Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
40. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте №2663/р от 25.10.2023
40.1. График движения (железнодорожных) поездов
1. Нормативно-технический документ владельца инфраструктуры, устанавливающий организацию движения поездов всех категорий на участках инфраструктуры железнодорожного транспорта, графически отображающий следование поездов на масштабной сетке в условные сутки.
Примечание. График движения железнодорожных поездов подразделяется на сводный (составляется для всей сети железных дорог Российской Федерации на основании предложенных владельцами инфраструктуры графиков движения поездов в пределах своих инфраструктур и утверждается в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта), нормативный (на
плановый год), вариантный (в отдельные периоды времени) и оперативный (на текущие плановые сутки).
[пункт 64 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатациижелезных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
2. Нормативно-технический документ оператора инфраструктуры, устанавливающий организацию движения поездов всех категорий на участках инфраструктуры железнодорожного транспорта, графически отображающий следование поездов на масштабной сетке в условные сутки.
Примечание. График движения железнодорожных поездов подразделяется на нормативный (на плановый год), вариантный (в отдельные периоды времени) и оперативный (на текущие плановые сутки).
[статья 2.12.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]40.2. Тактовый график движения поездов
Организованное движение по участку попутно следующих пассажирских поездов (в пригородном, пригородно-городском сообщении или в дальнем следовании) через одинаковые специально установленные интервалы времени (тактовый интервал).
40.3. Размеры движения (поездов)
Число пар поездов в сутки на рассматриваемом участке железнодорожной линии.
40.4. Интервал попутного следования железнодорожных поездов
Показатель, используемый при построении графика движения железнодорожных поездов, основанный на минимальном интервале времени или расстоянии между двумя попутно следующими поездами, при котором движение осуществляется с максимально допустимой скоростью.
40.5. Поезд
Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.
[абзац 35 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]40.6. Категория поезда
Условное деление поездов на группы в зависимости от рода перевозки, дальности следования, группирования вагонов в составе, регулярности обращения и скорости движения.
Различаются следующие основные категории поездов: пассажирские;
грузовые;
грузопассажирские (смешанные).
[пункт 123 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.7. Натурный лист поезда <ОСЖД>
Основной технологический и учетный документ, сопровождающий поезд на всем пути его следования. Содержит общие сведения о поезде (номер, индекс, масса и длина поезда, число осей, наличие в составе вагонов, сведения о каждом вагоне и перевозимом в нем грузе, код станции назначения и др.).
[пункт 166 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.8. Одинарный поезд
Грузовой поезд, сформированный в соответствии с требованиями инструктивных документов ОАО «РЖД»; может быть предназначен для включения в состав соединенного поезда.
40.9. Поезд пассажирский
Поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов, маршрутная скорость движения которого не превышает 50 км/ч.
Основные понятия. Термины и определения]
40.10. Поезд пассажирский дальнего следования
Пассажирский поезд, следующий на расстояние свыше 150 км, в состав которого включаются вагоны с местами для сидения и лежания, отвечающий требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании.
[статья 2.12.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.11. Поезд пассажирский пригородный
Поезд, условия проезда пассажиров в котором соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозке пассажиров в поездах пригородного сообщения, следующий на расстояние не более 200 км, либо на расстояние свыше 200 км в границах территории одного субъекта Российской Федерации или в границах территорий двух субъектов Российской Федерации, один из которых город федерального значения.
40.12. Поезд пассажирский пригородный скорый
Пассажирский пригородный поезд, средняя скорость движения которого от начальной до конечной железнодорожной станции маршрута следования свыше 50 км/час, но не более 91 км/час.
№ 213]
40.13. Поезд пассажирский соединенный
Пассажирский поезд, составленный из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
Основные понятия. Термины и определения]
40.14. Поезд пассажирский повышенной длины
Пассажирский поезд, имеющий в составе более 20 вагонов.
Примечание. При этом поезд с составом из 26-36 пассажирских вагонов рассматривается как сдвоенный.
[статья 2.12.14 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.15. Поезд пассажирский длинносоставный
Пассажирский поезд, длина которого превышает норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.
[статья 2.12.15 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.
