Главная > Безопасность движения на железнодорожном транспорте №2663/р от 25.10.2023

Глоссария железнодорожных терминов и определений №2663/р от 25.10.2023. Формирования единой базы терминов и определений в ОАО «РЖД»

14.Безопасность движения на железнодорожном транспорте
№2663/р от 25.10.2023

 Основные положения
14.1.   [безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность движения]

Состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

[абзац 13 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]

14.2.   Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
Система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

[абзац 14 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]

14.3.   Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта

Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

[статья 2.2.11 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

14.4.   Безопасность движения поездов
Состояние процесса движения железнодорожного подвижного состава, а также технических средств, участвующих в этом процессе, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

[статья 1 ГОСТ 33358-2015 Безопасность функциональная. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Термины и определения]

14.5.   Условия безопасности движения железнодорожных поездов
Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.

[статья 8 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения]

14.6.   Безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта
Состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

[абзац 5 пункта 4 ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»]

14.7.   Безопасность железнодорожного подвижного состава
Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

[статья 2.2.10 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

14.8.   Функциональная безопасность
Свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.

[пункт 3.1.29 ГОСТ 33432-2015. Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта]

14.9.   (Российская) система управления и обеспечения безопасности движения поездов; РСУДП
Сложная техническая система (комплекс) программно-аппаратных и технических средств подсистем железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающих управление безопасным движением поездов по установленной технологии с требуемыми (установленными) параметрами движения подвижного состава, обращающегося на железнодорожном участке.

[раздел 4 Концепции создания российской системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, утвержденной ОАО «РЖД» от 26 ноября 2021 г. № 234]

14.10.    Факторный анализ рисков в области безопасности движения
Анализ и оценка уровня влияния факторов на риск возникновения нарушений безопасности движения в производственных подразделениях ОАО «РЖД».

[пункт 4 Типовых требований по формированию факторного анализа рисков в области безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 9 сентября 2022 г. N 2349/р]

14.11.    Событие <безопасность движения>

Возникновение или изменение определенных обстоятельств.

[пункт 3.31 ГОСТ 33433-2015 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте]

14.12.    Транспортное происшествие <безопасность движения>

Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

[абзац 15 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»]

Примечание. К транспортным происшествиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, относятся такие события (нарушения безопасности движения), как «крушение», «авария» и «происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов» (приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304

«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

[на основании положений пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]

14.13.    Транспортное происшествие <непроизводственный травматизм>

Событие, связанное с причинением вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования в результате наезда железнодорожного подвижного состава, зажатия автоматическими дверьми подвижного состава при посадке (высадке) пассажиров в вагон (из вагона), зажатия между подвижным составом и искусственным сооружением и в иных случаях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан в результате движения железнодорожного подвижного состава.

[пункт 2 Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. № 97]

14.14.    Нарушение безопасности движения
1.    Отклонение от нормальной работы транспортной системы, выход ее параметров за установленные пределы, в результате которых создается потенциальная или реальная угроза для жизни и здоровья пассажиров и персонала, сохранности железнодорожного транспорта, грузов, экологии окружающей среды или происходит сбой в работе, выразившийся в невыполнении установленного ритма (графика) движения сверх установленного норматива.

[на основе положений статьи 2.2.12 ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения]

2.   Транспортное происшествие и иное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

14.15.    Технологическое нарушение
Действие    или    бездействие   оперативного   персонала   в    нарушение требований    действующих     нормативных    актов     федерального    органа исполнительной  власти  в   области  железнодорожного  транспорта,  правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах. [пункт 1.7 Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических   средств   на   инфраструктуре   ОАО «РЖД»   с   использованием автоматизированной   системы   КАС   АНТ,   утвержденного   распоряжением

ОАО «РЖД» от 6 сентября 2021 г. № 1915/р]

14.16.    Техническое заключение
Письменный документ, содержащий информацию об обстоятельствах, причинах, причинно-следственных связях и последствиях нарушения безопасности движения, а также его классификацию и меры незамедлительного характера, принятые в ходе расследования.

[пункт 3.3 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.17.    Скрытый случай нарушения безопасности движения
Нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела III «Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р в результате действий (бездействия) должностных лиц подразделений ОАО «РЖД».

[пункт 3.5 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.18.    Тяжкий вред здоровью человека

Вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности.

[пункт 3.6 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.19.    Нарушение условий жизнедеятельности
Ситуация, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.

[пункт 3.7 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.20.    Комиссионный осмотр <безопасность движения>

Совокупность последовательных действий уполномоченных должностных лиц региональных дирекций, центров, филиалов ДО и их структурных подразделений, направленных на контроль соответствия объектов инфраструктуры и подвижного состава требованиям действующих нормативных документов.

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

14.21.    Контроль <безопасность движения>

Деятельность, включающая проведение проверок и оценки соответствия объектов железнодорожного транспорта и технологических процессов требованиям действующих нормативных документов.

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

14.22.    Проверка <безопасность движения>

Систематическая, объективная процедура оценки соответствия системы управления безопасностью движения, технических средств, технологических

процессов, непосредственно связанных с движением поездов, требованиям норм и правил.

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

14.23.    Предупредительные меры <безопасность движения>

Меры, позволившие заранее уведомить руководителя о риске возникновения нарушений безопасности движения.

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

14.24.    Профилактические меры <безопасность движения>

Совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и повышение состояния и уровня безопасности движения.

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

14.25.    Запретная мера
Действие, направленное на ограничение использования, применения, осуществления потенциально опасной деятельности на   инфраструктуре ОАО «РЖД».

[пункт 6 Правил реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р]

Классификация нарушений безопасности движения
14.26.    Столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или транспортным средством

Нарушение безопасности движения, характеризуемое соударением движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом или транспортным средством, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава в объеме текущего ремонта, за исключением безотцепочного ремонта грузовых вагонов, или более сложного ремонта.

[на основе положений пункта 4.4 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного

транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.27.    Сход железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, при котором хотя бы одно колесо движущегося железнодорожного подвижного состава сошло с головки рельса.

[пункт 4.5 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.28.    Крушение
Нарушение безопасности движения, вызванное столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или с транспортным средством, сходом железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которого:

1)  погиб один и более человек;

2)  причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек;

3)   возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек;

4)          поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;

5)  нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек. За исключением:

случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;

несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.

[на основе положений пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]

14.29.    Авария <безопасность движения>

Нарушение безопасности движения, вызванное столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или с транспортным средством, сходом железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которого:

1)  причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек;

2)    возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек;

3)  нарушены условия жизнедеятельности менее 100 чел.;

4)   поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.

За исключением:

случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;

несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.

[на основе положений пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]

14.30.    Происшествие при перевозке [транспортировке] опасных грузов
1.         Нарушение безопасности движения, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального, федерального, локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года

№ 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст.2640; 2011, № 21, ст.2971);

[на основе положений пунктов 3, 4 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344]

2.         Нарушение безопасности движения, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны.

[на основе положений пункта 4.3 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.31.    Возгорание груза в вагоне или контейнере
Нарушение безопасности движения, характеризуемое процессом начала горения груза из-за его несанкционированного выхода за пределы объекта удержания (за упаковку груза или габарит погрузки) или продуктов физико- химической реакции груза в границах этого объекта, вызванный непосредственным воздействием на груз или объект удержания, неисправностью или нарушением целостности конструкции объекта удержания.

[на основе положений пункта 4.6 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.32.    Затопление, вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризуемое образованием свободной поверхности воды на участке инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД» в периоды половодья и паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических

сооружений, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

[на основе положений пункта 4.7 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.33.    Пожар, вызвавший полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризуемое неконтролируемым горением железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, причиняющим материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

[на основе положений пункта 4.8 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.34.    Нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры    железнодорожного    транспорта,     принадлежащей ОАО «РЖД», вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более
Нарушение безопасности движения, характеризуемое повреждением, разрушением составных частей и элементов составных частей сооружений инфраструктуры, в том числе устройств электроснабжения, в результате воздействия внешних и внутренних факторов, при которых происходит потеря их эксплуатационной пригодности и несущей способности.

[на основе положений пункта 4.9 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.35.    Происшествие, связанное с несанкционированным движением транспортного средства по железнодорожным путям и по территории, прилегающей к полосе отвода

Нарушение безопасности движения, характеризуемое нарушением габарита подвижного состава, вне установленного железнодорожного переезда, приведшее к соударению железнодорожного подвижного состава с транспортным средством.

[на основе положений пункта 4.10 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.36.    Прием поезда по неготовому маршруту
Нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) открытый входной светофор или пригласительный сигнал, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250, именуемыми далее — ПТЭ, разрешение на следование на станцию при неправильно приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на железнодорожный путь, не занятый железнодорожным подвижным составом, а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на железнодорожный путь с другим родом тока или на железнодорожный путь со снятым напряжением в контактном проводе.

[пункт 4.11 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.37.    Отправление поезда по неготовому маршруту
Нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся (следующий без остановки) поезд или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с предусмотренным ПТЭ порядком, и получении им в необходимых случаях дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора — предельный столбик) хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок- участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на

неэлектрифицированный путь, на путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока.

[пункт 4.12 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.38.    Перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом
Нарушение безопасности движения, при котором допущен перевод стрелки при нахождении железнодорожного подвижного состава на участке рельсовой цепи, в границах которой она расположена.

[пункт 4.13 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.39.    Отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования
Нарушение безопасности движения, вызванное наличием неисправности вагона пассажирского или пригородного поезда, препятствующей его дальнейшему движению на всех раздельных пунктах, кроме железнодорожной станции отправления и железнодорожной станции назначения.

[на основе положений пункта 4.14 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.40.    Отмена отправления пассажирского поезда (дальнего следования или пригородного) с железнодорожной станции отправления, а также высадка пассажиров из пассажирского поезда на железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, возникшее в результате некачественного ремонта или технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, неправильных действий локомотивных бригад, в том числе из-за повреждения железнодорожного подвижного состава вследствие наезда на людей и животных.

[на основе положений пункта 4.15 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.41.    Повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда (дальнего следования или пригородного) на перегоне или железнодорожной станции
Нарушение безопасности движения, возникшее в результате некачественного ремонта или технического обслуживания тягового подвижного состава, неправильных действий локомотивных бригад, повреждения тягового подвижного состава вследствие наезда на людей и животных, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива.

[на основе положений пункта 4.16 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.42.    Отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами
Нарушение безопасности движения, характеризуемое отправлением поезда на перегон с перекрытым концевым краном или перекрытыми концевыми кранами между единицами железнодорожного подвижного состава, за исключением соединенных грузовых поездов с автономными тормозными магистралями.

[на основе положений пункта 4.17 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.43.    Излом рельса под железнодорожным подвижным составом
Нарушение безопасности движения, характеризуемое разрушением целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения.

[на основе положений пункта 4.18 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.44.    Саморасцеп автосцепок в поездах
Нарушение безопасности движения, характеризуемое самопроизвольным нарушением сцепления единиц железнодорожного подвижного состава.

[на основе положений пункта 4.19 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.45.    Отцепка вагона с опасным грузом в пути следования на перегонах или железнодорожных станциях
Нарушение безопасности движения, возникшее из-за технической неисправности вагона.

[на основе положений пункта 4.20 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.46.    Отцепка вагона от поезда на железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа
Нарушение безопасности движения, характеризующееся наличием возможности падения груза или его части на путь, а также выхода его за пределы габарита погрузки, кроме железнодорожных станций, где имеются пункты коммерческого осмотра поездов, посты коммерческой безопасности или посты коммерческой диагностики.

.

[на основе положений пункта 4.21 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного

транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.47.    Обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, характеризуемое обрывом элементов автосцепного устройства железнодорожного подвижного состава (корпуса автосцепки, тягового хомута, клина тягового хомута).

[на основе положений пункта 4.22 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.48.    Падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава (внутрь рельсовой колеи или на обочину пути) во время движения железнодорожного подвижного состава
Нарушение безопасности движения, приводящее к отсутствию возможности дальнейшего движения железнодорожного подвижного состава, либо к созданию упавшей деталью (деталями) препятствия для движения данного или иного железнодорожного подвижного состава.

[на основе положений пункта 4.23 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.49.    Наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты)
Нарушение безопасности движения, характеризуемое соударением движущегося железнодорожного подвижного состава со стационарными объектами, а также с находящимися в габарите железнодорожного подвижного состава механизмами, оборудованием и посторонними предметами (объектами), в результате которого допущены повреждения железнодорожного подвижного состава или причинен ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД».

[на основе положений пункта 4.24 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного

транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.50.    Несанкционированное           движение           железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон
Нарушение безопасности движения, характеризуемое самопроизвольным движением железнодорожного подвижного состава с путей железнодорожных раздельных пунктов или с примыкающих к раздельному пункту железнодорожных путей необщего пользования с выходом на приготовленный маршрут приема, следования, отправления поезда или на прилегающий перегон.

[на основе положений пункта 4.25 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.51.    Проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика
[пункт 4.26 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.52.    Прием поезда на занятый железнодорожный путь
Нарушение безопасности движения, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью поезда) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на железнодорожный путь, занятый поездом или железнодорожным подвижным составом, за исключением случаев, предусмотренных ПТЭ.

[на основе положений пункта 4.27 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.53.    Отправление поезда на занятый перегон
Нарушение безопасности движения, при котором отправляющийся поезд при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления, отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора — предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (путь перегона, блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или железнодорожным подвижным составом.

[пункт 4.28 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.54.    Падение груза (контейнера) или его части на путь
Нарушение безопасности движения, вызвавшее полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более, либо повлекшее его столкновение с железнодорожным подвижным составом.

[на основе положений пункта 4.29 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.55.    Излом (обрыв) деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки)
Нарушение безопасности движения, связанное с разрушением целостности деталей железнодорожного подвижного состава, из-за несоблюдения технологии их изготовления, эксплуатации или ремонта.

[пункт 4.30 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

14.56.    Ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью
Нарушение безопасности движения, вызванное неисправностью светофора, некачественным ремонтом либо техническим обслуживанием объектов инфраструктуры или неправильными действиями персонала.

[на основе положений пункта 4.31 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2021 г. № 1560/р]

Система менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД»
14.57.    Система менеджмента безопасности движения; СМБД

Часть общей системы менеджмента организации холдинга «РЖД» применительно к безопасности движения.

[пункт 1.2.10 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]

14.58.    Принципы СМБД
Руководящие     положения,     определяющие     основы     и      правила функционирования СМБД.

[Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 15 апреля 2015 г.

№ 983р]

14.59.    Анализ СМБД
Систематическое использование информации для выявления отклонений от сформулированных политики и целей в области безопасности движения и всесторонней оценки достигнутых результатов в этой области.

[пункт 1.2.1 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]

14.60.    Политика в области безопасности движения
Общие намерения и направления деятельности для достижения оптимальных результатов в области обеспечения безопасности движения.

[пункт 1.2.8 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]

14.61.    Цели в области безопасности движения
То, чего добиваются, или к чему стремятся в области безопасности движения.

[пункт 1.2.11 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]

14.62.    Целевой показатель безопасности движения
Устанавливаемый на один год стратегический параметр в области обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса, критерий функциональной безопасности, характеризирующий уровень защищенности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды от событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

[пункт 2.1.2 Положения об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2018 г. № 2803/р]

14.63.    Контрольный квартальный показатель безопасности движения Устанавливаемый на один квартал операционный параметр в области обеспечения                    безопасности           и      надежности     перевозочного     процесса, характеризирующий тенденцию выполнения целевого показателя безопасности

движения.

[пункт 2.1.3 Положения об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2018 г. № 2803/р]

14.64.    Культура безопасности
Осознание важности, ответственности и способность работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность, как главную ценность для ОАО «РЖД» и каждого работника.

[пункт 1.2.4 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]

14.65.    Мониторинг в области безопасности движения, мониторинг
<СМБД>

Система регулярных наблюдений и контроля за развитием процессов и явлений в железнодорожной транспортной системе, связанных с безопасностью движения, и за факторами, обуславливающими соблюдение и (или) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, проводимых по определенной программе.

[пункт 1.2.5 Руководства по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2045р]
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Прокрутить вверх