Главная > идп прил 11 раздел 3

ИДП

(приложение №1 к ПТЭ)

Приложение № 11 к ИДП.
Порядок производства маневровой работы, формирования и пропуска поездов с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами)

Раздел I — IV

III. Следование поездов с взрывчатыми материалами

пункт 12 — 16

12. Вагоны с ВМ на всем пути их следования, включая технологические и непредвиденные остановки, должны находиться под непрерывной охраной караулов, нарядов, отрядов охраны, проводников и сопровождаться (при необходимости) специалистами в соответствии с требованиями, установленными Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Поезда, в составе которых имеются вагоны с ВМ, при следовании по участкам должны находиться под постоянным контролем работников, уполномоченных перевозчиком, которые обязаны осуществлять меры по беспрепятственному и безопасному следованию этих поездов.

Владелец инфраструктуры локальным нормативным актом определяет порядок пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с ВМ, в обход крупных железнодорожных узлов. О предстоящем отправлении поезда, в составе которого имеются вагоны с ВМ, дежурный по станции формирования поезда сообщает диспетчеру поездному.

Особенности перевозки ВМ в эшелонах, воинском транспорте установлены разделом 3.10 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.

 


 

В целях обеспечения дополнительных мер безопасности и исключения рисков при перевозке опасных грузов в ОАО «РЖД» установлен Порядок пропуска транзитных поездов, в составе которых имеются вагоны с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами), в обход крупных железнодорожных узлов, имеющих такие обходы, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 20 ноября 2018 г. № 2445/р.

Данный порядок определяет:

перечень железнодорожных узлов, имеющих обходы, по которым должны пропускаться транзитные поезда, имеющие в своем составе вагоны с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) ;

перечень опасных грузов, транзитные вагоны с которыми должны пропускаться в обход Московского железнодорожного узла по Большому московскому кольцу  (далее — перечень опасных грузов).

За следованием поезда с грузом ВМ устанавливается диспетчерский контроль. Перед отправлением поезда с грузом ВМ с участковых, сортировочных станций (или перед поступлением такого поезда на диспетчерский участок) диспетчер поездной обязан уведомить регистрируемым приказом станции по маршруту следования, а также диспетчеров соседних участков. Дежурным по станции может отправить поезд, в котором есть вагоны с грузами ВМ, со станции только после передачи поездным диспетчером приказа о пропуске этого поезда.

В ряде железнодорожных узлов, расположенных крупных городах имеются обходы, используемые для пропуска поездов для уменьшения масштабов последствий в случае аварийных ситуаций с вагонами, загруженными грузами класса один во время перевозки такие обходы должны использоваться для пропуска поездов, в составе которых есть грузы ВМ. Контроль за пропуском поездов с учетом наличия обходов осуществляет диспетчер поездной.

Особенности перевозки взрывчатых материалов в воинских эшелонах и транспортах, приведенные в настоящих комментариях, определены Правилами перевозок опасных грузов.

Род подвижного состава для перевозки ВМ в составе воинского эшелона устанавливается войсковой частью — грузоотправителем.

ВМ и другие опасные грузы в составе воинских эшелонов могут перевозиться на открытом подвижном составе в танках, самоходных артиллерийских установках, артиллерийских тягачах, бронетранспортерах, автоцистернах, специальных контейнерах и емкостях, в кузовах автомашин и тормозных прицепах, а также в автопоездах на транспортных тележках и полуприцепах при размещении всего автопоезда на одной единице подвижного состава.

Перевозка указанных грузов в отдельных вагонах, в кузовах автомашин и тормозных прицепах, автопоездах на транспортных тележках и полуприцепах допускается при условии упаковки грузов в соответствии с требованиями, предусмотренными в Приложении 11 Правил перевозок ОГ.

Размещение вооружения, военной техники и транспортных машин с ВМ или другими опасными грузами над сцеплением вагонов запрещается.

Размещение и крепление техники с ВМ, принадлежащей воинскому эшелону, должно производиться в соответствии с требованиями технических условий размещения и закрепления вооружения и военной техники на железнодорожном подвижном составе для перевозки в составе воинских эшелонов и транспортов с учетом максимального использования грузоподъемности и вместимости вагонов. Перевозка техники с ВМ, способ размещения и крепления которой не предусмотрен указанными техническими условиями, должна производиться по чертежам, разработанным в соответствии с требованиями технических условий погрузки и крепления грузов.

На чертежах и в пояснительной записке с расчетами должны быть подписи о согласовании их с Министерством обороны.

При погрузке, выгрузке ВМ, принадлежащих воинским эшелонам, организация погрузочно-разгрузочных работ и охраны грузов возлагается на начальника эшелона.

Оформление перевозочных документов на воинский эшелон (транспорт) производится одновременно с погрузкой. При заполнении групповой накладной формы ГУ-27е в графе «Особые отметки» начальник эшелона (транспорта) проставляет против каждого вагона с ВМ отметку: «ВМ», а на лицевой стороне — штемпели, предусмотренные Правилами перевозок ОГ.

Требования к формированию воинского эшелона (транспорта) и минимальные нормы прикрытия должны соответствовать требованиям п.8 – 10.

Вагоны с ВМ, размещенными в танках, бронетранспортерах и другой закрытой боевой технике как боекомплект, прикрытия не требуют.

Не разрешается прицепка к воинскому людскому поезду не принадлежащих эшелону вагонов с ВМ, негабаритными, радиоактивными грузами, цистерн с кислотами, сжиженными газами, легковоспламеняющимися жидкостями, а также цистерн из-под сжиженных газов.

Размещение воинских караулов и сопровождающих специалистов при перевозке ВМ в составе воинского эшелона производится по усмотрению начальника этого эшелона.

Предупреждение начальника эшелона (караула), дежурного по эшелону о предстоящих маневрах с вагонами, занятыми личным составом эшелонов и караулами воинских транспортов, а также о маневровой работе, приеме и отправлении поездов по смежным путям осуществляется работниками железнодорожной станции в порядке, установленном местной инструкцией (п. 3).

Воинские эшелоны и транспорты с вооружением и военной техникой, охраняемые караулами, перегружаются силами и средствами перевалочных баз Министерства обороны. В отдельных случаях силы и средства этих баз могут привлекаться и для перегрузки других эшелонов.

Начальник эшелона (грузоотправитель воинского транспорта) несет ответственность за последствия, вызванные неправильным размещением и креплением вооружения и военной техники с ВМ воинского эшелона (транспорта).

Разъединение вагонов в эшелонах (транспортах) в пути следования не разрешается.

 

13. При наличии в поезде вагонов с ВМ к номеру поезда работниками, уполномоченными перевозчиком добавляются буквы «ВМ», которые вместе с номером поезда должны проставляться в журнале движения поездов, на графике исполненного движения, в письменных разрешениях и предупреждениях, выдаваемых машинисту поезда, в натурных листах и документах, связанных с приемом и отправлением поездов.

 


 

14. Поезда, в составе которых имеются вагоны с ВМ, должны приниматься на специально выделенные владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) пути.

Перед отправлением с участковой, сортировочной станции поезда, в составе которого имеются вагоны с ВМ, диспетчер поездной обязан уведомить дежурных по железнодорожным станциям по маршруту следования такого поезда и диспетчеров поездных соседних диспетчерских участков. При нахождении в поезде вагонов с ВМ, охраняемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, диспетчер поездной ставит об этом в известность начальника ближайшего подразделения (караула) ведомственной охраны, на участке которого расположена железнодорожная станция.

 


 

Секции специального подвижного состава для перевозки ВМ, а также крытые вагоны, платформы и другие вагоны, сформированные по определенным технологическим схемам, расцеплять на всем пути следования без разрешения сопровождающих груз специалистов или начальника воинского караула запрещается. При предъявлении к перевозке ВМ в таких секциях (схемах) грузоотправитель в накладной должен поставить соответствующий штемпель.

При обнаружении смещения или нарушения крепления груза, других коммерческих или технических неисправностей вагонов с ВМ эшелон (транспорт) должен быть задержан для их устранения или замены неисправных вагонов на исправные. В зависимости от характера неисправностей, условий и объема работы она может производиться с отцепкой и последующей подачей на отдельные специализированные для этих целей пути или без отцепки от состава.

Места на станциях, специально выделенные для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ, принадлежащих министерствам обороны, внутренних дел и службе безопасности, должны быть обеспечены грузоотправителем (грузополучателем) необходимыми средствами пожаротушения в зависимости от свойств ВМ, с которыми выполняются грузовые операции, в соответствии с аварийной карточкой. Средства пожаротушения должны быть заблаговременно подготовлены и доставлены на место погрузки (выгрузки) ВМ грузоотправителем (грузополучателем).

Нормы средств пожаротушения и пожарного инструмента, необходимые для обеспечения мест погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ, утверждаются начальником железной дороги совместно с начальником военных сообщений в зависимости от объема погрузки, выгрузки и перегрузки таких грузов в каждом пункте.

Воинские эшелоны снабжаются грузоотправителями средствами пожаротушения по нормам, устанавливаемым Министерством обороны по согласованию с Министерством внутренних дел и железнодорожной администрацией.

Перегрузка груза, следующего в эшелоне, из неисправных вагонов в исправные производится личным составом эшелона, а груза, перевозимого в составе воинского транспорта, за исключением вагонов, входящих в состав секций специального подвижного состава (схем), — силами и средствами железной дороги под руководством и в присутствии специалиста, сопровождающего воинский транспорт, а при его отсутствии — под руководством и в присутствии специалиста, вызываемого военным комендантом железнодорожного участка и станции, а по грузам МВД и службы безопасности — ОСП МВД или начальником станции.

Перегрузка производится в присутствии ответственного представителя железнодорожной станции, утверждаемого приказом начальника железнодорожной станции.

Специалисты обязаны проинструктировать причастных работников железной дороги о правилах ведения работ по выгрузке, погрузке (перегрузке) и креплению ВМ, а также о мерах личной безопасности при выполнении этих работ.

Грузоотправитель (грузополучатель), получив требование от начальника станции, военного коменданта железнодорожного участка и станции, а по грузам МВД и службы безопасности — ОСП МВД, обязан обеспечить немедленный выезд указанного специалиста.

Начальники гарнизонов обязаны по заявкам военных комендантов железнодорожных участков и железнодорожных станций или начальников железнодорожных станций выделять специалистов и, при необходимости, личный состав близлежащих воинских частей для погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивая их соответствующими денежными средствами, включая проезд, независимо от выделенного лимита на указанные цели. По грузам МВД и службы безопасности командиры воинских частей соответственно МВД и службы безопасности выделяют специалистов и личный состав по заявкам ОСП МВД.

 

15. Не допускается оставление поездов с ВМ без локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях.

При возникновении аварийной ситуации допускается временно оставлять состав поезда с ВМ на промежуточной железнодорожной станции без локомотива по письменному указанию владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования). При этом руководители и работники соответствующих подразделений владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) обязаны принять все необходимые меры к ускорению отправления этого поезда по назначению. Оставление вагонов с ВМ без локомотива на промежуточной железнодорожной станции производится в соответствии с требованиями пункта 3.7.9 раздела 3.7 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.

 


 

Отцепка на станциях отдельных вагонов с ВМ по техническим и коммерческим неисправностям от группы вагонов, охраняемых военизированной охраной железной дороги, допускается только в тех случаях, если обеспечивается охрана отцепляемых вагонов. Начальник станции обязан вызвать дополнительный наряд военизированной охраны и после его прибытия отправить исправные вагоны отцепленной группы по назначению.

О случае задержки эшелона (транспорта) дежурный по железнодорожной станции (начальник станции) обязан сообщить уполномоченному работнику региональной дирекции управления движением ОАО «РЖД», а последний – военному коменданту железнодорожного участка и станции, ОСП МВД.

Для охраны отцепленных вагонов начальник эшелона назначает из личного состава караул, обеспечивает его всем необходимым по соответствующим действующим нормам, а железная дорога для его размещения предоставляет бесплатно людской вагон.

 

16. Устранение технических и коммерческих неисправностей, обнаруженных в пути следования у отдельных вагонов с ВМ, сопровождаемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также у вагонов, входящих в состав секций специального железнодорожного подвижного состава (схем), воинских транспортов и эшелонов разрешается производить без отцепки от состава или с отцепкой и подачей указанных вагонов на выделенные для этих целей железнодорожные пути.

Отцепка на железнодорожных станциях отдельных вагонов с ВМ по техническим и коммерческим неисправностям от групп вагонов, охраняемых ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, допускается только в случаях, если обеспечивается охрана отцепляемых вагонов, или отцепляется вся охраняемая нарядом военизированной (ведомственной) охраны группа вагонов. Начальник железнодорожной станции обязан вызвать дополнительный наряд ведомственной охраны и после его прибытия отправить исправные вагоны отцепленной группы по назначению.

Отцепка вагонов от воинских транспортов, а также от групп вагонов, следующих в сопровождении воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя), запрещается. Устранение неисправностей или перегрузка грузов в исправные вагоны производится в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов. По окончании ремонта или перегрузки груза вагоны включаются в состав задержанного транспорта (группы вагонов) и отправляются по назначению в соответствии с локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

При необходимости выполнения текущего отцепочного ремонта <15> вагонов, входящих в состав секции специального железнодорожного подвижного состава для перевозки ВМ, а также специально сформированных схем, такие вагоны допускается отцеплять от секции (схемы) и подавать на ремонтные железнодорожные пути только с согласия и под наблюдением специалиста, сопровождающего груз, и (или) начальника караула. В этом случае весь состав секции (схемы), в которой обнаружен вагон, требующий текущего отцепочного ремонта, задерживается. Отремонтированные вагоны должны быть включены в секции (схемы). Если у порожнего вагона секции (схемы) из-за технической неисправности отсутствует возможность следования до железнодорожной станции назначения, по заявке специалистов, сопровождающих груз, и (или) начальника караула допускается его отцепка от секции (схемы) и отправление по новому назначению с оформлением перевозочных документов.

———————————

<15> Пункт 69 ГОСТ 32884-2014 «Межгосударственный стандарт. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1432-ст (М., «Стандартинформ», 2015).

Во всех указанных случаях задержанные вагоны воинского транспорта, секции специального железнодорожного подвижного состава (схемы), а также группы вагонов с ВМ в сопровождении ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации, воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя) устанавливаются на железнодорожные пути, предусмотренные в локальном нормативном акте владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), рекомендуемый образец которого представлен в приложении N 21 к Инструкции, а в случае его отсутствия на железнодорожных путях необщего пользования — локальным нормативным актом владельца железнодорожных путей необщего пользования для стоянки вагонов с ВМ в соответствии с требованиями пункта 19 настоящего Порядка.

Порядок технического обслуживания и коммерческого осмотра поездов и вагонов с ВМ устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

Порядок безопасного ведения работ с вагонами, гружеными опасными грузами, при техническом обслуживании и текущем ремонте (РД 32 ЦВ 167-2017) утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 4 декабря 2017 г. №2506/р.

При необходимости отцепочного ремонта вагонов, входящих в состав секций специального подвижного состава для перевозки ВМ, а также специально сформированных схем, такие вагоны могут быть отцеплены от секции (схемы) и поданы на ремонтные пути только с согласия и под наблюдением сопровождающего груз специалиста, начальника караула. В этом случае весь состав секции (схемы), в которой обнаружен вагон, требующий отцепочного ремонта, задерживается.

Отремонтированные вагоны должны быть включены в соответствующее место секции (схемы). Если порожний вагон секции (схемы) из-за технической неисправности не может следовать до станции назначения, по заявке сопровождающих груз специалистов или начальника караула он может быть отцеплен от секции (схемы) и отправлен по новому назначению с соответствующим оформлением перевозочных документов.

По окончании ремонта или перегрузки груза вагоны должны быть включены в состав задержанного эшелона и отправлены по назначению.

В тех случаях, когда перегрузка груза невозможна, а ремонт неисправных вагонов может вызвать длительную задержку эшелона, группы вагонов, эти вагоны по согласованию с военным комендантом железнодорожного участка и станции и начальником эшелона ОСП МВД отцепляются от эшелона и после ремонта направляются к месту назначения ближайшим поездом.

Во всех указанных случаях задержанные вагоны воинского транспорта, секции специального подвижного состава (схемы), а также группы вагонов с ВМ в сопровождении военизированной охраны железной дороги, воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя) устанавливаются на пути, предусмотренные в ТРА станции для стоянки вагонов с ВМ.

Порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов устанавливает Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденная Протоколом от 21-22 мая 2009 г. № 50 Совета по железнодорожному транспорту Государств – участников Содружества Независимых Государств.

Возможность и способы ремонта кузова вагона с ВМ, сопровождаемого специалистами грузоотправителя (грузополучателя), устанавливаются этими специалистами, о чем они должны письменно уведомить руководителя работ по ремонту вагонов.

При необходимости смены колесных пар и выкатки тележек у груженого вагона должен обеспечиваться плавный подъем кузова вагона, а при подъеме одной стороны вагона высота подъема, измеряемая у буферного бруса, не должна превышать 650 мм от первоначального положения.

Техническое обслуживание, устранение неисправностей и ремонт вагонов с ВМ должны производиться с соблюдением условий и мер пожарной безопасности.

Коммерческий осмотр поездов и вагонов с ВМ выполняется порядком, изложенным в Едином типовом технологическом процессе коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденном распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 г. № 3116/р.

При проведении визуального коммерческого осмотра с помощью ТСКО, а также в ходе проведения коммерческого осмотра в парках станции визуально проверяется наличие и соответствие аварийной карточки, маркировки и знаков опасности.

При производстве работ с вагонами, загруженными ВМ (техническое обслуживание и ремонт вагонов, погрузочно-разгрузочные и маневровые работы), запрещается:

а) пользоваться для освещения открытым огнем (факелами, фитилями и т.п.), а также керосиновыми и свечными фонарями. Для этих целей разрешается использовать только исправные аккумуляторные или батарейные электрические фонари;

б) производить работы по ремонту и обслуживанию с применением горящих факелов, концов, жаровен, газовой и электрической сварки;

в) курить ближе 100 м от места погрузки, выгрузки, перегрузки ВМ;

г) применять электрические аккумуляторные или батарейные фонари внутри вагона с ВМ.

До начала погрузки (выгрузки) ВМ представители органов транспорта и руководитель погрузки (выгрузки) обязаны предусмотреть порядок рассредоточения имущества, быструю уборку вагонов и отвод автомобилей с ВМ в случае возникновения пожара и при угрозе взрыва на безопасное расстояние.

Порядок следования грузовых автомобилей с ВМ в пределах станции и подход их к месту погрузки (выгрузки) регулируется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя).

Ожидающие погрузки и выгрузки автомобили не могут оставаться даже на короткое время без присмотра водителей; автомобили должны быть удалены на расстояние не менее 25 м от мест погрузки (выгрузки); двигатели должны быть выключены.

Скопление людей и больших партий грузов около подвижного состава с ВМ, а также допуск посторонних лиц на места погрузки и выгрузки этих грузов воспрещается.

Автомобили, применяемые для погрузки, выгрузки, перегрузки ВМ, должны быть исправными и отвечать требованиям безопасности, предусмотренным Правилами перевозки взрывчатых материалов автомобильным транспортом. Автомобили и автопогрузчики, работающие на жидком топливе, должны иметь огнетушители и быть оборудованы искрогасителями; над глушителем оборудуется специальный щит.

Неисправные автомобили и автопогрузчики (без искрогасителей, с выхлопами из глушителя, с установкой зажигания на разрыв путем образования искр на наружных частях свечей, с течью бензобака и бензопровода, с неукрепленными деталями и т.п.) к перевозке грузов и к погрузочно-разгрузочным работам не допускаются.

Используемые для погрузочно-разгрузочных работ с такими грузами краны на автомобильном ходу должны иметь на выхлопных трубах надежные искрогасители, а электрокраны — надежное заземление.

Применяемые для подачи, уборки вагонов с ВМ тепловозы должны, независимо от используемого на них топлива, быть оборудованы противопожарными устройствами в порядке, предусмотренном в пункте 3.11.6 Правил перевозок опасных грузов. Перевозчиком обеспечивается выдача предусмотренного для тепловозов, электровозов противопожарного оборудования только в пределах установленной общей нормы.

Поездные, вывозные, маневровые тепловозы, осуществляющие работу с загруженными ВМ вагонами наряду с другим противопожарным оборудованием должны, быть оснащены искрогасительными (искроулавливающими) устройствами, а также снабжены двумя пенными или порошковыми огнетушителями вместимостью каждого из них не менее 10 литров.

На пожарную охрану железных дорог возлагается специальный надзор за наличием и исправным состоянием средств пожаротушения, пожарного инструмента и оборудования.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх