Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
32.1. Железнодорожное транспортное средство
Подвижной состав, передвигающийся исключительно по рельсам, который либо использует собственную тягу (тяговые транспортные средства), либо буксируется другим транспортным средством (пассажирские вагоны, багажные, грузовые вагоны и др.).
[пункт 100 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]32.2. Пассажирское железнодорожное транспортное средство
Железнодорожное транспортное средство для перевозки пассажиров, даже если в нем имеется одно или несколько специальных отделений или специальных мест для багажа, грузовых мест, почты и т. д.
32.3. (Железнодорожный) подвижной состав
Локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
32.4. Моторвагонный подвижной состав; МВПС
Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель- электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
32.5. Специальный железнодорожный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные
подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно- строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
[статья 3.1.2 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]32.6. Самоходный специальный подвижной состав; ССПС Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя
несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.
Примечание. К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.
[статья 3.2.22 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Составподвижной. Термины и определения]
32.7. Несамоходный специальный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, в том числе специальные вагоны грузового и пассажирского типа.
32.8. Специальный подвижной состав на комбинированном ходу
Машины, приспособленные к использованию различного технологического оборудования для технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта, доставки грузов и работников по рельсовым и безрельсовым путям, выполнения маневровых работ, а также для тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ.
32.9. Скоростной железнодорожный подвижной состав
Локомотивы, вагоны пассажирские, мотор-вагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения от 141 до 200 км/ч включительно.
[абзац 40 пункта 4 ТР ТС 001/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»]32.10. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав, состоящий из моторных и немоторных вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, а также почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.
32.11. Инновационный железнодорожный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав, обладающий повышенными потребительскими качествами, технические характеристики, либо технология изготовления или предполагаемое использование которого являются принципиально новыми или существенно отличаются от характеристик, технологии изготовления или использования производимого железнодорожного подвижного состава.
32.12. Опытный железнодорожный подвижной состав
Одна или несколько единиц железнодорожного подвижного состава (секций, вагонов), предъявляемых на испытания.
32.13. Подвижной состав исторический
Железнодорожный подвижной состав, представляющий историческую ценность, выпуск которого прекращен, назначенный срок службы — истек или не был установлен при изготовлении, прошел техническое диагностирование с целью определения остаточного ресурса до перехода в предельное состояние и требуемого ремонта для восстановления технических характеристик до нормативных значений в соответствии с ремонтной документацией и Правилами, эксплуатируемый в туристических поездах или при проведении исторических мероприятий.
Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
32.14. Единица железнодорожного подвижного состава
Отдельный объект железнодорожного подвижного состава, такой как локомотив, грузовой или пассажирский вагон, моторвагонный подвижной состав (или его секции, вагоны), специальный железнодорожный подвижной состав.
32.15. Секция
Одна или несколько единиц подвижного состава с функциями, распределенными между включенными в состав единицами, управляемые синхронно из одной единицы, в режиме эксплуатации, действующие только совместно в конфигурации определенной конструкции.
Примечание. Различают локомотивные, моторвагонные, рефрижераторные и другие типы секций.
[статья 2.2.14 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
32.16. Съемная единица железнодорожного подвижного состава
Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную.
32.17. Составная часть железнодорожного подвижного состава
Деталь, сборочная единица, комплекс или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров.
32.18. Ходовая часть (единицы железнодорожного подвижного состава)
Составная часть железнодорожного подвижного состава, взаимодействующая с железнодорожным путем и обеспечивающая его движение по железнодорожному пути.
[статья 2.2.17 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
32.19. Тележка
Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав.
32.20. База двухосной [трехосной] тележки
Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами осей крайних колесных пар тележки единицы железнодорожного подвижного состава.
32.21. База четырехосной тележки
Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами пятников соединительной балки тележки.
32.22. Колесо цельнокатаное
Колесо, изготавливаемое из цельной заготовки методом деформирования в нагретом состоянии (горячего деформирования) и состоящее из обода, диска и ступицы.
