Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»
Общие понятия
28.1. Железнодорожная автоматика и телемеханика; ЖАТ, СЦБ Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта,
включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.
[абзац 10 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]28.2. Система железнодорожной автоматики и телемеханики
Совокупность технических средств, обеспечивающая контроль и управление с установленным уровнем безопасности движения стационарными путевыми и подвижными объектами железнодорожного транспорта.
Примечание. По месту размещения различают постовые и напольные технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики.
[статья 2 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.3. Техническая эксплуатация железнодорожной автоматики и телемеханики
Комплекс работ, необходимых для обеспечения требуемого качества функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики от включения в эксплуатацию до реконструкции или замены, включающий в себя
технологическое и техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и хранение железнодорожной автоматики и телемеханики, а также техническое сопровождение программного обеспечения микропроцессорных устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
[статья 3 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.4. Проектирование железнодорожной автоматики и телемеханики
Адаптация технических средств систем железнодорожной автоматики и телемеханики для конкретного объекта по типовым или индивидуальным проектным решениям.
28.5. Интервальное регулирование движения поездов
Способ регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения путем установления заданных интервалов попутного следования и направления движения поездов по железнодорожным перегонам.
28.6. Система интервального регулирования движения поездов;
СИРДП
Система железнодорожной автоматики и телемеханики, предназначенная для обеспечения интервального регулирования движения поездов на перегоне.
[статья 2.9.5 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]28.7. Технология «Виртуальная сцепка»
Инновационная технология интервального регулирования движения поездов на основе обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов.
28.8. Интеллектуальная система автоматизированного вождения поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине локомотивами; ИСАВП-РТ-М
Система предназначена для осуществления автоматизированного управления локомотивами с целью исполнения графика движения по маршруту с учетом постоянных и временных ограничений, продольно-динамических усилий и выбора рационального режима ведения в плане, минимизации расхода
электроэнергии, в том числе и при вождении поездов по технологии
«Виртуальная сцепка».
Посредством ИСАВП-РТ-М осуществляется вождение соединенных грузовых поездов повышенной массы и длины с объединенной тормозной магистралью и распределенными по длине поезда локомотивами, реализуя удаленное управление ведомым локомотивом с ведущего локомотива.
[на основе положений Инструкции о порядке движения поездов по технологии интервального регулирования «виртуальная сцепка», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 5 августа 2020 г. № 1193]28.9. Реперный датчик
Пассивный датчик, служащий для корректировки координаты поезда при проследовании заранее определенных географических точек в системах интервального регулирования с изменяемым интервальным разграничением и цифровым радиоканалом.
28.10. Точка прицельного торможения
Место, в котором согласно переданным на поезд от системы интервального регулирования допустимым параметрам движения, скорость поезда должна быть равна заданному ограничению
28.11. Раздельный пункт
1. Пункт, делящий железнодорожную линию на блок-участки или перегоны.
Примечание. Раздельными пунктами служат станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, проходные светофоры автоблокировки.
[статья 2.9.2 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
2. Пункт, который делит железнодорожный путь на перегоны и/или блок- участки и обеспечивает безопасность движения и потребную пропускную способность.
К раздельным пунктам относятся: разъезды, обгонные пункты, станции, а также путевые посты, проходные светофоры при автоматической блокировке и обозначенные границы блок-участков при автоматической локомотивной сигнализации
[пункт 282 раздела I Глоссария ОСЖД Р 305-1, утвержденного L сессией Совещания Министров ОСЖД 13-16 июня 2023 г.]
28.12. Блок-участок
Часть железнодорожного перегона, оборудованного автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, которая может быть ограничена проходными светофорами или проходным светофором и входным светофором железнодорожной станции, или выходным светофором и первым попутным светофором.
Примечание. Блок-участок может быть не только с фиксированными границами, но и с дискретно изменяемыми границами или непрерывно изменяемыми границами в зависимости от типа применяемой системы интервального регулирования. При этом указатели границы блок-участка не устанавливаются.
[статья 2.9.8 ГОСТ 34530-2019. Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.13. Подвижный блок-участок
Часть пути перегона за хвостом поезда, состоящая из изменяемого количества расположенных подряд рельсовых цепей, имеющих одинаковое сигнальное значение посылаемых кодов автоматической локомотивной сигнализацией.
28.14. Разъезд железнодорожный
Железнодорожный раздельный пункт на однопутных железнодорожных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.
28.15. Путевой пост
Временный или постоянный раздельный пункт на железнодорожных участках, не имеющий путевого развития.
28.16. Вспомогательный пост
Пост на перегоне, не имеющий путевого развития и предназначенный только для обслуживания пункта примыкания железнодорожного пути необщего пользования (для поездов, следующих по всему перегону, раздельным пунктом не является).
[пункт 49 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
28.17. (Железнодорожный) блок-пост
Раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой.
28.18. Временный блок-пост
Блок –пост, устанавливаемый для повышения пропускной способности на двухпутной линии, не оборудованной автоблокировкой, который должен действовать в период «окна» и 2-3 часа после него.
28.19. Объект железнодорожной автоматики и телемеханики
Материальный актив, признаваемый объектом основных средств в соответствии с учетной политикой владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования и имеющий инвентарный номер (электрическая централизация, автоматическая блокировка, горочная автоматическая централизация, полуавтоматическая блокировка, автоматическая переездная сигнализация и др.). Такие объекты создаются в результате проведения строительно-монтажных работ при реализации инвестиционных проектов.
Объекты управления и контроля
28.20. Железнодорожный стрелочный перевод
Определение к термину дано в пункте 26.2.32.
28.21. Железнодорожная стрелка
Определение к термину дано в пункте 26.2.33.
28.22. Железнодорожный стрелочный привод
Определение к термину дано в пункте 26.2.54.
28.23. Железнодорожная стрелка нецентрализованная
Определение к термину дано в пункте 26.2.35.
28.24. Железнодорожная стрелка централизованная
Определение к термину дано в пункте 26.2.34.
28.25. Перекрестная стрелка
Определение к термину дано в пункте 26.2.41.
28.26. Стрелка в пути
Определение к термину дано в пункте 26.2.42.
28.27. Стрелки сбрасывающие
Определение к термину дано в пункте 30.39.
28.28. Стрелочный сбрасывающий остряк
Определение к термину дано в пункте 30.38.
28.29. Стрелочный съезд
Определение к термину дано в пункте 26.2.57.
28.30. Перекрестный стрелочный съезд
Определение к термину дано в пункте 26.2.58.
28.31. Стрелочная крестовина
Определение к термину дано в пункте 26.2.48.
28.32. Подвижной сердечник стрелочной крестовины
Определение к термину дано в пункте 26.2.49.
28.33. Гарнитура электропривода
Определение к термину дано в пункте 26.2.55.
28.34. Стрелочный контрольный замок
Определение к термину дано в пункте 26.2.56.
28.35. Внешний замыкатель для стрелочных переводов
Определение к термину дано в пункте 26.2.52.
28.36. Одиночная стрелка
Определение к термину дано в пункте 26.2.39.
28.37. Спаренная стрелка
Определение к термину дано в пункте 26.2.40.
28.38. Стрелка с двойным управлением
Определение к термину дано в пункте 26.2.43.
28.39. Стрелка с магистральным питанием
Определение к термину дано в пункте 26.2.44.
28.40. Стрелочный макет
Определение к термину дано в пункте 26.2.45.
28.41. Стрелочный соединитель
Определение к термину дано в пункте 26.2.46.
28.42. Железнодорожный светофор
Устройство, предназначенное для передачи информации о состоянии впереди лежащих блок-участков, секций маршрутов, а также других объектов посредством оптической цветовой сигнализации.
Примечание. По конструкции различают железнодорожные светофоры: мачтовые, консольные, на мостиках, с маршрутным указателем, карликовые, линзовые, прожекторные, переездные, локомотивные.
[статья 2.9.9 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.43. Входной светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают железнодорожному поезду следовать с железнодорожного перегона на станцию.
28.44. Выходной светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают железнодорожному поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон
28.45. Горочный светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают роспуск железнодорожных вагонов с сортировочной горки и который регламентирует скорость роспуска и направление движения отцепов.
28.46. Заградительный светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого требуют остановки железнодорожного подвижного состава при опасности,
возникающей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах
[статья 50 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.47. Локомотивный светофор
Определение к термину дано в пункте 33.1.56.
28.48. Поездной светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого регулируют движение железнодорожных поездов.
28.49. Маневровый светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого регулируют движение маневровых составов.
28.50. Маршрутный светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают железнодорожному поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой.
28.51. Переездный светофор
Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого передаются на железнодорожных переездах для водителей автотранспортных средств.
Основные понятия. Термины и определения]
28.52. Повторительный светофор
Железнодорожный светофор, предназначенный для информирования о разрешающем показании выходного, маршрутного или горочного светофора, когда не обеспечивается по местным условиям видимость основного светофора. [статья 56 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
28.53. Предупредительный светофор
Железнодорожный светофор, устанавливаемый перед входным, проходным, заградительным светофором или светофором прикрытия и
предупреждающий о сигнальном показании железнодорожного светофора, перед которым он установлен.
[статья 57 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.54. Светофор прикрытия
Железнодорожный светофор, предназначенный для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне с другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводными мостами и участков, проходимых с проводником.
28.55. Проходной светофор
Железнодорожный светофор, разрешающий или запрещающий железнодорожному поезду проследовать с одного блок-участка или межпостового перегона на другой.
28.56. Светофоры в створе
Железнодорожные светофоры противоположных направлений движения по рельсовому пути, установленные на одной ординате.
Примечание. Под ординатой принято понимать координату путевого объекта на однониточном плане станции, выраженную расстоянием от оси железнодорожной станции в метрах, а на железнодорожном перегоне — в километрах и пикетах.
[статья 60 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.57. Совмещенный светофор
Железнодорожный светофор, совмещающий по назначению две и более функции.
28.58. Пригласительный сигнал светофора
Сигнальное показание железнодорожного светофора, используемое в вспомогательном режиме управления светофором и разрешающее начать движение железнодорожному поезду по маршруту, при запрещающем значении основного сигнала.
28.59. Маршрутный указатель
Оптическое устройство, дополняющее сигнальные показания железнодорожного светофора буквенно-цифровой или знаковой информацией о маршруте железнодорожного поезда или маневрового состава.
28.60. Семафор
Стационарный механический сигнальный прибор, применяемый на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой, жезловой системой и централизацией стрелок и сигналов.
Основные понятия. Термины и определения]
28.61. Путевой участок
Определение к термину дано в пункте 26.1.44.
28.62. Предмаршрутный участок
Определение к термину дано в пункте 26.1.45.
28.63. Участок приближения
Определение к термину дано в пункте 26.1.46.
28.64. Участок удаления
Определение к термину дано в пункте 26.1.47.
28.65. Защитный участок
Определение к термину дано в пункте 26.1.48.
28.66. Горочный стрелочный участок
Определение к термину дано в пункте 30.55.
28.67. Главные пути
Определение к термину дано в пункте 26.1.12.
28.68. Боковой путь
Определение к термину дано в пункте 26.1.13.
28.69. Станционный вытяжной путь
Определение к термину дано в пункте 26.1.21.
28.70. Специализированный по направлению железнодорожный путь
Определение к термину дано в пункте 26.1.14.
28.71. Секция маршрута
Путевой участок с индивидуальным контролем занятости и замыкания, используемый как составная часть маршрута.
Примечание. По конфигурации путевого развития различают секции маршрута: стрелочно-путевая секция, бесстрелочный участок пути, секция путь.
[статья 2.9.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.72. Контрольный участок сортировочной горки
Определение к термину дано в пункте 30.56.
28.73. Вагонный замедлитель
Определение к термину дано в пункте 30.43.
Устройства и оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики
28.74. Устройства горочной механизации и автоматизации
Устройства сортировочной горки, реализующие функции управления и контроля приема, надвига и роспуска составов железнодорожных вагонов, свободного скатывания и накопления вагонов в сортировочном парке, формирования и отправления железнодорожных поездов с железнодорожной станции, мониторинга и диагностики технических средств.
Примечание. Устройства горочной автоматизации и механизации подразделяют на путевые и постовые.
[статья 77 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.75. Датчик контроля горочного стрелочного участка
Устройство, предназначенное для обнаружения отцепа в зоне горочного стрелочного участка для исключения перевода железнодорожной стрелки под железнодорожным вагоном.
Примечание. Различают датчики контроля горочного стрелочного участка: радиотехнические, фотоэлектрические, индуктивно-проводные, индуктивные, индукционные.
[статья 78 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.76. Устройство контроля заполнения подгорочных путей
Устройство контроля размещения железнодорожных вагонов на подгорочных путях сортировочной горки.
28.77. Автоматическая переездная светофорная сигнализация
Устройства автоматического включения при приближении поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспорту.
[статья 2.9.12 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]28.78. Шлагбаум
Устройство железнодорожного переезда, предназначенное для перекрытия автомобильной дороги, состоящее из заградительного бруса и привода.
Примечания:
1. Заградительный брус представляет собой подвижную балку со специальной раскраской.
2. Различают:
ручной шлагбаум переездной;
автоматический шлагбаум переездной, с автоматическим приводом заградительного
бруса;
полуавтоматический шлагбаум переездной, с автоматическим переводом
заградительного бруса в закрытое положение при приближении поезда, а в открытое положение — командой дежурного по железнодорожному переезду.
[статья 2.9.18 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.79. Устройство заграждения переезда
Техническое средство, преграждающее движение автотранспорту через железнодорожный переезд путем подъема специальных плит на проезжей части автомобильной дороги.
28.80. Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда
Устройства обнаружения неисправности железнодорожного поезда, проходящего через контрольные точки, расположенные вдоль железнодорожного пути, и последующей передачи информации соответствующему персоналу.
28.81. Устройство ключевой зависимости стрелок и сигналов
Устройство, обеспечивающее взаимное замыкание нецентрализованных стрелок и сигналов посредством контроля наличия в аппарате централизации ключей стрелочных замков.
[статья 85 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.82. Устройство оповещения о приближении поезда
Комплекс технических средств, предназначенный для предупреждения пассажиров и работников железной дороги о приближении железнодорожного поезда.
28.83. Обвальная сигнализация
Устройства обнаружения попадания на железнодорожные пути посторонних предметов в местах возможных обвалов, оползней, схода лавин.
28.84. Устройство контроля бдительности машиниста
Устройство контроля состояния бодрствования машиниста и адекватной реакции машиниста при ведении железнодорожного поезда.
28.85. Устройство контроля схода подвижного состава; УКСПС Устройство, предназначенное для обнаружения схода подвижного
состава и являющееся дополнительным средством, обеспечивающим безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте.
[пункт 1.2 Правил оборудования железнодорожных линий устройствами контроля схода железнодорожного подвижного состава, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 5 декабря 2018 г. № 2586/р]28.86. Система счета осей
Система, предназначенная для контроля свободности и занятости участков пути любой сложности и конфигурации на станциях (в том числе с маневровой работой), сортировочных горках и на перегонах, на основе счета осей железнодорожного подвижного состава.
28.87. Стационарный тормозной упор
Устройство, предназначенное для закрепления железнодорожного подвижного состава на железнодорожном пути станции во избежание его самопроизвольного движения и контролируемое при установке маршрутов.
28.88. Путевой автостоп
Устройство, установленное на железнодорожном пути и приводящее в действие систему экстренного торможения поезда в случае проезда железнодорожного светофора с запрещающим показанием.
28.89. Контрольно-габаритное устройство
Устройство проверки соблюдения габарита железнодорожного подвижного состава.
28.90. Рельсовая цепь; РЦ
Устройство контроля состояния путевого участка на основе электрической цепи, содержащей передатчик, приемник сигнального тока и рельсы, используемые в качестве проводников сигнального тока.
Примечания:
1. Различают режимы работы рельсовой цепи: нормальный, шунтовой, контрольный, автоматической локомотивной сигнализации.
2. По роду сигнального тока различают рельсовые цепи: постоянного и переменного
тока.
3. В зависимости от частоты сигнального тока рельсовые цепи переменного тока
различают: низкочастотные (25, 50, 75 Гц) и тональной частоты (не менее 200 Гц).
4. По виду сигнального тока различают рельсовые цепи: импульсные, кодовые, непрерывные.
5. По способу организации цепей сигнального тока различают рельсовые цепи: разветвленные и неразветвленные; стыковые и бесстыковые; нормально замкнутые и нормально разомкнутые; наложения. По способу организации цепи тягового тока: однониточные и двухниточные.
6. В зависимости от наличия кодов автоматической локомотивной сигнализации в рельсовой цепи, рельсовые цепи различают: кодируемые и некодируемые.
[статья 2.9.13 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.91. Горочная рельсовая цепь
Рельсовая цепь, расположенная на спускной части сортировочной горки. [статья 96 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
28.92. Изолирующий стык (рельсовой цепи)
Определение к термину дано в пункте 26.2.18.
28.93. Негабаритный стык рельсовой цепи
Изолирующий стык рельсовой цепи между смежными рельсовыми цепями, расположенный в зоне возможного нарушения габарита железнодорожного подвижного состава при занятой одной секции маршрута и движении по другой.
28.94. Рельсовый стыковой соединитель
Электропроводный соединитель на стыке рельсов для пропуска сигнального и тягового токов.
28.95. Рельсовая педаль
Устройство для фиксации проезда колесных пар железнодорожного подвижного состава через определенную точку железнодорожного пути.
28.96. Щиток переездной сигнализации
Пульт управления переездной светофорной сигнализацией и устройствами заграждения переезда дежурным по железнодорожному переезду. [статья 101 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
28.97. Ключ-жезл
Специальный ключ, извлекаемый из аппарата управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики для исключения возможности отправления на железнодорожный перегон более одного железнодорожного поезда и передаваемый машинисту хозяйственного поезда или подталкивающего локомотива или руководителю работ в качестве права, гарантирующего безопасное возвращение на станцию отправления с железнодорожного перегона, оборудованного автоматической или полуавтоматической блокировкой.
[статья 102 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
28.98. Напольное оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики
Оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики, размещаемое вне поста централизации.
Примечание. К напольному оборудованию относятся: железнодорожные светофоры, стрелочные приводы, релейные шкафы, батарейные шкафы, отдельно стоящие маршрутные указатели, маневровые колонки, трансформаторные и путевые ящики, кабельные ящики, кабельные муфты, кабельные стойки, дроссель-трансформаторы, вагонные замедлители, путевые датчики и др.
[статья 103 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.99. Путевой шлейф
Проводники сигнального тока, укладываемые вдоль железнодорожного пути для индуктивной связи с бортовыми локомотивными устройствами, а также используемые в качестве первичных датчиков обнаружения железнодорожного подвижного состава.
28.100. Путевой ящик
Ящик, предназначенный для размещения приборов железнодорожной автоматики и телемеханики, клемм подключения кабеля, проводов, тросовых соединителей.
28.101. Релейный шкаф
Шкаф специальной конструкции, предназначенный для размещения вне помещений аппаратуры систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.102. Маневровая колонка
Специальная напольная конструкция со щитком управления электрическими железнодорожными стрелочными приводами, устанавливаемая в зоне проведения маневровых работ.
28.103. [маневровый пост, пост электрической централизации]1. Пост управления централизованными стрелками маневрового района. [пункт 108 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
2. Пост на станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов.
[статья 2.9.20 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]28.104. Служебно-техническое здание железнодорожной автоматики и телемеханики
Здание, имеющее признаки как гражданских, так и производственных зданий, помещения которых предназначены для размещения систем железнодорожной автоматики и телемеханики и персонала эксплуатирующего объекты железнодорожной автоматики и телемеханики.
Системы железнодорожной автоматики и телемеханики
28.105. [автоматическая блокировка, автоблокировка]; АБ
Система интервального регулирования движения поездов, попутно следующих по железнодорожному перегону с помощью сигналов проходных светофоров, установленных на границах блок-участков.
Примечания:
1. По регулируемому направлению движения (установке светофоров) различают одностороннюю и двустороннюю автоблокировки, а также двухстороннюю автоблокировку с возможностью движения в неправильном направлении по сигналам автоматической локомотивной сигнализации.
2. По способу контроля состояния блок-участка различают автоматическую блокировку на основе: рельсовых цепей; счетчиков осей.
3. Различают автоматическую блокировку по типу используемых рельсовых цепей.
4. По используемой элементной базе различают автоматическую блокировку: релейную; электронную; на основе программно-аппаратных средств.
5. По способу размещения оборудования различают автоматическую блокировку с централизованным или децентрализованным размещением.
[на основе положений статьи 2.9.14 ГОСТ 34530-2019. Транспортжелезнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]
28.106. Сигнал
Условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.
[пункт 287 раздела 1 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]28.107. Поездные сигналы
Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.
28.108. Сигнальный знак
Условный видимый знак (предельный столбик, знак, указывающий границы железнодорожной станции, подача свистка, отключение и включение тока и другое), при помощи которого подается приказ определенной категории работников железнодорожного транспорта.
28.109. Автоматическая локомотивная сигнализация; АЛС
Система передачи на бортовые локомотивные устройства информации о допустимой скорости движения и дополнительных условиях следования железнодорожного подвижного состава; ограничения скорости, маршрут движения по железнодорожной станции.
Примечания:
1. По способу передачи информации на бортовые локомотивные устройства различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с кодируемыми рельсовыми цепями, с точечными датчиками и индуктивными шлейфами, с цифровым радиоканалом, комбинированные.
2. По способу контроля режима движения, состояния машиниста и бортовых локомотивных устройств различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с контролем бдительности машиниста, с контролем скорости движения, комплексную.
3. Автоматическая локомотивная сигнализация может работать во взаимодействии с системами автоматического управления тормозами и автоведением.
[статья 110 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.110. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа; АЛСН
Определение к термину дано в пункте 33.1.37.
28.111. Автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи; АЛСО
1. Система интервального регулирования движения поездов, при которой движение поездов на перегоне осуществляется только по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются указатели границы блок-участков.
Примечания:
1. Система может проектироваться как с фиксированными границами блок-участков, так и с изменяемыми границами в зависимости от скорости железнодорожного поезда. В последнем случае указатели границ блок-участков не устанавливаются.
[статья 2.9.16 ГОСТ 34530-2019. Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
2. На участках железнодорожных путей, оборудованных устройствами автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельная система интервального регулирования движения поездов, по сигналам локомотивного светофора (устройствам индикации локомотива) устанавливается двустороннее движение поездов (в том числе по каждому железнодорожному пути двухпутного или многопутного перегона).
[пункт 1 Правил технической эксплуатации железных дорог РоссийскойФедерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г.
№ 250]
28.112. Маневровая автоматическая локомотивная сигнализация;
МАЛС
Определение к термину дано в пункте 33.1.51.
28.113. Система горочной автоматической локомотивной сигнализации с передачей информации по радиоканалу; ГАЛС-Р
Определение к термину дано в пункте 33.1.52.
28.114. Въездная [выездная] сигнализация
Сигнализация, применяемая на железнодорожных путях необщего пользования для разрешения выезда и въезда железнодорожного подвижного состава в производственное помещение.
28.115. Сигнализация безостановочного пропуска на железнодорожной станции
Взаимозависимые показания входного-маршрутного и выходного светофора в маршруте пропуска поезда по пути безостановочного пропуска.
28.116. Диспетчерская централизация (железнодорожного транспорта)
Система телемеханического централизованного управления устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка и контроля их состояния.
28.117. Резервное управление на участке диспетчерской централизации
Режим управления железнодорожной станцией участка диспетчерской централизации с местного аппарата управления.
28.118. Диспетчерский контроль
Система телеконтроля состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.
28.119. Маневровая локомотивная сигнализация
Автоматическая локомотивная сигнализация, предназначенная для управления движением маневровых составов.
28.120. Полуавтоматическая блокировка
Система интервального регулирования движения поездов, при которой на перегоне может находиться только один поезд.
Примечание. Разрешением на занятие перегона служит разрешающее показание выходного светофора станции.
[статья 2.9.21 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.121. Электрическая централизация стрелок и светофоров; ЭЦ Система централизованного контроля и управления объектами
железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях с обеспечением установленных требований безопасности движения поездов и заданной пропускной способности.
Примечание. Различают электрическую централизацию стрелок и светофоров: релейная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности
реализуются релейными устройствами;
релейно-процессорная централизация, где функции управления и контроля реализуются релейными и программно-аппаратными устройствами, а функции безопасности реализуются релейными устройствами;
микропроцессорная централизация, где все функции управления, контроля и безопасности реализуются программно-аппаратными устройствами.
[статья 2.9.24 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основныепонятия. Термины и определения]
28.122. Маневровая электрическая централизация; МЭЦ
Система централизованного управления стрелками, в основном без маршрутных передвижений.
28.123. Горочная автоматическая централизация
Система, обеспечивающая реализацию маршрутов и управление стрелками спускной части сортировочной горки в автоматическом и ручном режимах, контроль и регистрацию нагонов и остановок отцепов на спускной части сортировочной горки.
28.124. Системы горочной механизации и автоматизации
Системы сортировочной горки, реализующие функции управления и контроля приема, надвига и роспуска составов железнодорожных вагонов, свободного скатывания и накопления вагонов в сортировочном парке, формирования и отправления железнодорожных поездов с железнодорожной станции, мониторинга и диагностики технических средств.
Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]
28.125. Регулирование скорости скатывания отцепов
Система, реализующая функции торможения отцепов в вагонных замедлителях до заданной скорости.
28.126. Оповещение работающих на путях
Система автоматической передачи сообщений о приближении железнодорожного поезда к месту работ на путях железнодорожных станций и перегонов.
28.127. Электрожезловая система
Электромеханическая система блокирования железнодорожного перегона от занятия другим поездом на основе контроля числа жезлов в аппаратах управления смежных железнодорожных станций, каждый из которых после извлечения из аппарата блокирует извлечение следующего жезла до его возвращения в любой из двух взаимодействующих аппаратов, и после передачи жезла машинисту дает право на занятие соответствующего железнодорожного перегона.
Технологические понятия
28.128. Ответственная команда (в устройствах диспетчерской и электрической централизации)
Управляющая команда, передаваемая с аппарата управления диспетчерской или электрической централизации, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением поездов и связанная с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.
[на основе положений статьи 2.9.25 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]28.129. Запрет движения по сигналам светофоров
Исключение установки маршрутов через элемент путевого развития.
Примечание. Запрет движения по сигналам светофоров устанавливается как для одного объекта (железнодорожного светофора, секции, блок-участка, железнодорожной стрелки), так и для группы объектов (железнодорожной станции, маневрового района).
[статья 127 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.130. Заграждение переезда
Перевод в запрещающее состояние всех железнодорожных светофоров, ограждающих железнодорожный переезд от железнодорожного подвижного состава.
28.131. Извещение на переезд
Передача информации на железнодорожный переезд о необходимости закрытия движения автотранспорту.
28.132. Предварительное извещение на переезд
Команда дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера для заблаговременного закрытия железнодорожного переезда.
28.133. Снятие предварительного извещения на переезд
Команда дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера для отмены ранее поданного предварительного извещения на переезд.
28.134. Команда закрытия переезда
Команда принудительного закрытия железнодорожного переезда.
28.135. Маршрут <железнодорожный транспорт>
Часть рельсового пути от железнодорожного светофора, по разрешающему показанию которого можно проследовать до следующего попутного светофора или ограничивающего путевого устройства.
[статья 133 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
28.136. Поездной маршрут
Маршрут с проверкой набора условий безопасности для движения железнодорожных поездов.
28.137. Маневровый маршрут:
Маршрут с проверкой набора условий безопасности для движения маневровых составов.
28.138. Враждебные маршруты
Маршруты, одновременное существование которых создает угрозу безопасности движения железнодорожных поездов.
28.139. Маршрут отправления
Маршрут следования железнодорожного поезда на перегон.
28.140. Маршрут передачи
Поездной маршрут из одного района железнодорожной станции в другой. [статья 138 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
28.141. Маршрут приема
Поездной маршрут, устанавливаемый по входному светофору и заканчивающийся на железнодорожном пути станции или у маршрутного светофора.
28.142. Основной маршрут
Маршрут, выбранный при проектировании электрической централизации стрелок и сигналов в качестве основного из совокупности возможных вариантов движения между указанными точками железнодорожной станции.
Примечание. Другие маршруты между указанными точками являются вариантными.
[статья 140 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.143. Маршрут скатывания отцепов на сортировочной горке
Маршрут от вершины сортировочной горки до соответствующего железнодорожного пути сортировочного парка.
[статья 141 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.144. Угловой заезд
Маневровое перемещение железнодорожного подвижного состава, предусматривающее прямой и обратный маршруты с угловым изменением направления движения.
28.145. Отмена маршрута
Процедура выполнения последовательности функций относительно установленного маршрута — закрытие железнодорожного светофора, включение выдержки времени на размыкание секций маршрута, размыкание секций маршрута после окончания выдержки времени.
28.146. Установка маршрута
Процедура выполнения технологических функций электрической централизации стрелок и сигналов относительно маршрута.
28.147. Установка маршрута без открытия светофора
Процедура выполнения технологических функций системы электрической централизации стрелок сигналов с исключением функции открытия железнодорожного светофора относительно маршрута.
28.148. Установка маршрута отправления хозяйственного поезда
Процедура отправления хозяйственного поезда на железнодорожный перегон с передачей машинисту локомотива специального ключа-жезла на право возвращения на железнодорожную станцию отправления.
28.149. Накопление маршрутов
Процедура предварительного набора маршрутных заданий, выполняемых по мере наступления условий реализации маршрута.
[статья 147 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
28.150. Немаршрутизированные маневры
Передвижения маневрового состава в маневровом районе без установленных маршрутов с открытием маневровых светофоров.
28.151. Немаршрутизированные передвижения
Передвижение железнодорожных подвижных составов на железнодорожные станции по приказам, при запрещающих сигнальных показаниях железнодорожных светофоров.
28.152. Пошерстное движение
Движение железнодорожного подвижного состава по железнодорожной стрелке со стороны ее ветвления.
28.153. Противошерстное движение
Движение железнодорожного подвижного состава по железнодорожной стрелке в сторону ее ветвления.
28.154. Аварийный перевод стрелки
Изменение положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения двигателя электропривода с помощью курбельной рукоятки в случае отказа управления электроприводом стрелки.
28.155. Автовозврат стрелки
Режим автоматического перевода централизованной стрелки в установленное при проектировании железнодорожной автоматики и телемеханики исходное состояние после ее размыкания в маршруте, в котором стрелка использовалась в переведенном положении.
28.156. Замыкание стрелки
Исключение возможности перевода централизованной стрелки командами маршрутного или индивидуального управления.
[статья 154 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.157. Установка стрелки в охранное положение:
Перевод и замыкание железнодорожной стрелки, не входящей в устанавливаемый маршрут, в отводящее положение.
28.158. Запирание стрелки
Механическая фиксация остряков и подвижного сердечника стрелочной крестовины с установленным усилием в положении, обеспечивающем безопасность движения железнодорожных поездов.
Примечание. По способу запирания прижатого остряка различают внутреннее и внешнее запирания стрелки.
[статья 156 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.159. Взрез стрелки
Принудительное перемещение остряков и (или) подвижного сердечника крестовины железнодорожной стрелки под действием колес железнодорожного подвижного состава при несанкционированном пошерстном движении по железнодорожному стрелочному переводу.
28.160. Вспомогательный перевод стрелки
Перевод централизованной стрелки с исключением контроля свободного состояния стрелочно-путевой секции.
28.161. Выключение стрелки из зависимости
Процедура выключения железнодорожной стрелки из управления при неисправности или проведении на ней ремонтных работ.
28.162. Индивидуальный перевод стрелки
Перевод централизованной стрелки индивидуальными командами оператора.
[статья 160 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
28.163. Контроль положения стрелки
Фиксация техническими средствами фактического положения централизованной стрелки по состоянию автопереключателя стрелочного электропривода или специального контрольного устройства.
28.164. Ложный контроль положения стрелки
Положение централизованной стрелки, зафиксированное приборами, не соответствующее ее фактическому положению.
28.165. Маршрутный перевод стрелок
Режим автоматической выдачи команды на перевод всех ходовых и охранных стрелок маршрута.
28.166. Местное управление стрелками
Режим управления централизованными стрелками с маневровых колонок при маневрах или пультов района местного управления.
28.167. Индивидуальное блокирование стрелки
Индивидуальное исключение возможности централизованного перевода железнодорожной стрелки.
28.168. Нормальное положение стрелки
Условное «плюсовое» положение железнодорожной стрелки, определенное при проектировании железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.169. Охранное положение стрелки
Отводящее от установленного маршрута или района железнодорожной станции положение железнодорожной стрелки.
[статья 167 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
28.170. Переведенное положение стрелки
Условное «минусовое» положение железнодорожной стрелки, противоположное нормальному положению стрелки.
28.171. Потеря контроля стрелки
Отсутствие контроля нахождения централизованной стрелки в одном из крайних положений.
28.172. Последовательный перевод стрелок
Перевод железнодорожных стрелок при установке маршрута в случае ограниченной мощности источника электроснабжения или цепей передачи электроэнергии.
28.173. Выключение секции маршрута
Процедура выключения изолированного участка железнодорожного пути из контроля устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики с сохранением или без сохранения возможности пользования сигналами железнодорожных светофоров.
28.174. Замыкание секции маршрута
Процедура закрепления секции маршрута для использования только в одном маршруте до ее размыкания.
28.175. Размыкание секции маршрута
Процедура освобождения секции маршрута от замыкания в маршруте. [статья 173 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
28.176. Посекционное размыкание маршрута
Процедура размыкания маршрута, при которой секции маршрута размыкаются последовательно по мере их освобождения при движении железнодорожного поезда по маршруту.
[статья 174 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.177. Искусственное размыкание секции маршрута
Процедура размыкания секции маршрута с установленной выдержкой времени по ответственной команде.
28.178. Размыкание секции при угловом заезде
Процедура автоматического размыкания неиспользованных секций маневрового маршрута одного направления после начала движения железнодорожного подвижного состава по маршруту обратного направления.
28.179. Маршрутное размыкание секций
Процедура одновременного размыкания всех секций маршрута после проследования железнодорожного подвижного состава по всему маршруту.
28.180. Ложное занятое состояние секции маршрута
Зафиксированное техническими средствами занятое состояние секции маршрута при ее фактически свободном состоянии.
28.181. Ложное свободное состояние секции маршрута
Зафиксированное техническими средствами свободное состояние секции маршрута при ее фактически занятом состоянии.
28.182. Контроль негабаритной секции маршрута
Проверка при установке маршрута свободного состояния секции маршрута, смежной относительно негабаритного стыка рельсовой цепи.
28.183. Местное замыкание
Способ реализации в распределенной системе централизации стрелок и сигналов ряда зависимостей местными устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики при их общем контроле и управлении с центрального поста централизации.
[статья 181 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.184. Центральные замыкания секций маршрута
Замыкание секций маршрута при централизованном контроле условий безопасности движения железнодорожных поездов.
28.185. Автодействие светофора
Автоматическое переключение сигнальных показаний железнодорожного светофора в соответствии с условиями, контролируемыми в замкнутом маршруте.
28.186. Перекрытие светофора
Переключение железнодорожного светофора на запрещающее показание. [статья 184 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика
железнодорожная. Термины и определения]
28.187. Выключение светофора
Выключение железнодорожного светофора из управления для проведения ремонта устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.188. Повторное открытие светофора
Переключение железнодорожного светофора замкнутого маршрута повторной командой на разрешающее показание.
28.189. Режим электропитания светофора
Изменение напряжения на лампах железнодорожного светофора для управления их яркостью.
Примечание. Различают режимы: дневной, ночной и двойное снижение напряжения.
[статья 187 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]
28.190. Контроль пути перегона
Получение данных о состоянии блок-участков и об установленном направлении движения железнодорожных поездов по железнодорожному пути перегона.
28.191. Блокирование пути перегона
Исключение изменения установленного направления движения железнодорожных поездов по пути перегона.
28.192. Вспомогательная смена направления движения (по пути перегона)
Процедура изменения установленного направления движения железнодорожных поездов по пути перегона при неисправном состоянии какой-либо рельсовой цепи перегона.
28.193. Искусственное размыкание блок-участков (пути перегона)
Процедура размыкания блок-участков пути перегона специальной командой.
28.194. Направление движения по пути перегона
Установленное в данный момент направление движения железнодорожных поездов по пути перегона.
28.195. Смена направления движения (по пути перегона)
Процедура изменения направления движения по пути перегона между двумя железнодорожными станциями.
28.196. Замыкание рельсовой цепи перегона
Исключение повторного открытия проходного светофора на данный блок-участок до получения контроля фактического проследования
железнодорожного поезда или индивидуальной команды дежурного по железнодорожной станции по деблокированию.
[статья 194 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.197. Размыкание рельсовой цепи перегона
Изменение статусного состояния рельсовой цепи перегона после нормального проследования железнодорожного поезда или подачи специальной команды по деблокированию для движения следующего поезда.
28.198. Нормальный режим рельсовой цепи:
Режим работы исправной и свободной рельсовой цепи, обеспечивающий контроль ее свободного состояния при максимальных значениях сопротивления рельсов и проводимости изоляции и минимальном напряжении источника питания.
28.199. Контрольный режим рельсовой цепи
Режим работы рельсовой цепи при изломе рельса, обеспечивающий контроль ее занятого состояния при критическом сопротивлении рельсов, критическом значении изоляции и максимальном напряжении источника питания.
28.200. Шунтовой режим рельсовой цепи
Расчетный режим работы занятой исправной рельсовой цепи, обеспечивающий контроль ее занятого состояния при наложении нормативного шунта, минимальном значении сопротивления рельсов и проводимости изоляции, а также максимальном напряжении источника питания.
Примечание. Под нормативным шунтом рельсовой цепи понимают значение, принимаемое исходя из эквивалентного сопротивления колесных пар и двух переходных сопротивлений колесная пара — рельс.
[статья 198 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.201. Режим автоматической локомотивной сигнализации рельсовой цепи
Режим работы исправной занятой рельсовой цепи, при котором в рельсовой цепи создается уровень кодового сигнала, достаточный для надежного действия локомотивного приемника.
[статья 199 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.202. Индивидуальные испытания «вхолостую»
Часть пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию устройств и систем ЖАТ, включающих проверку взаимозависимостей стрелок, сигналов и маршрутов, с использованием «макетов» (имитаторов путевых устройств и/или схем управления).
Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики
28.203. Безопасная система железнодорожной автоматики и телемеханики
Система железнодорожной автоматики и телемеханики, удовлетворяющая установленному уровню безопасности.
[статья 219 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.204. Безопасное поведение при отказе железнодорожной автоматики и телемеханики
Переход системы железнодорожной автоматики и телемеханики в защитное необратимое состояние при появлении отказов.
28.205. Безопасное реле
Электромагнитное реле специальной конструкции для систем железнодорожной автоматики и телемеханики со строго нормируемыми параметрами, несимметричность характеристики отказов которого достигается за счет выполнения ряда требований безопасности, что позволяет не контролировать его работу.
28.206. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики
Свойство железнодорожной автоматики и телемеханики непрерывно сохранять работоспособное или защитное состояние в течение установленного времени или наработки на отказ.
[статья 222 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.207. Безопасный интерфейс с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики
Способы и средства безопасного взаимодействия системы железнодорожной автоматики и телемеханики с объектами управления и контроля.
28.208. Доказательство безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
Совокупность материалов доказательного характера, отражающих процесс выполнения требований по обеспечению безопасности на всех этапах жизненного цикла железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.209. Защитное состояние железнодорожной автоматики и телемеханики
Неработоспособное состояние элемента, устройства, системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять установленные функции по обеспечению безопасности движения железнодорожных поездов, соответствуют требованиям нормативных документов.
28.210. Защитный отказ железнодорожной автоматики и телемеханики
Событие, при котором элемент, устройство, система железнодорожной автоматики и телемеханики переходит в защитное состояние.
28.211. Ложная занятость пути
Защитный отказ в работе рельсовых цепей, вызываемый неисправностями элементов рельсовых цепей, такими как нарушение контакта (обрыв) тросовых
перемычек, кабелей, проводов и других элементов рельсовых соединителей или нарушением изоляции, т.е. соединения их с заземленными конструкциями.
В результате некорректной работы рельсовой цепи, при фактической свободности пути, индикаторы сигнализируют о его занятости.
[на основе положений подраздела VI раздела 2 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]28.212. Испытание на безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики
Испытание, проводимое с целью подтверждения показателей безопасности системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.213. Концепция безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляется построение системы железнодорожной автоматики и телемеханики, отвечающей требованиям безопасности.
28.214. Критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики
Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и (или) конструкторской документации.
28.215. Нормирование безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
Определение в нормативных документах и (или) конструкторской, проектной документации количественных и качественных требований к безопасности системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.216. Показатель безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
Количественная или качественная характеристика, влияющая на безопасность системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
Примечание. Показатель безопасности, значение которого определено нормативными документами и (или) конструкторской, проектной документацией на систему железнодорожной автоматики и телемеханики, называют нормируемым.
[статья 231 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханикажелезнодорожная. Термины и определения]
28.217. Опасное состояние железнодорожной автоматики и телемеханики
Неработоспособное состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять установленные функции по обеспечению безопасности движения железнодорожных поездов, не соответствует требованиям нормативных документов.
28.218. Опасный отказ железнодорожной автоматики и телемеханики
Событие, при котором нарушаются работоспособное и защитное состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.219. Ложная свободность пути
Опасный отказ рельсовой цепи, вызываемый необеспечением «шунтового режима» — нарушением функции рельсовой цепи по фиксации занятости контролируемого путевого участка подвижным составом.
В результат некорректной работы рельсовой цепи, при фактической занятости пути, индикаторы сигнализируют о его свободности
[на основе положений подраздела VI раздела 2 Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2022 г. № 2603/р]28.220. Отказ программно-аппаратных средств железнодорожной автоматики и телемеханики
Искажение выполняемого алгоритма вследствие ошибки в программе или базе данных, отказа или сбоя аппаратных средств системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.221. Поддержание/восстановление необходимого уровня технического состояния устройств и систем СЦБ
Реализация работ, подразделяемых на техническое обслуживание, ремонт, замену или модернизацию.
Основными видами работ технического обслуживания устройств СЦБ являются:
периодические технические осмотры устройств и систем СЦБ; проверки действия устройств и систем СЦБ;
контроль параметров технического состояния устройств и систем СЦБ; чистка, смазывание механизмов, оборудования, затяжка болтовых
соединений;
покраска устройств СЦБ;
очистка путевых устройств от балласта, снега и сорной растительности; периодическая проверка установленных в ПТЭ зависимостей устройств и
систем СЦБ;
периодическое тестирование программных продуктов и обеспечение антивирусной защиты (при необходимости) для устройств и систем СЦБ на базе аппаратно-программных средств.
Основными видами работ текущего ремонта устройств СЦБ являются: замена износившихся (дефектных) частей и монтажа;
периодическая замена аппаратуры СЦБ;
устранение причин отказов, повреждений, сбоев в работе устройств СЦБ; разборка, регулировка, ремонт устройств и аппаратуры с целью
обеспечения (восстановления) исправного состояния (действия).
[пункт 4.1 Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2015 г. № 3168р]28.222. Программа обеспечения безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
Организационно-технический документ, определяющий перечень и взаимосвязь работ, производимых на стадиях разработки, серийного изготовления и эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики, направленных на обеспечение установленного уровня безопасности.
28.223. Реконфигурация железнодорожной автоматики и телемеханики
Изменение структуры системы железнодорожной автоматики и телемеханики путем отключения неисправных или включения резервных или восстановленных элементов системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
[статья 236 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]28.224. Резервирование системы железнодорожной автоматики и телемеханики
Введение избыточности в структуру системы железнодорожной автоматики и телемеханики с целью повышения ее отказоустойчивости и безопасности.
28.225. Уровень безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
Предельное значение показателей безопасности, устанавливаемое для определенного типа систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
Программное обеспечение
28.226. Базовое программное обеспечение (устройства железнодорожной автоматики и телемеханики)
Вид прикладного программного обеспечения устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, в котором реализованы алгоритмы, обеспечивающие выполнение требований безопасности программно-аппаратного комплекса независимо от специфики решаемых задач. [пункт 3.1.3 СТО РЖД 02.051-2015 Микропроцессорные устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Программное обеспечение.
Требования функциональной безопасности]
28.227. Версия программного обеспечения
Цифровое или буквенно-цифровое обозначение (идентификатор), идентифицирующее конкретный экземпляр программного обеспечения и позволяющее косвенно судить о степени и объеме изменений данного программного обеспечения.
28.228. Встраиваемое программное обеспечение (устройства железнодорожной автоматики и телемеханики)
Программное обеспечение, непосредственно реализующее функции управления устройством железнодорожной автоматики и телемеханики, как правило, записанное в энергонезависимое ПЗУ устройства и заменяемое с помощью специальных программно-аппаратных средств.
28.229. Квалификационное тестирование
Тестирование, проводимое разработчиком и санкционированное приобретающей стороной (при необходимости) с целью демонстрации того, что программный продукт удовлетворяет спецификациям и готов для применения в заданном окружении или интеграции с системой, для которой он предназначен. [пункт 4.33 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология.
Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств]
28.230. Приемка программного обеспечения
Оценка результатов квалификационного тестирования программного обеспечения и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика.
28.231. Прикладное программное обеспечение (устройства железнодорожной автоматики и телемеханики)
Программное обеспечение устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, взаимодействующее с системным программным обеспечением и выполняющее прикладную задачу.
28.232. Программное обеспечение, связанное с безопасностью
Программное обеспечение, которое используется для реализации функций безопасности в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов.
[статья 57 ГОСТ 33358-2015 Безопасность функциональная. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Термины и определения]
28.233. Системное программное обеспечение (устройства железнодорожной автоматики и телемеханики)
Программное обеспечение устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, реализующее управление аппаратным обеспечением и предоставляющее прикладной интерфейс программирования для взаимодействия с прикладным программным обеспечением.
28.234. Средство тестирования
Средство, имитирующее (до некоторой полезной степени) среду, в которой будет работать разрабатываемое программное обеспечение или аппаратные средства, путем передачи тестовых данных в программу и регистрации ответа.
28.235. Технологическое программное обеспечение (устройства железнодорожной автоматики и телемеханики)
Вид прикладного программного обеспечения, в котором реализованы технологические функции устройства железнодорожной автоматики и телемеханики.
28.236. Экспертиза программного обеспечения
Процесс определения соответствия программного обеспечения требованиям нормативно-технической документации и требованиям безопасности.
28.237. Сопровождение программного обеспечения
Действие или набор действий, выполняемых с программным обеспечением после его внедрения с целью усовершенствования или коррекции его функциональности.
[пункт 3.1.37 ГОСТ Р МЭК 62279-2016 Железные дороги. Системы связи, сигнализации и обработки данных. Программное обеспечение систем управления и защиты на железных дорогах]