Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
25.1. Подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта
Составные части инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожные устройства электроснабжения, железнодорожные системы автоматики и телемеханики, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства.
[на основе положений абзаца 2 пункта 1 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]25.2. Составные части подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта
Сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасное движение железнодорожного подвижного состава.
25.3. Элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта
Изделие или конструкция, применяемые при строительстве и монтаже составной части подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта.
25.4. Объект инфраструктуры железнодорожного транспорта
Составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей этих подсистем.
[абзац 27 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]25.5. Железнодорожная [магистральная] линия
1. Технологичный комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, ограниченных техническими станциями, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий один или несколько поездо- участков и функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи.
2. Совокупность технических устройств и сооружений, обеспечивающих движение поездов между двумя пунктами.
Железнодорожные линии вместе со станциями образуют сеть железных дорог.
Железнодорожные линии различают:
по количеству путей;
по ширине рельсовой колеи; по роду тяги;
по характеру движения
[пункт 91 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]25.6. Электрифицированная линия
Линия с одним или несколькими электрифицированными главными путями. Участки линий, прилегающие к станциям и электрифицированные только для осуществления маневровых операцией и не электрифицированных на всем их протяжении до следующей станции, учитываются в качестве не электрифицированных линий.
25.7. Малоинтенсивные линии (участки)
Железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, критерии отнесения к которым утверждаются Правительством Российской Федерации.
Примечание. Критерии отнесения железнодорожных путей общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы к малоинтенсивным линиям (участкам):
приведенная грузонапряженность — 5 млн. тонно-километров брутто/км в год и менее; суммарное фактическое движение грузовых и пассажирских поездов — 8 пар поездов в
сутки и менее.
[Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. № 330]25.8. Линии однопутные
Железнодорожные линии, имеющие один главный путь.
25.9. Железнодорожная линия скоростная
Железнодорожная линия, обеспечивающая движение скоростных пассажирских поездов со скоростями движения от 141 до 200 км/ч включительно.
25.10. Особо грузонапряженная железнодорожная линия
Железнодорожная линия с приведенной грузонапряженностью более 150 млн. ткм брутто/км в год.
25.11. Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением
Железнодорожная линия, размеры грузового движения на которой составляют более 60 процентов в среднегодовом исчислении от общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов.
25.12. Железнодорожная линия с преимущественно пассажирским движением
Железнодорожная линия, суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по которой составляют более 60 процентов в среднегодовом исчислении от общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов.
[статья 2.6.8 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
25.13. Выделенные пассажирские железнодорожные линии
Линии, предназначенные только для движения пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч с осевой нагрузкой не более 22,5 тс.
25.14. Категория железнодорожной линии
Показатель функционирования железнодорожной линии, определяемый ее техническими и эксплуатационными параметрами и предназначенный для установления требований к ее устройству при строительстве и содержанию при эксплуатации.
Актуализированная редакция СНиП 32-01-95]
25.15. Железнодорожное направление
Железнодорожная линия или совокупность железнодорожных линий, обеспечивающих транспортные связи между крупными промышленными и административными центрами, портами, погранпереходами.
25.16. Основные железнодорожные направления
Двухпутные электрифицированные, оборудованные автоблокировкой железнодорожные линии, характеризующиеся единой технологией перевозочного процесса в части унифицированных норм и серий локомотивов на полигонах, обеспечивающие приведенную грузонапряженность более 50 млн. ткм брутто/км в год, а также железнодорожные линии стратегического значения.
25.17. [железнодорожный перегон, перегон]1. Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.
[абзац 29 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]
2. Часть железнодорожной линии между смежными раздельными пунктами, состоящая из блок-участков, ограниченных светофорами. На однопутных участках границы перегона обозначают входные светофоры станций, а на двухпутных участках — указатели границ станции и входной светофор смежной станции.
[пункт 208 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]25.18. Межпостовой железнодорожный перегон
Железнодорожный перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.
25.19. Межстанционный перегон
Перегон, ограниченный железнодорожными станциями, разъездами и обгонными пунктами.
25.20. Железнодорожный участок
Часть железнодорожной линии с прилегающей к ней территорией, характеризующейся протяженностью, числом главных путей (однопутные, двухпутные и т.д.), пропускной, провозной способностью, видом тяги поездов.
25.21. Поездо-участок
Часть железнодорожной линии между техническими станциями либо между тупиковой и технической станцией с едиными весовыми нормами грузовых поездов, стабильными размерами движения и единым видом тяги.
25.22. Железнодорожный узел
1. Пункт на пересечении нескольких железнодорожных линий, представляющий собой комплекс технических сооружений и устройств сортировочных, грузовых и пассажирских станций, соединительные пути между станциями, обходные пути, станционные сооружения для пассажиров, депо, технические станции для ремонта и экипировки железнодорожных составов.
[статья 2.6.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
2. Комплекс технологически связанных между собой железнодорожных станций, находящийся в пункте пересечения или примыкания не менее трех железнодорожных линий и предназначенный для обеспечения перевозок грузов и пассажиров, оказания других транспортных услуг.
[пункт 105 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]25.23. Габарит приближения строений
Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого, помимо железнодорожного подвижного состава, не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве связано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновение с другими частями железнодорожного подвижного состав.
25.24. Особо опасные технически сложные объекты инфраструктуры
Тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]
25.25. Плавность хода
Динамический показатель отклонений подвижного состава от первоначального положения в состоянии покоя, который характеризуется ускорениями подвижного состава в вертикальной, горизонтальной и продольно-поперечной плоскостях, измеряемый в его различных элементах подрессоренной и неподрессоренной частях (в кузове на уровне пола экипажа)
с оценкой по отклонениям от нормируемых значений и ранжированием по степени зафиксированных ускорений.
[раздел 2 Инструкции оценки состояния скоростных и высокоскоростных участков пути по критериям плавности хода, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 22 января 2019 г. № 93/р]25.26. Контроль устойчивости хода; КУХ
Система контроля устойчивости хода высокоскоростных поездов Сапсан показывает влияние множество воздействий, обусловленных поведением при контакте и геометрией соприкосновения колеса и рельса, а также различным компонентам тележки.