Основные понятия. Термины и определения]
40.16. Поезд пассажирский скорый
Пассажирский поезд, технические характеристики подвижного состава которого позволяют осуществлять движение со скоростью до 140 км/ч включительно, при этом маршрутная скорость движения поезда должна составлять от 50 до 91 км/ч включительно.
Основные понятия. Термины и определения]
40.17. Поезд пассажирский скоростной
Пассажирский поезд, средняя скорость движения которого от начальной до конечной железнодорожной станции маршрута следования более 91 км/час.
№ 213]
40.18. Поезд пассажирский высокоскоростной
Пассажирский поезд, технические характеристики подвижного состава которого позволяют осуществлять движение со скоростью более 200 км/ч.
Основные понятия. Термины и определения]
40.19. Поезд туристический
Пассажирский поезд, который перевозит туристов по заранее запланированному маршруту.
Основные понятия. Термины и определения]
40.20. Натурный лист пассажирского поезда
Основной технологический документ, предназначенный для планирования и контроля оперативной работы с пассажирским поездом, а также учета использования в составе поезда вагонов пассажирского парка.
№ 54)]
40.21. Поезд почтовый, поезд почтово- багажный
Поезд, предназначенный для перевозки почты, багажа и товаробагажа. а в отдельных случаях и для перевозки пассажиров.
[пункт 219 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
40.22. Грузопассажирский смешанный поезд
Категория пассажирских поездов, в составе которых имеются грузовые вагоны.
40.23. Поезд грузовой
Поезд для перевозки грузов, сформированный преимущественно из грузовых вагонов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.24. Поезд грузовой в порожнем состоянии
Сформированный и сцепленный из порожних вагонов состав, с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющими установленные сигналы.
40.25. Поезд грузовой полновесный
Грузовой поезд, фактический вес которого, не менее нормы, установленной графиком движения для поездов данной категории. Допускается отклонение от нормы на 90 тонн брутто в меньшую сторону и на 99 тонн брутто в большую.
При наличии параллельных весовых норм сравнение веса поездов соответствующей категории производится с указанными параллельными нормами или специальными указаниями ОАО «РЖД».
[пункт 1.4 Инструктивных указаний о порядке автоматизированного формирования формы внутренней статистической отчетности ДО-42ВЦ«Выполнение нормативов веса и длины грузовых поездов по отправлению со станций», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 6 декабря 2017 г.
№ 2525р]
40.26. Поезд грузовой неполновесный
Грузовой поезд, фактический вес которого меньше: унифицированной нормы, установленной графиком движения; параллельных норм, установленных графиком движения или специальным указанием ОАО «РЖД».
При определении неполновесности поездов допускается отклонение от установленных норм в меньшую сторону на 90 тонн брутто, а для поездов, сформированных исключительно из шестиосных вагонов, — 135 тонн, из
восьмиосных вагонов — 170 тонн брутто. Такие поезда считаются полновесными.
[пункт 1.4 Инструктивных указаний о порядке автоматизированного формирования формы внутренней статистической отчетности ДО-42ВЦ«Выполнение нормативов веса и длины грузовых поездов по отправлению со станций», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 6 декабря 2017 г.
№ 2525р]
40.27. Поезд грузовой полносоставный
Грузовой поезд, фактическая длина которого в условных единицах (вагонах) не менее унифицированной длины, установленной графиком движения для поездов данной категории. Допускается отклонение от нормы на 1 условный вагон в меньшую сторону.
«Выполнение нормативов веса и длины грузовых поездов по отправлению со станций», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 6 декабря 2017 г.
№ 2525р]
40.28. Поезд грузовой неполносоставный
Грузовой поезд, фактическая длина которого меньше: унифицированной нормы, установленной графиком движения; параллельных норм, установленных графиком движения или специальным указанием ОАО «РЖД».
При определении неполносоставности поездов допускается отклонение от установленных норм в меньшую сторону на один условный вагон. Такие поезда считаются полносоставными.
[пункт 1.5 Инструктивных указаний о порядке автоматизированного формирования формы внутренней статистической отчетности ДО-42ВЦ«Выполнение нормативов веса и длины грузовых поездов по отправлению со станций», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 6 декабря 2017 г.
№ 2525р]
40.29. Поезд грузовой длинносоставный
Грузовой поезд, длина которого превышает норму длины, установленную графиком движения на участке следования этого поезда.
Основные понятия. Термины и определения]
40.30. Поезд грузовой соединенный
Грузовой поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
[статья 2.12.30 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.
Основные понятия. Термины и определения]
40.31. Поезд грузовой тяжеловесный
Грузовой поезд, масса которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда, но более 6300 тонн.
40.32. Поезд грузовой повышенной массы
Грузовой поезд массой более 6 тысяч тонн с одним или несколькими действующими локомотивами — в голове состава, в голове и хвосте, в голове и последней трети состава.
№ 1799р]
40.33. Поезд грузовой повышенной длины
Грузовой поезд, длина которого в условных единицах — осях, составляет 350 и более осей.
Основные понятия. Термины и определения]
40.34. Поезд грузовой повышенной массы и длины
Грузовой поезд массой более 6 тысяч тонн с одним или несколькими действующими локомотивами — в голове состава, в голове и хвосте, в голове и последней трети состава, длина которого в условных единицах — осях, составляет 350 и более осей.
40.35. Специализированные грузовые поезда
Грузовые поезда: рефрижераторные; контейнерные поезда; для перевозок груза в контрейлерах; специализированные для перевозки грузов в
универсальном подвижном составе; для перевозки живности; для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах; для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах.
[пункт 2.1 Инструктивных указаний о порядке автоматизированного ведения формы внутренней статистической отчетности ДО-24аВЦ «Отчет о работе грузовых станций», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 31 июля 2015 г. № 1934р]40.36. Ускоренные грузовые поезда
Грузовые поезда для перевозки: контейнеров, контрейлеров, скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах, животных, овощей и фруктов в крытых вагонах, а также вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки.
40.37. Поезд грузовой рефрижераторный
Поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.38. Поезд грузовой контрейлерный
Поезд, сформированный из контрейлерных платформ и осуществляющий перевозку контрейлеров.
Примечание. При сопровождаемых перевозках в состав поезда также включается пассажирский вагон.
[статья 2.12.33 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.39. Поезд грузовой контейнерный
Грузовой поезд, сформированный из вагонов с груженными и (или) порожними контейнерами, погруженными одним либо несколькими грузоотправителями, на одной станции отправления в адрес одного или нескольких грузополучателей на одну станцию назначения, имеющий установленные перевозчиком длину, вместимость, маршрут следования, перевозка которого осуществляется без расформирования (формирования) в пути следования, с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
[на основе положений пункта 22 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, утвержденных приказом Минтранса России от 18 декабря 2019 г. № 405]
40.40. Транзитный поезд
Грузовой поезд, проходящий станцию без переработки (производится только смена локомотивных бригад или поездного локомотива), либо с частичной переработкой (изменение массы или длины состава путем прицепки, отцепки или замены групп вагонов).
40.41. Хозяйственный поезд
Поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, а также из вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железнодорожных компаний, специального, самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожной инфраструктуры.
40.42. Поезд местный
Грузовой поезд, содержащий местные для данного подразделения железной дороги вагоны, сформированные на станциях подразделения железной дороги.
40.43. Вывозной поезд
Поезд, формируемый на железнодорожной станции железнодорожного транспорта общего пользования, и предназначенный для следования от сортировочной или участковой железнодорожной станции до отдельных промежуточных (грузовых) железнодорожных станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) железнодорожных станций до ближайшей сортировочной или участковой железнодорожной станции.
40.44. Передаточный поезд
Поезд, формируемый на станциях железнодорожного узла и следующий до одной из станций, входящих в этот узел.
[пункт 3.29 СП 225.1326000.2014 Свод правил. Станционные здания, сооружения и устройства]40.45. Поезд маршрутный
Поезд, следующий без изменения состава и груза по заранее намеченному маршруту до места назначения, с обязательным прохождением этим составом не менее одной технической станции без переработки.
40.46. Сквозной поезд
Поезд, проходящий без переработки одну или несколько участковых, или сортировочных станций.
40.47. Людской поезд
Грузовой поезд, в котором находится не менее 10 вагонов, занятых людьми.
40.48. Грузовой поезд, временно отставленный от движения
К временно отставленным от движения грузовым поездам по причинам, зависящим и не зависящим от ОАО «РЖД», могут относиться следующие:
грузовые поезда с локомотивом, простаивающие на промежуточных железнодорожных станциях ОАО «РЖД» после прибытия свыше 6 часов, на технических станциях — свыше 12 часов;
составы грузовых поездов без локомотива, временно отставленные от движения на железнодорожных станциях ОАО «РЖД» в соответствии с приказом диспетчерского аппарата;
составы грузовых поездов без локомотива, простаивающие на промежуточных железнодорожных станциях ОАО «РЖД» без поездных операций свыше 6 часов, на технических станциях — свыше 12 часов без оформления приказа диспетчерским аппаратом.
[пункт 1.6 Методики экономической оценки размещения на инфраструктуре ОАО «РЖД» грузовых поездов, временно отставленных от
движения, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 27 апреля 2023 г.
№ 1030/р]
40.49. Индекс грузового поезда
Специальный код, состоящий из 10 или 11 цифр, присваиваемый всем грузовым поездам на железнодорожной станции их формирования, в котором первые четыре цифры — единая сетевая разметка (ЕСР) железнодорожной станции формирования поезда, следующие две или три — порядковый номер состава, сформированного на железнодорожной станции, а последние четыре — ЕСР железнодорожной станции назначения поезда.
40.50. Натурный лист грузового поезда
Основной технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог.
40.51. Поезд грузопассажирский
Поезд, формируемый из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров.
Основные понятия. Термины и определения]
40.52. Поезд почтово-багажный
Поезд, формируемый из пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров.
Основные понятия. Термины и определения]
40.53. Поезд воинский (Нрк. железнодорожный эшелон)
Специально выделенный и подготовленный поезд для перемещения воинских эшелонов и материальных средств, вооружений, военной техники и других воинских грузов.
[статья 2.12.21 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.54. Поезд восстановительный
Поезд, сформированный из специального железнодорожного подвижного состава, предназначенный для ликвидации последствий сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава, восстановления железнодорожного пути и контактной сети железных дорог, а также для оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
Основные понятия. Термины и определения]
40.55. Поезд восстановительный <подразделение>
Специализированное формирование, предназначенное для ликвидации последствий транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
[пункт 2 Положения о восстановительном поезде, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 21 декабря 2018 г. № 2743/р]40.56. Поезд пожарный
Поезд, сформированный из специального железнодорожного подвижного состава, предназначенный и оборудованный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, на объектах железнодорожной инфраструктуры и в полосе отвода железных дорог.
Основные понятия. Термины и определения]
Примечание. В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, пожарные поезда отнесены к силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также входят в состав сил и средств местных и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов и привлекаются к тушению пожаров и участию в проведении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру балансодержателей пожарных поездов, в пределах их тактико-технических возможностей.
[пункт 227 раздела 1 Комментариев к Правилам техническойэксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом
Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
40.57. Поезд санитарный
Поезд, включающий вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших и раненых, а также вспомогательных вагонов.
Примечание. К вспомогательным вагонам относятся: операционные вагоны, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги.
[статья 2.12.24 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.58. Поезд хозяйственный
Поезд, состоящий из локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, и из вагонов для специальных и технических надобностей, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по строительству, содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожной инфраструктуры.
Основные понятия. Термины и определения]
40.59. Поезд литерный
Поезд, имеющий обозначение по специальному распоряжению, исходящему из целей и решаемых задач выполняемой перевозки.
Основные понятия. Термины и определения]
40.60. Поезд для перевозки живности
Поезд, сформированный из специализированных вагонов и осуществляющий перевозку сельскохозяйственных животных.
Основные понятия. Термины и определения]
40.61. Участковый поезд
Грузовой поезд, следующий между двумя участковыми станциями без изменения состава. В участковый поезд включаются вагоны, следующие на соседнюю участковую станцию и далее на прилегающие к ней участки.
40.62. Поезд сборный
1. Грузовой поезд, предназначенный для развоза и сбора вагонов по станциям участка.
[Типовой технологический процесс управления местной работой, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 15 апреля 2016 г. № 684р]
2. Поезд, обращающийся в пределах одного тягового участка и обслуживающий уборкой и подачей вагонов промежуточные станции, не формирующие самостоятельно прямых поездов вследствие незначительности своего грузооборота.
[статья 2.12.59 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
3. Поезд, обращающийся в пределах одного тягового участка и осуществляющий уборку и подачу вагонов на промежуточных станциях.
[пункт 301 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.63. Поезд сборно-участковый
Поезд, следующий по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проследованием транзитом других участков.
Основные понятия. Термины и определения]
40.64. Поезд передаточный
Поезд, обращающийся между станциями одного узла и обслуживающийся парком специально выделенных локомотивов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.65. Поезд исторический
Нерегулярный поезд (в том числе туристический), в состав которого может включаться исторический железнодорожный подвижной состав, объявляемый отдельным указанием владельца инфраструктуры.
40.66. Длина поезда
Расстояние между осями сцепления передней – первой подвижной единицы и задней – последней подвижной единицы поезда, находящегося на прямом горизонтальном участке пути. В эксплуатационной работе длина поезда исчисляется в условных вагонах.
40.67. Тяжеловесное движение
Технологический процесс движения грузовых поездов с массой состава более 6300 т.
[на основе положений раздела 2 Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 13 января 2020 г. № 28/р]40.68. Скоростное движение пассажирских поездов
Технологический процесс организации движения скоростных пассажирских поездов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.69. Интенсивное движение поездов
Движение пассажирских и грузовых поездов по графику на двухпутных участках более 50 пар в сутки и однопутных — более 24 пар в сутки.
Основные понятия. Термины и определения]
40.70. Интенсивное пригородное (пригородно-городское, городское) движение
Движение, при котором в час по расчетному участку следует в одном направлении не менее четырех пригородных поездов.
40.71. Особо интенсивное движение поездов
Движение пассажирских и грузовых поездов по графику на двухпутных участках более 100 пар в сутки и на однопутных — более 48 пар в сутки.
Основные понятия. Термины и определения]
40.72. Допустимые параметры движения поезда
Разрешение на движение поезда по участку, включающее в себя информацию о расстоянии до точки торможения, допустимой скорости движения с учетом временных и постоянных ограничений скорости и другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасности движения на перегонах и станциях линии, оборудованной системой интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.
40.73. Маршрутная скорость
1. Определяется как средняя скорость на всем пути следования маршрута от станции его формирования до станции расформирования с учетом полного времени хода, в том числе стоянок на участковых и сортировочных станциях.
2. Скорость продвижения грузового поезда от станции формирования (приема на железную дорогу) до станции назначения (расформирования или сдачи с железной дороги), и отражает качество управления продвижением поездопотоков, являясь интегральным показателем оценки этой работы.
[пункт 1 раздела 1 Методических указаний по формированию формы внутренней статистической отчетности формы ДО-9ВЦ «Отчет о маршрутной скорости грузового поезда, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 9 июня 2016 г. № 1118р]40.74. Техническая скорость
Определение к термину дано в пункте 8.115.
40.75. Участковая скорость
Определение к термину дано в пункте 8.117.
40.76. Ходовая скорость
Средняя скорость движения поезда по участку при безостановочном пропуске, но с учетом ограничений установленной скорости.
40.77. [железнодорожная станция, станция]Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при использовании развитых путевых устройств — выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
[абзац 11 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]40.78. Узловая железнодорожная станция
1. Промежуточная железнодорожная станция, участковая железнодорожная станция или сортировочная железнодорожная станция, к которой примыкает не менее трех железнодорожных направлений.
[Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]
2. Узловая станция — станция, к которой примыкает не менее трех железнодорожных направлений.
[пункт 361 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.79. Грузовая железнодорожная станция
Железнодорожная станция, предназначенная для приема и отправления поездов, расформирования и формирования составов и групп вагонов, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и приема вагонов с них, передачи грузов на другие виды транспорта и приема грузов с них, а также с железной дороги одной ширины колеи на другую.
40.80. Наливная железнодорожная станция
Грузовая железнодорожная станция, предназначенная для погрузки и выгрузки железнодорожных цистерн, и оборудованная наливными эстакадами для разлива в цистерны.
Основные понятия. Термины и определения]
40.81. Техническая железнодорожная станция
1. Железнодорожная станция, предназначенная для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.
Примечание. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции грузовой работы не являются основными. Технические станции подразделяются на сортировочные, участковые и предпортовые.
[статья 2.12.42 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
2. Техническая станция — железнодорожная станция, основным назначением которой является выполнение технических, коммерческих и иных операций по обслуживанию поездов, расформированию, формированию составов поездов
[пункт 338 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.82. Сортировочная железнодорожная станция
Железнодорожная станция, предназначенная для массовой переработки вагонов и формирования составов по назначениям, установленным планом формирования поездов, и имеющая для выполнения этих работ специальные пути и маневровые средства.
[статья 2.12.43 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.83. Участковая железнодорожная станция
Техническая железнодорожная станция, предназначенная для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию — формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей.
Основные понятия. Термины и определения]
40.84. Предпортовая железнодорожная станция
Техническая железнодорожная станция, предназначенная для накопления вагонов для обслуживания морского порта.
Примечание. На предпортовых железнодорожных станциях осуществляются работы по подборке вагонов для судовых партий, приему, расформированию и формированию поездов.
[статья 2.12.45 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.85. Промывочно-пропарочная станция
Техническая железнодорожная станция, предназначенная для подготовки железнодорожных цистерн и других вагонов для перевозки нефтепродуктов перед наполнением или ремонтом.
Основные понятия. Термины и определения]
40.86. Промежуточная железнодорожная станция
1. Железнодорожная станция, предназначенная для приема, отправления и пропуска поездов, а также выполнения грузовых операций, операций по отцепке и прицепке вагонов к сборным поездам, обслуживанию пассажиров.
Основные понятия. Термины и определения]
2. Железнодорожная станция, предназначенная для скрещения и обгона поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций пo отцепке вагонов от сборных поездов и прицепке к ним, обслуживания подъездных путей.
[пункт 252 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
40.87. Пассажирская железнодорожная станция
Железнодорожная станция, предназначенная для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов.
40.88. Пассажирская техническая железнодорожная станция
Железнодорожная станция, предназначенная для выполнения пассажирских технических операций, технического обслуживания, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов, приписных вагонов, формирования/расформирования пассажирских составов из приписных вагонов, подачи/уборки пассажирских составов на пассажирскую станцию, отстоя пассажирских составов и приписных вагонов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.89. Пограничная железнодорожная станция
Железнодорожная станция, обслуживающая перевозки в международных сообщениях, расположенная на стыках российских железных дорог с железными дорогами других стран, имеющая устройства для выполнения пограничных, таможенных, перегрузочных и других операций, а в необходимых случаях, имеющая пункт перестановки тележек для пассажирских и грузовых вагонов и (или) устройство(а) для обслуживания вагонов с раздвижными колесными парами.
40.90. Станция назначения
Конечный пункт перевозки пассажиров, багажа, товаробагажа.
Станция выдачи груза получателю в соответствии с заключенным договором перевозки.
[пункт 325 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.91. Станция отправления
Станция, с которой был отправлен пассажир и/или груз.
40.92. Ось железнодорожной станции
Линия, нанесенная на плане железнодорожной станции и обычно проходящая через середину пассажирского здания станции перпендикулярно направлению путей. От оси железнодорожной станции определяют расстояние до стрелок и сигналов в обе стороны, а также до соседних раздельных пунктов.
40.93. Техническо-распорядительный акт станции
Документ, устанавливающий порядок использования технических средств станции и регламентирующий безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, безопасность маневровой работы и соблюдение техники безопасности
40.94. Технологический процесс работы станции
Нормативный документ, устанавливающий порядок и продолжительность выполнения операций с поездами и вагонами всех категорий на данной станции.
40.95. Техническая контора
Станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов.
40.96. Товарная контора
Подразделение станции, в котором оформляются перевозочные документы грузоотправителей и грузополучателей. Главное назначение товарной конторы — обеспечение правильного и своевременного оформления перевозочных документов, прием, проверка и оформление накладных и других документов, определение, взыскание платежей и сборов с отправителей и получателей грузов
40.97. Дежурный по железнодорожной станции
Сменный помощник (помощники) начальника железнодорожной станции, в обязанности которого входит распоряжение приемом, отправлением и
пропуском поездов, а также другими передвижениями железнодорожного подвижного состава по главным и приемо-отправочным железнодорожным путям железнодорожных станций (а где нет маневрового диспетчера — и по остальным железнодорожным путям).
[пункт 72 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]40.98. Диспетчерское управление на железнодорожном транспорте
Командный способ управления в иерархической структуре оперативного управления движением поездов.
40.99. Полигон диспетчерского управления
Зона управления перевозочным процессом, интегрированная в диспетчерском центре по технологическим соображениям.
40.100. Станция автономного управления
Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой осуществляет дежурный по станции под контролем поездного диспетчера.
40.101. Станция диспетчерского управления
Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой в нормальном режиме осуществляет поездной диспетчер.
40.102. Станционное управление на участке диспетчерской централизации
Режим работы станции диспетчерского управления, при котором она находится под управлением дежурного по станции.
40.103. Местное управление объектами железнодорожной станции
Управление объектами района железнодорожной станции с маневровой колонки или маневрового поста.
40.104. Комбинированное управление станцией
Режим управления железнодорожной станцией на участке диспетчерской централизации, при котором поездной диспетчер управляет движением железнодорожных поездов по главным и боковым путям для безостановочного пропуска поездов, а по остальным железнодорожным путям, изолированным охранным положением стрелок, управление движением осуществляет дежурный по железнодорожной станции (маневровый диспетчер).
40.105. План формирования поездов
Система организации вагонопотоков в поезда по категориям и назначениям их следования на основе оптимизации распределения маневровой работы между техническими станциями и соблюдения срока доставки груза.
Основные понятия. Термины и определения]
40.106. Составительская бригада
Бригада, предназначенная для руководства маневровой работой с вагонами, группой вагонов, поездами, которая состоит из составителя поездов и помощника составителя поездов, а также может состоять из двух составителей поездов, один из которых назначается руководителем.
Основные понятия. Термины и определения]
40.107. Отправительский маршрут
1. Состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования, на станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
[пункт 5.1 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. № 374]
2. Поезд, сформированный из вагонов, погруженных одним или несколькими грузоотправителями на одной железнодорожной станции, и проходящий попутные технические станции без переработки (изменения состава).
[статья 2.12.54 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
3. Состав поезда, сформированный в соответствии с действующими нормативными документами (правила технической эксплуатации, план формирования грузовых поездов и др.), вагоны которого погружены одним или несколькими отправителями на одной станции и доставляемые на станцию назначения в адрес одного или нескольких получателей.
[пункт 148 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.108. Кольцевой маршрут
Отправительский маршрут с постоянным составом, который после выгрузки возвращается на первоначальную станцию отправления или отделение (дирекцию) для повторной погрузки.
Основные понятия. Термины и определения]
40.109. Ступенчатый маршрут
Отправительский маршрут, загруженный на нескольких станциях одного или нескольких участков.
Основные понятия. Термины и определения]
40.110. Технический маршрут
1. Маршрут, сформированный на сортировочных и участковых станциях из групп вагонов одного назначения.
Основные понятия. Термины и определения]
2. Состав поезда установленного веса и/или длины, сформированный на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции перевозчиком для технологических целей без участия грузоотправителя, следующий на одну станцию назначения из вагонов, объединенных по конкретному признаку (род груза, род или принадлежность подвижного состава и др.), с обязательным условием освобождения в пути следования не менее
одной станции от переработки вагонов, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
[Типовой технологический процесс управления местной работой, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 15 апреля 2016 г. № 684р]40.111. Диспетчерское руководство эксплуатационной работой
Система непрерывного круглосуточного руководства процессом перевозок на станциях, участках, опорных центрах, в регионах, на сети в целом, осуществляемое диспетчерским аппаратом железнодорожного транспорта.
Основные понятия. Термины и определения]
40.112. Диспетчер поездной
Работник, осуществляющий руководство движением поездов в пределах своего диспетчерского участка.
Основные понятия. Термины и определения]
40.113. Диспетчер станционный
Работник железнодорожной станции, осуществляющий руководство работой по расформированию, формированию и обработке составов в парках станции.
Основные понятия. Термины и определения]
40.114. Диспетчер маневровый
Работник, осуществляющий управление маневровой работой подконтрольной железнодорожной станции.
40.115. Диспетчер локомотивный
Работник, осуществляющий руководство работой по обеспечению поездов локомотивами и локомотивными бригадами в пределах закрепленного полигона.
Основные понятия. Термины и определения]
40.116. Обгонный пункт
Раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой.
[пункт 171 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
40.117. Разъезд
Раздельный пункт на однопутных линиях, основным назначением которого являются скрещение и обгон поездов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.118. Маневровая работа
1. Это внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон в соответствии с ПТЭ.
2. Совокупность технических и технологических операций по передвижению железнодорожного транспортного средства или группы железнодорожных транспортных средств в пределах железнодорожной станции или иных железнодорожных объектов.
[пункт 146 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]40.119. Маневровый порядок движения
Организация движения поездов, составов, локомотивов на железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие стыки светофоров.
40.120. Маневровый состав
Локомотив с вагонами, одиночный локомотив, самоходный подвижной состав, осуществляющие внутристанционные передвижения.
40.121. Маневровый маршрут
Маршрут с проверкой набора условий безопасности для движения маневровых составов
40.122. Технические нормы эксплуатационной работы
Перечень количественных и качественных показателей эксплуатационной работы, устанавливаемых как среднесуточные на месяц для сети, регионов и дороги.
Основные понятия. Термины и определения]
40.123. Вагонооборот станции
Показатель, характеризующий объем работы, выполняемой железнодорожной станцией.
Примечания:
1. Суточный вагонооборот станции определяют суммарным числом прибывших и отправленных за сутки грузовых вагонов.
2. В вагонооборот не включаются вагоны, отправленные и прибывшие с подъездных путей, примыкающих к станции.
[статья 2.12.96 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный.Основные понятия. Термины и определения]
40.124. Оперативное планирование поездной и грузовой работы станции
Процесс прогнозирования объемов предстоящей работы на основе суточного и сменного задания, положения на станции к началу планируемого периода и информация о подходе к станции поездов и грузов.
Основные понятия. Термины и определения]
40.125. [надвиг железнодорожного подвижного состава, надвиг]Технологическая операция по перемещению маневровым локомотивом железнодорожного подвижного состава, подлежащего расформированию, из парка приема на вершину сортировочной горки.
Примечание. Скорость, с которой осуществляется надвиг железнодорожного состава, называют скоростью надвига.
[статья 209 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
40.126. Путь надвига
Железнодорожный путь, по которому состав вагонов надвигается на вершину сортировочной горки от последнего железнодорожного стрелочного перевода предгорочной горловины парка приема.
40.127. Роспуск железнодорожного подвижного состава
Процесс расформирования железнодорожного подвижного состава путем разделения его на отцепы, свободно скатывающиеся по заданным маршрутам на железнодорожные пути сортировочного парка.
Примечание. Начальную скорость отцепа в момент регистрации его отрыва от надвигаемого железнодорожного состава и начала его свободного скатывания с вершины сортировочной горки называют скоростью роспуска.
[статья 210 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
40.128. Отцеп
Один или несколько железнодорожных вагонов одного назначения, отцепляемых от расформировываемого железнодорожного состава и направляемых на соответствующий железнодорожный путь.
40.129. Категория отцепа
Классификация отцепов по весовым и динамическим показателям скатывания с сортировочной горки.
Примечания:
1. По динамическим показателям скатывания отцепы различают на очень плохие, плохие, хорошие и очень хорошие бегуны.
2. По весовым показателям вагоны в отцепах делятся на легкие, средние, тяжелые и очень тяжелые.
[статья 217 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
40.130. Тормозная позиция
Участок железнодорожного пути сортировочной горки или сортировочного парка, оборудованный горочными замедлителями для регулирования скорости скатывания отцепов.
40.131. Торможение отцепов
Регулирование скорости скатывания отцепов на сортировочной горке. [статья 211 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
40.132. Интервальное торможение отцепов
Снижение скорости движения отцепов на тормозных позициях спускной части сортировочной горки, в результате которого обеспечиваются
необходимые интервалы между отцепами на всем протяжении спускной части сортировочной горки.
[статья 212 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]40.133. Прицельное торможение отцепов
Снижение скорости скатывания отцепов на тормозных позициях спускной части сортировочной горки и сортировочных путях, реализующее допустимые, по условиям безопасности, скорости входа в тормозные позиции, требуемую дальность пробега и скорость соударений отцепов на подгорочных путях.