Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
26.1. Общие понятия
26.1.1. [железнодорожный путь, путь]1. Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
2. Инженерное сооружение, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями и нагрузками, передаваемыми от колесной пары на рельсы, состоящее из нижнего и верхнего строений:
нижнее строение – земляное полотно, искусственные водоотводные и укрепительные сооружения и т.п.;
верхнее строение – балластный слой, шпалы, рельсы со скреплениями, стрелочные переводы, противоугоны и т.п.
[пункт 103 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.1.2. Электрифицированный путь
Путь, снабженный воздушным контактным проводом или контактным рельсом с целью сделать возможной электрическую тягу.
26.1.3. Железнодорожные пути общего пользования
Железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации «]
26.1.4. Железнодорожные пути необщего пользования
Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации «]
26.1.5. Владелец железнодорожного пути необщего пользования
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта
«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»]
26.1.6. Железнодорожные пути и стрелочные переводы, переданные в ведение
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, переданные в ведение подразделений ОАО «РЖД» для управления эксплуатацией и содержанием в пределах станционной территории.
Примечания:
1. Исключение составляют железнодорожные пути: главные; приемо-отправочные; сортировочные (сортировочно-отправочные); для стоянки вагонов, в том числе, поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами), для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.
2. Управление эксплуатацией железнодорожных путей осуществляется руководителем структурного подразделения, использующего железнодорожные пути в производственно-хозяйственной деятельности.
3. Содержание железнодорожных путей и стрелочных переводов осуществляется балансодержателем.
[на основе положений «Порядка передачи управления эксплуатацией,содержания путей и стрелочных переводов в ведение подразделений ОАО «РЖД» в пределах станционной территории», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 3 декабря 2018 г. № 2553/р]
26.1.7. Эксплуатационные параметры железнодорожного пути
Характеристика, предназначенная для установления требований к содержанию железнодорожного пути при эксплуатации и ремонте.
К эксплуатационным параметрам железнодорожного пути относят: класс, специализацию, группу железнодорожного пути, проектную (расчетную) максимальную грузонапряженность, проектную (расчетную) максимальную скорость, ширину колеи, тип пути, тип рельсов.
[пункт 2.50 Правил назначения ремонтов железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2021 г. № 2888/р]26.1.8. Класс железнодорожного пути
Эксплуатационный параметр железнодорожного пути, зависящий от грузонапряженности и допускаемой скорости движения поездов. На многопутных участках класс железнодорожного пути определяется для каждого из путей.
26.1.9. Группа железнодорожного пути
Эксплуатационный параметр железнодорожного пути, определяющий разделение железнодорожного пути на диапазоны по специализациям.
26.1.10. Классификация железнодорожных путей
Структурирование железнодорожного пути на классы и группы для назначения видов ремонта.
26.1.11. Сплетения и совмещения путей
Часть путей двухпутного участка, где одна рельсовая колея смонтирована на другую и уложена по общим шпалам при помощи двух крестовин без стрелок для сплетений и одной крестовины и одной стрелки для совмещений. При этом смонтированные пути могут иметь разную ширину колеи. Применяют
для необходимости временно освободить земляное полотно при производстве различных видов ремонтных работ в стесненных условиях.
[пункт 3.2 ГОСТ 33535-2015. Соединения и пересечения железнодорожных путей. Технические условия]26.1.12. Главные пути
1. Пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.
2. Путь главный — железнодорожный путь на перегоне, предназначенный для движения организованных поездов, а также путь раздельного пункта, являющийся продолжением путей, прилегающих перегонов. Поезда, следующие через раздельный пункт без остановки, пропускаются, как правило, по главному пути, поэтому, в отличие от других путей раздельных пунктов, верхнее строение главного пути устанавливается того же типа, что и на перегонах. В зависимости от числа главных путей различают однопутные, двухпутные и многопутные железнодорожные пути.
[пункт 273 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.1.13. Путь боковой
Приемо-отправочный путь, при входе на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.
26.1.14. Специализированный по направлению железнодорожный
путь
Железнодорожный путь, оборудованный средствами сигнализации для
организации движения железнодорожных поездов в одном направлении. [статья 2.7.6 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные
понятия. Термины и определения]
26.1.15. Правильный железнодорожный путь
Путь, по которому движение железнодорожного подвижного состава осуществляется в специализированном направлении.
26.1.16. Неправильный железнодорожный путь
Железнодорожный путь, по которому осуществляется движение железнодорожного подвижного состава в направлении, противоположном специализированному направлению.
26.1.17. Бесстыковой железнодорожный путь
1. Железнодорожный путь, содержащий сварные рельсовые плети.
2. Конструкция железнодорожного пути, представляющая собой чередование участков пути со сварными плетями длиной до 800 м и более, в том числе равной длине блока-участка, перегона или неограниченной длины с участками звеньевого пути, участками пути в виде стрелочных или уравнительных пролетов.
[пункт 3.3 ГОСТ 34665-2020. Рельсы железнодорожные, сваренные электроконтактным способом. Технические условия]26.1.18. Станционный железнодорожный путь
1. Железнодорожный путь в границах железнодорожной станции, назначение которого определяется производимыми на нем операциями.
2. Станционные пути — железнодорожные пути, расположенные в границах раздельных пунктов с путевым развитием. Станционные пути включают: главные пути в пределах станции, приемо- отправочные пути, вытяжные пути, сортировочные пути, горочные пути, погрузочно- выгрузочные пути, деповские пути, а также ходовые пути для локомотивов, соединительные пути, пути стоянки пожарных и восстановительных поездов и отдельных пассажирских вагонов, весовые, перегрузочные пути и т.д.
Кроме того, к станционным путям относятся пути специального назначения: предохранительные тупики, улавливающие тупики. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками путей.
[на основе положений пункта 323 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.1.19. Путь безостановочного пропуска
Станционный боковой путь, предназначенный для безостановочного пропуска поездов, оборудованный сигнализацией безостановочного пропуска и напольными устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
[на основе положений статьи 2.7.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]26.1.20. Станционный пост централизации
Пост на железнодорожной станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов.
26.1.21. Станционный вытяжной путь
Железнодорожный путь, как правило, тупиковый, обеспечивающий выполнение маневровых операций по перестановке с одного пути на другой путь групп вагонов, а также расформирование, формирование, осаживание составов поездов.
26.1.22. Профилированный вытяжной путь
Это вытяжной путь для расформирования составов, имеющий уклон в сторону сортировочного парка.
26.1.23. Соединительный путь
Станционный путь, служащий для соединения основных станционных путей и парков путей друг с другом, с грузовыми площадками, складами, пунктами ремонта подвижного состава.
26.1.24. Внутристанционные соединения
Внутристанционные соединительные пути и при необходимости участки главных станционных путей, соединяющие отдельные парки станции, оборудованные системами интервального регулирования движения поездов, а также прилегающие к станции перегоны, ведущие на пути необщего пользования, если движение по ним осуществляется поездным порядком (вне
зависимости от их принадлежности владельцу инфраструктуры или владельцу пути необщего пользования).
[Комментарии к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г.№ 2603/р]
26.1.25. Парк железнодорожных путей
Группа станционных железнодорожных путей одинакового назначения и примыкающие к ним стрелочные горловины.
Примечание. по назначению различают парки железнодорожных путей — приема, отправления, сортировочный, отстоя, объединенный, приемо-отправочный и т.д.
[статья 19 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
26.1.26. Приемо — отправочный путь
Станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправлением поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов на однопутных линиях и ожиданием обгона более срочными поездами.
26.1.27. Приемо-сдаточные [выставочные] пути
Определенные договором на подачу-уборку вагонов, договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку на них вагонов, об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту железнодорожные пути в пределах станции или на подъездном пути для выполнения приемосдаточных операций.
26.1.28. Сортировочный путь
Станционный путь, предназначенный для накопления составов и групп вагонов и формирования одногруппных и групповых поездов, а также для вагонов под погрузку или выгрузку, требующих ремонта, с опасными грузами и т.д.
26.1.29. Сортировочно-отправочный железнодорожный путь
Железнодорожный путь, предназначенный для накопления вагонов, выполнения маневровой работы и отправления сформированных составов на железнодорожный участок.
[пункт 3.58 СП 225.1326000.2014 Станционные здания, сооружения и устройства]26.1.30. Пути погрузочно-выгрузочные
Станционные пути грузового района, оборудованные грузовыми устройствами, предназначенные для стоянки железнодорожного подвижного состава во время проведения грузовых операций. Погрузочно-выгрузочный путь может быть сквозным, тупиковым или повышенным.
26.1.31. Пути обгонные
Ходовые пути для локомотивов, обгонных пунктов и разъездов.
Пути на станциях (разъездах), предназначенные для обгона поездов и, в необходимых случаях, для перевода поезда с одного главного пути на другой, а также для передвижения локомотивов из/ под/под составов поездов из/в локомотивное депо и др.
[пункт 268 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.1.32. Тракционные пути [деповские пути]Станционные пути локомотивного и вагонного хозяйства. К ним относятся пути, на которых осуществляется ремонт локомотивов и вагонов в депо, пути экипировки локомотивов, а также пути кратковременной стоянки готовых к работе локомотивов.
[пункт 495 Памятки ОСЖД Р 305-1 «Рекомендации по терминологии«Статистика железнодорожного транспорта». Краткий Глоссарий»]
26.1.33. Пути прочие
Пути для стоянки пассажирских и грузовых вагонов и составов, взвешивания вагонов, перегрузки, снабжения льдом вагонов-ледников и др.
26.1.34. Длина станционного пути
Протяженность станционного пути. Различают полную и полезную длину
пути.
Полная длина пути, это расстояние между стыками рамных рельсов
стрелочных переводов, ограничивающих данный путь (полная длина сквозного пути), или расстояние от стыка рамного рельса стрелочного перевода, ведущего
на данный путь, до упора (полная длина тупикового пути). Полезной длиной пути называется та часть полной его длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая движения по соседним путям.
[пункт 79 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.1.35. Сортировочная система
Совокупность парков приема, отправления, сортировочного, сортировочно-отправочного (при наличии) и транзитного парков, сортировочной горки и вытяжных путей формирования железнодорожных подвижных составов, объединенных в единую технологию.
26.1.36. [трасса железнодорожного пути, трасса]Геометрическая линия в трехмерном пространстве, совпадающая в вертикальной плоскости с осью пути, а в горизонтальной – с уровнем бровки земляного полотна (новая железнодорожная линия) или головки рельса (существующая железная дорога).
[Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / под ред. Н.С. Конарева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003]26.1.37. План линии (трассы)
Проекция трассы на горизонтальную плоскость.
26.1.38. [продольный профиль пути, проектная линия]Развертка трассы на вертикальную плоскость.
[Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / под ред. Н.С. Конарева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003]26.1.39. Уклон
Элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии, который для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно – спуском.
26.1.40. Спуск затяжной
Спуск при следующих значениях крутизны и протяженности: крутизной от 0,008 до 0,010, протяженностью 8 км и более; крутизной более 0,010 до 0,014, протяженностью 6 км и более; крутизной 0,014 до 0,017, протяженностью от 5 км и более; крутизной 0,017 до 0,020, протяженностью от 4 км и более; крутизной 0,020 и круче, протяженностью от 2 км и более.
26.1.41. Непогашенное ускорение
Часть квазистатического поперечного горизонтального ускорения единицы железнодорожного подвижного состава (секции, вагона), действующего вдоль оси колесной пары при движении в круговой кривой, некомпенсированная возвышением наружного рельса
26.1.42. Пикет; ПК
Точка разметки расстояния на железнодорожных линиях с шагом в 100 м. [статья 2.7.16 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные
понятия. Термины и определения]
26.1.43. Пикетный знак
Знак разметки расстояния на железнодорожных линиях с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
26.1.44. Путевой участок
Часть железнодорожного пути определенного технологического назначения.
26.1.45. Предмаршрутный участок
Путевой участок, находящийся перед железнодорожным светофором и не включенный в состав маршрута, состояние которого при отмене маршрута определяет интервал времени размыкания маршрута.
[статья 65 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
26.1.46. Участок приближения
Путевой участок железнодорожного перегона, на котором фиксируется наличие железнодорожного подвижного состава, приближающегося к железнодорожной станции или переезду.
26.1.47. Участок удаления
Путевой участок железнодорожного перегона, на котором фиксируется наличие железнодорожного подвижного состава, удаляющегося от железнодорожной станции или переезда.
Примечание. По направлению от железнодорожной станции или железнодорожного переезда различают первый, второй, третий участки удаления или приближения.
[статья 67 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]26.1.48. Защитный участок
Путевой участок, предназначенный для безопасной автоматической остановки железнодорожного поезда бортовыми локомотивными устройствами перед занятым путевым участком.
26.1.49. Путевой знак
Постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий.
26.1.50. Особые путевые знаки
Границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны.
Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
26.1.51. Гарантийный участок
Участок, ограниченный пунктами технического обслуживания, протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда.
26.1.52. Горно-перевальный участок
Участок железнодорожного пути, имеющий переломы продольного профиля, затяжные подъемы и спуски с приведенным уклоном не менее 8 ‰ в сочетании с кривыми малого радиуса, расположенный в горных условиях, где требуется применение продолжительного (усиленного) режима тяги и обеспечения особых условий работы тормозных средств (при этом возможно ограничение скорости в режиме тяги из-за нагрева электродвигателей электровозов) для обеспечения движения поездов расчетного веса.
26.1.53. Компонент железнодорожного пути
Отдельная конструкция или сооружение железнодорожного пути, рассматриваемая учетной политикой как составная часть комплексного основного средства — железнодорожного пути.
26.1.54. Двухпутная вставка
Двухпутный участок на грузонапряженных однопутных линиях, оборудованных автоматической блокировкой или диспетчерской централизацией. Двухпутные вставки обеспечивают безостановочное скрещение поездов. При поэтапном увеличении пропускной способности линии двухпутные вставки удлиняются на весь перегон, а затем – на всю линию.
26.1.55. Железнодорожный переезд
Пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
[абзац 16 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]
26.1.56. Железнодорожный пешеходный переход
Пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов.
26.1.57. Длинные неровности пути в плане
Неровности в пути в плане длиной более 40 м.
26.1.58. Путевое хозяйство
Одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входит верхнее строение пути с искусственными сооружениями (мосты и тоннели); объекты производственного назначения; предприятия, обеспечивающие текущее содержание пути и его обустройств.
26.1.59. Предприятия путевого хозяйства
Предприятия железнодорожной инфраструктуры, которые осуществляют текущее содержание и ремонт железнодорожного пути, а также обеспечивают техническое снабжение.
26.1.60. Путевые работы
Комплекс взаимосвязанных операций, направленных на обеспечение надежности железнодорожного пути и безопасности движения поездов с установленными скоростями и весовыми нормами. Состоит из неотложных и плановых работ.
26.1.61. Путевое оборудование
Все оборудование, расположенное на железнодорожном пути, предназначенное для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями (объекты управления, исполнительная и контрольная аппаратура автоматической блокировки, автоматической
локомотивной сигнализации и электрической централизации, переездной сигнализации и т.д., располагаемые вне помещений (на «поле»).
[пункт 265 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
26.2. Верхнее строение железнодорожного пути
26.2.1. Верхнее строение железнодорожного пути
Составная часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес железнодорожного подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
[статья 2.7.23 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]26.2.2. Балластная призма
Составная часть верхнего строения железнодорожного пути — минеральный сыпучий материал, уложенный на основную площадку земляного полотна и имеющий определенный гранулометрический состав, обеспечивающий горизонтальную и вертикальную устойчивость железнодорожного пути при воздействии нагрузок от железнодорожного подвижного состава и температурных изменений.
26.2.3. Выплеск
Зона локального загрязнения балласта под шпалами, возникающая вследствие потери балластом дренирующих свойств.
26.2.4. Рельсошпальная решетка
Рельсы и шпалы, соединенные между собой с помощью промежуточных рельсовых скреплений.
26.2.5. Новая рельсошпальная решетка
Рельсошпальная решетка, собранная на новых или инвентарных рельсах, новых железобетонных шпалах и скреплениях.
26.2.6. Старогодная рельсошпальная решетка
Рельсошпальная решетка, собранная из старогодных элементов верхнего строения пути, годных для повторной укладки в путь. По согласованию с заказчиком ремонтно-путевых работ в конструкцию старогодной рельсошпальной решетки допускается включать новые элементы рельсовых скреплений. Процент или количество новых элементов рельсовых скреплений должны быть отражены в спецификации.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2022 г. № ЦДРП-175/р]26.2.7. Рельс
Стальное изделие в виде специального фасонного профиля, состоящее из головки, шейки, подошвы и предназначенное для верхнего строения рельсовых путей железнодорожного магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайных путей, а также для крановых и подвесных путей.
Примечание. Рельсовые пути изготавливаются для поездов, кранов, тележек и тельферов, а также для другого подъемно-транспортного оборудования и других передвижных, поворотных и вращающихся конструкций. Рельсы для кривых участков рельсовых путей железнодорожного транспорта дополнительно маркируют.
[статья 2.7.28 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
26.2.8. Нетермоупрочненный рельс (Ндп. «сырой» рельс, незакаленный рельс, необработанный рельс)
Рельс, не подвергнутый термическому упрочнению по всей его длине. [статья 29 ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего
строения рельсовых путей. Термины и определения]
26.2.9. [термически упрочненный рельс, термоупрочненный рельс, закаленный рельс] (Ндп. каленый рельс)
Термически обработанный рельс, который подвергался закалке по всей его длине, с последующим отпуском или самоотпуском с целью повышения прочностных свойств рельсового металла для увеличения эксплуатационной стойкости, надежности и долговечности.
Примечание. К термически упрочненным рельсам могут быть отнесены объемно- закаленные и поверхностно-закаленные рельсы
[пункт 32 ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнегостроения рельсовых путей. Термины и определения]
26.2.10. Инвентарные рельсы
Многократно используемые короткие (12,5-25,0 м) одиночные рельсы, на которых собирается и укладывается в путь рельсошпальная решетка, впоследствии заменяемые плетями бесстыкового пути.
[пункт 3.1.2а СП 447.1325800.2019 Железные дороги в районах вечной мерзлоты. Основные положения проектирования]
26.2.11. Головка рельса
Верхний элемент рельса, расположенный над его шейкой и непосредственно соприкасающийся в процессе работы с колесами подвижного состава.
26.2.12. Подошва рельса
Нижняя часть рельса, опирающаяся через прокладку на подкладку или непосредственно через прокладку на рельсовую опору в процессе работы.
26.2.13. Шейка рельса (Ндп. стойка рельса)
Элемент рельса, расположенный между его головкой и подошвой перпендикулярно к плоскости подошвы и предназначенный для создания большей жесткости рельса и возможности крепления накладок.
[статья 65 ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения]26.2.14. [поверхность катания рельса, рабочая поверхность головки рельса, верхняя поверхность головки рельса, ходовая поверхность рельса, верхняя грань головки рельса]Поверхность, непосредственно воспринимающая контактное усилие колес подвижного состава.
[статья 75 ГОСТ Р 50542-93. Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения]26.2.15. Подуклонка
Угол наклона плоскости подрельсовой площадки к продольной оси шпалы, измеряемый в вертикальной плоскости.
26.2.16. Реборда подкладки
Элемент подкладки, расположенный между ее подрельсовой площадкой и полкой, выступающий над ними и предназначенный для удержания рельса в закрепленном состоянии в процессе его эксплуатации.
26.2.17. Рельсовый стык
Место соединения рельсов в рельсовую нить сваркой или с помощью стыковых накладок и болтов.
26.2.18. Изолирующий стык (рельсовой цепи)
Конструкция железнодорожного пути, соединяющая два конца рельсов между собой и предназначенная для разделения железнодорожного пути на рельсовые цепи.
26.2.19. Уравнительный стык
Рельсовый стык особой конструкции, допускающей значительные продольные перемещения конца одного рельса относительно другого.
26.2.20. [рельсовая колея, колея]1. Составная часть верхнего строения пути, являющаяся направляющей для колес железнодорожного подвижного состава, состоящая из двух нитей, установленных на определенном расстоянии одна от другой и прикрепленных к шпалам, брусьям или плитам.
[статья 2.7.29 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]2. Два рельса (рельсовые нити), расположенных на определенном расстоянии один от другого и прикрепленных рельсовыми скреплениями к подрельсовому основанию (шпалам, плитам и др.) железнодорожного пути. Колея служит направляющей для колес подвижного состава.
[на основе положений пункта 124 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.2.21. Рельсовый путь
Пара рельсов, по которым могут передвигаться железнодорожные транспортные средства и которые содержатся и обслуживаются управляющим инфраструктурой. Исключаются линии метро, трамвайные пути и линии городского легкорельсового транспорта.
26.2.22. Ширина колеи
Расстояние между двумя рельсами, измеренное между внутренними краями головок рельсов железнодорожного пути.
По этому параметру различают железные дороги:
широкой колеи (более 1435 мм) — 1520, 1524, 1600, 1676,1765,2134 мм;
нормальной колеи — 1435 мм;
узкой колеи (менее 1435 мм) – 1372, 1067,1009, 1000, 914, 891, 760, 750,
610, 600 мм.
[пункт 377 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.2.23. Рельсовая нить
Последовательно лежащие рельсы, примыкающие концами друг к другу и соединенные между собой стыковыми скреплениями или сваркой.
Примечание. В кривых участках рельсовых путей различают наружную и внутреннюю рельсовые нити, а на двухпутных участках — откосную и внутреннюю рельсовые нити.
[статья 2.7.30 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
26.2.24. Рельсовая плеть
1. Рельс, имеющий длину более 100 м, изготовленный сваркой из более коротких рельсов.
2. Рельс, сваренный из нескольких стандартных, как правило, термически обработанных рельсов, укладываемый в бесстыковой путь.
[пункт 293 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.2.25. Паспорт рельса
Документ, сопровождающий партию отгруженных с завода- производителя рельсов, содержащий информацию об изготовителе рельсов, грузополучателе, плавкам (номеру) рельсов, длине, категории, маркировке рельсов, химическому составу рельсовой стали, физико-механическим свойствам.
26.2.26. Ось железнодорожного пути
Условная линия, проходящая посередине рельсовой колеи.
26.2.27. Пологая кривая
Криволинейный участок железнодорожного пути, имеющий радиус от 3000 м и более.
Для пологих кривых переходные кривые не устраиваются.
[статья 2.7.32 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]26.2.28. Кривые малых радиусов
Железнодорожные кривые радиусами менее 350 м, в которых для предупреждения заклинивания колес при вписывании подвижного состава требуется уширение нормальной рельсовой колеи.
26.2.29. [рельсовая опора, подрельсовое основание, шпала]1. Составная часть верхнего строения железнодорожного пути, служащая для фиксирования рельсов в устойчивом положении, обеспечения постоянства геометрических размеров и положения рельсовой колеи в плане и профиле, а также для передачи давления от железнодорожного подвижного состава и рельсов на нижнее строение пути непосредственно или через балластную призму.
[статья 2.7.33 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]2. Опора для рельсов железнодорожного пути в виде поперечного лежня, укладываемого под оба рельса. Шпалы предназначены для восприятия давления от рельсов, передачи на балластное (или бетонное) основание пути и обеспечения правильного и неизменного положения рельсовых нитей в процессе длительной эксплуатации. Шпалы — традиционный и наиболее распространенный тип подрельсового основания.
[пункт 378 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.2.30. Эпюра шпал
Количество шпал на 1 километр железнодорожного пути. Стандартные значения для России 2000, 1840, 1600 либо 1440 шпал/километр. В основном применяется эпюра 1840 шт/км (46 шпал на 25 метров) на прямых участках и 2000 шт/км на кривых участках пути, на мостах, в тоннелях и при использовании бесстыкового пути.
26.2.31. Железнодорожные рельсовые скрепления
Элементы железнодорожного пути, обеспечивающие соединение рельсов между собой (стыковые) и рельсов с рельсовыми опорами (промежуточные), а также обеспечивающих постоянство геометрических размеров положения рельсовой колеи в плане и профиле.
Примечание. При использовании железобетонных и металлических рельсовых опор железнодорожные рельсовые скрепления обеспечивают также электрическую изоляцию рельсов и рельсовых опор.
[статья 2.7.34 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
Стрелочные переводы
26.2.32. Железнодорожный стрелочный перевод
Составная часть верхнего строения железнодорожного пути, разветвляющий рельсовый путь на два пути и предназначенный для перемещения железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.
[статья 2.7.35 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]26.2.33. Железнодорожная стрелка
Часть железнодорожного стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма остряков.
Примечание. При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелка входит и крестовина.
[статья 2.7.36 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
26.2.34. Железнодорожная стрелка централизованная
Железнодорожная стрелка, остряки которой, а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник, переводятся и контролируются специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта.
Основные понятия. Термины и определения]
26.2.35. Железнодорожная стрелка нецентрализованная
Железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.
26.2.36. Стрелочная горловина
Сосредоточение железнодорожных стрелочных переводов в конце парка железнодорожных путей.
[статья 20 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]26.2.37. Стрелочный пост
Один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления, обслуживаемых одним дежурным стрелочного поста.
26.2.38. Стрелочный район
Группа смежных стрелочных постов, находящихся под контролем одного старшего дежурного стрелочного поста.
26.2.39. Одиночная стрелка
Железнодорожная стрелка, управляемая и контролируемая независимо от других железнодорожных стрелок.
26.2.40. Спаренная стрелка
Железнодорожная стрелка стрелочного съезда, управление и контроль положения остряков и подвижных сердечников стрелочных крестовин которой общий со второй стрелкой стрелочного съезда.
26.2.41. Перекрестная стрелка
Железнодорожный стрелочный перевод, реализующий в пределах своих габаритов возможности перекрестного стрелочного съезда для движения железнодорожного подвижного состава в любом направлении.
26.2.42. Стрелка в пути
Железнодорожная стрелка, находящаяся в пределах полезной длины приемо-отправочного пути.
[статья 30 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
26.2.43. Стрелка с двойным управлением
Централизованная стрелка, имеющая возможность передачи ее на управление с местного поста.
26.2.44. Стрелка с магистральным питанием
Централизованная стрелка, в которой на время перевода электродвигатель железнодорожного стрелочного привода подключается к общей магистрали электропитания.
26.2.45. Стрелочный макет
Устройство имитации положения централизованной стрелки при выключении ее фактического контроля для сохранения возможности пользования железнодорожными светофорами.
26.2.46. Стрелочный соединитель
Электрический соединитель в разветвленной рельсовой цепи, предназначенный для пропуска сигнального и тягового токов на путевом ответвлении.
26.2.47. Рамный рельс
Изготовленная из обычного рельса деталь стрелки, имеющая необходимое количество болтовых отверстий и скошенную часть головки рельса для укрытия остряка.
26.2.48. Стрелочная крестовина
Часть железнодорожного стрелочного перевода или ромбовидного скрещения железнодорожных путей в виде клиновидного сердечника и двух усовиков, обеспечивающая безопасное для движения железнодорожного подвижного состава пересечение правого рельса одного пути с левым рельсом другого пути.
[статья 35 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
26.2.49. Подвижной сердечник стрелочной крестовины
Переводимая часть стрелочной крестовины с непрерывной поверхностью катания.
26.2.50. Остряк стрелочного перевода
Деталь стрелочного перевода, полученная в результате обработки острякового рельса.
26.2.51. Остряковый рельс
Рельс, имеющий специальный профиль и предназначенный для изготовления остряков стрелочных переводов, остряков уравнительных стыков. [пункт 3.1.11 ГОСТ 34666-2020 Элементы сварные соединений и
пересечений железнодорожных путей. Технические условия]
26.2.52. Внешний замыкатель для стрелочных переводов
Механическое устройство запирания остряка с рамным рельсом или подвижного сердечника с усовиком стрелочной крестовины, установленное вне корпуса электрического железнодорожного стрелочного электропривода на рамном рельсе и остряке или подвижном сердечнике и элементах крестовины
26.2.53. Замыкающие устройства и запорные приспособления
Устройства, предназначенные для обеспечения контролируемого замыкания остряка, прижатого к рамному рельсу (подвижного сердечника, прижатого к усовику), с целью повышения безопасности движения поездов
26.2.54. Железнодорожный стрелочный привод
Устройство, предназначенное для механического перемещения подвижных частей железнодорожного стрелочного перевода.
Примечания:
1. По виду используемой энергии различают механический, ручной, электрический, гидравлический, пневматический железнодорожные стрелочные приводы.
2. По месту установки различают правостороннюю и левостороннюю установки железнодорожного стрелочного привода. Сторона установки железнодорожного стрелочного привода определяется по противошерстному движению по железнодорожной стрелке.
3. По реакции железнодорожного стрелочного привода на взрез стрелки различают взрезной и невзрезной стрелочные приводы.
[статья 26 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
26.2.55. Гарнитура электропривода
Совокупность конструктивных элементов, предназначенных для соединения железнодорожного стрелочного привода с железнодорожным стрелочным переводом и передачи усилия от привода на остряк или сердечник крестовины.
Примечание. В зависимости от вида крепления стрелочного электропривода гарнитура может быть расположена в шпальных ящиках или в полом брусе.
[пункт 3.1.1 ГОСТ 33721-2016. Гарнитуры электроприводов, внешние замыкатели для стрелочных переводов. Требования безопасности и методы контроля]26.2.56. Стрелочный контрольный замок
Устройство, предназначенное для контроля положения нецентрализованной стрелки при условии плотного прилегания остряка к рамному рельсу и исключающее ее перевод после извлечения ключа стрелочного контрольного замка или срабатывания внутреннего электромагнитного замыкателя.
26.2.57. Стрелочный съезд
Два железнодорожных стрелочных перевода, уложенные относительно друг друга так, что железнодорожный подвижной состав может переходить с одного параллельного железнодорожного пути на другой при переведенном положении стрелок.
26.2.58. Перекрестный стрелочный съезд
Два перекрещивающихся стрелочных съезда, предназначенные для перевода железнодорожного подвижного состава любого направления движения с одного параллельного железнодорожного пути на другой.
[статья 34 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
26.3. Нижнее строение железнодорожного пути
26.3.1. Нижнее строение железнодорожного пути
Составная часть железнодорожного пути, включающая земляное полотно с искусственными сооружениями.
[пункт 169 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]Примечание. К искусственным сооружениям относятся искусственные водоотводные и укрепительные сооружения и т.п.
[на основании положений пункта 103 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1,утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
Земляное полотно
26.3.2. Комплекс сооружений земляного полотна
Комплекс сооружений, включающий собственно земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения.
[пункт 3.22 СП 238.1326000.2015 Свод правил. Железнодорожный путь]26.3.3. Земляное полотно
1. Инженерное грунтовое сооружение в виде насыпей, выемок, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок и полунасыпей-полувыемок, служащее основанием для верхнего строения железнодорожного пути и воспринимающее нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава.
2. Комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно воспринимает нагрузку от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя ее на нижележащий естественный грунт.
[пункт 110 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.3.4. Обочина земляного полотна
Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна.
26.3.5. Бровка земляного полотна
Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета.
[пункт 25 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]26.3.6. Откосы земляного полотна
Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью.
26.3.7. Насыпь
Инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и/или техногенных грунтов, в пределах которого вся поверхность, основная площадка, земляного полотна располагается выше уровня поверхности земли.
26.3.8. Выемка
Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю, при этом вся поверхность, основная площадка, земляного полотна располагается ниже уровня поверхности земли.
26.3.9. Основная площадка земляного полотна
Верх земляного полотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земляного полотна, а также обочины.
26.3.10. Несущая способность основной площадки земляного полотна
Способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки, воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода.
26.3.11. Устойчивость земляного полотна
Способность конструкции земляного полотна сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил.
26.3.12. Прочность грунтов земляного полотна
Способность грунтов земляного полотна и его основания воспринимать действующие нагрузки без разрушения.
26.3.13. Специфические грунты
Грунты, обладающие специфическими свойствами, которые под действием природных факторов или динамической нагрузки изменяют свои прочностные или деформационные характеристики.
26.3.14. Слабое основание земляного полотна
Основание земляного полотна, сложенное грунтами, в которых под воздействием поездной нагрузки, веса верхнего строения пути и земляного полотна могут возникать остаточные деформации, а земляное полотно терять устойчивость.
26.3.15. Дефекты земляного полотна
Отклонения конструктивных параметров земляного полотна от нормируемых значений.
26.3.16. Деформации земляного полотна (железнодорожного пути)
Остаточные и сезонные осадки, поднятия и смещения, повреждения или разрушения земляного полотна или его элементов от природных и (или) техногенных воздействий, включая поездную нагрузку.
26.3.17. Длинные неровности пути в продольном профиле
Длинные натурные неровности в профиле, вызванные деформациями земляного полотна, представляющие собой лощины длиной более 25 м с амплитудой от 25 мм между пиками, как правило, по обеим рельсовым нитям.
26.3.18. Морозное пучение грунтов
Внутриобъемное деформирование промерзающих влажных грунтов, приводящее к увеличению их объема вследствие кристаллизации поровой и мигрирующей воды с образованием кристаллов и линз льда.
26.3.19. Защитный слой
Специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.
26.3.20. Противодеформационные сооружения
Сооружения, устраиваемые для предупреждения появления деформаций земляного полотна или стабилизации деформирующегося земляного полотна.
26.3.21. Армогрунтовые конструкции
Конструкции из грунта, армированного металлическими и (или) геосинтетическими элементами (полосами, сетками, геосетками, георешетками, геоячейками).
26.3.22. Геосинтетические материалы
Синтетические материалы на основе полимеров, применяемые в конструкциях земляного полотна и его обустройствах.
26.3.23. Дренажи
Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.
26.3.24. Застенный дренаж
Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.
26.3.25. Водоотводное сооружение земляного полотна
Сооружение в земляном полотне открытого или закрытого типа, предназначенное для защиты от размыва или переувлажнения, сбора атмосферных, поверхностных и грунтовых вод и отвода их от земляного полотна.
26.3.26. Защитное сооружение земляного полотна
Постоянное или временное поверхностное, или заглубленное сооружение земляного полотна, предназначенное для защиты от неблагоприятных природных воздействий на конструкции железнодорожного пути.
[статья 2.7.42 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]26.3.27. Укрепительное сооружение земляного полотна
Покрытие откосов насыпей, выемок, конусов мостов, кюветов, канав, дна водоотводных сооружений и русел вблизи и в составе малых искусственных сооружений, предназначенное для предотвращения повреждений земляного полотна.
26.4 Искусственные сооружения
26.4.1. Искусственное сооружение
Сооружение, возводимое на пересечениях железной дороги с водными преградами, другими железными дорогами, автомобильными дорогами, глубокими ущельями, горными хребтами, застроенными городскими территориями, а также возводимое для обеспечения перехода людей и животных через железнодорожные пути и обеспечения устойчивости земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях и условиях рельефа местности.
[статья 2.7.26 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]26.4.2. Железнодорожный мост
Искусственное сооружение, по которому железнодорожный путь пересекает препятствие.
26.4.3. Пролет
Расстояние между осями смежных опор.
26.4.4. Пролетное строение моста
Конструкция, перекрывающая пролет между конструкциями моста. Предназначается для движения транспорта. Основные части пролетного строения: проезжая часть моста, главные фермы моста, связи.
[Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]
26.4.5. Ферма
Рама с треугольной решеткой, служащая балкой.
26.4.6. Главная ферма моста
Основная несущая конструкция пролетного строения моста.
Воспринимает нагрузку от проезжей части и передает ее на опоры. [Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / под ред. Н.С. Конарева. –
М.: Большая Российская энциклопедия, 1994]
26.4.7. Железнодорожный тоннель
Искусственное сооружение, по которому железнодорожный путь пересекает высотное или контурное препятствие.
26.4.8. Водопропускная труба
Искусственное сооружение, устраиваемое в теле железнодорожной насыпи для пропуска водного потока.
26.4.9. Скотопрогон
Искусственное сооружение, пересекающее железнодорожный путь ниже уровня движения железнодорожного подвижного состава и предназначенное для прогона скота и/или движения мигрирующих животных.
26.4.10. Путепровод пешеходный
Искусственное сооружение мостового типа, предназначенное для перехода над станционными железнодорожными путями.
26.4.11. Виадук железнодорожный
Искусственное сооружение мостового типа, предназначенное для размещения железнодорожного пути над естественной выемкой в рельефе.
26.4.12. Эстакада железнодорожная
Искусственное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролетов и предназначенное для перехода железнодорожного пути занятой территории или транспортных потоков над уровнем земли.
26.4.13. Акведук
Мост для перехода водовода над понижением рельефа на его трассе. [статья 135 ГОСТ Р 70214-2022 Гидротехника. Основные понятия.
Термины и определения]
26.4.14. Гидротехнические сооружения
Плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
«О безопасности гидротехнических сооружений»]
26.4.15. Водопропускное сооружение
Сооружение, предназначенное для пропуска воды в заданном направлении.
Термины и определения]
26.5. Техническое содержание железнодорожного пути
26.5.1. Ремонт (железнодорожного) пути
1. Комплекс путевых работ по обновлению верхнего строения пути с полной или частичной заменой его изношенных элементов, очисткой балласта, выправкой пути в продольном профиле и плане, с восстановлением дефектных мест земляного полотна.
[пункт 2.44 Правил назначения ремонтов железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2021 г. № 2888/р]
Примечание. Работы по ремонту железнодорожного пути подразделяются на следующие виды:
капитальный ремонт 1 уровня — капитальный ремонт железнодорожного пути с использованием новых материалов (КРН);
капитальный ремонт 2 уровня — капитальный ремонт железнодорожного пути с использованием старогодных материалов (КРС);
капитальный ремонт 3 уровня — сплошная замена рельсов в период между капитальными ремонтами на участках бесстыкового железнодорожного пути с грузонапряженностью более 25 млн. ткм брутто/км в год, сопровождаемая работами в объемах среднего (код — РС) или подъемочного (код — РП) ремонта железнодорожного пути;
капитальный ремонт 4 уровня (ремонты ШС и ШП) — сплошная смена шпал, сопровождаемая работами, предусмотренными для ремонтов с кодами ШС и ШП в таблице
4.1 настоящих Правил.
сплошная смена рельсов и металлических частей стрелочных переводов (Р); средний ремонт железнодорожного пути (С);
подъемочный ремонт железнодорожного пути (П); капитальный ремонт стрелочных переводов (Ксп); планово-предупредительная выправка (В).
[на основе положений пункта 4.1 Правил назначения ремонтовжелезнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2021 г. № 2888/р]
2. Путевые работы по обновлению верхнего строения пути с полной или частичной заменой его элементов, очисткой балласта, выправкой пути в продольном профиле и плане с оздоровлением земляного полотна.
[пункт 298 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]26.5.2. Ремонт искусственных сооружений
Комплекс работ по предупреждению и устранению отказов в эксплуатируемых искусственных сооружениях, обеспечению длительного срока их службы.
26.5.3. [планово-предупредительная выправка, выправка пути]1. Исправление железнодорожного пути в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами.
[статья 2.7.15 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
2. Комплекс мероприятий по ремонту железнодорожного пути и расположенных на нем стрелочных переводов, направленный на восстановление равноупругости подшпального основания и уменьшения степени неравномерности отступлений по уровню и в плане, а также просадок железнодорожного пути.
Также планово-предупредительная выправка может назначаться на участках ремонта железнодорожного пути прошлого периода по результатам его обкатки.
Планово-предупредительная выправка на участках скоростного и высокоскоростного движения назначается для предупреждения возникновения неисправностей рельсовых скреплений и геометрии рельсовой колеи.
[пункт 4.7 Правил назначения ремонтов железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2021 г. № 2888/р]26.5.4. Капитальный ремонт верхнего строения пути
Замена рельсошпальной решетки с применением новых или старогодных материалов с восстановлением дренирующих свойств балластной призмы и выполнением отдельных работ по земляному полотну и искусственным сооружениям.
26.5.5. Модернизация железнодорожного пути
Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с заменой отдельных элементов конструкции на иные, улучшающие показатели функционирования.
26.5.6. Реконструкция железнодорожного пути
Комплекс строительных работ железнодорожного пути и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей или его назначения.
26.5.7. Разборка рельсошпальной решетки
Полная разборка конструкции рельсошпальной решетки на отдельные элементы (рельсы, шпалы, скрепления).
26.5.8. Сборка рельсошпальной решетки
Сборка рельсошпальной решетки в единую конструкцию из новых или годных для повторной укладки в путь элементов верхнего строения пути.
[Приложение № 2 к распоряжению ЦДРП, утвержденному от 7 июля 2022 г. № ЦДРП-175/р]
26.5.9. Снятие рельсошпальной решетки
Снятие звеньев рельсошпальной решетки с пути при выполнении модернизации, реконструкции и ремонта верхнего строения железнодорожного пути.
26.5.10. Снятая рельсошпальная решетка
Рельсошпальная решетка, снятая с пути при выполнении модернизации, реконструкции и ремонта верхнего строения железнодорожного пути.
26.5.11. Укладка рельсошпальной решетки
Укладка звеньев рельсошпальной решетки на земляное полотно или балластную призму.