32.23. Обод колеса
Наружная утолщенная часть цельного колеса, имеющая специальный профиль, обеспечивающий его контакт с рельсом и задаваемые условия контакта.
32.24. Гребень колеса
Часть обода колеса, удерживающая колесную пару от схода с рельсовой колеи.
России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
32.25. Колесная пара
Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути.
32.26. Ось колесной пары
Элемент колесной пары подвижного состава, представляющий собой цельную деталь круглого поперечного сечения, имеющую разные диаметры по длине в зависимости от частей и усилий, возникающих в них.
32.27. Статическая осевая нагрузка (единицы железнодорожного подвижного состава)
Нагрузка от веса единицы железнодорожного подвижного состава (секции, вагона) в состоянии покоя с учетом фактического расположения ее центра тяжести на рельсы в вертикальном направлении, измеренная на каждой колесной паре.
32.28. Башмак накаточный
Самостоятельный инструмент железнодорожного транспорта, который служит для подъема (закатывания) на рельсы сошедшего подвижного состава на деревянных и железобетонных шпалах.
32.29. Ударно-тяговое устройство единицы железнодорожного подвижного состава
Устройство, обеспечивающее сцепление единиц железнодорожного подвижного состава, а также восприятие и поглощение продольных ударов
между ними, смягчение ударов и толчков, а также передачу силы нажатия от подталкивающего тягового подвижного состава.
[статья 2.2.22 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]32.30. Автосцепное устройство
Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.
32.31. Сцепное устройство
Комплект сборочных единиц и деталей для сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.
32.32. Автосцепка
Сборочная единица автосцепного устройства, состоящая из корпуса и механизма сцепления, которая обеспечивает автоматическое сцепление единиц железнодорожного подвижного состава.
32.33. Автосцепка полужесткого типа
Автосцепка с кронштейном (ограничителем вертикальных перемещений). [пункт 3.4 ГОСТ 33434-2015. Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила
приемки]
32.34. Переходник сцепки (Нрк. адаптер)
Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции.
[статья 3.1.26 ГОСТ 34056-2017. Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]32.35. Модернизация железнодорожного подвижного состава
Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные.
[статья 3.1.33 ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]32.36. Модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы
Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы.
32.37. Модернизированный железнодорожный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками, полученными в результате модернизации.
32.38. Модификация железнодорожного подвижного состава
Вид разработки железнодорожного подвижного состава на основе базового изделия с целью расширения или специализации сферы его применения.
Примечание. Содержанием модификации является изменение компоновки составных частей, конструкции, рабочих органов или органов управления, внешнего вида и т.п. При модификации: изменяется область применения, сохраняется технический уровень, продолжается производство исходной продукции, нарушается взаимозаменяемость основных составных частей, присваивается новое обозначение.
[статья 2.2.29 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
32.39. Модифицированный железнодорожный подвижной состав
Железнодорожный подвижной состав, созданный на основе базового с целью расширения или специализации сферы его использования.
32.40. Изделие
Единица железнодорожного подвижного состава или ее составная часть, количество которых может исчисляться в штуках или экземплярах.
[пункт 3.14 ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство]
32.41. Составная часть (изделия)
Изделие, выполняющее определенные технические функции в составе другого изделия и не предназначенное для самостоятельного применения.
Примечание. Составной частью может быть любая деталь, сборочная единица, комплекс, комплект.
[пункт 3.66 ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановкипродукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство]
32.42. Система жизнеобеспечения
Комплекс технических средств, направленных на создание и поддержание в безопасных пределах эргономических, санитарно-химических, микробиологических показателей и параметров электромагнитных излучений, микроклимата, шума и вибрации в помещениях железнодорожного подвижного состава.
Примечание. Функция систем жизнеобеспечения заключается в создании допустимых нормативными документами в пределах параметров физических и химических факторов среды на местах размещения пассажиров и обслуживающего персонала.
[статья 2.4.34 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
32.43. Габарит (железнодорожного) подвижного состава
Поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, в пределах которого должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и при отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.
Примечание. Габарит железнодорожного подвижного состава — исходное очертание, по которому рассчитывают допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (выполняют вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяют на статические и кинематические.
[пункт 3.1 ГОСТ 9238-2022 Габариты железнодорожного подвижногосостава и приближения строений]
32.44. Конструкционная скорость
Наибольшая скорость движения железнодорожного подвижного состава, заявленная в технической документации.
32.45. [допускаемая скорость движения (железнодорожного) подвижного состава, допускаемая скорость движения]Максимальная скорость движения железнодорожного подвижного состава в прямых, кривых участках железнодорожного пути и по стрелочным переводам, конструкция и техническое состояние которых соответствуют требованиям действующих нормативов.
[статья 3.2.43 ГОСТ 34056-2017. Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения]Примечания:
1. Устанавливается в зависимости от конструкционной скорости железнодорожного подвижного состава с непревышением ее, условий прохождения кривых участков железнодорожного пути, конструкции верхнего строения железнодорожного пути и стрелочных переводов по показателям допустимого воздействия железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь.
2. Нормы допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм устанавливаются распоряжением первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы производственно-хозяйственной деятельности.
[на основе положений «Норм допускаемых скоростей движенияподвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 8 ноября 2016 г. № 2240р]»
32.46. Сформированный состав
Группа сцепленных между собой железнодорожных вагонов.
Примечание. Состав формируется только из грузовых вагонов или пассажирских вагонов локомотивной тяги.
[статья 2.2.37 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
32.47. Коммутационный аппарат
Устройство, предназначенное для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава.
32.48. Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава
Аппаратные и аппаратно-программные средства, осуществляющие функции безопасности.
Примечание. Примерами устройств управления, контроля и безопасности являются: система автоведения, устройства безопасности, системы контроля бодрствования машиниста, системы контроля расхода топлива на тепловозах и др.
[статья 2.3.50 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
32.49. Назначенный срок службы
Календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния.
Назначенный срок службы (железнодорожной техники) — календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.
[статья 97 ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике.Основные понятия. Термины и определения]
32.50. Нечитаемая, неразличимая маркировка
Знак/знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению железнодорожного подвижного состава и его составных частей, затертые или зачищенные до состояния, когда цифры, буквы и рисунки невозможно идентифицировать.
32.51. Свидетельство, выдаваемое органом государственного надзора
Документ, подтверждающий право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом.
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
32.52. Интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях; ППСС
Единая межхозяйственная мультифункциональная аппаратно- программная платформа для обеспечения перехода к малолюдным технологиям в процессе технического и коммерческого осмотра подвижного состава на сортировочных станциях.
Переход к малолюдному режиму работы должен выполняться за счет комплексного подхода к диагностированию и прогнозированию состояния подвижного состава с использованием прямой (основной) и косвенной (дополнительной) информации от одних и тех же источников диагностических данных.
В составе системы должен быть реализован как новый функционал на основе технологий машинного зрения (распознавание инвентарных номеров вагонов, знаков опасности, надписей «с горок не спускать», определение завышения/занижения фрикционных клиньев, наличие и толщины тормозных колодок и др.), лазерного сканирования (выявление отрицательной динамики, нарушений габарита, смещения грузов, повреждений кузова и др.), тензометрии (измерение массы, определение неравномерной загрузки или смещения грузов, обнаружение дефектов поверхности катания колес) и тепловой диагностики (выявление нетормозящих и аварийно-заторможенных колесных пар), так и функционал существующих систем контроля и диагностики подвижного состава: мониторинга нагрева букс вагонов, выявления дефектов буксовых узлов на ранней стадии их развития, систем диагностики состояния поверхности катания и контроля геометрических параметров колес.
[пункт 4.5 Стратегии научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга), утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2018 г. № 769/р]32.53. Устройство обнаружения нагретых букс подвижного состава
Прибор, позволяющий во время движения железнодорожного подвижного состава в автоматическом режиме выявлять буксы, нагретые до температур, угрожающих разрушением или пожаром.