном участке

Рисунок 4.89 – Границы железнодорожной станции на однопутном участке

Границы железнодорожной станции на двухпутных участках по каждому в отдельности главному железнодорожному пути

Рисунок 4.90 – Границы железнодорожной станции на двухпутных участках по каждому в отдельности главному железнодорожному пути

Рисунок 4.91 – Границы железнодорожной станции на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоматической блокировкой Правильный железнодорожный путь – путь, по которому движение железнодорожного подвижного состава осуществляется в специализированном направлении. Неправильный железнодорожный путь – железнодорожный путь, по которому осуществляется движение железнодорожного подвижного состава в направлении, противоположном специализированному направлению. Ключ-жезл – специальный ключ, извлекаемый из аппарата управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики для исключения возможности отправления на железнодорожный перегон более одного железнодорожного поезда и передаваемый машинисту хозяйственного поезда или подталкивающего локомотива или руководителю работ в качестве права, гарантирующего безопасное возвращение на станцию отправления с железнодорожного перегона, оборудованного автоматической или полуавтоматической блокировкой (Подпункт 102 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Рисунок 4.91 – Границы железнодорожной станции на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоматической блокировкой

Правильный железнодорожный путь – путь, по которому движение железнодорожного подвижного состава осуществляется в специализированном направлении.

Неправильный железнодорожный путь – железнодорожный путь,
по которому осуществляется движение железнодорожного подвижного состава в направлении, противоположном специализированному направлению.

Ключ-жезл – специальный ключ, извлекаемый из аппарата управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики для исключения возможности отправления на железнодорожный перегон более одного железнодорожного поезда и передаваемый машинисту хозяйственного поезда или подталкивающего локомотива или руководителю работ в качестве права, гарантирующего безопасное возвращение на станцию отправления
с железнодорожного перегона, оборудованного автоматической
или полуавтоматической блокировкой (Подпункт 102 пункта 3
ГОСТ Р 53431-2009).

Рисунок 4.92 – Разрешение на выезд маневрирующего состава за границу железнодорожной станции на однопутном перегоне

Рисунок 4.92 – Разрешение на выезд маневрирующего состава за границу железнодорожной станции на однопутном перегоне

На железнодорожных станциях, где на мачте входного светофора
в сторону оси железнодорожной станции установлен специальный маневровый светофор (рисунок 4.93), выход маневрирующего состава за границу железнодорожной станции производится по его сигналу.

Рисунок 4.93 – входной светофор, на мачте которого в сторону оси железнодорожной станции установлен специальный маневровый светофор

Рисунок 4.93 – входной светофор, на мачте которого в сторону оси железнодорожной станции установлен специальный маневровый светофор

 

44. Выезд маневрового состава за границу железнодорожной станции на однопутный перегон с выдачей машинисту разрешения на бланке ДУ-50 осуществляется по разрешению диспетчера поездного, передаваемому одновременно дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, без закрытия основных систем интервального регулирования движения поездов.

После получения такого разрешения дежурные по железнодорожной станции обмениваются телефонограммами:

«Могу ли производить маневры с выездом за границу станции»;

«Разрешаю производство маневров с выездом за границу станции».

Получение последней телефонограммы служит основанием для выдачи машинисту разрешения на бланке ДУ-50, наверху которой от руки делается отметка «маневры с выездом за границу станции».

Обмен указанными телефонограммами осуществляется по поездной диспетчерской связи под контролем диспетчера поездного.

Запрещается делать запрос и давать разрешение о выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции при занятости перегона встречным поездом.

При даче согласия в момент следования по перегону поезда, отправленного с железнодорожной станции производства маневров, перегон считается занятым до получения со смежной железнодорожной станции сообщения о прибытии поезда и передаче на эту железнодорожную станцию уведомления об окончании маневров:

«Маневры с выездом маневрового состава за границу станции закончены».

Все переговоры о выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции оформляются записями в журнале поездных телефонограмм.

 


 

Разрешение на бланке ДУ-50 с проставлением специальной отметки выдается машинисту при выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции на однопутный перегон.

Рисунок 4.94 – Форма бланка ДУ-50 (бланк белого цвета) при выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции на однопутный перегон

Рисунок 4.94 – Форма бланка ДУ-50 (бланк белого цвета) при выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции на однопутный перегон

 

45. При необходимости выезда маневрового состава за границу железнодорожной станции по неправильному железнодорожному пути двухпутного или одному из железнодорожных путей многопутного перегона, не оборудованного двусторонней автоматической блокировкой, действие автоматической блокировки по этому железнодорожному пути перегона закрывается. После закрытия автоматической блокировки выезд маневрового состава за границу железнодорожной станции осуществляется с выдачей машинисту локомотива разрешения на бланке ДУ-50, при этом в отметке, производимой наверху, добавляются слова «по неправильному пути».

При двусторонней автоматической блокировке после переключения системы на соответствующее направление движения выезд маневрового состава за границу железнодорожной станции по неправильному железнодорожному пути производится по правилам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 43 настоящего Порядка для однопутных перегонов.

 


 

При необходимости выезда маневрового состава за границу железнодорожной станции по неправильному железнодорожному пути двухпутного или одному из железнодорожных путей многопутного перегона,
не оборудованного двусторонней автоматической блокировкой, действие автоматической блокировки по этому железнодорожному пути перегона
в установленном порядке закрывается. После закрытия автоматической блокировки выезд маневрового состава за границу железнодорожной станции осуществляется с выдачей машинисту локомотива разрешения на бланке белого цвета формы ДУ-50 с проставлением специальной отметки.

Рисунок 4.95 – Форма бланка ДУ-50 (бланк белого цвета) при выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции по неправильному железнодорожному пути двухпутного или одному из железнодорожных путей многопутного перегона, не оборудованного двусторонней автоматической блокировкой

Рисунок 4.95 – Форма бланка ДУ-50 (бланк белого цвета) при выезде маневрового состава за границу железнодорожной станции по неправильному железнодорожному пути двухпутного или одному из железнодорожных путей многопутного перегона, не оборудованного двусторонней автоматической блокировкой

Направление движения по пути перегона – установленное в данный момент разрешенное направление движения железнодорожных поездов по пути перегона (Подпункт 192 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

Смена направления движения (по пути перегона) – процедура изменения разрешенного направления движения железнодорожных поездов по пути свободного перегона между двумя железнодорожными станциями (Подпункт 193 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009).

 

46. Занятие приемоотправочных железнодорожных путей железнодорожным подвижным составом при производстве маневров производится с разрешения дежурного по железнодорожной станции, а на промежуточных железнодорожных станциях с согласия диспетчера поездного и дежурного по станции.

Не допускается занимать улавливающие тупики <10> любым железнодорожным подвижным составом, а предохранительные тупики — пассажирскими и грузовыми вагонами, занятыми людьми, и грузовыми вагонами с опасными грузами.

———————————

<10> Подпункт 2.7.21 пункта 2.7 ГОСТ 34530-2019 «Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г., N 748-ст (М., Стандартинформ, 2019), с изменениями ГОСТ 34530-2019 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» («ИУС «Национальные стандарты», 2020, N 3), («ИУС «Национальные стандарты», 2021, N 4) (далее — ГОСТ 34530-2019).

 


 

Улавливающий тупик – тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении (Подпункт 2.7.21 пункта 2.7 ГОСТ 34530-2019).

Предохранительный тупик – железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного состава
на маршруты следования поездов (Подпункт 2.7.20 пункта 2.7
ГОСТ 34530-2019).

В целях предотвращения повреждения подвижного состава, травмирования людей, возникновения аварийных ситуаций с опасными грузами не допускается занимать улавливающие и предохранительные тупики указанным железнодорожным подвижным составом.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх