Главная > идп прил 1 раздел 3

ИДП

(приложение №2 к ПТЭ)

Раздел I — IV

III. Действия при неисправностях автоматической блокировки

пункт 15 — 32

15. Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям индикации на аппаратах управления) первом блок-участке выходной светофор не открывается, допускается отправлять поезд на двухпутный перегон по правильному железнодорожному пути:

1) по пригласительному сигналу на выходном светофоре;

2) по приказу дежурного по железнодорожной станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи или посредством автоматизированной системы:

«Приказ N … время … (час, минут). Разрешаю поезду N … отправиться с … пути по … главному пути при запрещающем показании выходного светофора (… литер) и следовать до первого проходного светофора, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки. ДСП … (фамилия)».

«Приказ N … время … (час, минут). Разрешаю поезду N … отправиться с … пути по … главному пути при запрещающем показании маршрутного светофора (… литер) и следовать до выходного (маршрутного) светофора … литер, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки. ДСП … (фамилия ДСП)».

3) по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I.

 


 

Отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора допускается осуществлять по пригласительному сигналу при обязательно выполнении требований по соблюдению регламента ведения служебных переговоров, изложенных в приложении №20 к ИДП.

Отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора допускается осуществлять по приказу дежурного по железнодорожной станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи. Указанный порядок действий может быть реализован только на железнодорожных станциях, где средства связи оборудованы системой автоматической регистрации переговоров.

При отсутствии на железнодорожной станции системы автоматической регистрации переговоров отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора осуществляется по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I.

Разрешение на бланке формы ДУ-54 заполняет лично дежурный по железнодорожной станции или работник, указанный в ТРА станции. Заполненный бланк формы ДУ-54, дежурный по железнодорожной станции отправления передает машинисту лично или через работника, указанного в ТРА станции.

Рисунок 5.25 – Вариант заполнения пункта 1 разрешения на отправление поезда формы ДУ-54

Рисунок 5.25 – Вариант заполнения пункта 1 разрешения на отправление поезда формы ДУ-54

 

16. На однопутный перегон или по железнодорожному пути двухпутного (многопутного) перегона, оборудованного двусторонней автоматической блокировкой, при запрещающем показании выходного светофора поезд допускается отправлять:

1) по приказу дежурного по железнодорожной станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи или через автоматизированную систему:

«Приказ N … время … (час, минут). Разрешаю поезду N … отправиться с … пути по … главному пути при запрещающем показании выходного светофора (… литер) и следовать до первого проходного светофора, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки. ДСП … (фамилия ДСП)».

«Приказ N … время … (час, минут). Разрешаю поезду N … отправиться с … пути по … главному пути при запрещающем показании маршрутного светофора (… литер) и следовать до выходного (маршрутного) светофора … литер, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки. ДСП … (фамилия ДСП)».

2) по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I.

Отправление поезда на однопутный перегон и по неправильному железнодорожному пути двухпутного перегона по пригласительному сигналу запрещается.

 


 

Отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора допускается осуществлять по приказу дежурного по железнодорожной станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи. Указанный порядок действий может быть реализован только на железнодорожных станциях, где средства связи оборудованы системой автоматической регистрации переговоров.

При отсутствии на железнодорожной станции системы автоматической регистрации переговоров отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора осуществляется по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I.

Разрешение на бланке формы ДУ-54 заполняет лично дежурный по железнодорожной станции или работник, указанный в ТРА станции. Заполненный бланк формы ДУ-54, дежурный по железнодорожной станции отправления передает машинисту лично или через работника, указанного в ТРА станции.

 

17. Перед отправлением поезда на однопутный перегон или по железнодорожному пути двухпутного перегона, оборудованного двухсторонней автоматической блокировкой, при запрещающем показании выходного светофора дежурный по железнодорожной станции обязан:

1) получить приказ диспетчера поездного, подтверждающий свободность перегона (железнодорожного пути) от встречных поездов:

«Разрешаю отправить поезд N … со станции … по главному пути при запрещающем показании выходного светофора литер … Перегон (… главный путь перегона) … от встречных поездов свободен. ДНЦ …».

Такой приказ разрешается передавать на отправление с железнодорожной станции при запрещающем показании выходного светофора одного или нескольких (последовательно отправляемых) попутных поездов;

2) установить блок-систему в направлении отправляющегося поезда;

3) изъять из аппарата ключ-жезл соответствующего перегона (железнодорожного пути перегона). Изъятый ключ-жезл возвращается в аппарат после фактического занятия перегона отправляющимся поездом (после вступления его на первый блок-участок удаления).

Порядок отправления поездов при запрещающем показании выходного светофора на однопутные перегоны без проходных светофоров, не оборудованные устройствами для смены направления <10>, или не оборудованные ключами-жезлами устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования). Отправление поезда в этом случае производится по разрешениям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 16 настоящего Порядка.

———————————

<10> Подпункт 193 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.

На двухпутных и многопутных перегонах с односторонней автоматической блокировкой, оборудованной постоянно действующими устройствами для смены направления с функцией «дача согласия» железнодорожной станцией отправления, позволяющими по неправильному железнодорожному пути обеспечивать движение поездов по сигналам локомотивных светофоров, в случае если выходной светофор на неправильный железнодорожный путь не открывается, то отправление поезда осуществляется в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 16 настоящего Порядка.

На двухпутных и многопутных перегонах с односторонней автоматической блокировкой, оборудованной временными устройствами, позволяющими по неправильному железнодорожному пути обеспечивать движение поездов по сигналам локомотивных светофоров, в случае если выходной светофор на неправильный железнодорожный путь не открывается или отсутствует, отправление поезда производится после прекращения действия автоматической блокировки.

 


 

Приказ диспетчера поездного, подтверждающий свободность перегона (железнодорожного пути) от встречных поездов, записывается дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон в журнал диспетчерских распоряжений формы ДУ-58.

Изъятый из аппарата ключ-жезл не позволяет изменить направление действия автоблокировки.

Отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора на однопутные перегоны без проходных светофоров, не оборудованные устройствами для смены направления, или не оборудованные ключами-жезлами допускается осуществлять по приказу дежурного по железнодорожной станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи. Указанный порядок действий может быть реализован только на железнодорожных станциях, где средства связи оборудованы системой автоматической регистрации переговоров.

При отсутствии на железнодорожной станции системы автоматической регистрации переговоров, отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора на однопутные перегоны без проходных светофоров, не оборудованные устройствами для смены направления движения, или не оборудованные ключами-жезлами осуществляется по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I.

Разрешение на бланке формы ДУ-54 заполняет лично дежурный по железнодорожной станции или работник, указанный в ТРА станции. Заполненный бланк формы ДУ-54, дежурный по железнодорожной станции отправления передает машинисту лично или через работника, указанного в ТРА станции.

После прекращения действия автоматической блокировки устанавливается режим движения по телефонным средствам связи.

Порядок организации движения по телефонным средствам связи изложен в приложении № 5 к ИДП.

 

18. Дежурному по железнодорожной станции запрещается отправлять поезд при запрещающем показании выходного светофора на перегон, оборудованный автоматической блокировкой, не убедившись в свободности первого блок-участка этого перегона.

Если по истечении времени, необходимого на проследование ранее отправленным поездом первого блок-участка, аппараты управления продолжают показывать его занятость, дежурный по железнодорожной станции должен убедиться в свободности первого блок-участка имеющимися в его распоряжении средствами (путем переговоров по устройствам технологической железнодорожной электросвязи с машинистом ранее отправленного поезда, по сообщениям дежурных по переездам и другими доступными средствами связи).

Если в течение 10 минут дежурному по железнодорожной станции не удается выяснить место нахождения ранее отправленного поезда, следующий поезд допускается отправлять при запрещающем показании выходного светофора, но при этом машинист ведущего локомотива перед отправлением с железнодорожной станции предупреждается по устройствам технологической железнодорожной электросвязи или путем отметки на бланке ДУ-54 об отсутствии сведений о свободности первого блок-участка.

Порядок отправления поездов в аналогичных случаях на перегоны с автоматической блокировкой, не имеющие проходных светофоров, в зависимости от системы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и условий работы, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

 


 

Свободность первого блок-участка перегона проверяется по показаниям аппарата-управления, путем ведения переговоров с машинистом ранее отправленного поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи, по сообщениям дежурных по переездам и другими доступными средствами связи.

Машинист ведущего локомотива, получив сообщение об отсутствии сведений о свободности первого блок-участка обязан вести состав со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения до первого проходного светофора автоблокировки и далее осуществлять движение, руководствуясь сигналами автоблокировки (рисунок 5.26).

Рисунок 5.26 – Скорость движения поезда на перегоне при отсутствии сведений о свободности первого блок-участка

Рисунок 5.26 – Скорость движения поезда на перегоне при отсутствии сведений о свободности первого блок-участка

Для обеспечения безопасности движения поездов, ОАО «РЖД» вправе разрабатывать и вводить в действие локальные нормативные акты, учитывающие местные условия, уровень оснащения инфраструктуры, регламентирующие вопросы отправления поездов при запрещающем показании выходного сигнала на перегоны с автоматической блокировкой, не имеющие проходных светофоров.

 

 

19. Проследование отправляющимся поездом маршрутного светофора с запрещающим показанием осуществляется по разрешениям, предусмотренным в пункте 15 настоящего Порядка, после проверки дежурным по железнодорожной станции свободности участка железнодорожного пути, ограждаемого светофором.

 


 

Проверка дежурным по железнодорожной станции свободности участка железнодорожного пути, ограждаемого светофором, может быть выполнена как дежурным по железнодорожной станции лично, так и другим работником службы движения, указанным в ТРА станции.

 

20. Пригласительный сигнал на выходном светофоре, разрешение на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I, приказ дежурного по железнодорожной станции, переданный по устройствам технологической железнодорожной электросвязи или через автоматизированную систему, дают машинисту поезда право проследовать выходной светофор с запрещающим показанием и вести поезд до первого проходного светофора (на перегонах, не имеющих проходных светофоров — до входного светофора смежной железнодорожной станции) на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения, а далее руководствоваться сигналами автоматической блокировки.

При неисправности маршрутного светофора разрешения, указанные в настоящем пункте дают машинисту поезда право проследовать до выходного (или до следующего маршрутного) светофора.

При следовании поезда, отправленного с железнодорожной станции по одному из вышеуказанных разрешений, после вступления поезда на перегон и появления на локомотивном светофоре зеленого, желтого или желтого с красным огней, машинисту поезда разрешается следовать до первого проходного светофора, руководствуясь сигнальными показаниями локомотивного светофора если есть сведения о свободности первого блок-участка.

При белом огне локомотивного светофора или отсутствии сведений о свободности первого блок-участка машинист поезда должен следовать до первого проходного светофора на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, на железнодорожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч, а далее по сигналам автоматической блокировки.

 


 

Движение поездов по путям общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования со скоростью не более 15 км/ч позволяет обеспечить должный уровень безопасности движения поездов, путем обеспечения возможности осуществления немедленной остановки подвижного состава при возникновении такой необходимости.

 

21. При неисправности группового светофора отправление поездов производится по приказу дежурного по железнодорожной станции или по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I в соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 15 или в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.

 


 

Отправление поезда при неисправности группового светофора допускается осуществлять по приказу дежурного по железнодорожной станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи. Указанный порядок действий может быть реализован только на железнодорожных станциях, где средства связи оборудованы системой автоматической регистрации переговоров.

При отсутствии на железнодорожной станции системы автоматической регистрации переговоров, отправление поезда при неисправности группового светофора осуществляется по разрешению на бланке ДУ-54 с заполнением пункта I.

Разрешение на бланке формы ДУ-54 заполняет лично дежурный по железнодорожной станции или работник, указанный в ТРА станции. Заполненный бланк формы ДУ-54, дежурный по железнодорожной станции отправления передает машинисту лично или через работника, указанного в ТРА станции (рисунок 5.27).

Пример заполнения бланка ДУ-54

Рисунок 5.27 – Пример заполнения бланка ДУ-54

 

22. При неисправности на выходном светофоре маршрутного указателя направления (белого цвета) отправление поездов производится по открытому выходному светофору. В этом случае дежурный по железнодорожной станции должен сообщить машинисту поезда лично, по устройствам технологической железнодорожной электросвязи, посредством автоматизированной системы или через одного из станционных работников, связанных с движением поездов, о неисправности указателя и о готовности маршрута в направлении следования поезда.

 


 

Рекомендуемая форма сообщения дежурного по железнодорожной станции лично или по устройствам технологической железнодорожной электросвязи фиксируемый на регистраторе переговоров:

«Время …час., …минут. Разрешаю поезду №… отправиться с ______ пути по ______ пути перегона «..» по разрешающему показанию выходного светофора … литер. Маршрутный указатель на выходном светофоре … литер неисправен. Маршрут отправления готов. ДСП станции «…».

 

23. При неисправности повторителей светофоров или участков приближения и удаления на аппарате управления (табло) прием и отправление поездов должны осуществляться по автоматической блокировке на основании переговоров дежурного по железнодорожной станции (по устройствам технологической железнодорожной электросвязи) с диспетчером поездным, дежурными смежных железнодорожных станций, машинистами поездов и работниками подразделений владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования). В процессе приготовления маршрутов приема и отправления поездов дежурный по железнодорожной станции при возникновении несоответствий в индикации аппарата управления должен соблюдать порядок, установленный в приложении N 14 к Инструкции.

 


 

Порядок организации приема, отправления поездов в условиях нарушения работоспособного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях изложен в приложении №14 к ИДП.

 

24. Если индикация на аппарате управления показывает занятость перегона при фактической его свободности и при этом требуется изменить направление движения (на однопутных перегонах, на двухпутных или многопутных перегонах с двусторонней автоматической блокировкой или на двухпутных и многопутных перегонах с односторонней автоматической блокировкой, оборудованной постоянно действующими устройствами для смены направления с функцией «дача согласия» железнодорожной станцией отправления, позволяющими по неправильному железнодорожному пути обеспечивать движение поездов по сигналам локомотивных светофоров, при невозможности сменить направления движения при помощи основного режима), то при наличии вспомогательного режима смены направления движения осуществляется по приказу диспетчера поездного, передаваемому дежурным смежных железнодорожных станций, ограничивающих перегон, после предварительной проверки его свободности:

«Разрешаю изменить направление движения по автоблокировке на перегоне … (по … пути перегона …) с нечетного на четное с помощью кнопок (рукояток) вспомогательного режима. Перегон (… путь перегона) от поездов свободен. ДНЦ …».

Получив такой приказ, дежурные смежных железнодорожных станций выполняют смену направления движения на перегоне ответственными командами вспомогательного режима смены направления движения. Изменив направление движения, дежурные смежных железнодорожных станций должны по индикации на аппарате управления убедиться в том, что установлено требуемое направление движения на перегоне. О снятии пломб с кнопок вспомогательного режима или изменения показаний счетчиков нажатий делается запись в журнале осмотра железнодорожных путей, стрелочных переводов, устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, связи и контактной сети (далее — журнал осмотра).

После изменения направления движения отправление поездов производится по открытому выходному светофору, а в случаях, если соответствующий сигнал не открывается — в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящего Порядка.

 


 

Приказ диспетчера поездного, подтверждающий свободность перегона (железнодорожного пути) от встречных поездов, записывается дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон в журнал диспетчерских распоряжений формы ДУ-58.

Порядок использования вспомогательного режима смены направления движения изложен в Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ (приложение к ТРА станции).

 

25. На станциях с диспетчерским управлением при неисправности выходного светофора, отправление поезда производится только при свободном от встречных поездов перегоне и при установленном для отправляемого поезда направлении движения по приказу диспетчера поездного, передаваемому машинисту поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи:

«Разрешаю поезду N … отправиться со станции … с … пути при запрещающем показании выходного светофора. ДНЦ (фамилия ДНЦ)».

При наличии такого приказа машинисту разрешается отправиться с железнодорожной станции и вести поезд на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения, до первого проходного светофора, а далее по сигналам автоматической блокировки.

На двухпутных и многопутных перегонах с односторонней автоматической блокировкой, оборудованной временными устройствами, позволяющими в неправильном направлении (по неправильному железнодорожному пути) обеспечивать движение поездов по сигналам локомотивных светофоров, в случае, если выходной светофор на неправильный железнодорожный путь не открывается или отсутствует, отправление поезда производится после прекращения действия автоматической блокировки.

На участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, после вступления поезда на перегон машинист поезда действует в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Порядка.

Если железнодорожная станция находится на резервном управлении, отправление поезда при неисправном выходном светофоре производится в соответствии с требованиями пунктов 15 и 16 настоящего Порядка.

 


 

В процессе передачи приказа диспетчера поездного необходимо выполнять требования регламента ведения служебных переговоров, изложенных в приложении №20 к ИДП.

Движение поездов по путям общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования со скоростью не более 15 км/ч позволяет обеспечить должный уровень безопасности движения поездов, путем обеспечения возможности осуществления немедленной остановки подвижного состава при возникновении такой необходимости.

После прекращения действия автоматической блокировки устанавливается режим движения по телефонным средствам связи.

Согласно п. № 80 ПТЭ К неисправностям, при которых нужно прекращать действие автоблокировки относятся:

—         погасшие сигнальные огни на двух или более расположенных подряд светофорах на перегоне независимо от показаний локомотивного светофора;

—         наличие разрешающего огня на выходном или проходном светофоре
при занятом блок-участке;

—         невозможность смены направления, в том числе с помощью вспомогательного режима на однопутном перегоне или при отправлении поезда по неправильному железнодорожному пути на двухпутном перегоне с двусторонней автоматической блокировкой, а также на многопутных перегонах по железнодорожному пути с двусторонней автоматической блокировкой с однопутными правилами движения. Пользование автоматической блокировкой в установленном направлении при этом допускается;

—         невозможность открытия выходного светофора при свободном перегоне, не имеющем проходных светофоров и не оборудованном ключом-жезлом.

В этих случаях организация движения по телефонным средствам связи позволяет обеспечить безопасность движения поездов.

Порядок организации движения по телефонным средствам связи изложен в приложении № 5 к ИДП.

При передаче железнодорожной станции на резервное управление обязанности по выполнению операций по приему и отправлению поездов осуществляет работник, указанный в ТРА станции.

 

26. На однопутных перегонах, оборудованных автоматической блокировкой на двухпутных и многопутных перегонах, оборудованных постоянно действующими устройствами для организации движения по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивного светофора, если диспетчеру поездному не удается изменить направление движения и открыть выходной светофор вследствие показания занятости перегона при фактической его свободности, закрывать действие автоматической блокировки не требуется. В этом случае диспетчер поездной, установив свободность перегона, и при наличии в системе диспетчерской централизации режима ответственных команд вспомогательной смены направления движения, изменяет направление автоматической блокировки. Диспетчер поездной, убедившись по индикации на аппарате управления в том, что изменение направления произошло, производит отправление поездов в соответствии с настоящим Порядком.

Если диспетчеру поездному не удается изменить направление автоматической блокировки при помощи ответственной команды, железнодорожные станции, ограничивающие перегон, переводятся на резервное управление со вступлением на дежурство работников железнодорожной станции, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, и вспомогательная смена направления автоматической блокировки производится в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка.

Если при использовании вспомогательного режима невозможно произвести смену направления движения, действие автоматической блокировки прекращается, и движение на данном перегоне осуществляется по телефонным средствам связи.

 


 

При передаче железнодорожной станции на резервное управление обязанности по выполнению операций по приему и отправлению поездов осуществляет работник, указанный в ТРА станции.

Порядок организации движения по телефонным средствам связи изложен в приложении № 5 к ИДП.

 

27. Диспетчер поездной при поступлении информации о срабатывании устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава и о переключении входного или проходного светофора с разрешающего на запрещающее показание, обязан:

1) вызвать по устройствам технологической железнодорожной электросвязи машиниста поезда, при проследовании которого сработало устройство контроля схода железнодорожного подвижного состава, и сообщить ему приказ:

«Внимание! Машинист поезда N …. Немедленно остановитесь! Сработало устройства контроля схода подвижного состава! ДНЦ (фамилия ДНЦ)».

2) исключить отправление на соседний железнодорожный путь поездов встречного или попутного направления на двухпутных и многопутных участках.

В случае если такой поезд был ранее отправлен на перегон, диспетчер поездной (дежурный по железнодорожной станции) сообщает машинисту отправленного поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи о месте срабатывания устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава.

Машинист поезда встречного направления, получив по устройствам связи от диспетчера поездного (дежурного по железнодорожной станции) сообщение об остановке поезда на соседнем железнодорожном пути, должен снизить скорость до 20 км/ч и проследовать состав стоящего поезда с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. После проследования, стоящего на соседнем железнодорожном пути поезда и отсутствия препятствия для движения, машинист сообщает об этом диспетчеру поездному (дежурному по железнодорожной станции) и ведет далее поезд по показаниям светофоров.

Машинист поезда, при проследовании которого сработало устройство контроля схода железнодорожного подвижного состава, после остановки поезда обязан направить помощника машиниста для осмотра поезда с обеих сторон, с целью обнаружения волочения деталей и (или) сошедших с рельсов колесных пар железнодорожного подвижного состава. О результатах осмотра и принятых мерах машинист докладывает диспетчеру поездному.

При управлении поездом машинистом без помощника машиниста порядок осмотра поезда при срабатывании устройства контроля схода подвижного состава устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

В случае устранения причины срабатывания или при ложном срабатывании устройства контроля схода подвижного состава диспетчер поездной при участии ответственного лица диспетчерского центра управления перевозками посылает ответственную команду на открытие входного светофора.

В дальнейшем, до восстановления устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава, открытие входного светофора диспетчер поездной осуществляет с помощью ответственной команды <11>. Если входной светофор не открывается, поезд вводится на железнодорожную станцию в соответствии с требованиями приложения N 19 к Инструкции или посредством автоматизированной системы. В случае невозможности передачи диспетчером поездным ответственной команды на открытие входного светофора, железнодорожная станция передается на резервное управление и открытие входного светофора осуществляется работником железнодорожной станции, на которого возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов.

———————————

<11> Подпункт 3.9 пункта 3 ГОСТ 33896-2016.

Проезд переключенного при срабатывании устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава проходного светофора с запрещающим показанием осуществляется в соответствии с требованиями приложения N 9 к Инструкции или посредством автоматизированной системы.

 


 

В процессе ведения переговоров между диспетчером поездным, машинистом, дежурным по железнодорожной станции, необходимо выполнять требования регламента ведения служебных переговоров, изложенных в приложении №20 к ИДП.

Движение поездов по путям общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования со скоростью не более 15 км/ч позволяет обеспечить должный уровень безопасности движения поездов, путем обеспечения возможности осуществления немедленной остановки подвижного состава при возникновении такой необходимости.

Машинист сообщает по устройствам технологической железнодорожной электросвязи диспетчеру поездному (дежурному по железнодорожной станции) о результатах осмотра по следующей форме:

«Состав поезда №…, находящегося на пути №… станции «…» осмотрен. Сход подвижного состава, волочащиеся детали не обнаружены. Номер хвостового вагона совпадает с номером, указанным в натурном листе поезда. Поездной сигнал присутствует. Осмотр состава поезда произвел «Должность» «ФИО». Машинист «ФИО».

Для обеспечения безопасности движения поездов, ОАО «РЖД» вправе разрабатывать и вводить в действие локальные нормативные акты, учитывающие местные условия, уровень оснащения инфраструктуры, регламентирующие порядок осмотра поезда при срабатывании устройства контроля схода подвижного состава при управлении поездом машинистом без помощника машиниста.

При передаче железнодорожной станции на резервное управление обязанности по выполнению операций по приему и отправлению поездов осуществляет работник, указанный в ТРА станции.

Порядок организации приема и отправления поездов, в том числе на участках, оборудованных системой телеуправления изложен в приложении №9 к ИДП.

 

28. При перерыве действия всех видов связи, но при исправном действии автоматической блокировки (на аппарате управления свободность участков удаления) движение поездов на двухпутных перегонах производится по сигналам автоматической блокировки только по правильному железнодорожному пути. В этих случаях на однопутных перегонах использовать автоматическую блокировку для отправления поездов разрешается только железнодорожной станции, отправляющей поезда в преимущественном (нечетном) направлении при условии, что направление автоматической блокировки на этой железнодорожной станции на момент перерыва связи соответствует движению поездов в нечетном направлении.

В случае если на момент перерыва действия всех видов связи автоматическая блокировка была установлена в четном направлении, первый поезд допускается отправить железнодорожной станции преимущественного направления (нечетного) лишь по истечении времени, необходимого для проследования перегона четным поездом с прибавлением 10 минут с момента перерыва действия всех видов связи, при условии, что в течение всего этого времени на аппарате управления присутствовала индикация свободности перегона. При наличии на железнодорожной станции преимущественного направления (нечетного) одиночного локомотива он отправляется первым. Для отправления первого поезда (локомотива, специального самоходного подвижного состава) дежурный по железнодорожной станции должен сменить направление автоматической блокировки на нечетное, изъять ключ-жезл и открыть выходной светофор. С первым поездом (локомотивом, специальным самоходным подвижным составом) пересылается письменное извещение, и с этого момента до восстановления действия связи движение поездов должно осуществляться согласно правилам для однопутных перегонов, установленным в главе II приложения N 7 к Инструкции.

 


 

Порядок организации движения поездов при перерыве действия всех систем интервального регулирования движения поездов и связи изложен в приложении №7 к ИДП.

 

29. Действие автоматической блокировки прекращается при следующих неисправностях:

1) наличие разрешающего огня на выходном или проходном светофоре при занятом блок-участке;

2) невозможность смены направления, в том числе с помощью вспомогательного режима на однопутном перегоне или при отправлении поезда <12> по неправильному железнодорожному пути на двухпутном перегоне с двусторонней автоматической блокировкой, а также на многопутных перегонах по железнодорожному пути с двусторонней автоматической блокировкой с однопутными правилами движения. Пользование автоматической блокировкой в установленном направлении при этом допускается;

———————————

<12> Подпункт 2.7.51 пункта 2.7 ГОСТ 34530-2019.

3) невозможность открытия выходного светофора при свободном перегоне, не имеющем проходных светофоров и не оборудованном ключом-жезлом.

В случаях появления запрещающего показания (погасших огней) на двух и более расположенных подряд проходных светофорах на перегоне при фактически свободных блок-участках диспетчер поездной вправе прекратить действие автоматической блокировки и установить движение на перегоне по телефонным средствам связи.

Машинист поезда при обнаружении неисправности автоматической блокировки обязан сообщить об этом дежурному ближайшей железнодорожной станции (диспетчеру поездному) и машинистам сзади идущих поездов, а при неисправности, указанной в подпункте 1 пункта 29 настоящего Порядка, кроме того, немедленно остановить поезд.

При наличии разрешающего огня на локомотивном светофоре, поезду разрешается проследовать безостановочно проходной светофор с погасшим огнем, руководствуясь показаниями локомотивного светофора.

После остановки поезда перед выходным или проходным светофором с разрешающим показанием (или после их проезда) при занятом блок-участке машинист поезда возобновляет движение после освобождения блок-участка поездом: на железнодорожной станции — по указанию дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного), на перегоне — следует на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования — не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, далее руководствуясь показаниями светофоров.

Дежурный по железнодорожной станции, получив сообщение о неисправности автоматической блокировки на перегоне или обнаружив ее неисправность по индикации на аппаратах управления, обязан:

а) прекратить отправление поездов на данный перегон (по данному железнодорожному пути), закрыть выходные светофоры;

б) сообщить по устройствам технологической железнодорожной электросвязи машинистам поездов, находящихся на перегоне, и предупредить их о неисправностях;

в) сообщить о неисправности автоматической блокировки диспетчеру поездному;

г) сделать соответствующую запись в журнале осмотра и сообщить уполномоченному работнику владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

На участках с диспетчерской централизацией указанные действия выполняет диспетчер поездной.

Действие автоматической блокировки прекращается приказом диспетчера поездного, и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи.

Перед передачей приказа о переходе на телефонные средства связи при движении поездов, а также о возобновлении движения поездов по автоматической блокировке диспетчер поездной должен убедиться через дежурных смежных железнодорожных станций в свободности межстанционного перегона.

На двухпутных перегонах, оборудованных автоматической блокировкой, приказ о восстановлении действия автоматической блокировки передается до освобождения межстанционного перегона от поездов, отправленных по правильному железнодорожному пути.

 
 

Участники переговоров обязаны выполнять требования регламента ведения служебных переговоров, изложенных в приложении №20 к ИДП.

Движение поездов по путям общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования со скоростью не более 15 км/ч позволяет обеспечить должный уровень безопасности движения поездов, путем обеспечения возможности осуществления немедленной остановки подвижного состава при возникновении такой необходимости.

Порядок организации движения по телефонным средствам связи изложен в приложении № 5 к ИДП.

Свободность перегона проверяется по показаниям аппарата-управления, путем ведения переговоров с машинистом ранее отправленного поезда по устройствам технологической железнодорожной электросвязи, по сообщениям дежурных по переездам и другими доступными средствами связи.

На двухпутных перегонах, оборудованных автоматической блокировкой, приказ о восстановлении действия автоматической блокировки передается до освобождения межстанционного перегона от поездов, отправленных по правильному железнодорожному пути, так как при возобновлении действия автоматической блокировки интервальное регулирование на перегоне будет осуществляться посредством показаний проходных светофоров, установленных на перегоне, что в должной степени обеспечивает безопасность движения поездов и сократит время восстановления движения поездов по основным средствам интервального регулирования.

 

30. После прекращения пользования автоматической блокировкой и перехода на телефонные средства связи машинистам поездов передаются бланки ДУ-50 или приказ в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка, которые являются разрешением на проследование выходного светофора с запрещающим показанием в порядке, предусмотренном приложением N 9 к Инструкции.

Проследование маршрутных светофоров с запрещающим показанием после прекращения пользования автоматической блокировкой производится в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка.

 


 

Порядок организации приема и отправления поездов, в том числе на участках, оборудованных системой телеуправления изложен в приложении №9 к ИДП.

Рисунок 5.28 – Вариант заполнения путевой записки на бланке ДУ- 50

Рисунок 5.28 – Вариант заполнения путевой записки на бланке ДУ- 50

 

31. На железнодорожных станциях с диспетчерским управлением, при неисправности автоматической блокировки по указанию диспетчера поездного на железнодорожных станциях, ограничивающих перегон, вступают на дежурство работники железнодорожной станции, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов.

Если раздельные пункты, ограничивающие перегон с неисправной автоматической блокировкой, не обслуживаются дежурным по железнодорожной станции, то после прекращения действия автоматической блокировки отправление поездов на свободный перегон с таких раздельных пунктов при наличии у диспетчера поездного контроля положения железнодорожных путей и стрелочных переводов до вступления на работу дежурных по железнодорожной станции производится по приказу диспетчера поездного, передаваемому машинисту поезда:

«Автоблокировка на перегоне … не действует. Поезду N … разрешаю отправиться со станции … и следовать до входного светофора станции …, а далее руководствоваться его показанием. ДНЦ …».

Приказ диспетчера поездного о закрытии автоматической блокировки в этих случаях передается только на железнодорожную станцию, где есть дежурный по железнодорожной станции. Отправление поездов с этой железнодорожной станции после закрытия автоматической блокировки осуществляется по бланкам ДУ-50, при этом в случаях отправления поезда на однопутный перегон или по неправильному железнодорожному пути двухпутного перегона с двусторонней автоматической блокировкой бланк ДУ-50 разрешается передавать лишь по получении дежурным по железнодорожной станции приказа диспетчера поездного следующего содержания:

«Перегон … (… главный путь перегона …) от поездов свободен. Разрешаю отправить поезд N … ДНЦ …».

Указанный приказ записывается в журнале поездных телефонограмм.

 


 

При передаче железнодорожной станции на резервное управление обязанности по выполнению операций по приему и отправлению поездов осуществляет работник, указанный в ТРА станции.

При передаче приказов, диспетчер поездной обязан выполнять требования регламента ведения служебных переговоров, изложенных в приложении №20 к ИДП.

 

32. Если поезд следует с несколькими действующими локомотивами или с подталкивающим локомотивом, идущим на весь перегон, письменные разрешения на отправление вручаются только машинисту ведущего локомотива. Машинисты остальных локомотивов должны руководствоваться сигналами машиниста ведущего локомотива.

 


 

Разрешение на бланке ДУ-50 заполняет лично дежурный по железнодорожной станции или работник, указанный в ТРА станции. Заполненный бланк формы ДУ-50, дежурный по железнодорожной станции отправления передает машинисту локомотива отправляемого поезда лично или через работника, указанного в ТРА станции.

 

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх